Знакомство с Майнцем было прервано ужином на корабле, а затем мы отправились гулять по вечернему городу. Выставки, музеи и церкви закрылись, но нам определенно нашлось на что взглянуть и очароваться городом с 2000-летней историей. На tourister’е уже есть очень подробные и интересные материалы от klaudia и Chedty, так, что я, возможно, где-то повторюсь, а где-то «сачкану» и не буду вдаваться в подробности.
Рассказ о нашей вечерней прогулке я начну с перекрестка Фишторштрассе/Райнштрассе, у фонтана «Рыбных ворот» (Fischtorbrunnen). Фишторбруннен расположен на оси между берегом Рейна и восточным хором собора.
Рыбки с удовольствием прыгают через каменные шары. Вода должна пузырится из множества отверстий и по дуге попадать в чашу фонтана. Здесь многолюдно, и не только в летние дни.
Фонтан, установленный в 1930/31 г. по проекту архитектора Рудольфа Шрайнера (Rudolf Schreiner) — признание значения, которое Рейн имел для населения на протяжении веков: он был незаменимым источником еды и средств к существованию, ведь многие профессии были связаны с рыбной ловлей. «Картошка в мундире с селедкой»(«Quellmänner un Hering») — так жители Майнца ласково называют конструкцию фонтана. Quellemanns — исходный картофель, на верхненемецком диалекте — картофель в мундире. Его, не только в Майнце, часто едят с сельдью.
И, конечно, «на десерт» мы отправились в исторический центр города,
и к Музею Гутенберга, основанному в 1900 году жителями Майнца и посвященному «Человеку тысячелетия»- Иоганну Гутенбергу и его изобретениям.
По наивности, я полагала, что один из старейших музеев книги и печати в мире находится лишь в здании Дома «У Римского императора», но если вы соберётесь посетить музей, имейте ввиду, что это большой комплекс из нескольких зданий с экспозициями, демонстрационными площадками, библиотекой и … много ещё с чем, т.ч. при небольшой цене входного билета вы можете оставить здесь кучу времени.
Про музей будут рассказывать люди, посетившие его, а я скажу пару слов о Доме «У Римского императора» (Haus Zum Römischen Kaiser).
Дом «У римского императора» (известный раньше, как «У Мариенберг», а кроме того как «Большой и Маленький Лев», «Звезда» и «Веселый Человек») — важный бывший городской дворец позднего Возрождения на северной стороне площади Либфрауэнплац (Liebfrauenplatz) в старом городе Майнц. Это было первое крупное новое здание, построенное в городе после разрушенний Тридцатилетней войны между 1653 и 1664 годами для майнцского купца и курфюршего управляющего финансами Эдварда Рокоха (Edward Rokoch). Трехэтажное здание с центральным выступом, увенчанным башней, и боковыми выступами, заканчивающимися фронтонами со спиралями (заметна асимметрия фасада: западный фронтон с полуколоннами, стоящими на основаниях, а восточный обходится без этого элемента), с его тщательно продуманным фасадом позднего Возрождения было самым богатым городским домом в городе и послужило образцом для более поздних аристократических дворцов. Около 1665 года своды центрального воротного прохода были украшены великолепной лепниной и более простой сводчатой лепниной лестничной клетки. Над центральным порталом в среднем корпусе расположен эркер, выполненный в виде торца в три восьмых на двух верхних этажах, продолжающийся восьмиугольной башней с фонарем над аттиком. Прямоугольные двойные окна увенчаны сегментными фронтонами на первом этаже и треугольными фронтонами на втором этаже. Однако на верхнем этаже они заканчиваются прямой перемычкой.
Главный портал обрамляют две тосканские колонны, стоящие на постаментах с львиными головами, которые поддерживают фасонный архитрав, гладкий фриз и над ним расщепленный фронтон, с эркером посередине. У эркера стоит мужская фигура в латных доспехах, со скипетром, в горностаем и короне, у ног которой лежит голова турка и ядра. Возможно, фигура представляет собой римского императора Карла VI. и именн она дала зданию его название с 1742 года, когда здание использовалось как гостиница, где в качестве гостей останавливались, среди прочих, Моцарт, Вольтер и Гете. В 19 веке к центральному зданию был пристроен четвертый этаж, который перед Второй мировой войной снова снесли, а также название осталось по сей день.
С 1930 года в здании размещается музей Гутенберга, полностью сгоревший во время Второй мировой войны. Здание было реконструировано в 1960/61 году и вместе с новым зданием, построенным архитектором Райнером Шеллом, с 1962 года служит музеем полиграфического искусства. В Доме «У римского императора» сегодня расположены специализированная библиотека, реставрационный отдел и администрация музея, а также Общество Гутенберга. С 2005 по 2009 год была проведена реставрация фасада за 460 000 €.
