Лучший способ познакомиться с городом — это прогуляться по его историческому центру. Саратов — город с хорошо сохранившейся дореволюционной застройкой.
Лучший способ познакомиться с городом — это прогуляться по его историческому центру. Саратов — город с хорошо сохранившейся дореволюционной застройкой.
Познакомится с истоками немцев Поволжья и их наследием
Начать стоит с истории российских немцев и причинами их появления в Саратовской области. Ведь они и их культура оказали влияние на облик Саратова. А культурных объектов, созданных руками немцев в Саратовском Поволжье немало.
В 1762 году императрица издала манифест, которым приглашала немцев заселять пустующие территории Самарской и Саратовской губерний.
Манифест обещал переселенцам если не рай, то достаточно благополучные условия существования. Немаловажным фактором являлась и гарантия свободы вероисповедания, актуальная на фоне тогдашнего противостояния между католической церковью и различными протестантскими объединениями.
Переселение приняло по тем временам грандиозные масштабы. Всего с 1763 по 1766 год было перевезено около 25 тысяч человек.
Будущих колонистов собирали в немецких портах и отправляли морем до Санкт-Петербурга, а оттуда несколькими путями, где посуху, где по рекам, уже в Саратов с зимовкой в дороге.
Не обошлось в этой истории без махинаций. Личность одного из вербовщиков, барона Фердинанда де Борегарда де Кано, имеющего непосредственное отношение к образованию Екатериненштадта и окрестных колоний, весьма загадочна. В документах Канцелярии опекунства он значился голландским подданным, французская полиция, разыскивавшая его за финансовые махинации, считала барона французом, а сам он себя называл швейцарцем. Во всяком случае, барон был человеком с сомнительной репутацией.
Заключив контракт с Российским правительством, сам он не занимался набором колонистов, переложив это на своих помощников. Один из них, Жан де Сабревиль, был вообще беглым каторжником, да и остальные были не лучше. Только на неправильной выдаче денег переселенцам барон де Борегард получил огромную по тем временам сумму в 30308 рублей. А обманув саму императрицу и её дипломатов, присвоил ещё 31661 рубль 85,5 копейки. Мало того, он представил к оплате и счёт на 4000 рублей, якобы потраченных из своих сбережений. И счёт ему оплатили!
В общем, участвуя в этом мероприятии, барон обеспечил себе и своей семье роскошную жизнь, умудрившись также увековечить своё имя и имена родственников и приближённых в названиях поволжских колоний.
Немецкие колонисты обосновавшись в Поволжье по приглашению Екатерины II в. 18 веке, дали начало новому витку развития города. Немцы выращивали пшеницу, лён, табак и другие культуры, занимались производством муки, масла, ткани. Потомки эмигрантов жили на этих землях вплоть до Великой Отечественной войны.
Местные гиды очень любят рассказывать байки и легенды, связанные с некоторыми фамилиями немцев. Одна из легенд про первую автоаварию.
Первая автоавария в Саратове связана с немцами, а если точнее, то с гласным Саратовского губернского земства, графом Анатолий Нессельроде. В 1900 году он привез с выставки в Париже автомобиль. Машина была маленькой, с закрытым кузовом-тентом, деревянными колесами, цепной передачей, двухцилиндровым двигателем мощностью 2 л. с. Водитель графа часто жаловался ему на плохие саратовские дороги — мостовые тормозили ход автомобиля и раскачивали его. Смотритель Александровского ремесленного училища Курныгин попросил хозяина автомобиля сделать пробный рейс. Это было 8 августа 1900 года, тогда же произошло и первое ДТП в Саратове. Слетел один из передаточных ремней, и машина врезалась в дерево. Уже через 3 года у неудачливого смотрителя был свой автомобиль. Его по образу и подобию парижского авто Нессельроде собрали инженеры Миллер (опять немецкая фамилия) и Бунин. Этот автомобиль вошел в историю Саратова, как первая машина, созданная местными мастерами.
Гуляя по саратовским улицам я дошла до гаража Иванова. Он хоть и не связан с этой легендой и немцами, но это необычное здание на улице Московской с фасадом, украшенным интересным барельефом, стоит того, чтобы его посмотреть.
Другая туристическая легенда Саратова гласит, что многое из его реальности 1920-х годов перекочевало на страницы «Золотого теленка», а что-то и в «Двенадцать стульев». И даже сама фамилия — Бендер, знакомая теперь каждому в России, взята от очень известного персонажа дореволюционного Саратова — Андрея Бендера. Краеведы приводят множество фактов в пользу данной версии, а «по следам Бендера» местные гиды водят экскурсии.
Андрей Иванович был совершенно не похож на книжного мошенника Остапа, но, как считается, именно он послужил прототипом героя знаменитого романа.
Андрей Бендер, по происхождению немец. Запомнится Ильфу, который был в Саратове в 1925 году, могла история появления у Бендера первого капитала. Был он бухгалтером в фирме и как-то по службе направился с большой суммой в Саратов. Вернулся избитый, сообщив, что мол ограбили. Расследование нечего не дало. А Бендер вскоре уволился и… открыл свое дело в Саратове. Первоначально занялся перепродажей сарпинки (немцы Поволжья изготавливали её в больших количествах кустарным способом), а впоследствии перешел к собственному производству, и довел его до серьёзного уровня: на его фабрике трудится около 250 рабочих. Отделения его торгового дома открываются в других городах. Бендер приобретает красильную фабрику, открывает крупные магазины готового платья со штатом в 50 человек.
Главный магазин этой миниимперии разместился в доме Кузнецова.
В 1913 -1915 гг. Бендер произвел его капитальную реконструкцию, в том числе и наружного фасада. По заказу А. И. Бендера архитектор В. К. Карпенко реконструировал здание, после чего оно приобрело нынешний вид. Фасад здания украшен по проекту скульптора Н. Волконского, а известную скульптуру льва на обмотанном сарпинкой земном шаре, олицетворяющую финансовую империю купца («Андрей Бендер и сыновья»), создал В. К. Фёдоров (до этого — оформитель фасадов только что созданного Саратовского университета).
Этот дом и скульптуру льва можно увидеть и сегодня. Здание сейчас занимает городская администрация.
В 19 веке Саратов третий промышленно-торговый город Российской империи. И здесь нет недостатка в промышленниках, мучных, соляных и маслобойных королях. В начале 19 века немцы Поволжья привносят неоготику в заводское строительство Саратова — их фабрики на берегах Волги напоминают настоящие феодальные замки. Стоит поискать роскошные особняки немецких бизнес-династий Шмидтов и Рейнеке.
Рассматривая архитектуру немецких улиц Саратова, стоит вспомнить еще одного поволжского немца — архитектора-модерниста Федора Шехтеля. И хоть он проявил свое творчество в полной мере в Москве, но его судьба связана с Саратовом.
Ему приписывают авторство особняка Рейнеке. Определенно черты стиля Шехтеля в особняке есть, но все-таки его авторство не доказано.
Кстати, юный Шехтель учился в гимназии рисованию у художника Година, у которого несколькими годами ранее учился «технике рисования с натуры» сын командующего губернским батальоном Михаил Врубель. Вот так два выдающихся представителя стиля модерн ходили по одним и тем же саратовским улицам…
Все оттенки саратовского модерна
С начала 20 века самым популярным архитектурным стилем в Саратове стал модерн. Тяга к природным мотивам, ассиметрия форм, глазурованная плитка, витражи, причудливая лепнина…
Саратовский модерн — одна из визитных карточек города. На улицах Саратова можно отыскать почти все разновидности стиля модерн.
Стоит прогуляться по центральной части города, выискивая самые необычные здания в стиле модерн, чтобы узнать для чего они предназначались, какие инновации были применены при их отделке и оборудовании.
Дом Петрова с выставочным залом, где он продавал автомобили и сельхозтехнику; три доходных дома Тихомировой в разных стилях; особняк Вимбор с цветочным витражом и дворцом-колодцем; доходный дом Ананьина — самый крупный доходный дом в стиле модерн с мраморной лестницей и потолками в 4 метра; торговый дом мукомолов Борелей; особняк Шмидта; доходные дома Сатова — шедевр романтического модерна в морской тематике.
Узнайте не только их историю, но и уделите особое внимание деталям. Рассмотрите мифических существ на доме Сатова: русалок, рыб, морских чудищ…
Отыщите на улице Московской доходный дом Елены Смирновой, а именно мотив из картин известного художника Врубеля: скульптура «Демона» поддерживает на распростертых крыльях эркер. Вселенская скорбь написана на челе Духа изгнанья, как писал М. Ю. Лермонтов: «И лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой, тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим, когда бегущая комета улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним…».
В это время здесь творили такие оригинальные архитекторы, как Семен Каллистратов, Петр Зыбин, Карл Мюфке и Алексей Салько.
Карл Мюфке, знакомый мне по дому Ушковой в Казани, создатель ансамбля Саратовского университета. Мюфке сохранял свою приверженность архитектурному искусству русского классицизма, ощущая его тонкую красоту, он не мог пренебречь рекомендацией строительной комиссии — учесть современные тенденции того времени — архитектуры модерна.
Алексей Салько был городским архитектором Саратова с 1870 по 1914 год. За это время город похорошел. Он автор и руководитель многих проектов в городе того времени, в том числе и здания, где расположен отель, в котором я остановилась. Когда-то по проекту Салько на средства Петра Григорьевича Бестужева был надстроен третий этаж и обновлен фасад. Здание известно, как дом Бестужева.
Об архитектуре и прогулках по отдельным улицам есть материалы у Татьяны Поляковой, Натальи Семчиной и Виктора. А если нет времени на подготовку к поездке, то на izi.trevel можно найти аудиогид «Желтая линия», который проведет по основным и самым интересным достопримечательностям (но не всем). Там же можно найти аудиогиды, посвященные культурному наследию саратовских немцев.
Культовые сооружения
Рассказывая о Саратове, нельзя не упомянуть его великолепных церквей, среди которых особенно выделяется храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Отреставрированный храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали» стоит увидеть хотя бы ради самой его архитектуры: вместо привычного купола — не слишком распространенный шатер, декоративные кокошники под ним и пестрые разноцветные небольшие главки, окружающие белую церковь.
Храм с разноцветными куполами-луковками выглядит живописно и напоминает своего младшего брата московский собор Василия Блаженного.
Церковь с поэтичным названием расположена в двух шагах от Художественного музея и считается одной из архитектурных доминант центра города. Благодаря ярким куполам, храм сложно не заметить.
Здание возвели в начале прошлого века по проекту архитектора П. М. Зыбина, который также спроектировал особняк Бореля и Городской общественный банк Саратова. Мастер ориентировался на храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве: саратовский храм — его уменьшенная копия.
Самое старое здание города — Троицкий собор XVII столетия, радующий взгляд затейливой стилистикой нарышкинского барокко.
Свято-Троицкий собор в советские годы использовали как хранилище краеведческого музея, а сейчас это действующий храм. В соборе можно увидеть красивые витражи.
Ценители искусства не пройдут мимо Покровской церкви, построенной в оригинальном стиле салькоко. Автор этого стиля — архитектор с узнаваемым почерком Алексей Салько, а в названии стиля совмещена его фамилия и термин рококо. Фасад Покровской церкви богато декорирован, красный кирпич выразительно контрастирует с белой отделкой и изящными золотыми куполами. В таком же стиле создано и Здание коммерческого училища.
Отправляясь на Соколовую гору пешком по пути можно посмотреть Духосошественный собор, построенный в конце 19 века и Соборную мечеть.
Известные люди города
Саратов на самом деле удивительный город, связанный с множеством по настоящему великих (ну или хотя бы очень известных) людей. Многим из них здесь установлены памятники или мемориальные доски.
Есть мемориальная доска Булгакову. В его жизни помимо Москвы и Киева был ещё один важный для него город — Саратов. Сюда он стремился всей душой к возлюбленной и будущей жене Татьяне Лаппе. Здесь гулял по заснеженным улицам, отдыхал на даче и работал в госпитале.
Можно найти мемориальную доску на доме, где работал Панфилов.
Памятник Николаю Чернышевскому, уроженцу города. Установлен на одноимённой площади возле парка «Липки».
Памятник актёру и режиссёру Олегу Табакову появился в Саратове не так давно, в 2015 году. Дополнен фигурой кота Матроскина — персонажа из мультфильма про Простоквашино, которого актёр озвучивал. Фигуры установлены напротив бывшего Дома пионеров (ныне Дворец творчества), где когда-то Табаков занимался в театральном кружке и впервые вышел на сцену.
Саратовцы гордятся известными земляками. Например, одно из зданий в центре города украшает портрет Олега Янковского в образе барона Мюнхгаузена
А на здании 67-й средней школы, расположенной в историческом здании второй мужской гимназии, можно найти мемориальную табличку, что в 1958 году ее окончил будущий актёр театра и кино, народный артист СССР Олег Иванович Янковский.
А в сквере у Саратовского театра драмы имени И. А. Слонова, в котором когда-то работал Янковский, стоит ему памятник. Основой для композиции скульптуры стала знаменитая роль Янковского из кинофильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» — герой держится за спускающуюся с неба веревочную лестницу, собираясь по ней подняться.
А я здесь возле театра в один из вечеров оказалась не случайно. Заранее купила билеты на спектакль «Тот самый Мюнхаузен», который играли в рамках VI Всероссийского фестиваля имени Олега Янковского. «Грандиозный проект Театра драмы имени И. А. Слонова, фестиваль является одновременно признанием любви выдающемуся земляку и в то же время тонким исследованием природы актерского гения, прочной ниточкой, удерживающей молодых артистов от всеядности при выборе ролей, стимулом искать образы».
Театр драмы имени Слонова, названный в честь основоположника саратовской школы, был основан еще в 19 веке. Его величественное здание, словно страж перед временем, перенесет меня в мир искусства и эмоций. Это не просто одно из сооружений, где регулярно ставят известные произведения — это место, где каждое представление превращается в живую симфонию чувств и мыслей.
Именно в этом театре воплощаются сцены любви, страсти, трагедии и радости, заставляющие зрителей погружаться в мир иллюзий и истин и испытывать настоящие чувства радости, переживаний в отношении героев.
Вот и в этой театральной постановке, хоть там и не было звезд первой величины, я не разочаровалась.
Во время одной из сцен Барону устанавливают памятник — копию того, что в сквере у академдрамы. Мюнхгаузен (Александр Каспаров) парирует: это памятник Олегу Янковскому в фильме Захарова. Несмотря на то, что фильм Захарова, конечно же, переиграть сложно. Но, учитывая тот факт, что фильм был просмотрен очень давно и многое из сюжета по прошествии времени забылось, то спектакль я смотрела на одном дыхании.
Продолжение следует…