Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 2:03

Льеж — Бельгия Август 2024

Не так, чтобы я всю жизнь мечтал побывать в Льеже, но в отличии от других провинциальных бельгийских городов, я о нем слышал. Правда, ошибочно полагал, что он находится во Франции, там было что-то революционное, что вызывает ассоциацию.

Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать

Честно сказать, до того, как я начал готовить поездку по Бельгии, я уверено знал в Бельгии только один город — Брюссель. Потом, в процессе подготовки, ушел в другую крайность решив, что Аахен и Маастрихт тоже бельгийские города и только после детальной проработки всех маршрутов, города распределились по своим странам.

Поездка по Бельгии и ее окрестностям планировалась долгая, почти месяц и нужно было выбрать базу на востоке страны для того, чтобы осуществлять оттуда набеги на соседние исторические города. Перемещаться с чемоданами из города в город, каждый день, нам не охота. Чемоданы у нас большие, а сил у нас немного.

Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать

Мы идем другим путем, останавливаемся в транспортном узле, где ни будь на неделю, обустраиваемся недалеко от вокзала и планомерно осваиваем регион радиальными набегами. В случае Бельгии в качестве баз были выбраны Гент, Брюссель и Льеж.

У Льежа есть все, для того чтобы понравиться туристу, но он мне не понравился. Потому, что при всех достоинствах, у него есть очень важный недостаток — назовем по-хорошему — неопрятность. Это как с женщиной, ноги есть — есть, хорошие ноги, глаза не косые, большие такие глаза, и даже не лысая, но неопрятная, не ухаживает за собой. Совсем мало людей, которые с ней будут дружить, а если и будут, то скорее всего такие же как она. По вечерам они будут сидеть в заплёванной комнате и рассказывать друг-другу про естественную красоту, которая теряется бесследно если регулярно умываться.

Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать
Карл Великий, очень забавно, что в каждой стране у него свое имя, которое меняет национальную принадлежность.

Так и Льеж, собор, ратуша, башни старинные, все в порядке, остается совсем немного — тротуар помыть, а они этого не делают. Жить там, при необходимости, можно, любить нет.

Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать

Похоже нелюбовь жителей Льежа к своему городу исторически сложившаяся. Город со времен средневековья управлялся князем-епископом, при этом основное население было ремесленники. Льеж всегда был крупным промышленным центром. Ремесленникам приходилось кормить непомерную толпу монахов и священников. Договор — ты на меня поработаешь, а я за тебя помолюсь, долго не живет.

Верхи не могут, низы не хотят

В большинстве европейских городов церкви и монастыри начали жечь в восемнадцатом веке. Льеж был намного впереди всей Европы. Уже 1312 местный пролетариат сжег церковь св. Мартина, со всеми укрывшимися в ней священниками-администраторами и их охраной. Теперь эта церковь шестнадцатого века, а до этого была десятого.

Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать

Новая церковь св. Мартина мощная, серая, стоит как замок на самой вершине холма. Думаю, когда строили такую «крепость» на месте трагедии, намекали на силу, мол в следующий раз вы нас не возьмете. Взяли… Нельзя испугать пролетариат, ему нечего терять…

Пролетариат в Льеже был неслабый, в советской школьной истории фигурировали льежские ткачи, подробности забыл. Если честно, с бельгийским ткачеством не знаком, а вот оружие из Льежа видел. Дед мой был сноб и эстет, поэтому у него было три бельгийских ружья Франкотт. Не думаю, что он стрелял на охоте, по крайней мере дичь домой не привозил, но охотился регулярно.

Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать

Дедушка был очень аккуратный и за своими вещами ухаживал. В серебряной насечке, с высоким прикладом, покрытым перламутровой инкрустацией, выглядели ружья так, что влюбиться можно было. Хранились они в длинных черных кожаных коробках, внутри была нежная бежевая замша. Если сначала провести пальцем по гладкому, холодному стволу, а потом по теплой мягкой замше, начинаешь понимать многообразие мира. Да ладно охотничьи ружья, в Льеже ведь Браунинг жил. Из браунинга убили японского и русского премьеров, австро-венгерского эрцгерцога и даже Ленина ранили.