Интересный факт: под самой крышей Дома «У Римского императора» находится «Квартира летописца Майнца» (65 м.кв.) — это часть литературного приза, наряду с денежной премией в 12500 €, победитель получает возможность жить год бесплатно в историческом здании, в самом центре Майнца.
Здесь же на площади Богородицы — Либфрауенплац (Liebfrauenplatz), рядом с Музеем Гутенберга, расположен Памятник письменности (Letterndenkmal) — подарок городу от гильдии каменщиков и скульпторов по камню из Майнца и Рейнхессена.
Это памятник не только Гутенбергу и его инновационному изобретению ручного набора текста литым шрифтом при книгопечатании, но и другим интересным аспектам письменности.
Гвоздевой столб (Nagelsäule) перед собором — это ещё один памятник на Либфрауенплац — памятник масштабной кампании по сбору средств во время Первой мировой войны.
Осенью 1915 года, в Германской империи начался голод из-за блокады со стороны Антанты. В этот момент, мэр Майнца д-р. Карл Эмиль Геттельманн предложил креативную идею, которая уже имела успех в других городах, таких как Мангейм, Берлин, Кельн и Ахен. Он призвал жителей Майнца пожертвовать деньги на облегчение военных тягот. Символом этого обязательства должен стать мемориал: «Гордое, дерзкое и мощное сооружение, подходящее для того, чтобы позволить каждому выразить свою твердую волю поддержать доброе дело в память о наших храбрых защитниках отечества ударами молотка и забиванием гвоздей». Сказано — сделано. Скульптор из Майнца Людвиг Липп и городской архитектор Адольф Гелиус (Adolf Gelius) построили памятник за несколько месяцев. Он представляет собой круг с тремя каменными боковыми колоннами, окружающими деревянную центральную колонну — гвоздевую колонну. Главную колонну высотой семь метров венчает «Железный крест» и надпись «Боже, помоги нам во время войны». Из-за её размеров и окружности пришлось собирать из нескольких связок дубовых стволов. Они были прочно соединены друг с другом железными полосами, в результате чего образовалась структура, состоящая из нескольких кольцевых областей. Это натолкнуло на мысль охарактеризовать каждую часть определенной темой.
Верхняя посвящена теме «военного труда» и изображает оружейника, воина со знаменем и солдата с сыном. Розетки и пилястры, стреловидные, накладные полосы, которые дополнительно разделяют поля кольца, несут металлические таблички с именами жертвователей, особенно обществ и компаний, иногда со ссылкой на их работу. В средней части все вращается вокруг «государства». Там изображены императорский орел с императорской короной, гессенский лев и Майнцское колесо. Другие фигуры, символы и высказывания представляют различные профессиональные группы в судебной системе, медицине, торговле, промышленности, образовании и сельском хозяйстве. Нижняя часть посвящена «любви» и изображает только женщин: одна сеет зерно, другая раздает хлеб детям, и третья ухаживает за раненым. Изображения соединены розетками, разработанными представителями разных религиозных общин. На этом кольце изображены крест, роза Лютера и шестиконечная еврейская звезда с еврейскими буквами. Область под основными кольцами задумана как основное гвоздевое поле. Оно покрыто множеством розеток, эмблем и табличек без единой темы.
На церемонию открытия памятника 1 июля 1916 года на украшенной флагами и растениями площади собралось несколько тысяч человек, в том числе вся великокняжеская семья. Каждому жертвователю разрешили забить гвоздь в памятник. Самый дешевый из них стоил одну рейхсмарку, самый дорогой, с позолоченной головкой, стоил 20 рейхсмарок. Великому герцогу Эрнсту Людвигу Гессенскому, его жене и двум принцам разрешили забить первые гвозди. Закрепление колонны было завершено 20 августа 1916 года. Кaмпания по сбору средств принесла в общей сложности 170 000 рейхсмарок, что составляет около 800 000 евро, исходя из сегодняшней покупательной способности.
Различные вклады многочисленных жертвователей создали разнообразие элементов, которые выделяют Майнцский «Нагель-Маль» («Nagel-Mal» — местное название) среди других городов.
В других городах гвоздевые колонны сняли после Первой мировой войны. В Майнце колонна осталась и была демонтирована в феврале 2006 года для реставрации.
Средства на реставрацию были вновь пожертвованы населением и частично выделены из госбюджета. Была необходима разработка концепций реставрации различных материалов, методов работы, а также создание статики для надежного закрепления колонны в фундаменте. Готовых решений для Гвоздевого столба, который сейчас практически уникален во всем мире, не было. Спустя пять лет, в июле 2011 года, отреставрированный Гвоздевой столб вернулся на прежнее место.
Мы покрутились у Собора св. Мартина (Dom St. Martin) на Либфрауенплац, обнаружив вход в Музей кафедрального собора и епархии (Dom- und Diözesanmuseum), второй по величине в Германии, где в залах с богатой историей представлено сакральное искусство от поздней античности до наших дней.
