Над сном монастыря девичьего
Все тихо на сто верст окрест.
На высоте полета птичьего
Над крышей порыжелый крест.
Монашки ходят в домотканое
Одетые, как век назад,
А мне опять, как окаянному
Спешить куда глаза глядят…
К.Симонов
Вполне естественно, что гуляя по Пскову, мы не могли пройти мимо древних монастырей. Столетиями они являлись важными центрами не только религиозной, но и культурной, образовательной, а также социальной жизни.
Монастырей в Пскове было множество. Судя по записям в писцовых книгах, в 1585–1587 годах их насчитывалось около пятидесяти. От многих не осталось и следа…
Накануне Октябрьской революции в черте города существовало четыре действующих монастыря: Мирожский, Снетогорский, Иоанно-Предтеченский и Старо-Вознесенский. До нынешних времён сохранились лишь два — Мирожский (мужской) и Снетогорский (женский).
Самой древней и известной монашеской обителью Пскова является Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, основанный в начале XII века на Завеличье, при впадении речки Мирожи в реку Великую. Главный монастырский храм во имя Преображения Господня был поставлен предположительно в 1137 — 1138 году по инициативе новгородского архиепископа Нифонта. Белоснежный собор с крестом на маковке стал первым центром распространения православия на псковской земле.
В 1130—1140 гг. Спасо-Преображенский собор был расписан греческими мастерами и эти фрески практически полностью дошли до нас. Их отличает очень высокое качество исполнения и отличная сохранность — удивительная для постройки домонгольских времен.
В настоящий момент на территории монастыря полным ходом идут ремонтно-реставрационные работы. Поэтому на знаменитую обитель мы полюбовались лишь издали.
По соседству с Мирожским, чуть севернее, стоял Климентовский мужской монастырь. В летописях он неоднократно упоминается как «Климентовский монастырь изо Пскова зъ Завеличья». В 1615 г. при осаде Пскова войсками Густава-Адольфа монастырь был разорен шведами, потом возобновлен, а в начале XVIII века снова упразднен.
Все невзгоды выдержала лишь главная монастырская церковь, построенная в XIV веке с посвящением двум святым — Клименту, Папе Римскому и Петру, Архиепископу Александрийскому. Здание сохранило свой первоначальный облик почти без изменений, чего нельзя сказать о внутреннем убранстве — оно полностью утрачено.
Ниже по течению Великой, также на Завеличье, находился Иоанно-Предтеченский монастырь (Ивановский). По преданию он был основан в 1243 году княгиней Ефросиньей, дочерью полоцкого князя Рогволда и женой князя Ярослава Владимировича. Когда Ярослав бежал из Пскова в Ливонию и женился там на немке она приняла постриг и стала первой игуменьей монастыря (в иночестве — Евпраксией). В том же году Ефросинья была приглашена в Ливонию для свидания с бывшим мужем и переговорах о приданом, и была предательски убита своим пасынком в г. Одемпе (Медвежья голова). Тело её было привезено в Псков и погребено под собором устроенного ею монастыря. Но тут случилось чудо — над гробом княгини замироточила икона Спасителя. Позже икона получит прозвище «Спаситель Мироточивый» и много веков будет храниться в соборе как чудотворная и местночтимая. А Ефросинья Псковская будет причислена к лику святых.
От всего ансамбля Иоанновского монастыря до наших дней уцелел только собор Иоанна Предтечи. В течение нескольких веков служил он местом захоронения псковских княгинь. Кроме Ефросиньи здесь покоятся святая Марфа — княгиня Мария Дмитриевна, внучка Александра Невского и супруга святого князя Довмонта-Тимофея, а также жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского, который считается основателем Псково-Печерского монастыря.
Церковь св. Климента. Возвращена Русской православной церкви в 1992 г.
Еще один древний монастырь — Снетогорский — находится на правом берегу Великой, на скалистой Снятной горе.
Самое раннее упоминание о Снетогорском монастыре содержится в Псковских летописях под 1299 годом и связано с трагическими событиями: напавшие на город ливонские рыцари заживо сожгли игумена Снетогорского монастыря Иоасафа и вместе с ним 17 иноков.
Рыцарей разгромил «с малою дружиною» псковский князь Довмонт и повелел поставить в разорённой обители новый каменный собор во имя Рождества Богородицы. Храм был готов к 1311 году, а через два года псковские мастера искусно расписали его фресками.
К XIV столетию обитель значительно возвысилась и превратилась в важный духовный центр. Монастырь владел землями, рыбными ловлями и крестьянами, вел большое хозяйство. В Пскове, кроме большого нового подворья, за ним числились мукомольные водяные мельницы на реке Пскове, торговые ряды и дворы, сдаваемые в аренду.
Благодаря своему благоустройству монастырь служил местом остановки знатных гостей. Так, 13 октября 1473 года по пути из Цареграда в Москву здесь останавливалась великая московская княгиня, племянница византийского императора Софья Палеолог.
