Рязань — древнейший город, и, естественно, знакомство с Рязанью мы начали с её исторического центра, с места основания города — с территории Рязанского кремля. О рязанском кремле можно прочитать здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_42904
Оставив позади кремль и Глебовский мост, мы оказались на Трубежской набережной, которая тянется от кремля в сторону одного из самых красивых храмов Рязани — Спаса-на-Яру. По ней мы и прогуляемся.
Река с набережной не видна, в этом месте она обмелела, и за буйной растительностью спрятался глубокий овраг и тоненькая змейка Трубежа, а более широкое течение реки начинается за территорией кремля.
А слева вдоль набережной простирается Соборный парк, где любят гулять и рязанцы, и гости города. Это одно из самых привлекательных мест в Рязани. На сравнительно небольшой территории здесь располагается сразу несколько различных архитектурных и скульптурных памятников, интересных арт-объектов. К тому же рядом кремль, Трубежская набережная. Так что мимо этого парка вы навряд ли пройдете.
Недалеко от Глебовского моста памятник-стела в честь героев Гражданской войны 1917–1918 годов, установленная здесь в 1957 году. А на заднем плане — два дома старинной усадьбы И. Н. Кокина — деревянный и каменный. Построены в 60-х годах 19 века. Красивый фасад каменного дома выходит на Соборную улицу, но и с этого ракурса дом смотрится неплохо.
Дальше памятник воинам-рязанцам, участвовавшим в Отечественной войне 1812 года, — мраморная стела, увенчанная бронзовым двуглавым орлом — символом России. Стела установлена в парке в 2013 году.
Немного в глубине парка лежит огромный валун. Надпись на нем гласит: «В лета 6603 (1095 год.) заложен бысть град Переславль-Рязанский около церкви святого Николы Старого». А мы уже знаем, что до 1778 года нынешняя Рязань именовалась Переславлем-Рязанским. Вначале мы подумали, что камень каким-то образом связан именно с зарождением города, но как оказалось, нет. Этот огромный камень был добыт в местном карьере и установлен в парке в 2021 году.
Ну и кто не знает, что «в Рязани грибы с глазами»? А вот что означает это выражение, наверное, не все знают. Филологи, историки и другие важные люди, те, которые не из Рязани, утверждают, что фраза про рязанские грибы возникла как дразнилка в отношении выдумщиков и сплетников, разносивших неправдоподобные слухи. Ну, а сами рязанцы так не считают. По их мнению, версия с дразнилкой так себе. Тут все посерьезнее. Истоки этого выражения уходят в глубокую древность, когда Русь часто подвергалась набегам монголо-татар, и Рязань стояла первой на их пути. В рязанских лесах всегда было много грибов. Местным жителям запрещалось их собирать, и вот следопыты, увидев сбитые или поврежденные грибы, понимали, что где-то рядом непрошенные гости и по вытоптанным грибам находили путь, по которому двигались вражеские отряды. Было ли это на самом деле или просто это красивая легенда — да кто ж теперь это знает!
И если раньше, говорят, рязанцы обижались на это выражение, то сейчас «глазастые грибы» — настоящий символ Рязани. Первая «грибная» скульптура была установлена 10 лет назад — в 2013 году в Нижнем городском саду. Сейчас таких арт-объектов 12, и все они уникальны, не похожи друг на друга. Фигурки маленькие, такие вот бронзовые крошки-грибы «с глазами». Авторы этих забавных фигурок рязанские скульптуры Полина и Василий Горбуновы.
К сожалению, нам не удалось обнаружить все скульптурки, но многие мы все-таки увидели. Вначале я хотела показать в отдельном отзыве «грибные» рязанские места, но потом решила не нарушать хронологию нашего путешествия и поэтому покажу эти симпатичные «грибки» в том порядке, в котором мы их видели.
И самые первые арт-объекты мы увидели здесь, на набережной. Первый наш «гриб с глазами» — Дозорный. Крепкий гриб-боровик с бородой в рыцарских доспехах находится недалеко от Глебовского моста. И уже само расположение говорит о том, что это важный гриб, прямая его обязанность — высматривать врагов и не допустить их в важнейшее место — в кремль.
И рядом, буквально метрах в 20 от Дозорного, еще один арт-объект — гриб-Художник. Одет он как и положено творческому грибу в платье старинного художника с бантом, в руках у него кисточка и палитра. Стоит он перед мольбертом. И этот художник не просто рисует что-то там, он рисует набережную на фоне кремлевских сооружений — колокольни и собора.