Будь у нас пару дней, мы бы сюда зашли, и в собор бы зашли — он действительно величествен в рамках этого круиза не вышло.
Про собор писать не буду, читайте у klaudia.
Мы же незаметно вышли на Рыночную площадь.
Рыночная площадь (Marktplatz) — сердце городской жизни. Если вы хотите насладиться одним из самых красивых еженедельных рынков Германии, приезжайте во вторник, пятницу или субботу, до 14:00. Я не большая любительница рынков, т.ч. меня порадовало, что площадь была свободна и были видны соборные здания и обрамляющие площадь рыночные дома.
Безусловным украшением Рыночной площади является Рыночный колодец (Marktbrunnen) эпохи Возрождения — «предостережительный» дар курфюрста-архиепископа Майнца кардинала Альбрехта Бранденбургского жителям своего города. Колодец, который сегодня является не только старейшим, но, вероятно, и самым красивым колодцем-фонтаном эпохи Возрождения в Германии. Он важен не только с художественной точки зрения, но и как исторический символ властных отношений.
Колодцы были необходимы в повседневной жизни в период средневековья. Центрального водоснабжения, которое было в Майнце во времена Римской империи больше не существовало и население получало питьевую воду из множества колодцев, расположенных рядом с домами, однако, их подземные воды в основном были сильно загрязнены. Общественных колодцев было немного, но в них были чистые подземные воды, за качество которых отвечали «мастера скважин». Эти колодцы также были популярными местами встреч горожан: люди ходили за водой, болтали, сплетничали и обменивались информацией. Строительство красочного и красиво оформленного рыночного колодца в 1526 году на первый взгляд кажется щедрым жестом со стороны архиепископа-курфюрста, очень заботящегося о благополучии своих граждан. Но если присмотреться к произведению искусства в контексте исторических событий того времени, то благородное пожертвование оказывается вовсе не альтруистическим. За два года до того, как был построен рыночный колодец, в стране разразилась Крестьянская война. Бунт крестьян за социальную справедливость и свободу вскоре распространился на население Майнца. Под бряцание оружия они призывали к отмене дворянских и церковных привилегий списком из 31 статьи. С возвращением императорских войск после победоносной битвы при Павии в 1525 г. восставшие были кроваво подавлены и восстановлено старое соотношение сил между народом и властью.
Шестиметровый трехопорный колодец выполнен из красного песчаника. Две ступеньки ведут к желобу колодца. Фонтан состоит из трех постаментов плоских рельефных колонн. Над треугольным антаблементом находится корона из светлого песчаника. Путти с гербом архиепископа Эммериха Йозефа Брайдбах-Бюрресхайма и города Майнца (Erzbischofs Emmerich Joseph von Breidbach-Bürresheim und der Stadt Mainz) были добавлены во время реставрации после пожара собора 1767 года. Навес колонны отмечает вершину фонтана. Первоначально место венчал флаг, но в 1889 году его заменила фигура Мадонны работы скульптора Майнца Валентина Барта (Valentin Barth). В том же 1889 году рыночный колодец был перенесен со своего первоначального места на свободную северо-восточную сторону рыночной площади.
Во время Второй мировой войны фонтан был облицован кирпичом, для защиты от бомбовых ударов и не пострадал.
После реконструкции Дворика, Рыночной площади и площади Богородицы (Höfchen, Markt und Liebfrauenplatz) в 1974/75 году Рыночный колодец вернулся на свое первоначальное место перед соборными домами со стороны Либфрауэнплац.
Ещё одно украшение Рыночной площади — Исполинская колонна (Heunensäule, heunen — большие люди) — могучий монолит из песчаника большой и мощный, как древние обелиски египтян и римлян, возвышается посреди рынка и её никак нельзя пропустить. Колонна весит 16 тонн, имеет высоту 6,40 метра и диаметр 1,20 метра.
Бронзовое скульптурное основание колонны создал скульптор Пфальца Гернот Румпф (Gernot Rumpf). Оно рассказывает многие эпизоды из истории города. Например, головные уборы на всех четырех углах памятника: шлем римского легионера напоминает об основании города в 13 г. до н. э.; архиерейская митра относится к богатой церковной традиции, восходящей к IV веку нашей эры; фуражка дурака символически происходит от якобинской шапки, которую носили французские революционеры; императорская корона означает многочисленные главы имперской истории. Помимо головных уборов, о тысячелетиях истории города свидетельствуют и другие детали: римские монеты, слепки первых городских печатей, которые отдают дань уважения как покровителю собора Святому Мартину, так и строителю собора Виллигису. Конечно, нельзя пропустить Майнцское колесо в его различных исторических и современных формах.
