Продолжаю делиться своими впечатлениями о посещении земли Новгородской.
В Великом Новгороде я провела 6 дней, этого времени было достаточно с лихвой, чтобы осмотреть сам город, его окрестности с монастырями, и съездить одним днём в Валдай и Старую Руссу.
Два уникальных, исторических места — Свято-Юрьев мужской монастырь и музей деревянного зодчества под открытым небом Витославицы находятся в непосредственной близости друг от друга, в 4-х километрах от Новгорода и добраться до них проще простого. Автобус № 7 или 7А от вокзала или остановки «Сенная площадь» за 20 минут доставит в деревню Юрьево, где это всё и находится.
Так что, за одну поездку за город, можно осмотреть сразу эти две достопримечательности, а так как они находятся в живописной местности, омываемой водами озера Мячино и реки Волхов, получить ещё массу удовольствия и положительных эмоций от прогулки по этим идиллическим местам.
В первый же день пребывания в Великом Новгороде, ещё до заселения в гостиницу я успела много чего посмотреть и даже совершила прогулку на кораблике по реке Волхов. Катер доходит до озера Ильмень, из которого Волхов вытекает и возвращается назад. По пути проплывает мимо Свято-Юрьева монастыря и Рюрикова городища.
Очень знаковые места в истории Руси Новгородской. Основанный великим киевским князем Ярославом, при крещении получившим имя Георгий (в честь Георгия Победоносца), монастырь являлся южным форпостом Великого Новгорода.
На другом берегу Волхова, почти напротив монастыря — Рюриково городище с руинами Благовещенской церкви. Когда-то именно здесь располагалась резиденция основателя первой русской правящей династии — князя Рюрика, а затем и его преемников. Два громадных храма: городищенский и юрьевский служили пространсвенными воротами в Новгород для плывших с юга путешественников.
Виды монастыря с воды очень привлекательные, поэтому я решила не откладывать его посещение на потом, и на следующий же день, с утра отправилась в село Юрьево, чтобы посетить монастырь и музей Витославицы.
Мне удобнее было садиться на автобус на остановке «Сенная площадь», которая находится на Софийской стороне, сразу за кремлём. По причине субботнего дня, количество рейсов сокращено и мне пришлось какое-то время ждать автобус. На одном из домов возле остановки — великолепный мурал с изображением ладьи с купцами, плывущей по волнам «по пути из варяг в греки».
Читала, что совсем недавно этот мурал был обновлён, несколько изменён рисунок, но сюжет остался тот же.
В деревне Юрьево я вышла на остановке возле монастыря, решила начать с него.
Как я уже писала, день был субботний, в Спасском соборе шла служба. В монастыре мыло много прихожан и паломников. К ним добавились туристы — групповые и одиночные.
Расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень, Свято-Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли.
Он был основан в XII веке великим киевским князем Ярославом, который получил при крещении имя Георгий.
Спасский собор, настоятельский и трапезный корпуса.
Название монастыря впервые упоминается в летописи в связи со строительством в 1119 году собора Св. Георгия — главного храма. При Георгиевском соборе велась княжеская летопись, а сам храм использовался как усыпальница новгородских князей.
В середине XII века он был расписан. В 1902 году старую живопись «поновили», а фактически переписали. Подлинные фрески сохранились на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где еще в древности была устроена небольшая церковь.
Стоящий отдельно от других монастырских построек на небольшой возвышенности, трёхглавный собор поражает и восхищает своей высотой (32 метра), вытянутыми пропорциями и строгими формами. Он удивительно гармоничен, будто высечен из куска белого камня.
Собор открыт для посещения, но службы в нём не ведутся. В настоящее время он реставрируется, поэтому внутри темно и сфотографировать интерьеры было проблематично.
Современный архитектурный ансамбль Юрьева монастыря состоит из зданий разных эпох. Многие прежние здания были утрачены много веков назад.
Крестовоздвиженский храм.
В течение XVIII–XIX веков возводилась существующая и по сей день каменная монастырская ограда.
Трёхъярусная колокольня в неорусском стиле, поставленная над святыми воротами, была сооружена в 1838 — 1841 годах по проекту, подписанном К. И. Росси
Святые ворота с трёхъярусной колокольней
Юрьев монастырь был одним из самых крупных собственников. Его земли располагались в различных местах, в новгородском кремле монахи имели свой житный двор, а на торгу — лавки. Даже в конце XVII века, когда часть владений у монастыря была изъята, остались приписанными к нему 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья, рыбные промыслы, ремесленные мастерские, солеварни, дарованные великокняжескими и патриаршими грамотами.
Новый расцвет Юрьева монастыря приходится на первую половину XIX века, когда на средства графини А. А. Орловой-Чесменской, «духовной дочери» игумена Фотия, были приведены в порядок старые здания и построены новые.
На средства графини в 1825–27 годах был построен новый корпус, названный в честь неё Орловским.
И здесь надо, хотя бы вкратце, рассказать, кто такая Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (годы жизни 1785–1848), тем более, что с её именем тесно связаны также и Витославицы.
Спасский собор, настоятельский и трапезный корпуса.
Анна была единственной дочерью Алексея Григорьевича Орлова — русского военного и государственного деятеля, сподвижника Екатерины II, младшего брата Григория Григорьевича Орлова, фаворита Екатерины II. В возрасте полутора лет девочка осталась без матери. Будучи в отставке, граф посвятил себя воспитанию и образованию дочери, для этих целей им были наняты образованные наставники. Анна росла смышлёным ребёнком, к семи годам она уже свободно говорила на французском, немецком, английском и итальянских языках, а также была пожалована во фрейлины. В возрасте одиннадцати лет отец её представил Екатерине II.
После смерти императрицы граф с дочерью уехали за границу, однако после восхождения на престол Александра I, они вновь вернулись в Россию и поселились в своём имении Нескучное. С этого времени Анна стала появляться при императорском дворе, где произвела на всех благостное впечатление, всеми был подмечен её «тонкий» ум и великолепные душевные качества.
Когда Анне исполнилось 18 лет, к ней начали свататься самые завидные и титулованные женихи, но все они были отвергнуты Анной или самим графом.
В 1808 году скончался Алексей Григорьевич. Для Анны это был самый большой удар в жизни, она осталась полной сиротой и единственной наследницей его многомиллионного состояния.
Анна отправилась в паломничество по монастырям. В Ростовском Спасо-Яковлевом монастыре она познакомилась со старцем Амфилохием и стала его духовной дочерью.
Несмотря на свою религиозность, графиня не оставила свет и была пожалована в камер-фрейлины. В 1828 году ей выпала большая честь сопровождать императрицу Александру Фёдоровну в путешествии.
После смерти старца, духовным наставником Анны стал Фотий. После того, как его перевели в новгородскую обитель, графиня последовала за ним в Новгород. Купив в селе Витославицы большой участок земли, она построила на нём усадьбу и переселилась туда на постоянное место жительства.
Полученное наследство Анна Орлова тратила на благотворительность и особо на новгородский Юрьев монастырь, которым управлял её духовный отец Фотий.
В Юрьев монастырь широкой рекой потекли ее пожертвования: высокохудожественные изделия из золота и серебра, бриллианты и яхонты, жемчуг, изумруды. По распоряжению Орловой к монастырю подъезжали целые обозы с продовольствием. Благодаря щедрым пожертвованиям Анны Алексеевны архимандрит Фотий за короткое время восстановил древний Юрьев монастырь.
Крестовоздвиженский храм.
На средства графини были отремонтированы старые монастырские храмы и построены новые: церковь Всех Святых, Спасский собор, храм Воздвижения Креста, восточный корпус с кельями для братии, южный корпус с больничною церковью Неопалимой Купины.
Когда в 1823 году пожар уничтожил Крестовоздвиженский собор, графиня тут же направила на его восстановление материалов на 40 тысяч рублей.
Всего при жизни Анной Орловой-Чесменской было потрачено 25 миллионов рублей на храмы и монастыри. Не были они обделены и в завещании после её смерти.
Крестовоздвиженский храм.
После революции, в 1920 году монастырь был закрыт и передан в ведение Новгородского музея.
С 1941 года по январь 1944 Юрьев монастырь находился в зоне боевых действий, какое-то время в нём располагались части испанской «Голубой дивизии» вооружённых сил Германии. После окончания войны монастырь, с разрушенными постройками, находился в плачевном состоянии.
То, что мы видим сейчас — результат восстановительных работ, проведённых в 1950 — 1980 годы. В 1991 году монастырь был возвращён Русской Православной Церкви.
Юрьев монастырь является памятником всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь стоит на берегу реки Волхов. Прямо у монастырских стен расположен песчаный пляж — популярное место для отдыха. Но в тот день было пасмурно, временами накрапывал дождик, поэтому на реке были только рыбаки.
Вид на монастырь от реки.
