Я люблю города
У слияния рек,
Где земля и вода
Породнились навек.
Над рекою Псковой,
Над Великой-рекой
Окружен синевой
Силуэт городской.
О.М.Дмитриев
Я люблю города
У слияния рек,
Где земля и вода
Породнились навек.
Над рекою Псковой,
Над Великой-рекой
Окружен синевой
Силуэт городской.
О.М.Дмитриев
Читая рассказы туристеров про Псков, где-то в глубине души постоянно теплилась надежда, что «может быть когда-нибудь» и я там побываю. Очень хотелось увидеть своими глазами город, стоявший у самых истоков Руси.
Долгожданная поездка состоялась в мае этого года, перед самым моим переездом во Владивосток. Ну а сейчас дошли руки и до рассказа – про стены неприступные, храмы белокаменные и вознесенные в небеса купола.
В Пскове мы жили в просторных апартаментах с многообещающим названием «С Видом на Кремль». Вид, честно говоря, был средненьким, но расположение действительно великолепное: помимо кремля рядом множество интересных мест и церквушек.
Кроме того, буквально в двух шагах находился причал для прогулочных пароходов. За полтора часа можно быстро познакомиться с городом, совершив экскурсию по реке Великой.
А самый первый пароход прибыл в Псков 15 мая 1843 года (по старому стилю) из Дерпта и назывался "Юлиана-Клементина" – по имени жены владельца. Уже вечером следующего дня судно отправилось в свой первый прогулочный рейс, длившийся около 16 часов.
Экскурсионный маршрут современного теплохода «Буревестник» длится около часа и дарит потрясающие виды на многие знаковые достопримечательности, расположенные вдоль побережья.
На высоком холме горделиво возвышается Псковский кремль, представляющий собой уникальный памятник оборонного зодчества.
Название Кром, появившееся в псковских летописях в середине 14 века, происходит от исконно русского слова «крома́», означающего «кромка, край, граница» и, вероятнее всего, связано с расположением крепости на краю (на кромке) мыса, омываемого двумя реками – Великой и Псковой. Именно здесь основали в VI веке своё поселение пришлые с запада кривичи. Позднее к ним присоединились славяне, латгалы, чудь и скандинавы. Потихоньку на высоком берегу выросло городище. Называлось оно по-разному: Плесков, Пльсков, Пъсков…
Первое летописное упоминание о городе относится к 903 году, когда киевский князь Игорь Рюрикович выбрал себе в жены «псковитянку Ольгу», ставшую впоследствии первой правительницей Руси, принявшей христианство.
Особое пограничное положение Пскова и постоянные нападки врагов обусловили необходимость возведения надёжной оборонительной линии. Сначала на глиняном валу были поставлены деревянные стены Крома (детинца), а в XII в. появились первые каменные укрепления. К XVI веку псковская крепость представляла собой крупный форпост, опоясывающий достаточно обширное внутреннее пространство пятью кольцами каменных стен с мощными башнями и крепкими воротами.
Крепость пережила более ста войн и несколько десятков осад. Город захватили лишь однажды, в 1240-м году, да и то в результате предательства бояр-изменников, открывших ворота врагам — рыцарям Тевтонского ордена.
Главным сооружением кремля всегда был Свято-Троицкий собор.
Белоснежный и легкий, словно облако, парит он над всем простором, над всею Русью.
Как говорит легенда, первый собор во имя Святой Живоначальной Троицы был построен из дерева в середине X века по велению княгини Ольги. Тогда же псковичи стали называть «Домом Святыя Троицы» и храм, и город, и всю свою землю.
Не видали мы Батыя,
А за Троицы Святыя
Постояли мы не раз
И в лучах военной славы
Светлы Троицыны главы
Засияли, как алмаз.
Е. Морозкина
Архитектура стройного и светлого храма проста и лаконична. Пропорции безупречны.
В хорошо освещённом интерьере на фоне беленых стен выделяется золоченый семирядный иконостас высотой в 30 метров. Иконы пяти ярусов - местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого чинов - датируются концом XVII века. Два верхних яруса с изображением Страстей Господних и венчающее всю композицию Распятие добавлены в середине XVIII века.
Праздничность и барочное «звучание» иконостаса усиливает изумительная резьба по дереву – так называемая «флемская резь». Её отличительной особенностью является «объёмная» ажурность и удивительное разнообразие цветочно-растительных мотивов. Особым мастерством исполнения отличается центральная часть иконостаса и царские врата.
Между колоннами, с левой стороны, под деревянным балдахином установлена серебряная рака, в которой хранятся мощи князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, блаженного Николая и преподобного мученика Иосафа Снетогорского.
А вот реставрация соборной звонницы находится на финальной стадии. С колокольни уже снимают строительные леса и скоро она предстанет во всей свой красе.
Колокольня Троицкого собора появилась в XVIII на месте древней башни «на Радчине всходе» и была гордостью жителей, так как обладала богатым набором колоколов и немецкими часами. После пожара 1788 года добавили ещё один ярус и главу со шпилем. Взамен утраченным часам в конце XIX века установили новые, тоже немецкие.