Два рельефа на стороне рынка указывают на две особенно печальные главы истории города. Горящая «Магенца» под Звездой Давида является отсылкой к погромам, которые неоднократно уничтожали некогда процветающую еврейскую общину Майнца, а совсем недавно — к истреблению евреев при правлении национал-социалистов. И рядом с ним изображение Майнца после сильных бомбардировок в августе 1942 года и феврале 1945 года.
Для многих посетителей, а также жителей Майнца молодого поколения могучий монолит из песчаника кажется памятником, который, несомненно, стоял на этом месте веками, но пожилые горожане до сих пор помнят как в этом месте площадь пересекали трамвайные пути. Самой колонне более 1000 лет, но на рынке Майнца памятник появился только в 1975 году. Поводом стало 1000-летие собора. Колонну доставили с восточного склона гор Буллауэр по Рейну. Недалеко от Мильтенберга-на-Майне ещё остаются лежать Хойнен-колонны, всего там осталось семь «исполинов». Источники даже указывают, что в ещё 17 веке колонн было 14. По мнению историков, некоторые колонны в прошлые века были превращены в жернова.
Колонны Мильтенберга, вероятно, были остатками крупного заказа каменщиков, который не был выполнен полностью или представлял собой бракованные блоки. По одной из версий, Хойнен-колонны когда-то предназначались для предыдущего здания собора Святого Мартина. Предположение подтверждается и древнейшими сохранившимися частями кладки Майнцского собора, каменными песчаниками, также происходящими из района Мильтенберга. Колонны, вероятно, предназначались для реконструкции Майнцского собора, сгоревшего в день его освящения в 1009 году. Город Мильтенберг с тяжелым сердцем расстался с колонной, но тогдашний мэр города считал, что «колонна окажется в надежных руках на исторической почве».
Здесь мы повернули направо, и попали на ещё одну из трех соборных площадей — Дворик (Höfchen).
Такое название площадь носит потому, что до 15 века здесь стояла резиденция архиепископа. Первоначально площадь была почти полностью отделена от рынка, на это и сегодня указывают коммерческие постройки. В теплое время года скамейки вокруг фонтана Хёфхена (Höfchen-Brunnen) совсем не лишние. Этот неглубоко врезанный в землю фонтан является излюбленным местом в центре старого города в жаркие дни.
Мы продолжили обход Майнцского собора и попали на Двор трупов (Leichhof) — исторически важное место, расположенное прямо к югу от собора.
Название «Ляйххоф» осталось от бывшего кафедрального кладбища, которое когда-то располагалось на этом месте. В 12 веке соборное кладбище было заброшено и территория была отдана под застройку. В рамках празднования тысячелетия Майнцского собора в 1975 году Ляйххоф был превращен в пешеходную зону. Эта реконструкция, осуществлялась архитекторами Майнца Э. Байером (E. Baier), Вольфрамом Беккером (Wolfram Becker) и В. Марксом (W. Marx), вписавшись в контекст мероприятий Европейского года охраны памятников 1975 года и положившая начало реконструкции старого города Майнца.
На Ляйххофе с 1980 года стоит Фонтан строителя, созданный художником Хайнцем Мюллер-Ольмом (Heinz Müller-Olm, 1907 — 1993).
Фонтан является символом архитектурной истории города Майнца, а также его различных социальных классов, представленных фигурами. Можно увидеть римского легионера, церковного сановника, патриция (знатного гражданина), архитектора и человека с книгой.
Фигуры фонтана:
- Римский легионер с колонной Юпитера и моделью храма в память об основании города во времена Римской империи.
- Епископ с моделью церкви в память об архиепископе Виллигисе (Erzbischof Willigis), основавшем собор в 975 году.
- Патриций с большим ключом и Майнцским колесом у его ног.
- Архитектор с планом и моделью фасада дома в память о строительстве района Бляйхен (Bleichenviertel) во второй половине 17 века при правительстве курфюрста Иоганна Филиппа фон Шенборна (Johann Philipp von Schönborn).
- Мужчина с макетом городских стен в память о Оборонительных сооружениях (Landwehr), а также стопкой книг и фасадом здания в память об основании университета в 1477 году.
Фонтан является популярной достопримечательностью среди туристов и местных жителей.
Здесь же, недалеко от собора, видна одна из старейших церквей Германии, частично со стенами возрастом более 1200 лет — Церковь Святого Иоанна (Johanniskirche).
Но она в лесах, так что мы пошли в сторону городского театра.
Приказ о строительстве театра в Майнце исходил не кого иного, как от самого императора Наполеона. С 1797 года город в очередной раз оказался в руках французов и назывался уже не Mainz, а Mayence. Наполеон, часто останавливавшийся в Майнце, 13 октября 1804 года поручил своему архитектору Ж. Ф. Эсташ де Сен-Фар, создать площадь Гутенберга и построить на ее северной окраине театр по образцу «большого императорского театра» в Петербурге. Первый камень в фундамент был заложен весной 1809 года, но исторические события последующих лет застопорили проект.
