Путешествие по Долине Луары началось в парижском аэропорту Шарль де Голль. Рейс опоздал на полтора часа, поэтому на ближайший поезд идущий из аэропорта в Тур уже не успевали. Следующий вариант был уехать с вокзала Монпарнас. Подумала правильно, что не купили билеты заранее. С самолётами никогда нет уверенности, что прилетишь в назначенное время и даже день. Дошли до станции электричек, купили билет в автомате и поехали. Вагон был заполнен до отказа, кондиционер не справлялся и пассажиры открыли окна. Сидела на ветерке и думала, только бы не простудиться. Тут ещё попутчик попался разговорчивый, так и не заметили, как доехали. В городе пересели на метро и примерно через час вышли на станции Монпарнас.
Переход из метро в здание вокзала походил на бег с препятствиями: лесенка вверх, лесенка вниз и все с чемоданами. Про эскалаторы там похоже не слыхали. Хорошо, что езжу налегке, так как даже рельсов для сумки с колёсиками не предусмотрено. Ну хватит о грустном. Хотя очереди к билетным автоматам были немалые, прошли дальше и нашли пустой автомат. Совсем забыла упомянуть, что прилетели мы в главный национальный праздник: День взятия Бастилии. Однако, на наше счастье, билеты на рейс отправляющийся через два часа были и стоили довольно разумно около 70 евро. Тут возникло неожиданное препятствие, автомат требовал номер телефона, а откуда же он у нас. После некоторых колебаний завела номер с распечатки гостиницы. Уф, с билетами в руках прошли в зал ожидания, сели и тут до меня дошло, ведь за окном Париж!
В Тур прибыли под вечер. У нас был апартотель с кухней, поэтому первым делом отправились закупить продуктов. Супермаркет Monoprix на Rue Nationale обычно работает до 8 вечера, кроме воскресенья, когда они закрываются в 6:30. Перед отъездом не нашла информации считается ли праздничный день воскресеньем, во всяком случае в отеле на стойке регистрации так считали и заселялись мы самостоятельно. Вобщем решили поторопиться и тут возникло неожиданное препятствие.
Перед городской мэрией проходили праздничные мероприятия и Rue Nationale перекрыли. Обходить за несколько кварталов не было никаких сил, поэтому просто отодвинула заграждение. Девушка полицейская попыталась что-то сказать, но «мы не местные» и по-французски не понимаем. Monoprix порадовал широким выбором и обычными часами работы, люблю закупаться в этой сети во Франции.
Утряся все практические дела и вкусно поужинав отправились на вечернюю прогулку по городу. Здание турского вокзала было построено между 1896 и 1898 годами под руководством местного архитектора Виктора Лалу. Два больших застеклённых купола придают конструкции легкость и прозрачность. Четыре аллегорические статуи фасада представляют города Бордо, Тулуза, Лимож и Нант.
Зал украшен расписными керамическими панелями с изображением окрестных замков.
На привокзальной площади разбит сквер с фонтаном в виде перевёрнутой лодки или может листа. Выглядит довольно симпатично,
Незнакомые деревца вокруг фонтана цвели розовыми и лиловыми гроздьями.
Мероприятия у мэрии уже закончились и здание засияло вечерней подсветкой.
Когда планировала поездку рассматривала два варианта базирования в Долине Луары: Тур и Блуа. Учитывала и логистику передвижений на общественном транспорте и удобства жизни в самом городе. Тур выглядел привлекательнее по всем показателям, на нём и остановилась.
Город смотрели урывками между поездками по замкам что-то утром, что-то вечером.
Главная достопримечательность, которую было бы непростительно пропустить безусловно Турский собор. Громада собора нависает над вами как исполин. Впечатление усиливают детали фасада у основания башен похожие на лица.
Поскольку строительство велось медленно с 1170 по 1547 год, здание представляет собой полный ансамбль французской религиозной архитектуры XII–XVI веков. Основание и контрфорсы башен относятся к романскому периоду, общий дизайн — чистая готика, а вершины башен выполнены в стиле французского ренессанса начала 16 века.
Внутри традиционный трёхуровневый неф: первая галерея с колоннами, поддерживающими ребра сводчатого потолка, галерея среднего уровня, или трифорий, с небольшими узорчатыми окнами и верхний уровень, или фонарь, с высокими окнами заполненными витражами.
Собор не был бы так знаменит, если бы не одна из самых обширных в Европе коллекций витражей XIII века.
В 13 веке художники витражисты, работавшие над Турским собором, совершили маленькую революцию в дизайне. Вместо того, чтобы всё окно заполнять множеством маленьких сценок из крошечных кусочков ярко окрашенного стекла, художники Тура начали комбинировать разные типы окраски. Традиционные иконографические сцены с библейскими фигурами они окружили орнаментами из прозрачного или слегка окрашенного стекла с геометрическими и растительными мотивами.
В результате интерьер стал гораздо светлее, а также новая техника позволила выделять отдельные группы фигур, которые в противном случае потерялись бы среди сотен других изображений. Этот стиль возникший в Туре примерно в 1265 году, вскоре был использован в соборе Труа, а затем быстро распространился на другие соборы Франции, а затем и Англии.
В хорах до сих пор сохранились оригинальные пятнадцать витражей 13-го века, на которых изображены сцены из жизни Христа, Апостолов и Святых, а также профессии гильдий, которые внесли свой вклад в их финансирование.
Окно-роза начала 14 века в северном трансепте имеет необычную конструкцию. Его поместили в центр квадрата уже заполненного витражами, что вызвали проблемы со стабильностью. Решение нашли простое, в середине окна поставили каменный контрфорс.
Противоположное окно южного трансепта частично заслонено органом в оригинальном корпусе 16 века.
Кое-где на стенах видны остатки средневековых фресок.
В соборе находится саркофаг детей короля Франции Карла VIII и Анны Бретонской из каррарского мрамора изготовленный в 1506 году Гийомом Реньо.
Собор не раз упоминался в произведениях знаменитого уроженца Тура Оноре де Бальзака. Готическая атмосфера храма пронизывает мрачный короткий роман Бальзака о ревности и провинциальных интригах «Кюре де Тур» («Турский священник»), а его рассказ «Мэтр Корнелиус» начинается в самом соборе.
В отличие от собора судьба Базилики Святого Мартина Турского сложилась не так удачно. Старая коллегиальная церковь Сен-Мартен-де-Тур, построенная в основном в 11 веке, была секуляризирована, подверглась вандализму и преобразована в конюшню в 1793 году.
Нынешняя базилика, гораздо более скромная, была построена между 1886 и 1902 годами в неовизантийском стиле автором проекта железнодорожного вокзала архитектором Виктором Лалу.
Монументальная статуя Святого Мартина из бронзы венчающая купол была заказана скульптору Жан-Батисту Югу.
От старой базилики остались только две башни. Одна — Башня Карла Великого второй половины XI века, названная в честь четвертой жены короля Луитгарды Алеманской.
Вторая — Часовая башня была построена одновременно с первоначальным фасадом базилики, в самом начале 11 века.
Отель де Виль был спроектирован всё тем же Виктором Лалу. Здание богато украшено внутри и снаружи. Кариатиды по сторонам часов работы Эмиля Жозефа Нестора Карлье олицетворяют День и Ночь. Справа и слева от них — аллегории рек Луары и Шер Жана-Антуана Инжальбера. Боковые фронтоны украшены фигурами «Образование и бдительность» Альфонса-Амеде Кордонье и «Сила и слава» Жана-Батиста Юга.
На противоположной стороне проспекта неоклассическое здание Дворца Правосудия.
Гуляя по городу постоянно встречали смешение стилей.
В старом городе каменные дворцы соседствуют со скромными деревянными постройками.
Отель Гуэн был построен в 15 веке. Дом принадлежал Рене Гардетту, потомку семьи торговцев шелком из Тура. Фасад здания перестроили в XVI веке в стиле раннего ренессанса.
Площадь Плюмеро окружена средневековыми фахверковыми домами. Один из домов принадлежал Шарлю Плюмеро, муниципальному советнику, который за неимением наследников завещал городу 3000 франков.
В то же время на проспекте Националь стоят роскошные многоэтажки с коваными балкончиками в стиле ар-нуво.
Во времена галлов Тур был важным перевалочным пунктом на берегу Луары.
В один из вечеров прошли через весь город до реки. Заходящее солнце окрасило Собор в тёплый золотистый цвет.
Церковь Сен-Жюльен в Туре ещё одно историческое место, истоки которого восходят к VI веку. Первоначально являвшаяся частью бенедиктинского аббатства, настоящая церковь преимущественно датируется 13 веком.
История аббатства связана с деяниями таких исторических личностей, как Грегуар де Тур и Хлодвиг, король франков. Последний инициировал постройку на этом месте первой часовни в ознаменование победы над вестготами.
Архитектура церкви сочетает романский стиль, раннюю и позднюю готику как свидетельство долгой и сложной истории.
Королевский замок Тура несет на себе следы былого величия. Именно здесь в 1413 году праздновалась свадьба Марии Анжуйской и будущего короля Карла VII. Здесь также принимали Жанну д’Арк возвращающуюся с победой в Орлеан. От оригинального замка сохранилось не так много. Башня Гиза с замечательными машикулями 15 века названная в честь молодого герцога, сбежавшего из нее в 1591 году.
В скромном трёхэтажном флигеле также когда-то проживали королевские особы. Считается, что Мария Анжуйская приказала построить более удобное отдельное жилое помещение с видом на Луару. Постройка опирается на фундамент укреплений галло-римского замка. Окна на уровне земли служили для нужд караульной службы.
Тихий летний вечер окутывал накопившимся за день теплом, с реки веяло приятной прохладой. Редкие туристы прогуливались по аллее вдоль набережной.
Фигуру с золотым орлом на вершине фонтана поначалу приняла за Ганимеда. Оказалось это мемориал посвященный американским инженерным службам, которые базировались в Туре во время Первой мировой войны, а статуя с орлом — индеец.
Монументальный мост Вильсон, построенный в 1779 году, также назван в честь президента США времен Первой мировой войны Вудро Вильсона. Сооружение было гордостью турских инженеров, поскольку это первый мост во Франции с плоским настилом.
На площади Анатоля Франса журчал фонтан.
Перед университетской библиотекой скучала статуя уроженца Турени, философа, ученого и математика Рене Декарта.
По пути в отель отметили здание Оперного театра. Проект театра в итальянском стиле был одобрен самим архитектором Парижской оперы Шарлем Гарнье.