К 1265 году, когда пришел во Псков со своей дружиной и их семьями беглый литовский князь Довмонт, в городе сменилось уже 12 князей. В церкви Святой Троицы Довмонт принял крещение с именем Тимофей, был избран псковичами на престол и тридцать лет и три года беззаветно служил своей новой родине. За время своего правления Довмонт предпринял ряд удачных походов против литовцев и Ливонского ордена, в том числе участвовал вместе с другими князьями Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в знаменитой Раковорской битве в 1268 году, а в конце XVI столетия был канонизирован Русской православной церковью.
Помимо ратных дел благоверный князь занимался планомерным укреплением крепости. В 1268–1280 годах благодаря его усилиям был сооружен новый оборонительный комплекс — так называемый Довмонтов город, примкнувший к Крому с южной стороны и также окруженный стеной.
Известно, что Довмонт поставил там сразу три храма: Тимофея - в 1268-м, Георгия - в 1269-м и Федора Стратилата - в 1272 году.
Впоследствии на небольшой территории в полутора гектаров уместилось около 18 храмов и немало гражданских и административных построек (княжьи палаты, Дворцовый приказ, Съезжая, Приказная и Дьячья избы). Таким образом Довмонтов город стал центром церковного и государственного управления.
«Освещаемый солнцем с юга белокаменный комплекс как величественный сказочный мираж, как чудесный «Небесный град» вдымался над низким пестроцветным торговищем и плотной деревянной жилой застройкой Пскова…».
В 1701 году, в связи с подготовкой к Северной войне, по распоряжению Петра I часть построек Довмонтова города была засыпана землей при возведении Рождественской батареи, которая должна была обстреливать подступы к мосту через Псков. Остальные здания и храмы некоторое время использовались для хранения оружия, а потом почему-то стали ненужными, пришли в негодность и в итоге были снесены. Ко второй половине XIX века здесь остались лишь пустырь да Приказные палаты.
В XVII здание служило центральным органом воеводского управления Псковом. Было создано 5 отделений или «столов» (разрядный, посольский, денежный, поместный, судный), заведующих определенным кругом вопросов.
В начале XVIII века в ходе масштабной перестройки Псковской крепости для участия в Северной войне Приказные палаты были переоборудованы для хранения оружия. Сейчас в здании развернут экспозиционно-выставочный и культурный центр Псковского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. На втором этаже воссоздан интерьер палат времен воеводского управления.
В середине XX века Довмонтов город чудесным образом воскрес благодаря археологической экспедиции Эрмитажа. Специалистам удалось воссоздать планировку древнего города, а ещё обнаружить ядра, украшения, свинцовые печати, берестяные грамоты и целую коллекцию фресок, украшавших когда-то фасады апсид и барабаны церквей.
Археологи вывели наружу часть фундаментов и теперь у нас есть возможность побродить среди каменных лабиринтов семисотлетней давности.
Здесь же привлекает к себе внимание композиция "Щит и меч». Она посвящена Ледовому побоищу и состоит из прямоугольного щита в виде воинского знамени (прапора) с изображением герба и плана Пскова. В круглых медальонах, укрепленных под прапором – гербы городов, принимавших участие в битве: Пскова, Новгорода, Владимира, Твери и Переславля-Залесского. Колокола в верхней части композиции напоминают о вечевом колоколе Псковской республики и набатном колоколе, созывающем псковичей на защиту родного города. Меч, висящий острием вниз – символ славы русских воинов.
С западной стороны к Персям примыкает Довмонтова башня, а с восточной – Троицкая (она же Великая, Часовая и Лубянская). Обе башни были разрушены, а затем вновь восстановлены.
Троицкую башню возродили в 1988 году вместе с Великими (Троицкими) воротами, которые сегодня служат главным входом в Кром. Иногда эти ворота называют Тёмными. Возможно, потому, что изнутри к ним вплотную примыкал захаб – узкий фортификационный «коридор», в котором сражаться врагу было крайне сложно.
С наружной стороны над входной аркой установлена мозаичная икона Святой Троицы, представляющая собой реплику одноименной иконы Андрея Рублева. Мозаику изготовили по эскизам и на средства Евгения Климова на фабрике “Виллеруа и Бох” в немецком городе Метталах. Многие годы она находилась в Риге при храме св. Иоанна Предтечи. Во многом благодаря усилиям Псковского митрополита Иоанна (Разумова)икона была возвращена в Псков.
От Троицкой башни восточная крепостная стена бежит до Средней башни.
Снеток присутствует в меню многих местных ресторанов, так что без дегустации никак не обойтись. Тем более, что гастрономические впечатления – наиприятнейшая часть любого путешествия.
Отведать местный деликатес нам довелось в ресторане «Двора Подзноева», размещенного в отреставрированных средневековых купеческих палатах.
Интерьер ресторана выполнен в традиционном русском стиле,
и подчеркивает аутентичность таких блюд, как холодец из разных видов мяса, борщ с мясом утки, соленые грузди с кремом из хрена, котлетки из судака со сливочным соусом, ароматные пирожки. Ну и конечно, — в наличии вкуснейшие настойки. Сами понимаете, что русская душа разворачивается здесь во всю свою ширь!