Полюбовавшись на эти симпатичные фигурки, шагаем дальше. А дальше — самое интересное…
В конце набережной стоит церковь Спаса Преображения на Яру. Пятиглавый храм возвышается на высоком крутом берегу, поэтому второе ее название, народное — Спас-на-Яру. Церковь видна и из кремля.
Это один из самых древних, и как по мне, самых красивых и по-настоящему сказочных храмов Рязани. Храм был выстроен в конце 17 века на месте деревянной церкви, которая к этому времени разрушилась. Возведен храм был в рекордные сроки, всего за несколько месяцев, местным помещиком Верденским, который между прочим происходил из древнего дворянского рода, основателем которого был зять Олега Рязанского.
За всё время своего существования храм несколько раз частично перестраивался, значительные преобразования облика храма произошли в конце 19 века, тогда он и стал по-настоящему красивым. А вот в годы советской власти на долю храма выпали серьезные испытания. В 1924 году храм закрыли, и в здании храма оборудовали…инкубатор для кур (!!!), позднее храм стали использовать в качестве жилья для граждан, а в 50-е годы сюда переехала Морская школа ДОСААФ. В 1995 году храм вернули Православной Церкви. И сразу храм стали восстанавливать.
И надо сказать, в результате реставрации храм стал еще красивее, чем был раньше. Сверкающие купола, изумительный кремово-золотистый цвет стен, красивая отделка, сохраненная благодаря реставраторам с 17 века — взгляд невозможно оторвать от такой нежной и спокойной красоты. И весь храм воздушный и легкий. Очень впечатлила нас эта небольшая, но такая интересная церковь, безусловно являющаяся украшением набережной.
Рядом с храмом довольно необычный памятник Есенину, и мнения об этом памятнике неоднозначны.
В стихотворении «Мой путь», написанном в год смерти, Есенин писал, что в детстве он мечтал:
«Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.»
А уже в конце стихотворения:
«На кой-мне черт, что я поэт!..
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только… Нет, не ставьте памятник в Рязани!»
Почему Есенин так написал? Конечно, никто точно не знает, что было на душе у мятежного поэта, когда он писал эти строки. Есенин прекрасно знал о своем таланте и знал, что его стихи будут читать и о нем будут помнить потомки и, конечно, будут ставить ему памятники. Но он по каким-то причинам не хотел, чтобы его памятник стоял в Рязани. Возможно потому, что Рязань не приняла его, в городе он был чужим. Может он не хотел, чтобы после смерти опошлили его имя. По другой версии, его слова можно истолковать как природную скромность, не думаю, что это версия верная, но опять-таки, никто не знает почему Есенин так изменил своей детской мечте.
И все же в 1975 году в честь 80-й годовщины со дня рождения Есенина в Рязани памяник был установлен. По всей видимости установка памятника обсуждалась с сестрами поэта, так как они присутствовали на его открытии.
Поэт изображён по пояс и будто выходит из скалы. Запечатлен он широко раскинувшим руки и, по всей вероятности, читающим стихи. Честно сказать, изображение поэта в полтуловища нас немного смутило, но возможно он изображен в таком виде, потому что основная идея памятника — поэт вышел из родной земли. Хотя как мне кажется, что уж очень сильно его приземлили…
На фотографии памятник не кажется таким масштабным, на самом деле он просто огромный, благодаря чему создается впечатление, что памятник как будто возвышается над людьми. И все равно, легкости в памятнике не ощущается, уж очень утяжеляет его вот такая неординарная горизонтальная форма.
Место для памятника по-моему выбрано удачно, перед ним рязанские дали, открывающиеся с высокой набережной реки Трубеж. И Есенин как раз и смотрит в эту даль. Есенин любил природу рязанского края, особенно русские березки, и не раз посвящал березкам стихи, и символично, что около памятника растут именно белые берёзы, а рядом с березами рязанские клены и рябины.
Не знаю, как в другое время года, но осенью памятник на фоне деревьев, одетых в разноцветные осенние наряды, смотрится впечатляюще. Бесснежной зимой или ранней весной впечатления от памятника, думаю, были бы другие. А в нашем случае даже как-то не обращаешь внимания на необычную форму памятника, просто вспоминаешь стихи Есенина и радуешься, что удалось побывать в родных Есенину рязанских краях в такое восхитительное «золотое» время года.