В XVI веке была построена церковь Николая Чудотворца «камена с трапезой теплая на погребах». В этом же столетии возводится 80-метровая шатровая церковь Вознесения «под колоколы» — «Снетогорский столп», как называли его современники. До наших дней сооружение не сохранилось. В 1920-30-е годы Снетогорский монастырь был разорен. Со звонницы сбросили все колокола, а колокольню разобрали.
Богоматерь Одигитрия. Икона. Около 1313. Псков. Из собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря.
В 1805 году обитель упразднили и передали ее недвижимость под летнюю резиденцию псковских архиереев. В 1941 году фашисты устроили на территории монастыря бункер-убежище штаба гестапо. После войны в бывшем монастыре был размещен дом отдыха, а затем детский санаторий.
В августе 1993 г. монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и теперь возрождается как Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь. Сейчас здесь живут около 80-ти сестёр-насельниц. Для свободного посещения открыта вся территория и Никольский храм, в котором совершаются богослужения.
Рождественский собор является объектом культурного наследия народов РФ федерального значения, а с 2019 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Попасть в собор можно только в составе экскурсионной группы. Нам несказанно свезло — узнав, что мы приехали издалека, добрая женщина-смотрительница впустила нас в храм просто так, без всякой записи.
Внутри стены и своды храма украшены уникальной фресковой росписью.
«Сошествие Святого Духа на апостолов». Фрагмент фрески восточной стены северной ветви подкупольного креста собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря
Фреска с изображением преподобных
Древние мастера сумели создать цельную поэтическую систему образов, своего рода «умозрение в красках», где отразилось представления псковичей о судьбах мира, о Боге, о Его отношении к людям и о личной ответственности каждого человека перед Ним, о святости и о том, что ожидает людей в этой жизни и что после смерти.
К сожалению, живопись находится не в лучшем состоянии.
Фрески не раз были на грани уничтожения, но особенно сильно пострадали при пожаре, который случился в монастыре во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 году. После этого бесценные росписи были наглухо забелены известью и преданы забвению. Случайно их обнаружили лишь в начале XX века, и с тех пор их планомерно исследуют и спасают.
Ну и в завершение заглянем на территорию бывшего Старо-Вознесенского монастыря. Он располагался на Полонище, у «Великих» ворот, через которые в город въезжали епископы, посадники, послы, Московские князья и Новгородские владыки. Под 1460, 1468, 1472, 1486 гг. летопись повествует о встречах и проводах князя Юрия, владыки Ионы, царевны Софьи и архиепископа Геннадия.
Сведения о ранней истории Старо-Вознесенского монастыря очень скудны. Первое упоминание о нём в летописи датируется 1420 годом. В Пскове тогда свирепствовал мор, а в погосте Чирски из обоих очей Богородицы истекли слезы. Об этом сообщили властям, и священнослужители перенесли чудотворную икону в Псков. У Старого Вознесения Чирскую икону торжественно встречали с крестным ходом жители и духовенство.
За свою долгую жизнь Старо-Вознесенский монастырь успел побывать как мужским, так и женским. Долго, почти две трети XVIII века, обитель пребывала в немалой бедности. «Монастырь за неимением средств не был даже огражден…Несколько маленьких деревянных келий, в беспорядке разбросанных по территории монастыря представляли собою приют отшельниц, число которых было самым минимальным от 5 до 10, вместе с игуменьей. Монастырь не имел никаких угодий. Каждая из послушниц должна была сама заботиться о своем содержании» — вспоминала игуменья Агния (Ушакова), руководившая монастырем с 1823 по 1860 гг. Именно при ней монастырь значительно улучшил своё материальное положение, расширился и стал процветать.
В ХХ столетии монастырь всецело разделил судьбу множества других культовых сооружений России. В 1924 году территорию закрывшейся обители обнесли колючей проволокой и устроили здесь исправительно-трудовой лагерь для политзаключённых. Три года спустя его преобразовали в отделение ОГПУ, действовавшее вплоть до начала Великой Отечественной войны. В бывших монастырских подвалах проводили допросы, пытали. Точно сказать, сколько судеб связано с этим местом, сложно, ясно одно: их — тысячи. Для них Старое Вознесение стало точкой отсчёта на личную Голгофу.
От целого комплекса зданий на подворье до сей поры сохранились дом настоятельницы, сестринский корпус и два храма, принадлежащие разным эпохам.
Церковь Рождества Богородицы была построена в 1833 году в стиле ампир: с широким центральным куполом, круглыми колоннами и классическими треугольными фронтонами. В 1972-м этот храм преобразовали в планетарий.
Очаровательная Старовознесенская церквушка возведена предположительно в XVI веке на месте своей деревянной предшественницы.
Сегодня в простом и лаконичном храме царит особая атмосфера теплоты, уюта и доброты ко всем тем, кто «заглянул на огонек».