В бытность Анны Орловой от монастыря к Витолсавицам была проложена дорога, вдоль которой были посажены ивы. Эти 150-летние деревья сохранились и по сей день украшают эту дорогу.
Мой же путь от монастыря в музей проходил по оживлённому Юрьевскому шоссе, вдоль музейной ограды.
А вот уже и первые экспонаты музея деревянного зодчества «Витославлицы». Мельницу видно от дороги.
Название музея происходит от села Витославлицы, которое существовало здесь с начала XII по XVIII век. Около 1187 года село было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. В 1207 году оно стало монастырской слободой при Пантелеймоновом монастыре.
Мельница начала XX века из деревни Ладощина Солецкого района
Музей под открытым небом начал создаваться в 1964 году, его идейным вдохновителем и создателем был Леонид Красноречьев. Сюда, со всей Новгородской области привозили старинные деревянные постройки: часовни, церкви, жилые дома, сараи. Их разбирали на бревна и уже на территории музея аккуратно собирали заново. Некоторые экспонаты датируются XVI–XVII веком.
Первой сюда была перевезена церковь Успения Богоматери из деревни Курицко Новгородского райлна, построенная в 1595 году.
Церковь Успения Богородицы 1595 года из деревни Курицко Новгородского района
Церковь установлена рядом с реконструкцией плана собора Пантелеймонова монастыря (1207 год, XIV век).
Церковь Успения Богородицы 1595 года из деревни Курицко Новгородского района
В XII веке на этом месте стоял монастырь, основанный князем Изъяславом Мстиславичем, в крещении Пантелеймоном. Каменный собор, построенный в 1207 году, был перестроен в 1372 году. В 1808 году храм Пантелеймона разобрали, а на его месте в 1808–1811 годах возвели каменную церковь в стиле раннего классицизма с колокольней.
Эти постройки были разрушены в годы Великой Отечественной войны.
Первые раскопки проводились здесь в 1978 году. Подлинные остатки фундамента и стен церкви были засыпаны и законсервированы, а на поверхности из аналогичных материалов выложен план храма 1207 года.
С этого места хорошо виден Юрьев монастырь.
Реконструкция плана собора Пантелеймонова монастыря (1207 г., XIV век)
Музей «Витославлицы» находится на территории бывшей дворянской усадьбы камер-фрейлины Императорского Двора, графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской.
От усадьбы сохранились Главный дом, флигель, пруд с островком, главные аллеи парка, которые были восстановлены во время масштабной реставрации в 2017 — 2022 годах. Фасады дома и его внутренняя планировка восстановлены в том виде, какими они были на период владения усадьбой А. А. Орловой-Чесменской. Был воссоздан большой фруктовый сад, сохранены и отдельные старые деревья.
Лиственница, памятник природы.
Центральное место в имении занимал каменный двухэтажный дом с бельведером, построенный в 1810-х годах по проекту архитектора Карла Росси.
К югу от главного дома были сформированы хозяйственный двор в форме каре и оранжерея, а также фруктовый сад, оформлены аллеи усадебного парка.
Перед северным фасадом дома, выходящим на озеро Мячино, был оформлен небольшой пруд прямоугольной формы с островком в центре, на котором установлена беседка-ротонда.
При жизни графини Орловой в Витославицах, был отремонтирован главный дом, изменена его внутренняя планировка, устроены новые печи, расписаны потолки. Отделка помещений была выполнена с аристократической изысканностью. Парадные и жилые комнаты второго этажа обставлены роскошной мебелью, наполнены картинами, скульптурой, предметами декоративно-прикладного искусства.
После смерти А. А. Орловой-Чесменской в 1848 г. имение по завещанию полностью перешло во владение Юрьева монастыря.
Конечно же, меня привлекала возможность посмотреть интерьеры этой роскошной усадьбы и я купила комплексный билет (он дороже обычного), в который входит посещение дома и хозяйственного двора.
Снаружи усадебный дом хорош, а вот внутри он меня вообще не впечатлил. Я расчитывала увидеть шикарные интерьеры, но ничего этого, к сожалению, осмотреть возможности нет. Посетителей пускают только на первый этаж с небольшой, скромной экспозицией, на которой представлены какие-то личные вещи, фотографии, портреты, документы, рассказывающие о хозяйке поместья. И всё. Но это моё личное мнение, кому-то, возможно, это будет интересно.
А вокруг дома погулять очень приятно. Особенно притягательна беседка-ротонда, созданная по историческим аналогиям на островке пруда. За прудом — живописное озеро Мячино.