Мы были возле памятника в будний день в первой половине дня, да и похолодало в тот день в Рязани, поэтому на набережной было малолюдно и желающих сфотографироваться на фоне памятника можно сказать не было. А вот в соцсетях я видела, как для того, чтобы запечатлеть себя даже не на фоне памятника, а на самом памятнике, народ в полном смысле этого слова карабкается по бронзовому Есенину, чтобы усесться на вытянутую руку поэта и в таком вот виде сфотографироваться. К счастью, мы этого не увидели, иначе очень бы огорчились.
Ну, а дальше мы прогуляемся по парку.
Золотая осень вступила в свои права, раскрасив парк в яркие тона. Шуршащие под ногами разноцветные листья покрыли землю пёстрым ковром. Осенние красоты парка просто завораживают.
Золотая осень — чудесная романтичная пора. И наша прогулка по парку превратилась в небольшое романтичное путешествие.
В самом центре парка часовня Всех святых, возведенная в 1995 году в честь 900-летия Рязани. За основу композиции был взят старинный боевой шлем русского витязя, это мы знали раньше, но как бы мы ни вглядывались, так и не смогли найти сходство между формой часовни и шлема.
Часовня новодел, но тем не менее она является воплощением истории Рязани. На ее стенах установлены девять бронзовых мемориальных досок, на которых отражена история Рязани со дня основания города до года постройки часовни, то есть вся история за девять веков. Одна доска — одно столетие.
Часовня гармонично вписалась в окружающую обстановку и прекрасно смотрится со всех сторон.
Со стороны Соборной площади стоит памятник Сергию Радонежскому — Игумену земли Русской. Установлен в 2016 году в рамках проекта «Аллея российской славы», это такой общероссийский проект по установке памятников по всей России.
Конечно, памятник Радонежскому установлен здесь не просто так. В 1386 году в Рязани, точнее в Переяславле-Рязанском, состоялась историческая встреча преподобного Сергия с рязанским князем Олегом. Как сказано в летописях, Сергий Радонежский был известен не только как святой, но и как мудрый государственный деятель. Русь в то время была раздроблена на ряд отдельных княжеств, между которыми не прекращались междоусобные войны. Конечно, этим пользовались враги, и особенно монголо-татары. Вообщем нелегкие были времена. И только единство могло спасти Русское государство, и Радонежский это понимал. Именно в ходе этой встречи святой Сергий убедил князя Олега прекратить многолетнюю вражду с Московским княжеством и именно тогда были заложены основы для дальнейшей централизации Русского государства.
И вот через 630 лет после своего исторического визита Сергий Радонежский вновь вернулся на Рязанскую землю. Символично, что буквально рядом, на Соборной площади находится бронзовое изваяние второго участника тех событий — великого князя Олега Рязанского.
Памятник был открыт в 2007 году. Князь Олег являлся одной из наиболее значимых фигур своего времени. Он стоял во главе Рязанского княжества более 50 лет и всегда действовал в интересах своего княжества. Именно в годы его правления Рязанское княжество достигло своего расцвета, и это произошло несмотря на то, что княжество подвергалось постоянным разорительным набегам многочисленных врагов, и чаще всего монголо-татар. Рязанцы всегда любили и гордились своим князем, были верны ему и в победах и после поражений. Но все было не так просто. С одной стороны — князь Олег — патриот, мудрый правитель, с другой стороны московские летописцы обвинили его в предательстве русских интересов. И где правда, трудно сказать. На эту тему написаны целые исторические трактаты, так что обсуждать это здесь и сейчас не имеет смысла.
И все же надо сказать, что несмотря на все эти противоречия, князь Олег и сейчас почитаем в Рязани. И появление в центре Рязани памятника князю — это своего рода благодарность жителей Рязани за все его дела на благо родного края. К тому же на гербе Рязани изображен не просто князь, выступающий собирательным образом всех рязанских воинов, а, как утверждают рязанцы, именно великий князь Рязанский Олег Иванович.
Автор памятника — Зураб Церетели. Князь изображен сидящим верхом на коне. В правой руке он держит меч, а в левой шлем. В его облике нет агрессивности, это князь-воин, князь-защитник своей земли.
Памятник расположен посреди большой площади, казалось бы нормальное расположение, по крайней мере памятник можно увтдеть со всех сторон, но днем непрекращающийся поток автомобилей и автобусов просто не позволяет это сделать. К тому же подойти к памятнику поближе нельзя. Поэтому вроде бы и видели памятник, и долго крутились возле него, но так толком и не рассмотрели.
Ну, а теперь прогуляемся по улице Соборной, которая берет свое начало практически от набережной, рядом со стелой-памятником Героям гражданской войны и проходит до городских торговых рядов. Это одна из главных и старейших улиц города, спроектирована она была еще в 1780 году при генеральном плане застройки города, утверждённом Екатериной II. В 1919 году улица Соборная была переименована в улицу Революции, а в 1993 году ей было возвращено историческое название.
Первые дома (четная сторона) расположены вдоль тихих аллей Соборного парка. Эти жилые дома, возведенные во второй половине 19-го века, создают неповторимый колорит тихого уголка дореволюционной Рязани.
И первый дом на этой улице (Соборная, 2) городская усадьба И. Н. Кокина. В настоящее время бывшая усадьба — это два объединенных здания, хотя при строительстве (60-е годы 19 столетия) это были два отдельных строения. Объединение двух домов в единую городскую усадьбу относится к концу 19-го века. На Соборную улицу выходит интересный главный фасад здания, а на Трубежную набережную смотрит боковая часть кирпичного здания и фасад деревянного. Конечно, дома подвергались реставрации. Однако все произошедшие изменения не сильно изменили внешний облик зданий, составлявших комплекс городской усадьбы. На примере этой усадьбы видно как выглядела городская застройка в Рязани в середине 19 века. Ну, а сейчас это обычный жилой дом, имеющий статус объекта культурного наследия регионального значения.
Следующий дом по адресу ул. Соборная, 4 — бывший жилой дом купца И. Л. Масленникова. Построен примерно в тот же период, что и усадьба Кокина. Фасад здания белокаменный. Видно, что здание было красивым, но сейчас оно в аварийном состоянии. И честно сказать, меня это удивило. В Рязани много старинных домов, и все они (по крайней мере те, что мы видели) находятся в довольно приличном состоянии. Ну, а этот, несмотря на то, что является памятником архитектуры и относится к объектам культурного наследия регионального значения, да к тому же еще и находится на красной линии Соборной, представляет собой печальное зрелище, из-за огромной трещины в стене дому грозит обрушение. Как я поняла, дом пустует, да и как можно находиться в здании, которое находится в таком удручающем состоянии.
Дома 6, 8 и 10 по улице Соборной — это тоже купеческая застройка второй половины 19 века.
Дом по адресу Соборная, 6 — это бывший дом купца Гордеева. Потом в конце 19 века его арендовала Рязанская городская управа, перед революцией здесь располагалось Второе городское высшее начальное училище. Сейчас в нем находится кафе «Избушка». Отзывы в интернете об этом кафе не очень, поэтому мы туда не зашли.
Дом № 8 — трехэтажный особняк, правда таким он стал после реконструкции, а до этого был двухэтажным. Говорят, что при надстройке третьего этажа его архитектурный облик изменился не в лучшую сторону. Хотя как по мне дом и сейчас очень симпатичный. До революции принадлежал купчихе Хрущевой. Потом использовался как многоквартирный жилой дом. В настоящее время дом принадлежит двум частным лицам, но не так давно в это здание переселили местный ЗАГС, и за пользование зданием, как ни странно, будет взиматься арендная плата, хотя до этого ЗАГС находился бесплатно на улице Почтовой в государственном здании.
Следующий дом № 10 принадлежал купцу Хрущёву, а в начале 20 века часть дома отводилась под конторы Вятско-Волжского пароходства. В настоящее время здание является жилым домом.
Сейчас с торца дома находится галерея «Переулок счастья», где есть выставочный зал картин и изделий керамики, также тут можно приобрести произведения живописи, предметы интерьера, игрушки…
А между домом 8 и 10 узкий проход, и назван этот проход переулком Счастья. Там даже висит табличку с надписью «Переулок Счастья, 1». Есть ли дом 2 или 3 в Переулке Счастья, не знаю, наверное, таких домов нет.
Как я слышала, вначале муссировалась версия, связанная с тем, что инициатором назвать так переулок-проход были влюбленные, но как мог быть связан их любовный роман с этим местом, не понятно.
А потом я еще прочитала версию о том, что проход так назвали потомки людей, живших когда-то в доме № 8. Якобы они купили в этом доме квартиру своих предков и узнали, что атмосфера в доме светлая и душевная, в семьях, живших здесь, никогда не было разводов, люди жили счастливо, без ссор. А потом при ремонте в квартире они еще нашли изображение ангела и решили, что именно благодаря ему люди здесь жили счастливо.