20 лет спустя приказ о планировании и строительстве театра был снова отдан — на этот раз городским советом Майнца — советнику городского планирования великого герцога Гессенского Георгу Моллеру (Georg Moller), одному из самых выдающихся строителей своего времени.
Строительство началось в 1829 году, а торжественное открытие «Великогерцогского национального театра Майнца», как был назван театр, состоялось 21 сентября 1833 года.
Это сделало Майнц четвертым немецким городом после Берлина, Гамбурга и Мюнхена, где был большой представительный театр. Архитектурное решение внешнего вида, расположения сцены и зрительного зала считалось революционным на момент постройки театра. Считается, что он стал образцом для первого дрезденского придворного театра Готфрида Земпера.
Позже проводились различные реконструкции здания, особенно проведенные советником городского планирования Адольфом Гелиусом (Stadtbaurat Adolf Gelius) с 1910 по 1912 год, которые, к сожалению, привели к утрате уникальности конструкции Моллера. На пристроенных боковых лестничных башнях появились рельефные изображения 'Комедии» и «Трагедии» работы майнцского скульптора Людвига Липпа (Ludwig Lipp).
12/13 августа 1942 года в здание сильно пострадало от зажигательной бомбы. Свое повторное открытие театр отпразновал 24 ноября 1951 года балетом ГРАНД-ОПЕРА ПАРИЖ. В 1997 году к театру было пристроено новое здание «Малый дом» (Kleines Haus) (в поле нашего зрения не попал). Со зданием Моллера «Большим домом» (Große Haus) оно соединено двумя стеклянными мостами и подземными переходами.
После последующей трехлетней масштабной реконструкции, Большой дом возобновил работу 14 сентября 2001 года. На крыше Большого дома был построен стеклянный купол, в котором до 2009 года располагался ресторан «Mollers*. Купол был переоборудован в сцену-студию и открыт 22 сентября 2012 года под названием «Палуба 3» («Deck 3»). Позже он был переименован в «Стеклянный дом» («Glashaus»).
Напротив театра установлен внушительный памятник Гутенбергу, который в полный рост стоит на постаменте на площади, носящей его имя.
Памятник, полностью отреставрированный в 2010 году, изображает изобретателя книгопечатания, в идеализированном представлении: бородатый, элегантно одетый мужчина, с Библией и печатными шрифтами в руке.
По случаю 400-летия изобретения печатного станка город Майнц решил установить памятник самому известному своему гражданину. Датский скульптор Бертель Торвальдсен (Berthel Thorvaldsen), один из самых успешных художников-классиков, согласился бесплатно воздать должное изобретателю. Летом 1833 года он и его ученик Герман Вильгельм Биссен (Hermann Wilhelm Bissen) представили гипсовую модель памятника Комиссии по памятникам Майнца. Отливку памятника во Франции у скульптора Шарлья Крозатье (Charles Crozatier) и установку профинансировали на пожертвования со всей Европы. На это указывает латинская надпись: «Иоганнес Генсфляйш цум Гутенберг, патриций (знатный гражданин) Майнца, его сограждане построили этот памятник в 1837 году на средства со всей Европы».
Открытие памятника Гутенбергу 14 августа 1837 года сопровождалось трехдневными торжествами. Помимо речей и большого парада по случаю открытия, прошли факельные шествия, премьеры, балы и фейерверки.
В последние годы Второй мировой войны бронзовую фигуру закопали в землю рядом с фундаментом, чтобы уберечь от бомбёжек. В мае 2008 года бронзовую фигуру пришлось разобрать из-за значительных повреждений. В последующие два года она была тщательно отреставрирована в специальной мастерской в Регенсбурге. В феврале 2010 года памятник вернулся в Майнц в присутствии множества горожан. В канун дня Святого Иоанна (20-е числа июня), Майнц регулярно устраивает фестиваль Mainzer Johanisnacht в честь величайшего сына города.
Но бурная жизнь на Гутенбергплац кипит постоянно.
Конечно, мы не могли не взглянуть на Карнавальный фонтан (Fastnachtsbrunnen), открытый в 1967 на площади Шиллера.
Без этого дара семьи Экес-Шантре (Eckes-Chantré), из Нидер-Ольма, уже невозможно представить городской пейзаж. Мюнхенскому скульптору и художнику Блазиусу Шпренгу (Blasius Spreng) удалось создать уникальное произведение искусства, которое идеально вписывается в жизнь Майнца с точки зрения мотивов и эстетики.
Посреди фонтанной чаши из красного песчаника, созданной архитектором из Майнца Хельмутом Грефом (Helmut Gräf), возвышается бронзовая башня высотой почти девять метров, населенная более чем 200 отдельными бронзовыми фигурами. То, что здесь радует глаз, — загадочно, гротескно, мрачно и знакомо одновременно. В народе окрестили фонтан «дураков» («Narrenturm»).
Кстати, Карнавал объявляется каждый год 11 ноября с балкона отеля Оштайнер Хоф (Osteiner Hof) напротив фонтана.
Оштайнер Хоф был построен в середине 18 века как семейный дворец курфюрста Иоганна Фридриха Карла фон Остейна. С приходом оккупационных и военных властей Наполеона оно стало в народе называться «правительством». С 1958 по 2014 год дворец служил штаб-квартирой Бундесвера. Бассенхаймер Хоф (Bassenheimer Hof) расположен сбоку от него на Шиллерштрассе. Этот дворец также был построен около 1750 года для овдовевшей сестры курфюрста. Сегодня Бассенхаймер Хоф является резиденцией министра внутренних дел.
Мы отправились от фонтана по Шиллерштрассе, а если бы пошли в другую сторону, то попали бы на улочку Гауштрассе, которую в шутку называют «Сан-Франциско Майнца». Ведь трамвайный маршрут на Гауштрассе, открывшийся в 1923 году, является самым крутым в Германии с уклоном до девяти процентов. Слева и справа от трамвайного маршрута модные кафе, рестораны, винные и коктейль-бары, а также магазины, управляемые владельцами — похоже, место очень интересное.
Но мы традиционно пошли к памятнику Шиллеру (Schillerdenkmal).
Заказ к 100-летию поэта получил придворный скульптор Дармштадта Иоганн Баптист Шолль младший (Johann Baptist Scholl, 1818–1881). Установили памятник в 1862 году, тогда же и площадь назвали в честь Шиллера. Майнценцы традиционно праздновали сие событие три дня. Статуя Шиллера изначально была установлена на другом конце площади, а своем нынешнем месте он стоит с 1929 года.
О Шиллере и памятнике ему больше распространяться не буду, лучше покажу другой памятник — Майнцский Шоппенстехер, расположившейся на другом краю Шиллерплац у Провиант-Магазина и Двора Эрталера.
Двор Эрталера (Erthaler Hof) — аристократический двор в Майнце. Он был построен как семейная резиденция для майнцеского чиновника в Лор-на-Майне Филиппа Кристофа фон Эрталя. Будучи выдающимся архитектором и советником курфюршего совета Майнца, он также отвечал за проект, автором которого были Иоганн Михаэль Шмитт и Франц Антон Герман. Строительство началось в 1734 году и завершилось в 1739 году.
Фонтан св. Бильхильдис (hl. Bilhildis) посвящён основательнице монастыря Альтмюнстер в Майнце.
Бильхильдис происходила из Хоххайма недалеко от Вюрцбурга и, овдовев, основала монастырь Альтмюнстер в Майнце около 700 г. вместе со своим родственником, епископом Ригибертом. В Майнце есть улица названная в честь настоятельницы. На месте монастыря Альтмюнстер сейчас находится протестантская церковь Альтмюнстера. Череп Бильхильдис хранится в соборе Майнца. В 1991 году он был научно исследован антропологами и признан подлинным.
«Шоппенстехер» — памятник винной культуры Майнца. Название происходит от Schoppen — черпать (первоначально сосуд для жидкостей, позже — мера места для напитков) и zechen — пировать, пьянствовать, кутить, гулять. Шоппенстехер — это типичный майнцский термин для обозначения любителя вина, который в сумерках обретает одном из винных баров Майнца, отсюда и происходит выражение Schoppen steche. «Создателем» статуи является майнцский производитель фарфора Хайнц Шаубах (Heinz Schaubach), который был членом Почетной Майнцской винной гильдии, существующей с 1443 года и одновременно первым оформителем цеховой летописи. Шаубах подарил бронзовый памятник городу Майнцу к его 2000-летию в 1962 году.
Здесь, как нельзя кстати мне попалась статья: «Винный словарь.
Майнценец, или как они говорят Менцер, сам по себе („Meenzer an sich“) высокообразован, но он этого не знает. Он свободно говорит на французском и латыни, но по-своему. С поразительной настойчивостью жители Майнца сохраняют свой, „менцеришский“ диалект — и, таким образом, словарный запас устного языка оккупантов, в течении 2000 лет, чьи римские, а затем французские, а также ротвельшские элементы до сих пор щедро и творчески используются.
Существует также настоящая лексика Майнца, которую вам следует знать. Потому что неосведомленные в изумлении блуждают по многочисленным лабиринтам „Меенцерских“ неологизмов пока, наконец, не налаживается общение и начинают исполняться желания.
Чтобы гарантировать вам истинное удовольствие от вина, вот несколько распространенных неологизмов Майнца, с которыми вы встретитесь в винном баре:
Schoppe — Майнцская единица измерения пол-литра вина.
