На самом деле я гуляла с Ирой , но так как она жительница Ярославля, то называется «ярославка» или «ярославна», мне больше нравится второй вариант. После поездки в Толгский монастырь, немного обсохнув на кораблике, мы вернулись в Ярославль.
Еще по приезду я Ире сказала, что моя основная цель в Ярославле — храм Иоанна Предтечи, очень хочется увидеть собственными глазами главный архитектурный памятник Ярославля. Фото этого храма настолько запали мне в душу, пока не увижу, не уеду из Ярославля.
Перед поездкой я нашла в интернете информацию о том, что храм является частью Ярославского музея-заповедника , есть даже определенные часы, когда он открыт для посетителей. Какого-же было мое удивление, что Ира об этом не знала, и уверяла, что храм находится на территории завода и доступ к нему невозможен.
Лучший способ проверить всю имеющуюся информацию, это поехать на то самое место, что мы и сделали. Однако опять моросил дождь, при котором храм якобы должен быть закрыт.
Мы вышли на остановке около лакокрасочного завода, обошли его довольно неприглядной дорогой по промзоне, которая привела к реке Которосль с зарослями и ржавыми плавсредствами.
Храм Св. Иоанна Предтечи в Толчкове - памятник высшего расцвета ярославской архитектурной и живописной школа конца XVII века.
Нашей радости не было предела. Когда подошли к крыльцу, увидели что храм открыт, есть даже билетная касса. Цена для такого сокровища просто смешная. Мы решили осмотреть внутри, пока дождь, а потом уже побродить вокруг храма.
Внутри сыро, холодно и довольно мрачно. Вдруг откуда не возьмись, приехала группа туристов с экскурсоводом, мы то поняли, что это ненадолго, зато есть возможность пополнить информацию о храме.
Церковь Св. Иоанна Предтечи в Толчкове.
Толчково — юго-западное предместье Ярославля XVII века, расположенное на правом берегу реки Которосли. Район еще со времен Ивана Грозного был известен своими кожевенными заводами. Для выделки кож применяли толченую ивовую кору, от производства которой — «толчения» — и получила название слобода.
Западное крыльцо и часть галереи
Так вот, в Толчковой слободе в XVII веке было решено всем миром построить церковь, не простую, а особенную, каких прежде не было. Уникальность ее в том, что она возводилась, отделывалась, украшалась только ярославскими мастерами, это подлинно ярославское произведение искусства.
Внешний вид храма поражает разнообразием декоративных форм. Здесь применены все основные приемы декора русской архитектуры XVII века. Перечислять приемы декора нет смысла, название нам ничего не скажут, это для специалистов. Мы будет просто любоваться и получать наслаждение от сохранившейся красоты этого уникального храма не только для Ярославля, но и для всей России.
Не хочется такую красоту паковать в слайд-шоу.
Это единственный в России уникальный 15-главый храм с 5-апсидным алтарём — памятник ярославской школы архитектуры XVII века.
Росписи храма не имеют себе равных в мировом искусстве по количеству изображаемых сюжетов, более полутора тысяч.
По преданию, ранее здесь находился Вознесенский женский монастырь, который был разорен в 1609 году поляками, но сохранилась деревянный храм Иоанна Предтечи, который прихожане посещали до 1658 года, пока и он не сгорел.
Жители надолго остались без храма. Строительство пятнадцати главой каменной церкви Иоанна Предтечи началось в 1671 году и длилось 16 лет. В 1690 году рядом с церковью построили колокольню в стиле московского барокко, высоты не малой в 45 метров. Позже на колокольне установили часы, как демонстрацию зажиточности прихода.
Средства на возведение церкви собирали жители Толчковой слободы, которая была самой богатой областью в Ярославле, благодаря искусным мастерам-кожевенникам, снабжавшим своей продукцией Англию и Голландию. Всем миром несли свои сбережения, кто что мог, украшения, золото, кружева, старинные иконы.
Новый каменный храм по размеру значительно превосходил имеющиеся в Ярославле памятники, поражал своим великолепием и убранством. Впервые в ярославском храмовом зодчестве решили использовать фигурный формованный кирпич, который изготавливали также в Ярославле.
Интерьер храма расписывали 16 мастеров во главе со знаменитым иконописцем Дмитрием Плехановым и мастером Федором Игнатьевым. Более 500 картин были написаны в течение одного года. Живопись Иоанно — Предтеченской церкви, можно по праву считать вершиной русского искусства XVII века.
В разные годы на средства приходского попечительства при храме была открыта женская церковно-приходская школа, народная читальня, приюты для девочек и для мальчиков, детские ясли и бесплатная столовая.
За несколько лет до Октябрьской революции в храме проводят капитальный ремонт и крупнейшую реставрацию, в него вдыхают новую жизнь, красуйся и радуй окружающих.
В 1918 году советские власти изъяли все средства и имущество, лишь небольшую его часть сумели сберечь сотрудники Губернского музея. Затем были сняты и переплавлены колокола, а Вознесенскую церковь отдали под столовую находящемуся поблизости лакокрасочному заводу. На следующий год завод вообще захватил весь храмовый комплекс и Иоанно -Предтеченская церковь была закрыта, все было включено в территорию завода.