А когда в соседний дом переехал городской Дворец бракосочетаний, то название переулка стало еще более актуальным: счастливый дом № 10 и дом № 8, куда приходят счастливые молодожены, ну при заключении брака они все счастливые…
Конечно, это название прохода неофициально-народное, и больше оно для туристов, но тем не менее власти отнеслись к этому нормально, табличка с названием переулка висит уже не один год.
В здании по адресу улица Соборная, 14 в подвале разместился Музей рязанского леденца, а на первом этаже (вход с торца здания) сувенирная лавка.
Перед зданием интересная композиция — два забавных металлических трона-кресла, между креслами фонарный столб с табличкой с надписью «Рязань — родина сахарного леденца». А на фонарном столбе возвышается горластый петушок — символ музея леденца.
Это место притяжения туристов. Возле этого арт-объекта то и дело фотографируются туристы. Понятное дело, что все фотографирующиеся садятся прямо на трон, и, думаю, представляют себя царем или царицей, кому как нравится.
В музей мы зашли, но там как раз в это время проводилась экскурсии для большой туристической группы, толпа народа, яблоку негде упасть. К тому же помещения музея небольшие, а экспонатов ну очень много, и вот рассмотреть, а тем более сфотографировать их было практически невозможно.
Но все равно кое-что узнали. Оказывается, Рязань — родина сахарного петушка, и рязанский леденец — петушок на палочке — это признанный гастрономический бренд города Рязани.
А история рязанского петушка такая. Жил в Рязани такой Николай Петрович Шишков — штаб-ротмистр, вернувшийся с Отечественной войны 1812 года. Будучи умным и смекалистым, он стал первым производителем сахара в Рязанской губернии. Считается, что именно он придумал первый леденец в виде петушка. В состав его леденца кроме меда входили сахар, патока и родниковая вода. А форму петушка вроде бы Шишков увидел во сне. Вот такую новую сладость он приготовил к приезду Цесаревича Александра в Рязань в 1837 году, украсив получившийся сахарный леденец шоколадом. Так появился знаменитый Царский сахарный леденец.
Потом, правда, стали производить леденцы без шоколада, но все ингредиенты были натуральными. Думаю, те, кто жил в советское время прекрасно помнят вкус этих петушков на палочке.
И сегодня рязанский леденец производят исключительно из натуральных ингредиентов — цветочного меда, который собран в Рязанской области, а также сахара и патоки, которые также производятся на Рязанщине.
В музее два зала — зал истории сахара и зал старого свеклосахарного завода. В первом зале можно узнать самую различную информацию про сахар ну и, конечно, про рязанский леденец. Во втором зале можно проследить весь процесс производства сахара из сахарной свеклы. Еще в музее проводятся мастерклассы по изготовлению леденцов, дегустациии, куда мы не попали, уж больно много людей было в музее.
И раз речь зашла о гастрономических брендах Рязани, то расскажу еще об одном, о калиннике. Пироги из ржаной муки с начинкой из калины делали с давних времен в Сосовском районе Рязанской области. Идея создания калинника как рязанского гастрономического сувенира появилась в 2018 году, и в 2019 году десерт, рецепт которого разработали местные кондитеры на основе старинного рецепта, был представлен на фестивале «Кухня Рязанского края». И калинник всем понравился, его высоко оценили и простые жители Рязани, и профессиональные кулинары.
Сегодняшний калинник — десерт из ржаной, пшеничной и черёмуховой муки с начинкой из калинового джема, покрытый глазурью из белого шоколада и сгущённого молока.
Как нам подсказали, попробовать настоящий калинник можно в кафетереи при музейной галерее «Рязанского наследия театра и кино». Это совсем недалеко от кремля, адрес галереи — Соборная площадь, 9.
,
Конечно, традиционный калинник с калиновой начинкой, но здесь можно попробовать калинник и с облепиховой, и с малиновой, и со смородиновой начинками, но как мне кажется, раз начинка не калиновая, то это и не совсем калинник.
А еще здесь можно купить сувенирные пряники на тему «А у нас в Рязани грибы с глазами». Конечно, пряники — не гастрономическая фишка Рязани, ну вот такие забавные прянички-грибы безусловно можно привезти из Рязани в качестве сладкого подарка.
Ну вот на этой «сладкой» ноте, пожалуй, и закончу этот рассказ о Рязани, но прогулка по Рязани еще не закончилась и думаю есть еще что рассказать об этом городе. Вот такой интересной и многогранной оказалась Рязань.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия