Хэмптон Корт — один из королевских дворцов в окрестностях Лондона. От здания Парламента в Лондоне, по прямой, до Хэмптон Корта где-то восемнадцать километров. В пересчете на московскую карту как раз кольцевая дорога, старая граница Москвы. Хэмптон был построен в 1514 году. В те времена состоятельные люди еще не обзавелись вертолетами и в условиях ограниченного выбора (карета — лодка), предпочитали ездить на лодках. Дворец был размещен на берегу Темзы, по которой можно было достаточно быстро и комфортно добираться до центра Лондона.
Часто говорят, что Хэмптон Корт расположен в Лондоне, но это не совсем верно. Конечно, он расположен в Хэмптоне, поэтому и Хэмптон Корт. Хотя само понятие Хэмптон очень неудобно, уж очень оно размазано. Территория, попадающая под это определение значительно больше Лондона, а южный Хэмптон уж совсем у черта на куличках.
Поездка в Хэмптон Корт необременительна. Минут двадцать на электричке от вокзала Ватерлоо. Написано, что электрички ходят каждые пятнадцать минут, но если приглядеться к расписанию, получается скорее полчаса. Не будем придираться, сидячих мест в вагонах безусловно хватает на всех, а в будний день электрички и вовсе полупустые. В вагонах тихо, прохладно, пейзажи приятные, хочется петь бодрые песни.
Первым хозяином королевского дворца был вовсе не король, а кардинал Томас Уолси. Правда, если опять перенестись на сегодняшние московские реалии, Уосли скорее был премьер-министром, чем патриархом. Основные его должностные обязанности были вполне светские. Выходец из простой семьи, Уолси блестяще закончил Оксфорд, быстро двигался по служебной лестнице и на самой ее верхней ступени, как неизбежность, встретился с другим хорошим учеником и неординарным человеком Генрихом VIII.
Справедливости ради, следует отметить, что строительство блестящей резиденции Уолси, осуществлялось не в самый благоприятный финансовый момент для Британии, при этом источники финансирования не совсем прозрачны. Даже самый доброжелательный фининспектор не поверит, что все это на зарплату построили. В условиях отсутствия начального капитала, сажать можно в любой момент, что короля по всей видимости устраивало.
Фонтаны говоришь
Очень часто в псевдоисторической литературе можно встретить формулу — Генрих увидел дворец Уолси, был возмущен казнокрадством, Уолси отрубил голову, а дворец забрал в казну. Логично только на первый взгляд, посмотрим на время, дворец был построен 1514 году, а конфискован 1529. Между этими датами пятнадцать лет, в течении которых Уолси был ближайшим соратником Генриха VIII, причем не только в области внешней и внутренней политики, но и во всех дрязгах с его попытками развода.
Вспомните, ведь Уолси был кардиналом, и именно он формально развел Генриха VIII, вопреки запрету Папы. Похоже они оба достаточно пренебрежительно относились ко всем религиозным формальностям. Уолси несмотря на целибат признавал своих детей от разных женщин, а Генрих, написавший по молодости церковный трактат о нерушимости брака и недопустимости разводов, всегда сначала старался по-хорошему развесить и только если совсем не получалось, рубил женам голову.
Не важно для кого строили дворец, от Томаса Уолси во дворце осталось только имя, его образ был не важен для популяризаторов истории, уж больно серьезным был следующий хозяин. Королевой Викторией Хэмптон Корт был превращен в музей порочности Генриха VIII.
Она была серьезный пропагандист и созданный ей имидж короля будет жить в веках. Даже совсем маленькие английские дети знают дурацкий стишок в размере считалочки: казнил, развел, умерла…, по-английски складненько получается. Виктория была борцом за семейные ценности и мощный отрицательный образ был важен, многие тетки любят ужастики.
Что касается самого Генриха VIII, все эти жены были, для него, очень вторичны. Из него сделали пугало, мамы всего мира показывают пальцем на его портрет и рассказывают, что он казнил шесть своих жен (хотя на самом деле двух). Казни жен, были не основным занятием короля, Генрих был сильной личностью, с целью на уровне управления дрейфом континентов. Жены, Уолси и даже Томас Мор со всей его Утопией были инструментами.
Королем Генрих стал случайно, в самом расцвете сил умер его старший брат. Будучи вторым сыном, он не был Принцем Уэлским (наследником престола), а получил церковное образование. По молодости написал несколько серьезных церковных трактатов по вопросам семьи и брака, при этом принципов, изложенных в этих документах, во взрослой жизни, Генрих никогда не придерживался. Здесь он прототип Фиделя Кастро, тот, сразу после окончания университета, написал блестящие работы о вреде диктатур и необходимости выборной системы для процветания страны.
Другим увлечением молодости Генриха была музыка. Он искренне недоумевал, почему люди не умеют играть на музыкальных инструментах и зачем вообще учиться музыке. Сам он играл любую музыку, на любых инструментах, а песни, которые он написал, на несколько веков заняли первые строчки британского хит парада.
Я о чем, в пропагандистских целях совершенно неординарный образ Генриха VIII упрощен до антиженского монстра. Если бы перед пропагандистом стояли другие задачи, можно было бы работать по иным особенностям биографии. Например, он трижды переходил из лагеря католиков в лагерь протестантов и обратно, при этом казнил своих бывших соратников. Да одна Утопия чего стоит, там ведь сформулирована базовая философская идея, а он топором…
На мой взгляд, определяющий элемент в том, что люди, ставящие перед собой суперзадачи, традиционно перестают считаться с окружением. В рамках этой идеологии, их личная ценность, как проводников великой идеи, безусловна. Ценность лиц из окружения определяется дискретным вкладом. Отношение к жене просто частный случай, нужен наследник — обеспечь, не умеешь — «незаменимых людей не бывает». Не оправдываю, не люблю, но понимаю.
Наверно мне хотелось бы увидеть в экспозиции дворца-музея, что-то, что помогло бы разобраться в агрессивной логике великих реформаторов. Что ни будь из серии последнее рукопожатие Генриха VIII и Томаса Мора, песни бы с удовольствием послушал, но это из серии детские мечты, никто за тебя думать не будет. В музее все намного проще, про то, как много Генрих ел и пил, бесконечные портреты несчастных жен, бесхитростное изложение биографии, так оно и должно быть, так оно практически везде.
Во дворцы ездят не за знаниями, во дворцы ездят за красотой. В Хэмптон Корте действительно красиво. Дворец роскошный, парк изящный. К интересным деталям следует отнести часы, заказанные Генрихом. Что только они не показывают, ну как нынешний телефон, даже уровень воды в Темзе показывают, полезная штука.
В парке удивляют деревья обрамляющие аллеи, это наверно тисы, по крайней мере им по звучанию подходит такое название, но они какие-то очень большие и древние. Есть огромные акватории, которые можно было бы назвать фонтанами, если бы там были фонтаны или бассейнами если бы в них можно было бы плавать. Кроме этого, не смотря на осень, замечательно выглядели, по-английски ухоженные, кусты роз и прочих камелий.
Поездка из Лондона в Хэмптон Корт, на мой взгляд, на целый день. Дворец большой, парк огромный, историческая экспозиция познавательная, картинная галерея содержательная.
Постарайтесь поехать в хорошую погоду, пропустить парк будет очень обидно, мы провели в парке столько же времени сколько во дворце. Лондон богатый на достопримечательности город и наверно вы не посмотрите Хэмптон Корт в первую неделю прибывания в нем, но если вдруг возникнет вторая неделя обязательно съездите.
Теги:
Самостоятельные путешествия