Halbe (произносится „Halwe“) — это сокращение от Halwe Schoppe. Его подают в пол-литровых бокалах, называемых „Schoppeglasses“ или „Meenzer Stange“, в старых винных барах Майнца и означают четверть литра вина.
Piffche — Наименьшая единица измерения Майнца (стопка 0,1 л); „e Piffche“ означает: содержание настолько мало, что удовольствие от вина длится всего лишь как свистнуть.
Schoppestecher — Любитель вина, который любит выпить свой „Шоппе“.
Woi — Вино любого качества.
Fleischworscht — Типичную колбасу Майнца подают холодной или горячей.
Weck, Worscht und Woi — „Всесезонное национальное блюдо“ Майнца. Душевно, просто, хорошо.
Racheputzer — Термин для негармоничного вина.
Nackisch Worscht — Метвурст с уже снятой шкуркой.
Hausmacher Worscht — Колбасная тарелка или ассорти с мясным желудком, кровяной и ливерной колбасой; домашненго производства.
Handkäs mit Musik — Фирменный сыр Майнца: сыр изготовленный вручную, который обычно маринуют в уксусе, масле и луке и после употребления может вызвать „музыку“.
Spundekäs — Фирменный сыр едят с вином и обычно подают с крендельками.»
Семиэтажное здание — Провиант-Магазин (или склад) (Proviant-Magazin), у которого расположился Шоппенстехер, было построено в 1863—1867 гг. в стиле классицизма по госзаказу (архитектор неизвестен), как хранилище зерна для снабжения прусских и австрийских гарнизонов, дислоцированных в Майнце, но как таковое оно никогда не использовалось.
Провиант-Магазин, длиной почти сто метров и складскими помещениями площадью 5000 квадратных метров — редкость, как в архитектурном, так и в историческом плане. Это каменный свидетель времен Герма́нского сою́за (Deutscher Bund, 1814–1918), когда Майнц был одним из важнейших городов-крепостей.
Различные соображения по разумному использованию разрабатывались и отвергались до тех пор, пока здание, не пострадавшее во время Второй мировой войны, не было отремонтировано в 1966 году и преобразовано в жилой дом в 2004 году. Кроме того, в здании расположены Музей карнавала Майнца и Архив немецкого кабаре. Правда, вход в Музей карнавала со стороны улицы Мюнстерштрассе. Мы 100 метров пройти поленились, всё равно закрыто.
В этом круизе я с удивлением обнаружила, что времена Римской империи и всё, что с этим связано мужу гораздо более интересно, чем более поздние периоды истории. Он потащил меня искать Храм Исиды и Матери Магны (Isis- und Mater Magna-Heiligtum).
Фундаменты римского святилища Исиды и Матери Магны были обнаружены во время раскопок котлована под фундамент торгового пассажа. Стены, камни и находки бережно хранились в течение трёх лет. В 2003 году святилище было представлено в презентационном зале «Taberna archaeologica» на том месте, где оно было найдено. Храм в Майнце — единственное раскопанное сооружение такого типа в Германии, посвященное Исиде, которое, вероятно, использовалось до III века. Остатки святилища составляют одну из главных достопримечательностей римского Майнца.
Но тут мы обломались: по указанному адресу на улице не было никаких указателей, а Римский пассаж был уже закрыт.
Так что вот вам адрес: Isis- und Mater Magna-Heiligtum, Taberna archaeologica, Römerpassage 1, 55116 Mainz. Посещение: пн-сб с 11–18 часов, вход свободный. А нам — не судьба.
Зато, пока искали святилище, набрели на Новый фонтан.
Если спуститься по улице Lotharstraße до пересечения с Große Bleiche, то Новый фонтан (Neuer Brunnen) на одноименной площади вам не миновать. Построенный в XVII веке стиле барокко, фонтан кажется почти инородным телом среди ансамбля послевоенных построек вокруг площади. Но так было не всегда. До тех пор, пока город не был разрушен во время Второй мировой войны в 1942 году, Новый фонтан был частью представительной площади, обрамленной бывшим офисом университета и Двором Вольфа-Меттерниха (Wolf-Metternich Hof). Эта площадь в середине 17 века, была спроектирована курфюрстом Иоганном Филиппом фон Шенборном как «продовольственный рынок».