Вот как нарядно. Музей.

Пролетариат остановить трудно, вооруженный пролетариат практически невозможно. В восемнадцатом веке разнесли по кирпичику одну из самых больших церквей в мире, кафедральный собор Св. Ламберта. Разрушения были настолько серьезные, что епископ решил, что восстанавливать смыла нет. Остатки разобрали на стройматериалы. Уже в наше время, на точках, где размещались колонны собора установили ажурные металлическое столбы. С удивлением понимаешь, что огромная площадь, в самом центре города, когда-то была основанием собора св. Ламбера.

Ткачи сильны

Дворец князей-епископов — главное гадючье гнездо эксплуататоров, разрушали до нуля три раза. Его конечно восстанавливали, жить где-то нужно. Тот, что сейчас стоит очень красивый и затейливый, построен в семнадцатом веке, первый был закончен предположительно в десятом. Наверно, самый нарядный и радостный дом в городе. Сейчас здесь дворец правосудия и администрация округа

Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать

Ратушу тоже много раз ломали, но не ткачи. Ткачи всегда был за мэра и за ратушу, против князей-епископов. Ратушу ломали завоеватели, видимо они были за князей-епископов, но я до конца не разобрался, кто там за кого. Похоже, не важно, важны персональные финансовые дивиденды, полученные по результатам военных действий. Современную ратушу построили в начале восемнадцатого века.

Ратуша хоть и называется «фиалка», но покрашена в пролетарско-красный цвет, наверно, чтобы ткачи не перепутали чего сгоряча. Как и перед всеми остальными ратушами в Бельгии, перед ней торгуют пивом. Лично проверил и качество, и количество пива, замечаний нет.

Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать

Из старых церквей в живых осталась церковь святого Варфоломея. Она выглядит очень современно, но написано, что это двенадцатый век. Думаю, реально обозначить время завершения строительства церкви очень тяжело. Для этого нужно определиться, где кончается строительство и начинается реставрация. Можно ведь отреставрировать так, что мама родная не узнает.

География Льежа подтверждает его лингвистику. В городе говорят на французском языке и рельеф в этих местах безусловно не нидерландский. Город размещается на крутых холмах и одной из главных доминант города является лестница, в которой приблизительно 365 ступенек. Количество ступенек все указывают разное, а я не считал. Честно сказать, я на нее и не поднимался.

Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать

Новейшей достопримечательностью Льежа является вокзал. Вокзал в Льеже просто фантастический, с таких будут запускать межгалактические корабли. К сожалению, я потерял его фотографии и фотографии странных сооружений (язык не поворачивается назвать их церковью и колокольней) расположенных на горе над вокзалом. Если интересно, можно посмотреть у других авторов, у всех есть.

Зато я Петра нашел «В общественном парижском туалете есть надписи на русском языке»

Прямо рядом с вокзалом есть комплекс современных зданий в некоторых из которых размещены гостиницы. Бомжей оттуда гоняют, весь райончик из десяти-пятнадцати современных домов чистый, стоит обособлено и не пахнет шаурмой. Идти от гостиниц до вокзала пять-десять минут. Единственная проблема, есть приходится в ресторанах при гостиницах, они хорошие, но скучноватые. До экзотичных ресторанов в центре города идти где-то полчаса.

Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать

На заднем плане видна белая волна крыши вокзала

Из Льежа съездили в Аахен, Маастрихт, Динан и Намюр. Хотели еще съездить в Люксембург, но была большая задержка поездов на скоростной линии.

Другое направление — это как раз на Намюр, туда можно доехать на обычной электричке.

Как вы сами, наверно, поняли из перечисления достопримечательностей, Льеж город интересный и мое нежелание его любить не более чем наследственный снобизм. Там безусловно есть, что посмотреть. Выбор Льежа в качестве базы тоже был вполне разумным. Это большой транспортный узел, с развитой и эффективной системой обслуживания туристов.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.