Турист Alexander Volkov (Awolfrus)
Alexander Volkov
был сегодня 10:26

Рим — Италия Сентябрь 2024

После посещения части форума распложенной в долине между холмами Палатином, Капитолием и Целием, я направился к подъему на Палатин.

Палатин — самый древний холм Рима

Палатин — центральный из семи главных холмов Рима высотой 40 м, одно из самых древнезаселенных мест в Риме. По преданию, здесь возник древний Рим: на Палатине были вскормлены волчицей и воспитаны Фаустулом Ромул и Рем, здесь Ромул заложил город. Согласно древнеримским мифам получил название от города Паллантий, построенного на холме Эвандром, задолго до основания Рима и за 60 лет до начала Троянской войны.

Первое строение что встречается при подъеме на Палатин со стороны Форума — Оратория Сорока Мучеников. Эта небольшая церковь примечательна уникальным набором фресок 8–9 веков. Оратория названа в честь сорока мучеников Себаста, группы римских солдат, которые были казнены Диоклетианом за свою христианскую веру.

Палатин — самый древний холм Рима

Стены украшены картинами, на которых изображены различные святые и мученики, включая сорока мучеников. Эти произведения являются важными примерами раннего средневекового христианского искусства. На фресках показаны пытки и мученичество мучеников. Они были убиты, будучи вынуждены стоять в ледяном озере ночью.

Оратория, вероятно, служила молельней, а также была частью храмового комплекса вместе с церковью Санта Мария-Антиква.

Во время землетрясения 847 года Санта-Мария-Антиква была погребена под слоем земли, после чего её владения, привилегии и имя были переданы близлежащей церкви Санта-Мария-Нова («новой Девы Марии»), а о существовании её предшественницы попросту забыли. При землетрясении остался незасыпанным только атриум.

Палатин — самый древний холм Рима

Храм, расположенный между церквями Сан-Теодоро и Ораторией Сорока мучеников, восходит к I веку нашей эры. Первоначально представлял собой квадратный атриум, который через коридор с тремя порталами вёл во внутренний дворик, соединённый переходом с императорским дворцом. Предположительно это был вход в палатинские палаты императора Домициана.

В середине VI в. сооружение времён Домициана использовалось как своего рода сторожевая будка: здесь ночевала охрана византийских наместников Рима. Ближе к концу века оно было убрано коринфскими колоннами, украшено стенописью, к нему была пристроена полукруглая апсида — отныне это была церковь девы Марии.

Палатин — самый древний холм Рима

Под основанием одной из колонн археологи обнаружили клад монет с профилем Юстина II, из чего следует, что перестройка не могла быть осуществлена ранее его царствования (565–578 гг.) В папском инвентаре 635 г. здание упоминается уже как «Санта-Мария-Антиква», то есть «Старая Дева Мария» — свидетельство существования более нового храма с тем же посвящением.

В середине VII в., с ослаблением византийского господства на западе Италии, папы римские стали подумывать о переносе резиденции из окраинного Латерана на форум, где прежде обитали императорские наместники. Близость церкви девы Марии к новому папскому дворцу заставляет предположить, что одно время именно в ней находилась кафедра римского первосвященника. Работы по росписи храма начались при папе Мартине I (649–655) и достигли наибольшего размаха в краткий понтификат Иоанна VII (705–707).

Палатин — самый древний холм Рима

Роспись апсиды пришлась на понтификат Павла I (757–767), а фрески в античном атриуме могут быть отнесены к деятельности Адриана I (772–795).

Церковь конечно потрясает, наверное это самый древний христианский храм в котором я был. Видно что до разделения на католицизм и православие в 1054 начало было единым, как собственно и оформление и фрески. Плюс само местоположение, которое находится в сердце Римского античного форума, причем это не перестройка более позднего периода.

Палатин — самый древний холм Рима

Следом по таким крытым галереям я вышел на промежуточный ярус холма, где открывались виды как на Храм Диоскуров.

Так и в целом на форум.

Дом Тиберия был императорским римским дворцом в Древнем Риме, расположенным в северо-западном углу Палатинского холма. Вероятно, он получил свое название от дома, построенного императором Тиберием, который, как известно, жил на Палатине, хотя ни в каких источниках не упоминается о том, что он построил резиденцию. Траян и Адриан внесли дальнейшие изменения и расширения в Дом Тиберия. При Адриане фундаменты были расширены еще больше по северному склону холма Палатин.

В 2008 году на территории Тиберианского дома или рядом с ним были обнаружены различные скульптуры и архитектурные украшения. Траян и Адриан внесли дальнейшие изменения и расширения в Тибериану. При Адриане фундаменты были расширены еще больше по северному склону холма.

Палатин — самый древний холм Рима

Фарнезийские вольеры расположены на Палатине внутри красивых и пышных садов Хорти Фарнезиани (созданных в 16 веке).

В резервуаре сейчас даже плавают рыбки.

А поднявшись еще выше можно попасть в сад.

Палатин — самый древний холм Рима

С главной смотровой открывается лучший вид на Римский форум, но в сожалению в этот день погода не благоволила, и вид очень мрачный. На фото выше по центру Базилика Максенция, слева Храм Ромула, справа церковь Санта Мария Нова.

С другой стороны Курия Юлия по центру, Арка Сепитимия Севера слева и форум Траяна вдалеке справа.

Палатин — самый древний холм Рима

Вид на церковь Сан Себастяна на Палатине.

Это высокое здание эпохи Возрождения под названием «Casina Farnese» расположено на вершине Палатинского холма, в районе Хорти Фарнезиани и с 16 века принадлежало одноименной дворянской семье. Здание было построено с использованием некоторых элементов древнеримских построек, лоджия справа защищена стеклом, внутри которого можно увидеть красивые фрески на стенах и своде. Во дворе перед домом сохранились большие следы значительного мраморного пола в «opus sectile», вероятно, эпохи Нерона. Увы было закрыто.

Палатин — самый древний холм Рима

Император Август, который родился на Палатине, решил построить на нём дом для своей семьи. После пожара при Нероне верхние этажи дома были снесены, комплекс зданий перестроен и стал государственной собственностью. В дом входили покои императора, библиотека, комнаты с фресками, изображающими богиню Кибелу, театральные маски, гирлянды. Комнаты были очень маленькими и скромными, тогда как в части дома, которая использовалась для общественных приёмов, были большие помещения, богато украшенные стукко и мрамором.

Перед дворцом Августа остатки Дворца Флавиев античный дворцовый комплекс построенный императором из династии Флавиев Домицианом после разрушительного пожара 80 года, при котором сгорели прежние императорские дворцы Domus Transitoria Нерона и Domus Tiberiana. Строительство было завершено в 92 году.

Палатин — самый древний холм Рима

Во дворце располагалось несколько крупных залов — трёхнефная базилика, где проходили судебные заседания, Аула Регия — тронный мраморный зал (30×39 метров), в нишах которого стояли статуи, в апсиде находился трон императора. В маленьком помещении рядом с тронным залом был ларарий, святилище для семейных богов.

Рядом располагается Палатинский музей, представляющий находки найденные во время раскопок на холме.

Палатин — самый древний холм Рима

Изучив увиденное я вышел на улицу, где меня застал сильный дождь. Но вернутся в музей я не смог, так как охранник на входе сообщил что «полная загрузка», на все мои коментарии что вышел из него только развел плечами, так что я побежал искать укрытия от непогоды, и нашел его…

во дворце Августа — я и еще несколько туристов спрятались от непогоды, и стояли там минут 50, пока бушевала стихия.

Палатин — самый древний холм Рима

В комплекс дворца Домициана входил дворец Августов и Domus Flavia, где проводились официальные приёмы и церемонии, и стадион Домициана. На фотографии выше — фонтан, работающий и сейчас.

А из окон Дворца хорошо виден Большой Цирк где устраивались состязания на колесницах и другие мероприятия.

Палатин — самый древний холм Рима

К сожалению дальнейшее изучение форума было затруднено, так как вода никуда не уходила.

и пришлось прыгать от одного камня к другому чтобы постараться хотя бы выйти на более или менее мощеную дорогу.

Мне это удалось, глубоко вздохнув я понял что осмотреть Форум целиком не удасться в эту поездку, так что вздохнув я выдвинулся к выходу.

Палатин — самый древний холм Рима

Увидел стадион Домициана, по сравнению с Колизеем и Большим Цирком вообще крохотный.

Церковь San Bonaventura al Palatino

Палатин — самый древний холм Рима

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.