В церкви устроили склад зерна, галерею использовали для хранения сыпучих красителей, кислоты, карбида. В колокольне разместили кузницу. Позже горсовет, увидев и поняв что происходит с уникальным памятником культуры, обязал завод выгородить храм Иоанна Предтечи из заводской территории, «ввиду того, что памятник разрушается», но сделано это было только в 1951 году. Вознесенскую церковь уже успели снести.
Колокольня и храм Иоанна Предтечи
В 1959 году храм Иоанна Предтечи передали Ярославо-Ростовскому музею-заповеднику, и даже начались реставрационные работы. Но так получилось, что храм несколько лет простоял без крыши, а затем на сугробы наложили крышу. Вода таяла и портила оставшиеся шедевры. Утрачена гордость храма композиция «София Ярославская».
Лакокрасочный завод уже строит новые цеха практически у стен храма. Что значит соседство с химическим предприятием объяснять не надо.
Узнав всю эту историю стали понятны слова Иры о том, что храм находится на территории завода, получается так и было. В настоящее время храм с трёх сторон окружён территорией завода «Русские краски» и хорошо просматривается только с Толбухинского моста.
С 2000 -х годов власти обратили пристальное внимание на уникальный памятник культуры Ярославля. «Специалистами Ярославской художественной мастерской выполнены противоаварийные и консервационно-реставрационные работы». Нашла информацию, что в 2020 году губернатор обещал начать комплексные работы и приблизить храмовый комплекс к оригиналу. Однако, мы видели лишь расставленные мешки, коробки, кирпич, какие-то баллоны. Картина внутри храма очень удручающая.
Да и ограда, и частично сохранившиеся ворота, прижатые к заводу, выглядят плачевно. Пытаясь сделать эффектные фото я зашла за Южные ворота, а между ними и заводской стеной настоящая свалка с трупами крыс.
Я бегом обратно, чтобы не нацеплять какую-нибудь гадость на кроссовки, и не вдохнуть лишнего. Вот такой получилась долгожданная встреча.
Не смотря на все неприглядности, мы с Ирой были бесконечно рады, что у нас получилось увидеть храм и даже побывать внутри.
Если кто забыл, так как мы пользуемся в основном картами, на денежной купюре номиналом в 1000 рублей изображен храм Иоанна Предтечи.
Как мы оттуда выходили, я уже не помню, помню, что прошли через проспект Толбухина, а дальше задворками мы продолжили прогулку по бывшей Толчковской слободе.
Ира решила показать Церковь Феодоровской иконы Божией Матери в Толчкове (Фёдоровская церковь) .
Эта церковь была кафедральным собором Ярославско-Ростовской епархии, до освящения нового Успенского собора в 2010 году.
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери в Толчкове (Фёдоровская церковь) — приходской православный храм в южной части Ярославля
В ансамбль бывшего Николо -Пенского прихода, а ныне Феодоровского архиерейского подворья входят также Николо-Пенская церковь с колокольней и современный крестильный храм Равноапостольного Владимира (1999).
Подворье окружено оградой, около храма захоронено несколько архиереев.
Внутренний двор храмового комплекса
Федоровская церковь — памятник архитектуры XVII века
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери в Толчкове
и Никольская церковь —памятник архитектуры XVII–XVIII веков.
Никольская церковь и Колокольня на реставрации
Сказание связывает возведение Фёдоровского храма в Толчковской слободе с чудотворным исцелением посадского человека Ивана Плешкова. В 1669 году он впал в паралич, и во сне ему явились два мужчины в святых одеждах и велели идти в Кострому к иконе Феодоровской Богоматери — моленному образу царей новой династии Романовых.
Иван Плешков так и сделал, пошел в Кострому, заказал список с Феодоровской иконы у известного иконописца Гурия Никитина. Пока Иван с сотоварищами нес список в Ярославль, произошло несколько чудесных исцелений.
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери в Толчкове
Декоративная отделка Феодоровского храма
Участок под строительство предоставил 27 сентября 1683 года Иван Моисеев Денисовский, это было его личное домовладение. По совету Плешкова храм было решено строить похожим на Вознесенскую церковь. И как было принято в те времена, прихожане чем могли способствовали стротельству. Самым ценным подарком храму был серебряный ковш от купца Еремина, который в свою очередь получил его в дар от царей Петра и Ивана Алексеевичей.
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери в Толчкове
Митрополит Иона Сысоевич дал храму благословенную грамоту, по которой он и был освящён в 1687 году, в один год со знаменитым соседом — храмом Иоанна Предтечи в Толчкове. Два значимых для Ярославля храма были освящены в одном году.
Какой же прекрасный, познавательный и очень насыщенный день получился у нас с Ирой, не смотря на капризы погоды.
Где-то в Толчковой слободе
После прогулки по Толчково мы отправились по своим «домам», надо было хорошо отдохнуть. Завтра будет новый день и новые встречи.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия