Более полумиллиона паломников ежегодно посещают город Печоры в Псковской области, чтобы соприкоснуться с его главной святыней — Псково-Печерским Свято-Успенским монастырем. Находясь в Пскове, и мы решили его посетить, благо монастырь располагается всего в 50 км от столицы области, на самой границе с Эстонией. Кстати, Печоры был раньше посадом при монастыре.
Печоры:
1
1
Церковь Сорока мучеников Севастийских и церковь св. Варвары на площади возле входа в монастырь:
2
1
До XIV века на месте будущей обители жили иноки-отшельники, точных свидетельств о том был ли это монастырь и сколько он насчитывал иноков, не сохранилось.
Пещера «Богом зданная» становится известной местным жителям с 1392 года. В 1470 году в пещере поселился иеромонах прп. Иона, бывший Псковский священник. Прп. Иона выкопал пещеру, в которой устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг этого храма и собралась будущая знаменитая обитель. Со временем пещеры из келий превратились в кладбища-мощехранилища.
Святые врата под Петровской башней, главный вход в обитель:
5
2
Церковь Николы Вратаря со звонницей, построенная не позднее 1565 г.:
5
4
Михайловский собор (1820 г.):
1
Вид на нижнюю, главную часть монастыря:
7
3
1
2
2
В Псково-Печерском монастыре сохранилась коляска, оставленная Анной Иоанновной во время ее приезда в обитель. Существует три версии того, как коляска осталась в монастыре. По первой версии Анна Иоанновна проездом в октябре 1732 года была в монастыре, но на обратном пути выпал густой и мокрый снег, поэтому императрица была вынуждена оставить коляску и пересесть на сани. По второй версии коляска Анны неожиданно сломалась, пока императрица была на монастырском богослужении, и ей пришлось оставить ее там. Существует и более романтическая легенда появления коляски Анны в монастыре: проезжая по Печорской земле, на спицу колеса коляски обвилась змея, а по поверью, это было дурным знаком и ехать далее было нельзя. Так Псково-Печерский монастырь обрел еще одну реликвию:
2
2
Живописные купола Успенского собора и близлежащих к нему монастырских зданий:
8
Дом Настоятеля
4
с небольшим садиком
2
и мостиком:
2
2
Надкладезная красная шестигранная часовня, в которой бьет Живоносный источник. Часовня поставлена над источником в 1910 — 1911 годах:
3
Церковь во имя Благовещения Богоматери:
3
Красное здание — ризница:
4
Корнильевский источник, имевший в древности важное стратегическое значение для защитников крепости:
4
Успенский пещерный храм, освященный в 1473 году, главный и древнейший соборный храм монастыря:
7
Здесь же, рядом со звонницей, находится вход в пещеры монастыря. В пещерах погребено свыше 11 000 человек. Это действующее монастырское кладбище. Протяженность 7 пещерных улиц — 218 метров. Имеется подземный храм, который освящен в честь Рождества Христова. В древности в пещерах погребали защитников крепости и монахов этого монастыря, позже там хоронили и представителей знатных боярских и княжеских родов.
Главная монастырская колокольня, или звонница. Она имеет 2 яруса звонов — шестипролетный нижний и однопролетный — верхний:
4
Всего на звоннице 17 колоколов, три из которых с надписями: полиелейный, великопостный и праздничный — большой. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562 г.), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1561 г.) — 2 тонны. Большой колокол — дар Петра I (1690) — 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел. Поэтому, во время звона часть звонарей стоит на земле перед звонницей, часть — в звоннице соседнего храма, куда тянутся верёвки от колоколов:
4
Часовая башенка с часовым механизмом 17 в. установлена на звоннице. Часы приводятся в действие гирей в виде большой бочки, наполненной камнями, которая движется в деревянной шахте. Механизм часов соединен с колоколами и каждые четверть часа мелодично перезванивают малые колокола, а часы отбивают большой колокол.
3
2
5
Фрагмент Покровского храма:
2
2
2
Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, лифляндцев, шведов, поляков. В XVI веке монастырь был значительно разрушен ливонскими рыцарями. В 1516 обитель была возобновлена псковским дьяком Мисюром Мунехиным. Важное политическое значение обители привлекло внимание московского правительства, которое укрепило его стенами в 1558–1565 годах. Стены были перестроены и укреплены в 1701 году. Это помогло обители не раз отражать нападение врагов.
4
5
6
В 1920–1940 обитель находилась на территории, входившей в состав независимой Эстонии. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался, оставался одним из немногих монастырей, которые существовали и в советское время. В последней трети ХХ века обитель стала одним из главных центров возрождения православных традиций, в том числе традиции старчества.
Вот такой яркий красавец есть у нас. В России красивее, пожалуй, только Троице-Сергиева лавра в подмосковье.