В то время питьевую воду, как я рассказывала, добывали из многочисленных колодцев. Однако зачастую эта вода была низкого качества. Поэтому, начиная с 1724 года, курфюрст Лотар Франц фон Шенборн приказал построить подземную водную галерею в качестве фонтанной комнаты в Бретценхайме на сегодняшнем Мюльвеге под руководством венского мастера фонтанов Йоханнеса Штумпфа. Оттуда свинцовые трубы водопровода, первого в городе со времен Римской империи вели в Бляйхенфиртель к Новому фонтану. Великолепный фонтан был создан Йоханнесом Вейдтом (Johannes Weydt), придворным и городским архитектором при курфюрсте Лотаре Франце фон Шенборне в 1724–1726 годах. Рельефы создал Франц Матиас Хирнле (Franz Matthias Hiernle). Первоначальное название фонтана «Шенбрунн» не прижилось. Особенностью фонтана, заметной издалека, является обелиск высотой около 12 метров с барельефами, покрывающими все четыре стороны и состоящими из эмблем и аллегорических изображений. Символика охватывает различные темы: война на западной, искусство на восточной, правительство на южной стороне и торговля на северной стороне. У подножия обелиска сидят речные боги из ракушечника, которые символизируют Рейн и Майн и также были созданы Францем Матиасом Хирнле в 1726 году. Сейчас это копии 1877 года. С тех пор оригиналы выставлены в Государственном музее Майнца.
В 1828 году вместо нимф были добавлены сфинксоподобные львы, работы Йозефа Шолля (Josef Scholl).
Поскольку ночь опустилась на город, прогулку решено было завершать и идти на корабль. По дороге в кадр попали ещё пара сооружений.
Величественное здание эпохи Возрождения — здание Старого университета (Alte Universität — Domus Universitatis), построенное между 1615 и 1618 годами по приказу иезуитов под руководством курфюрста Иоганна Швейкхардта фон Кронберга.
У здания, в котором первоначально располагались факультет философии и теологии, а также иезуитская средняя школа, скрывается богатое прошлое.
С 2005 года он снова доминирует в городском пейзаже: после более чем 200-летнего отсутствия две внушительные, стремящиеся к небу башенки теперь снова возвышаются над коньком могучей скатной крыши.
Обратила на себя внимание церковь св. Квинтина (St. Quintin) в Майнце. Она впервые упоминалась в 774 году, а готическая зальная церковь была построена между 1288 и 1330 годами. Конечно, она несколько раз разрушалась, но вновь возводилась на готическом фундаменте.
Католическая приходская церковь Святого Квинтина в центре Майнца. Архитектор: неизвестен. Год постройки: около 1330 г., верхний этаж башни 1489 г. Местоположение: Quintinsstraße 1, Майнц.
Чуть дальше и ещё одно здание первой половины XIII века. Из некогда 34 ворот и сторожевых башен средневековых городских укреплений сегодня сохранились три: помимо Александровской башни и Деревянной башни, Железная башня (Eisenturm), построенная около 1240 года, сохранилась как каменный современный свидетель этой эпохи.
Шестиэтажная башня получила свое название от рынка железа, который когда-то располагался неподалеку на берегу Рейна.
От надвратной башни до военной тюрьмы и места проведения художественных выставок — так использование железной башни менялось на протяжении веков. Башня до сих пор излучает средневековое очарование. Благодаря художественному объединению. Eisenturm Mainz e., основанному в 1975 году, в залах башни сегодня можно дышать историческим воздухом и одновременно наслаждаться современным искусством.
К Рейну мы вышли в районе Ворот тамплиеров (Templertor).
В Майнце дополнительные земли под застройку были созданы за счет береговой набережной в рамках спрямления Рейна, сегодняшнего Лаутеренфиртеля (Lauterenviertel). Из-за своего стратегического значения город также необходимо было обеспечить военной защитой на вновь созданном берегу реки.
По плану городского архитектора Эдуарда Крейсига (Eduard Kreyßig), «укрепление Рейнкеля» (Rheinkehl-Befestigung) было построено между 1873 и 1879 годами. К северу от форта Малакофф оно состояло из каменного фундамента и решетчатого забора высотой два метра, являвшегося продолжением форта. Дороги, ведущие к Рейнским воротам, соединяли город и набережную. Ворота были тщательно спроектированы, чтобы украсить городской пейзаж. К сожалению, вскоре укрепления Рейнкеля потеряли военное значение. Как и Улица тамплиеров (Templerstraße), Ворота тамплиеров получили свое название от рыцарей-тамплиеров, Бедных рыцарей Христа и Храм Соломона в Иерусалиме, которые жили в районе между переулочком Игнаца и улицей Хольцштрассе (Ignazgässchen und Holzstraße) до 1312 года. Как и другие важные рыцарские ордена, рыцари Св. Иоанна и Тевтонский орден, они содержали свою собственную общину в церковной метрополии Майнце. Ворота тамплиеров по конструкции во многом идентичны деревянным и винным воротам. В большом проеме ворот до сих пор сохранились железные петли, к которым крепились тяжелые двери из листовой стали. По обеим сторонам пешеходных переходов имеются проемы для стрельбы.
Повреждения, причиненные войной, и погодные условия сделали необходимым комплексную реконструкцию системы ворот. В 2008/2009 году Ворота тамплиеров были восстановлены.
Так завершился наш день в Майнце. Город однозначно понравился и я не против сюда ещё раз наведаться.
Теги:
Круиз, Культурно-познавательный туризм