Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была вчера 15:08

Саратов — Россия Сентябрь 2024

Саратов — удивительный город, полный интересных мест. Здесь каждый уголок пропитан историей, словно страницы старинной книги, раскрывающей свои тайны.

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

Этот город на берегу Волги был основан в конце шестнадцатого века московскими стрельцами для защиты южных границ государства от набегов извне. Здесь учился первый в мире космонавт Юрий Гагарин и именно около Саратова он приземлился после полёта в космос. В Саратове родились актёр Олег Табаков и писатель Николай Чернышевский. Центральные улицы украшают архитектурные памятники модерна, с Набережной космонавтов открываются виды на широкую Волгу, а Саратовский мост полвека назад был самым длинным в Европе, и сейчас остаётся одним из самых фотогеничных на этой реке.

Из других регионов сюда приезжают, чтобы отдохнуть на Волге, полюбоваться волжскими пейзажами и архитектурой конца девятнадцатого-начала двадцатого века. За космическим прошлым — недавно в городе придумали подробный тематический маршрут по следам Гагарина, и деликатесами из волжской рыбы.

А я в Саратов приехала не с туристическими целями, а в командировку на 4 дня. Хотя, одно другому не мешает… И знакомство с городом состоялось. Пусть и носило эпизодический характер. В итоге эти эпизоды сложились в цельную картину.

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

Отель для проживания выбирала по месторасположению, чтобы было удобно добираться в те локации, в которых проводились мероприятия форума. Выбор пал на гостиницу «Бестужев», которая находится в центре Саратова на главной пешеходной улице города проспекте Столыпина.

Поэтому мое знакомство с городом началось с этого местного арбата. Раннее утро, унылый вокзал и прогулка по 2-й рабочей в темноте, т. к. высадили меня не возле отеля, не в счет. На этой улице я ходила чаще всего и при свете дня, и в свете вечерних огней. И скажу, что за то время, что я была в Саратове мне разглядывать здания и их архитектурные изыски не надоело. Каждый раз находила что-то новое и интересное.

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

«Огней так много золотых на улицах Саратова…»

Именно эту известную песню и по совместительству неофициальный гимн города играют музыкальные часы на проспекте Столыпина. Они расположены на доме Иоганна Генриха Блюма, который был построен в 1870 году и носит имя одного из поздних владельцев — предпринимателя, который устроил в здании ателье по изготовлению шляп и фуражек. В разное время тут располагались аптека, магазины, кафе-кондитерская, клуб, мастерские и даже междугородный телефонный переговорный пункт, а на втором этаже — коммуналки.

Главная пешеходная зона в городе — часть проспекта имени Петра Столыпина между Крытым рынком и садом «Липки». До революции проспект назывался Немецкой улицей, а после — проспектом Кирова, в очередной раз сменил имя в 2022-м. Улицу переименовали из Кирова в проспект Петра Столыпина, первого саратовского губернатора и премьер-министра царской России XIX столетия. В интернете пишут, что в народе этот прогулочный променад называют саратовским арбатом. Может, и называют, но не все… Мои коллеги как-то умудрились заблудиться на второй день и пытались выяснить у местных, как пройти на арбат (название улицы тоже забыли напрочь) и получили ответ: «У нас нет Арбата».

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

Это одна из центральных улиц города, вдоль которой сосредоточено множество дореволюционных зданий, являющимися одними из лучших представителей архитектуры той эпохи. Также проспект славится многочисленными кафе и ресторанами, кондитерскими и сувенирными лавками, музеями и учреждениями культуры. Как и на любой популярной туристической улице, здесь есть различные памятники.

Украшают проспект памятники, которые посвящены символам города: песне «Огней так много золотых»

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

и традиционной саратовской гармонике, который был расположен напротив входа в мой отель.

Этот музыкальный инструмент изготавливается в городе с середины XIX века и отличается от остальных гармошек своеобразным тембром и силой звучания.

