На площади Чернышевского (бывшей Соборной), с которой начинается проспект Столыпина, на котором я жила, приходилось бывать ежедневно: и в метель,
На площади Чернышевского (бывшей Соборной), с которой начинается проспект Столыпина, на котором я жила, приходилось бывать ежедневно: и в метель,
и в солнечную морозную погоду.
Памятник Николаю Григорьевичу Чернышевскому, отлитый из бронзы и гранита, установлен на площади 26 июля 1953 года к празднованию 125-летия писателя. (Авторы скульптор А. П. Кибальников, архитектор: Н. П. Гришин.)
За памятником расположен главный вход в городской парк культуры и отдыха Липки. Один из старейших парков Саратова занимает целый квартал по периметру, площадью около пяти гектаров и полукругом огибает стадион «Динамо».
В 1824 году на всей этой площади в честь победы России в Отечественной войне 1812-го года полным ходом велось строительство кафедрального собора имени Александра Невского. При благоустройстве окружающей его территории высажено 1080 липок, но название в честь них парк получил лишь в 1876-м году. В годы борьбы с религией собор снесли, а на этом месте построили стадион.
Перед входом в парк в 1988-м году в честь 400-летия Саратова установлен Макет Панорама Саратова. На длинном щите показана дата основания города и часть истории Саратова: панорамные виды на Волгу в начале 20 века и 1988 года.
Я немного прошлась по парку, но впечатления получились смазаными — хмуро, не лето ведь и даже не осень.
В 1999 году, в рамках празднования 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, в парке установлен бюст поэта.
В парке много различных скульптурных композиций, например, Кот Леопольд и Мыши.
У выхода из парка
на пешеходную улицу Волжскую 13 декабря 2016 года установлен ретро-трамвай Семен, вагон № 6!
Трамвай был собран в 1936 году в городе Мытищи, в Саратове он перевозил пассажиров от вокзала к пристани и назад. Отслужив свой век, вагон стал мастерской на колесах для ремонта подвижного состава. А теперь обновленный, после реставрации пребывает в центре города на заслуженном отпуске.
Прошла по улице Соборной, на ее пересечении с крошечным Котовским проездом высится мрачноватое серое здание — Здание коммерческого собрания, возведенное в 1864-м году по проекту архитектора М. Г. Зацепина.
В настоящее время в нем размещается Саратовский областной Дом работников искусств.
Но меня привлекло другое здание, один из архитектурных шедевров Саратова — особняк купца-мукомола, миллионера Константина Кондратьевича Рейнеке. До покупки им участка, на нем находился дом почтового чиновника А. М. Никольского, который снимала жена Н. Г. Чернышевского. Именно в нем писатель провёл остаток своей жизни после ссылки и где 17 октября 1889 года скончался. Авторство по созданию столь необычного дома, построенного с 1909 по 1911-й годы, приписывают Францу Альберту Шехтелю, но возможно проект создал кто-то из его близких помощников.
Жаль, что из-за снегопада сложно рассмотреть майолику на фасаде. Высочайшего качества изразцы были изготовлены в легендарной гончарной мастерской «Абрамцево» в Москве «под руководством, а возможно и при непосредственном участии выдающегося деятеля отечественной культуры Саввы Мамонтова».
В советское время в особняке заседали партийные учреждения. В 1943-м году в нем открыта специализированная больница закрытого типа для работников партийно-советского актива. В настоящее время здесь расположен госпиталь ветеранов войн.
А теперь, несмотря на снег, хотя бы немного пройдусь по улице Волжской (в прошлом Армянской), с которой в 2016-м году в рамках благотворительного проекта председателя Государственной Думы Вячеслава Володина в Саратове началось создание пешеходного кольца длинной восемь километров.
На пересечении с улицей Некрасова находится красивый угловой кирпичный Дом дворянина Владимира Михайловича Беклемишева постройки конца 19 века. С 1910-го года хозяин был председателем Императорского общества правильной охоты, которое размещалось на 1-м этаже его дома.
Пока я рядышком, покажу два здания по улице Некрасова: двухэтажный жилой дом, постройки 1917-го года.
Напротив, четырехэтажный угловой дом с рестораном на первом этаже. Это один из трех больших домов, построенных для инженерно-технических работников, второй покажу чуть позже.
Возвращаюсь на Волжскую, напротив особняка Беклемишева находится бывшее здание гинекологической больницы, построенное в 1909-м году. Проект архитектору Василию Люкшину заказал хозяин колокольного завода, купец 2-й гильдии Илья Медведев. До наших дней внешний облик лечебницы почти не изменился и с 2002 года в здании размещается аптека.
Обращает на себя внимание особняк Аносовых, построен в стиле модерн в 1901 году по проекту архитектора Петра Митрофановича Зыбина. С 1961 года в здании разместили городской ЗАГС, не утративший своего предназначения и по ниши дни, только теперь называется Дворец бракосочетаний.
Можно конечно еще пройти по Волжской вниз, у Волге, но снег летел прямо в лицо, поэтому повернула назад и остановилась у интересного, одноэтажного углового здания — Особняк Шмидта с гротом. Данный участок в 1900-м году приобретен представителем успешного богатого клана саратовских мукомолов Шмидтов — Иваном Петровичем.
Имеющееся строение было снесено, а для проектирования нового дома владелец пригласил столичного архитектора Капитолия Авраамовича Дулина, по проекту которого в 1910–1912-е годы и был возведен особняк в стиле модерн. Во дворе находится грот с чудовищем, сделанный в типичной манере модерна.
После революции дом Шмидта был национализировали, а здание приспособили сначала под музей, затем в нем разместился обком ВЛКСМ. В годы Великой Отечественной войны в здании работал пункт набора юнг для учебного отряда Северного флота на Соловецких островах. В настоящее время в здании находится Региональный центр поддержки одарённых детей.
Следующее строение, второй большой дом построенный в 1940-м году для инженерно-технических работников. Называется он — жилой дом Жилкоопсоюза возведен по проекту архитектора Леонгард Федора Францевича. Дом представляет собой букву П, украшением которого служат колонны и барельефы.
Рядом находится прекрасный образец каменной шатровой церкви, главным фасадом выходящий на площадь Чернышевского — Утоли моя печали, Храм в честь иконы Божьей Матери.
Изящный храм в русском стиле возводился с 1904 по 1906 годы по инициативе епископа Гермогена, будущего новомученика и по проекту архитектора Петра Зыбина.
Красиво смотрятся три ряда кокошников с двумя симметрично расположенными притворами. Крупный шатёр окружён многочисленными пёстро разукрашенными мелкими главками, без сомнения создан автором в подражание московскому собору Василия Блаженного.
При Советской богослужения прекратили, чудотворный список иконы Богоматери «В скорбех и печалех Утешение» утеряли. В помещении разместили планетарий, благодаря чему храм остался практически неповрежденным. В 1990 году храм возвращен православным и восстановлен.
Храм очень удачно вписался в застройку архиерейского подворья, построенного в 1872-м году. Здание (слева на фото лишь фрагмент) выстроено в стиле русской эклектики и саратовской епархией использовалось как доходное.
В нижнем этаже его все помещения арендовались саратовскими купцами для устройства лавок и магазинов. Во втором этаже архиерейского ряда была устроена гостиница для пребывающих в Саратове священнослужителей.
А теперь прогуляю вас по улице Радищева, которая в прошлом называлась Никольской и начнем с ее пересечения с улицей Мичурина (Малой Сергиевской) где находится бывшая усадьба сына одного из династии саратовских мукомолов Шмидтов. Выше я уже упоминала эту фамилию.
Петр Петрович Шмидт, получив наследство после смерти отца, заказал постройку особняка одному из самых популярных в Саратове архитекторов Алексею Марковичу Салько о котором я вам уже рассказывала. Двухэтажный дворцовый особняк из красного кирпича, балкон и лоджия которого открывали роскошную панораму на Волгу, возведён к 1890 году.
После Октябрьской Революции власти усадьбу национализировали и разместили в ней детский сад. В сентябре 1922 года в бывшей усадьбе Шмидта был создан первый в Саратове пионерский отряд.
В настоящее время в этом красивом краснокирпичном здании находится Саратовский областной колледж искусств.
Напротив, в конце прошлого века, возведен 10-этажный жилой дом, решение его фасада интересно само по себе, а не только из-за уклона улицы Радищева в сторону Волги.
Сразу за ним находится бывшая усадьба участника войны 1812 года, губернского предводителя дворянства Святослава Михайловича Скибиневского. Архитектор усадьбы неизвестен, а сам хозяин не дожил до окончания ее строительства в 1847-м году. Уклон улицы повлиял и на проект главного усадебного дома Скибиневского, который имеет переменную этажность.
Балкон южного фасада, выполненный из художественного чугунного литья, выходил на сад усадьбы и с него отлично просматривался речной простор.
Сейчас его закрыла многоэтажка. До революции усадьба поменяла слишком много хозяев, пока в 1918 году ее не занял один из отделов губисполкома и поликлиника, с 1937 года — детский туберкулёзный санаторий. В 1949 году в здании открыт туберкулёзный диспансер, просуществовавший в нём до 2007 года С этого времени и до 2020 года усадьба пустовала, не отапливалась и разрушалась. В 2021 году выполнена полная реставрация всей усадьбы и в ней находится Школа искусств Лицея-интерната.
Здание напротив по четной стороне улицы возведено в 1887-м году по проекту уже известного нам архитектора Алексея Марковича Салько для женской Мариинской гимназии. В связи с расширением гимназии это уже второе построенное для него здание. После строительства третьего здания, в этом размещалось 16-е городское женское училище и женские коммерческие курсы. До настоящего времени здание сохранилось в неизменном виде и в нем размещается Управление федеральной миграционной службы.
А третье, более соответствующее статусу учебного заведения здание гимназии по проекту архитектора А. Н. Клементьева, было заложено на углу современных улиц Горького и Советской в 1903 и окончено в 1905 году.
На пересечении с улицей Советской, возведенном в 1810 году в настоящее время размещается Саратовское отделение государственного банка России.
Здание является не только памятником архитектуры регионального значения, но и памятником истории. В его стенах в 1905-м году происходили заседания Саратовского городского комитета РСДРП.
Пройдем мимо уже виденных мною зданий и обратим внимание на бело-желтый особняк- здание духовной консистории, построенное в 1803-м году. Оно является частью архиерейского подворья, занимавшего в 19-м веке целый квартал по улице Радищева. С 1923-го по 19877-й годы в здании размещалось Саратовское театральное училище, в котором учился Олег Янковский. Сейчас в здание занимает духовное училище.
А теперь рассмотрим памятник, скульптурную композицию, посвященную российскому реформатору, премьер-министру Петру Аркадьевичу Столыпину, три года занимавшему кресло губернатора Саратова и много сделавшего для города. Памятник открыт 17 апреля 2002 года в честь 140-летия со дня рождения Столыпина.
В тот же момент его именем названа и небольшая площадь, на которой установлен памятник. Авторами композиции являются скульпторы Вячеслав Клыков и старший брат Игоря Талькова — Владимир Владимирович Тальков. 3,5-метровый Столыпин запечатлён в форменном кителе; на четырёхметровом пьедестале выбит знаменитый столыпинский девиз «Нам нужна великая Россия!» Окружают памятник фигуры крестьянина, священника, кузнеца и воина.
Позади памятника располагается Саратовская областная дума.
Напротив находится Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева.
Интересна история образования музея: в 1877-м году профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов, проживавший в Париже пожелал передать в дар городу принадлежащую ему коллекцию произведений искусства и основать в городе музей, назвав его в память своего деда Александра Николаевича Радищева. Лишь в мае 1883-го года было заложено новое здание автором проекта которого стал архитектор из Петербурга Иван Васильевич Штром.
Работами по строительству руководил известный нам архитектор Алексей Маркович Салько. 29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие музея, о посещении которого я расскажу отдельно. Слева от входа в музей расположен небольшой сад имени А. Н. Радищева.
Слева от памятника Столыпину находится очень красивое здание, привлекающее мое внимание каждый раз, как я находилась рядом — это Дом Кузнецова/Бендера, построенное в 1867 году на средства купца Ивана Герасимовича Кузнецова для собственных коммерческих целей. В открытых в здании многочисленных магазинах он торговал бакалеей, одеждой и прочими товарами.
Некоторые помещения хозяин сдавал в аренду другим владельцам магазинов и торговым домам. Часть помещений занимал «Торговый дом Андрей Бендер с сыновьями, А. Степанов и В. Бендер».
В июне 1889 года здесь состоялась встреча Н. Г. Чернышевского с писателем В. Г. Короленко. С 1901 года большую часть торгового помещения в доме Кузнецова арендовал купец первой гильдии Андрей Иванович Бендер. Выкупив остальные помещения, в 1911 году он становится собственником всего здания.
В 1914 — 1915 годах по распоряжению нового владельца произведена реконструкция фасада здания по проекту архитектора В. К. Карпенко. Скульптурные и барельефные украшения выполнены по эскизам скульптора Н. Волконского.
Парадный фасад здания украсила статуя льва, созданная скульптором В. К. Федоровым по личному настоянию А. Бендера. Ведь лев — символ торгового дома «Бендер и сыновья».
После революции в здании разместили общежитие рабфака, а с 1930-х годов в нём располагаются органы городской власти: Городской Совет депутатов трудящихся, Совет народных депутатов, Исполком Горсовета. И в настоящее время в здании размещается Администрация города Саратова.
За площадью Столыпина высится огромное здание с портиком и колоннами — это здание бывшей женской гимназии Куфельд, возведенное в 1914–1916 годы по проекту архитектора Каллистратова Семена Акимовича. Кстати, второй город с которым связана деятельность этого архитектора — Новороссийск. С 1899-го года среднее учебное заведение, открытое Анной Давидовной Куфельд как частная гимназия, ютилось по съёмным помещениям.
В 1904 году гимназия Куфельд из частной была преобразована в министерскую, а уже на следующий год Анна Давыдовна была утверждена начальницей заведения. К 1 июля 1915 года женская гимназия Куфельд перешла в новое отделанное и оборудованное здание гимназии, в настоящее время являющееся корпусом 2 Художественного музея имени Радищева.
Я зашла в музей, но в нем представлены работы местных мастеров, что меня не заинтересовало. Напротив симпатичное здание Судебной коллегия по административным делам.
А это уже Театральная площадь, приготовленная для зимних развлечений, но в морозные дни, да еще с утра она пустынна.
Но каток пользовался особенным вниманием детворы, льющаяся из шланга вода прямо в присутствии юных фигуристов их не пугала. На заднем плане здание художественного музея им. А. Н. Радищева
Вокруг площади обращают на себя внимание много красивых исторических зданий. Вот, напаример, на пересечении с улицей Московской двухэтажное здание бывшей купеческой биржи, построенное по проекту академика архитектуры Шустера Ф.И. и открытео в 1890 году. В 1918 году биржевое здание отдали под клуб сначала солдатам, а позже красноармейцам. В 1935 году в этом помещении был размещен исторический и филологический факультеты саратовского университета, которые пробыли там вплоть до 1999 года, пока при содействии В. В. Володина не были открыты новые корпуса университета. Ныне же в здании располагается филиал 3 Художественного музея имени Радищева.
И последнее сооружение, которое хотелось бы показать — это Здание городского общественного банка Саратова, возведенное в 1910–1913-х годах по проекту архитектора Петра Митрофановича Зыбина. Строгий, симметричный фасад здания украшен портальной лоджией с парой колонн большого ордера, глубокой нишей фронтона и меньшими — в боковых пилонах. С 1940-го года в здании разместился Дворец пионеров и школьников. Во время Великой Отечественной войны в здании разместили эвакогоспиталь № 3932. В 1946 году, после капитального ремонта, оно вновь передано Дворцу пионеров. С 2000-х годов и по сегодняшний день — это Дворец творчества детей и молодёжи имени Табакова О.П.
С Саратовым не прощаюсь, фотографий осталось еще на пару материалов.