Первым что видишь выйдя из музея Римского Форума со стороны Палатина остатки акведука Аква Клаудиа. Отдельно про акведук будет рассказ позже, а пока краткая информация — начали строительство при императоре Калигуле в 38 году, а завершили при императоре Клавдии в 52 году. 10 лет спустя его перестали использовать, через 9 лет при императоре Веспасиане в 71 году работа заброшенного акведука была восстановлена, ещё через 10 лет по приказу императора Тита его также отреставрировали. Сейчас скорей это напоминание о славном прошлом Рима.
Сразу за ним знаменитое сооружение ныне почти не сохранившееся — Большой Цирк, прообраз всех современных ипподромов.
Считается, что состязания на этом месте — в долине между холмами Палатином и Авентином, (а также произошло похищение сабинянок) были впервые проведены на колесницах еще при римском царе Тарквинии (ок. 500 до н. э.). Долина длиной в 600 и шириной около 150 м, благодаря своему положению между древними частями города служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима (так называемыми лат. ludi Romani).
В те времена состязания колесниц проходили по прямой — доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался «хребет». Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая «хребет» арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.
Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров.
Недавно Большой Цирк или Circo Massimo фигурировал в сериале Обреченные на славу (опять я всем советую посмотреть его), а к сожалению от него осталась только эта башня и несколько торцевых строений.
Территория цирка никогда полностью не застраивалась, и до сих пор здесь проводятся общественные мероприятия, хотя я бы восстановил бы тут ипподром, в качестве дани традиции.
Следом я направился к довольно интересному и необычному сооружению у подножия Авентина. Но пока вот вам удивительная заправочная станция, просто как остановка, посредине жилого квартала.
Застройка вообще очень малоэтажная, в целом в Риме по моему я не видел башен-многоэтажек, даже на окраиннах.
Пожарная часть на Авентине, в неё же находится музей Пожарных бригад, увы закрытый.
За деревьями проглядываются стены Церкви Святого Ансельма на Авентине.
А вот и цель моего ответвления от маршрута — Пирамида Кая Цестия, расположенна на развилке двух древних дорог: Остийской и другой, ведущей на запад к реке Тибр примерно вдоль современной Via della Marmorata. Построена между 18 и 12 годами до н. э. для Гая Цестия Эпулона, магистрата и члена одной из четырёх крупных жреческих коллегий. Представляет собой прекрасно сохранившееся сооружение из римского бетона, облицованного кирпичом и мрамором. Высота составляет 125 римских футов (или 36,4 метра), длина основания — 100 римских футов (30 метров). Внутри пирамиды находится склеп длиной 5,95 м, шириной 4,10 м и высотой 4,80 м. Рядом — Некатолическое кладбище с могилами великих английских поэтов Перси Шелли и Джона Китса и выдающегося русского живописца Карла Брюллова. Памятник больше всего напоминает нубийские пирамиды в Мероэ с их большим углом наклона. Это заставляет предположить, что Цестий участвовал в боевых действиях римлян в тех краях в 23 г. до н. э. В древности могила была тщательно запечатана, что не помешало её разграблению в последующие годы. При строительстве Аврелиановых стен в 271–275 годах пирамида была встроена в них в качестве треугольного бастиона.
Пирамида Цестия долгое время привлекала внимание посещавших Рим иностранцев. Особенной популярностью пользовались картины и гравюры с её изображением. Самое известное изображение принадлежит выдающемуся итальянскому архитектору и гравёру Джованни Баттиста Пиранези.
По образцу пирамиды Цестия в парке Царского Села по проекту архитектора Чарлза Камерона в 1782–1783 годах построена из кирпича и облицована гранитом небольшая пирамида, послужившая надгробием любимых собачек (левреток) императрицы Екатерины II (Том Андерсон, Земира и Дюшес). В 1785–1790 годах на окраине Санкт-Петербурга по проекту архитектора Николая Александровича Львова построена церковь, прозванная горожанами «Кулич и Пасха», необычная колокольня церкви в виде пирамиды, создана по впечатлениям от поездки архитектора Львова по Италии в 1781 году.
Рядом находятся Ворота Сан Паоло — городские ворота III века, бывшие частью Аврелиановой стены. Сейчас в них расположен музей Остийской дороги.
Как и многое другое в Риме — закрыто.
Вдалеке видны остатки стен.
Я к слову так и не понял что это за растения, но пахли они неприятно, может кто может понять что это такое?
Не очень современный трамвай в Риме.
А вот с метро отдельная история. Линия В за остановкой Circo Massimo была перекрыта на ремонт так что отсюда осуществлялся только разворот поездов. Вот такой вышел небольшой рассказ про Авентин, но про древний Рим как мне кажется я буду вспоминать наверное во всех последующих рассказах в той или иной степени.