С другой стороны арбат упирается в здание крытого рынка. При слове «рынок» какую картину рисует ваше воображение? Уж точно не этот архитектурный шедевр…

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

Крытый рынок в Саратове был построен в 1916 году по проекту В. А. Люкшина, но прежде архитектором была проделана большая подготовительная работа. Люкшин получил заказ на строительство рынка в 1907 и вскоре отправился в Москву, Санкт-Петербург, Одессу и Ригу, дабы осмотреть рынки в этих городах и найти чем вдохновиться. Одни утверждают, что на это Люкшин потратил около трех лет, другие же считают, что эта работа была проделана архитектором менее чем за месяц. На момент постройки Крытого рынка здесь использовались все передовые технологии и архитектурные приемы того времени. Здание выполнено в стиле модерн — одном из самых популярных в начале XX века.

Сейчас этот рынок считается одним из самых красивых зданий Саратова.

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

Рынок по-прежнему используется по прямому назначению, и внутри даже есть фонтан.

Но вечером стоит посмотреть здание рынка в вечерней подсветке. И лучший ракурс с фонтаном «Одуванчик» от цирка братьев Никитиных, расположенном напротив.

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

Кстати, барельефы на цирке тоже заслуживают внимания. А рядом в сквере стоит посмотреть памятник братьям Никитиным.

При свете дня пешеходная улица не теряет своего очарования. На проспекте по обе стороны выстроились особняки в стиле модерн и старинные доходные дома: повсюду кованые балкончики, атланты с кариатидами.

А старейшую в городе гостиницу «Волга» украшают рыцарские фигуры. И именно на проспекте Петра Столыпина находится Саратовская консерватория с её башенками, шпилями и химерами — архитектура отсылает к готике и модерну. Один из ее эркеров венчает фигурка совы, символизирующая мудрость. Эта достопримечательность, похожая на сказочный замок, пожалуй, главная на проспекте Столыпина. Ее даже предлагали изобразить на новых купюрах номиналом 200 и 2000 рублей.

Проспект Столыпина плавно перетекает в пешеходную Волжскую, спускаясь по которой попадаешь на набережную.

«Из далека долго течет река Волга»

Вообще, первое, что надо сделать в Саратове — это посмотреть на Волгу. Сделать это можно как минимум тремя способами.

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

Первый — прогуляться по набережной, протяжённость которой на сегодня более пяти километров. На променаде можно увидеть многочисленные памятники и арт-объекты. Например, фигурки влюблённых, белоснежную ротонду и граффити.

До XX века набережной в Саратове просто не было. Улица, тянущаяся вдоль Волги, называлась Миллионной, а проходы к пристаням были завалены всевозможными грузами, ожидающими отправки. Проект по обустройству набережной был предложен только в советские годы, но его реализацию всё время откладывали. Только в послевоенные годы удалось воплотить намеченные планы, а в честь приземления Юрия Гагарина под Саратовым набережной дали название Космонавтов. Название оказалось «пророческим»: второй космонавт Герман Титов тоже приземлился недалеко от Саратова, также в Саратовской области родились космонавты Геннадий Сарафанов и Юрий Шаргин. С набережной открывается вид на автодорожный мост, соединяющий Саратов с Энгельсом.

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

В 60-е годы строительство Саратовского моста, соединившего Саратов и Энгельс, стало событием всесоюзного масштаба. Работы шли ударными темпами, и к 1965 году мост наконец-то открылся, став на тот момент самым длинным в Европе, имея протяженность 2825 метров. Событие это не только широко освещалось в новостях, но и ознаменовалось выходом художественного фильма о строительстве моста, который так и назвали — «Строится мост». В фильме приняли участие звезды первой величины: Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Людмила Гурченко и др. На то время конструкция моста была уникальна, ведь непривычная тогда изогнутая форма, за что его нередко называют «Горбатым», позволила судам свободно проходить под ним. По нынешним меркам Саратовский мост уже не назовёшь уникальным, тем не менее, впечатляющим он всё ещё остается. Особенно в вечернее время суток.

Набережная Космонавтов — популярное у горожан место. Утром здесь тренируются бегуны, днем мамы гуляют с детьми, а по вечерам молодежь ужинает в ресторанах с видом на реку.

Жители города делят набережную на старую, новую и сверхновую; на сверхновой набережной находится городской пляж, там можно порелаксировать на лежаке, глядя на воду.

Второй способ увидеть великую реку — покататься на прогулочных теплоходах «Волга-1» или «Волга-2», отправляются они со старой набережной. Билеты можно купить в кассе, которая расположена рядом с причалом. Цена вопроса часовой прогулки — 700 рублей.

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

В один из вечеров у нас с коллегами появилось время на такую прогулку. И мы имели возможность посмотреть на мост и город при свете, в лучах заката (т. к. солнце садится над городом) и в вечерней подсветке.

Еще один способ увидеть Волгу во всей красе — добраться до Парка Победы и там со смотровой площадки полюбоваться открывающимся видом… и «задохнуться» от простора и красоты.

Соколовая гора

Парк Победы расположен на Соколовой горе — самой высокой точке города. От центра не близко. И я уже думала, что попасть в этот парк мне не судьба… Но в последний день, когда уже не было мероприятий, а до отправления поезда и сдачи номера в отеле оставалось несколько часов, я совершила марш-бросок из центра города на гору.

Здесь на холме находятся «Журавли», памятник, посвящённый саратовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

От подножия монумента открывается панорамный вид на город и Волгу. С Соколовой горы можно рассмотреть волжские острова вблизи Саратова.

Здесь очень красиво, но ветрено.

Т. к. я была без своего верного друга фотоаппарата, то решила воспользоваться местным биноклем. Купила жетон в автомате, что расположен рядом. Как оказалось, он стоил не 100 рублей, как написано, а 200. И получила… сувенир на память.

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

Короче, не получилось посмотреть вблизи. Толи потому что на территории парка проходит какая-то масштабная реконструкция, т. к. местами все перерыто и, несмотря на утренние часы субботы, на площадке суетятся рабочие. То ли еще по каким-то не ведомым мне причинам.

На территории парка есть музей под открытым небом с огромной коллекцией боевой техники тех лет — танки, самолёты, пушки и санитарный поезд. В парке Победы есть реконструкция блиндажа, стоят системы залпового огня «Катюша» и «Град», бронетехника и самолеты, в некоторые из них даже можно забраться.

Но для тех, кто интересуется мирной техникой, тоже есть что посмотреть: тракторы, комбайны и прочее.

Если есть время, то можно зайти в Музей трудовой и боевой славы, чтобы посмотреть знамена, награды, оружие, предметы обмундирования. Но у меня его не было, поэтому ограничилась лишь внешним осмотром.

На той же горе находится и уникальный этнокомплекс «Национальная деревня народов Саратовской области». Вход на территорию бесплатный. В этнопарке построено традиционное жилье разных народов, которые населяют Саратовскую область. На русском подворье — деревянная изба, на грузинском — двухэтажный дом, на казахском — юрта и так далее.

В этнопарке можно сделать колоритные снимки и попробовать блюда национальной кухни в одном из кафе. Но, как мне показалось, большинство из них не работало. То ли потому что было рано, хотя время уже приближалось к обеденному. Толи потому что уже не сезон… А в некоторых, как например, в дагестанском все еще шла стройка.

Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

Хотя, с другого ракурса здание выглядело уж очень симпатично!

Но так как я жила в самом центре и на самой тусовочной улице города, то предпочитала искать интересные заведения общепита там, но о том, что попробовать и где расскажу в следующий раз.

Полюбовавшись еще на город с высоты, я решила спуститься вниз в город козьими тропами, неведомыми мапс.ми. Вообще это приложение на Соколовой горе словно взбесилось и показывало, что я уже ушла пешком в Пензенскую область…:)))))

Цикл материалов "Саратов - 2024"

1. Саратов. Эпизоды с 1 по 3. Прогулочные

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.