От усадебного дома я вышла на главную улицу с крестьянскими избами и церквями, которая была плотно заполнена туристами.
Здесь большое количество церквей, часовен, крестьянских изб. И везде — внутри и снаружи — толпы людей.
Церковь Рождества Богородицы 1539 года Передского монастыря
Изба М. Д. Екимовой из деревни Рышево была первой избой, перевезённой в музей.
Изба Марии Дмитриевны Екимовой из деревни Рышево Новгородского района
Очень нарядная, с декоративным балкончиком, резными наличниками окон и ставенками. Возле неё всегда были люди. Я было зашла во внутрь — там было не протолкнуться.
Крестьянских домов на территории музея много — большие и маленькие, побогаче и попроще — их все и не покажешь.
Помимо сохранения построек и их реставрации, создатели музея постарались оживить музейную деревню. Посетители могут не просто полюбоваться красотой архитектуры, но и окунуться в крестьянский быт старой новгородской деревни, увидеть, какой уклад жизни был у сельских жителей и как они вели домашнее хозяйство.
Все избы открыты для посещения, интерьеры наполнены предметами, собранными в ходе этнографических экспедиций по области или их репликами.
Почти каждая из них представляет свою тематическую экспозицию — «Зимний быт новгородских крестьян», «Свадьба», «Весенне-летние календарные праздники», «Крестины», «Шерстобитно-валяльный промысел».
Ярусная церковь Николы 1757 года
Самой привлекательной церковью мне показалась церковь Рождества Богородицы (1530-е годы). Я поднялась на её галерею, с которой открываютя красивые виды на близлежащие постройки.
Церковь Рождества Богородицы 1539 года Передского монастыря
Ярусная церковь Николы 1757 года из Высокоостровского погоста
С июля 2019 в церкви Успения Богородицы работает экспозиция «Иконостас церкви Успения с. Никулино Любытинского района».
В ней представлены копии икон в размер, выполненные в технике цифровой печати на деревянной основе.
Храм Успения Богородицы 1599 года из села Никулино
Во время посещения этой церкви наблюдала следующее: молодая женщина позировала на фоне икон, фотографировала её девочка лет 7–8, по всей видимости, её дочь. Выглядело всё это совершенно неуместно и несколько пошло. Я терпеливо выжидала, когда это действо закончится, хотела сфотографировать этот иконостас.
Наблюдала за ними и смотрительница. В какой-то момент она не выдержала и сделала женщине замечание, причём в очень тактичной форме: «На фоне икон не фотографируются, к ним приходят, чтобы поклониться, а не использовать в качестве фона для фотосессий».
Женщина смутилась, извинилась и они с дочкой покинули церковь.
В музее представлены много деревянных церквей и часовен. Каждая из них — настоящий шедевр деревянного зодчества, нет ни одной похожей.
Церковь Николая Чудотворца (II половина XVII века) из Николаевского Крутецкого монастыря
А эта часовня — моя фаворитка. Она будто из сказки.
Часовня XVIII века из деревни Кашира Маловишерского района
Для более полного погружения в крестьянский быт и жизнь, с 2013 года в музее работает интерактивная выставка «Хозяйственный двор» — где живут и содержатся лошади, козы и все те домашние животные, которые всегда были в крестьянском хозяйстве.
Центральной частью выставки является недавно отреставрированный объект — конюшня из деревни Сушилово Боровичского района. В конюшне — 2 денника, в которых содержатся две лошади.
Так как посещение этого двора входило в билет, я зашла туда, понаблюдала за кроликами, бегающими по двору курочками и петушками, другой живностью. В общем, было любопытно.
Рядом с «Хозяйственным двором» установлена простенькая, без затей часовня Марии Магдалины (1810 год).
Часовня Марии Магдалины (1810-е годы) из деревни Малышево Пестовского района
В Витославицах можно провести полдня. На его территории размером 33,4 га, расположены 34 памятника деревянного зодчества, 21 из которых относятся к объектам культурного наследия федерального значения.
Закончился мой визит в Витославицы поздним обедом в ресторане «Сытый гусь». Понравилось всё — хорошее, внимательное и быстрое обслуживание, вкусная еда.
Ресторан русской кухни "Сытый гусь"
После обеда у меня оставалось какое-то время до отправления автобуса (остановка находится возле музея), и я ещё раз прогулялась к озеру и пруду, где в отсутствии массовых туристов было тихо и спокойно, и была возможность, почти в одиночестве, полюбоваться живописностью этих мест.
Благодарю за внимание.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия