Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 14:09

Кутаиси — Грузия Май 2024

Раннее утро особенного дня началось необычно: неработающий интернет и невключающийся навигатор определили направление нашей прогулки. Пешком, к берегу моря. Благо, один из самых красивых пляжей Черноморской Грузии располагался от нас на расстоянии 10-минутного неспешного променада и отлично просматривался с балкончика.

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

Это дивный пляж Зеленый Мыс, островок влажных субтропиков с непередаваемым вкусом воздуха и самыми сочными красками вокруг. Грузины называют его Мцване Концхи — если заметите такой указатель, вы на пути в рай. Рядом небольшой одноименный поселок и пара гостиниц. На самом пляже есть и кафе с неизменными аджарскими хачапури, и прокат пляжных удобств, и бескрайнее прозрачное изумительно чистое море.

Тихо, почти отрезано от цивилизации, волшебно. Рассвет — это всегда начало, новый лист нового дня, предвкушение прекрасного. Если хочется встретить рассвет своего персонального нового года максимально правильно, лучшего места не найти.

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

Гамарджоба, дорогие читатели! Поздоровавшись с солнцем по всем законам восточных практик и грузинской душевности, едем дальше. Нас ждет день, переполненный приключениями — город, овеянный легендами и мифами, криминальными сводками и древними сказаниями. Мы потолкаемся на рынке, зайдем в красивейшие храмы и похрустим шоти пури, получим кучу комплиментов и приглашений в гости, восхитимся грузинскому многоголосью, поклонимся настоящей святыне и сфотографируем самый необычный фонтан на Кавказе.

Точно, мы в Кутаиси. Возможно, самом необычном и противоречивом городе Грузии, который авторитетные путеводители осторожно обходят двумя-тремя абзацами текста и десятком штампов. Не верьте им, Кутаиси офигенный, сами увидите!

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

Начинаем знакомство с его главной достопримечательности и единственной свободной парковки неподалеку, в эпицентре этого шума-гама. Великолепный Баграти построен в 1003 году, как главный собор объединенного Грузинского царства.

Храм назвали в честь Баграта III, правителя абхазов и картвелов, первого царя единой Грузии. Наследник Багратионов сумел сделать невозможное: объединил враждующие земли, соперничал с Византией и арабами, навел порядок в стране. А еще он построил невероятный собор имени себя, и через 1000 лет восхищающий путешественников.

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

Стройный, гармоничный, очень светлый. Для 3-го года второго тысячелетия храм Баграти стал небоскребом Бурдж Халифа, настолько он превзошел свое время и происходящие вокруг войны и смены власти. Невероятный по размерам и пропорциям, щедро расписанный мозаиками и каменными узорами, Баграти был самым мощным вдохновляющим символом для беспокойной эпохи.

Собор восстановлен в наши дни, в не менее смутное время Михаила Саакашвили — и можно что угодно говорить о делах бывшего президента, но Баграти великолепен!

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

Если воспользоваться лестницей, от него вполне удобно спуститься в Старый город. Мы лестницу не заметили, пошли в обход, по пути — гамарджоба — здороваясь с улыбчивыми кутаисцами. В городе с историей в почти 3000 лет спешить не хочется — тем более, что к нашему приезду Старый Кутаиси обновлен, подметен, украшен и приветлив. Очень-очень теплый город, и я сейчас не про погоду.

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

Кутаиси основан древними колхами — теми самыми, из мифа про путешественников-аргонавтов и Золотое Руно. Если верить античным историкам, Китей считался самым богатым, процветающим и блестящим городом Колхидского царства — с мощными крепостными стенами, дворцами, виноградниками, садами. На месте аргонавтов, я бы тоже направилась только сюда:)

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

В наши дни почти все сохранилось, как в книге «Аргонавтика» Аполлония Родосского: и Фазис бурливый — река Риони, и горы Амаранские (Кавказские), и зеленые долины, и город царя Эета.

И даже история про Золотое Руно запечатлена в Колхидском фонтане, самом дорогом и эффектном в Грузии.

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

Все это — мосты, речные набережные, брусчатка мостовых, фасады XIX века, пятнистые платаны, ароматы старой Европы, грузинских специй и античных приключений смешалось в Старом городе. Особенно в самом его сердце — Зеленом базаре.

Крупнейший рынок Грузии также находится в исторических кварталах, он часть атмосферы Кутаиси. И достопримечательность, мимо которой вы не пройдете — здесь шумно, суетно, максимально сумбурно и непонятно — в общем, вам понравится!

Зеленый базар открыт каждый день, с утра до позднего вечера. Тут можно купить все то, чем славится Грузия у туристов, и даже кое-что еще — мы набрали полный шоппер чурчхелы, сванской соли, хмели-сунели, ткемали, сухофруктов, заглянцевав покупки литром домашнего саперави.

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

Все это нам еще пригодится вечером, а пока едем в гости к духовному символу всея Грузии. Гелати, или Гелатский монастырь Богородицы — настоящая легенда, великая сакральная обитель в горах.

Чтобы пробраться через дебри ее истории, придется потрудиться — Свято место пусто не бывает. В летописи Гелати самый почитаемый местный правитель, царь Давид Агмашенебели (то есть Строитель), его наследник Деметре I, и правнучка Давида, та самая царица Тамара. Здесь располагалась усыпальница имеретинских князей, резиденция западно-грузинского католикоса, Гелатская академия и даже филиал историко-этнографического музея Кутаиси.

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

В монастырский комплекс входят защитные стены, арки ворот, хозяйственные постройки, звонница, Академия, храмы XIII века и грандиозный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Считается, что именно его постройка в 1106 году отметила начало грузинского Золотого века.

В свои лучшие эпохи собор украшали фрески и мозаики, одни из самых впечатляющих на Кавказе — библейские сюжеты, святые, апостолы и сам царь Давид с макетом храма в руках. Фрески Гелати датируются невероятным 1125 годом!

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

Сейчас росписи на реставрации, и возможно скоро засияют нежными красками, как почти 1000 лет назад. Среди бесценных сокровищ Гелати отмечают не только средневековые фрески с изображением царственных особ. Обратите внимание на Гелатские ворота, символ смирения и покаяния. Согласно завещанию Давида Строителя, его обещали похоронить под каменной входной аркой — паломники приходили в монастырь буквально по праху великого правителя.

Со временем ворота перестали быть проходными, фактически превратившись в мавзолей царя — а слева над могильной плитой висят средневековые железные створки из города Гянджа. Такое переплетений историй и легенд в Гелати на каждом шагу.

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

С 1994 года монастырский комплекс охраняется ЮНЕСКО, как бесценное достояние человечества.

Гелатский монастырь на реставрации, но не закрыт — нам с вами придется дождаться обновления соборных росписей, во всем остальном обитель рада гостям. И это не фигура речи — в Гелати совершенно особенная, умиротворяюще-расслабляюще-вдохновляющая атмосфера.

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

Тысячелетняя добрая аура действует покруче медитаций и психологических практик. Переступаешь заветный рубеж — и груз забот с тревогами растворяется в солнечной дымке.

В таком благостном настроении мы вернулись в наш курортный дом на 17 этаже — теплый воздух, морской бриз, букет орхидей от владельца апартаментов, то самое саперави с Зеленого базара и хачапури вместо тортика.

Этот прекрасный день. Аргонавты, виноделы, царь Давид и хачапури вместо тортика

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.