Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — сейчас на сайте
....

Ярославль — Россия Июнь 2024
Толгский монастырь. Святые врата и Никольский корпус.

О поездке в Ярославль я мечтала давно, и вот наконец- то все сложилось. Встреча с городом и окрестностями получилась насыщенной. История этих мест не только интересна, но и напрямую связана с историей России.

В Ярославле я встретилась с Ирой Ананьевой , хорошо когда повсюду есть наши люди. Ира, как гостеприимная хозяйка, рассказала о своем городе, кое- что показала, а в некоторые места мы даже съездили вместе.

Первая делом мы отправились в Толгский монастырь , о котором я была наслышана. Предварительно узнали время и причал с которого отправляется теплоход до монастыря, а также время обратного отправления. Кораблик идет с остановками, время в пути около часа. Есть маршрут и на автобусе, но речная прогулка более привлекательна и необычна, для меня по крайней мере. Мы выбрали самый ранний рейс, чтобы было более комфортно и меньше всего людей.

В назначенное время мы встретились у причала, пассажиров и правда было немного. Оплата производится прямо на судне, есть касса, но следует обратить внимание, по карте немного меньше чем наличкой. Мы выбрали верхнюю палубу, хоть и немного ветрено, но так хотелось увидеть матушку Волгу и прочувствовать атмосферу речной поездки.

И вот мы отплываем от берега, позади красавец Ярославль с куполами церквей и старинными особняками.

Встречи на Ярославской земле. Толгский монастырь

Подплываем к Толгскому монастырю, хорошо виден причал и сам монастырь.

Еще дома, найдя телефон экскурсионного отдела монастыря, я пыталась связаться с ними, но безуспешно. Хотелось не просто побывать в этом необычном месте, но и узнать о нем из первых уст.

Однако, когда мы приплыли и через Святые врата зашли на территорию монастыря, то увидели несколько групп, и детских и взрослых, поэтому можно было присоединиться к любой, что я и сделала.

Особенно мне понравилась монахиня — гид у группы школьников, доходчивым языком она рассказывала о монастыре, и о простых человеческих ценностях.

Речь хорошо и грамотно поставлена, нет слов паразитов, дети слушали с удовольствием, ну, а я тем более.

Восстановленный храм сияет и восхищает. Это работа огромного числа строителей, художников, рестовраторов из Москвы, Ярославля, Ростова, Одессы.

А почему так повезло с экскурсией, мы узнали немного позже. Заканчивалась первая неделя июня, летние каникулы, и в монастыре начинался сезон экскурсий. К тому же были открыты храмы, которые зимой недоступны. Мы приехали в правильное время.

Толгская обитель возникла в «лютое» время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц как духовный центр Ярославского края. История возникновения монастыря связана с явлением ростовскому епископу Трифону чудотворной иконы Богоматери. В 1314 году владыка Трифон, завершив осмотр обширной Ростовской епархии возвращался водой с Белозерья. Не доезжая Ярославля, ночью, владыка увидел необыкновенный свет. И явился ему светящийся мост через Волгу, по которому он перешел и увидел икону Божией Матери. И по возвращению в Ростов благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь.

Весть о чудесном явлении дошла до Ярославля, и множество горожан и жителей окрестных деревень поспешили на помощь епископу в постройке храма. За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Трифон, освятил церковь во имя Введения Богоматери во храм, так гласит легенда. И решено было основать здесь монастырь.

Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день явления святыни.

Через несколько лет после строительства храма случился пожар, сгорели все постройки, документы, но икона чудесным образом сохранилась. Началось восстановление.

В 1553 году царь Иван Грозный посетил Толгский монастырь и получил исцеление от его чудотворной святыни. Он совершал паломничество в северные земли, и заехал, возвращаясь из Кирилло -Белозерского монастыря. Таким образом, первое царственное посещение Толгской обители оказалось очень важным событием, как для высокого посетителя, так и для самой обители. С этого времени Толгская обитель становится лично известной царственным лицам, которые время от времени посещают ее святыни.

Годы смуты не обошли и этот край, отряд поляков захватил обитель, осквернил и разграбил ее. Сорок шесть иноков, скрывшихся в храме, были перебиты. В 1893 году над местом захоронения иноков была сооружена часовня по проекту архитектора Н. И. Поздеева. В 1911 году ее интерьер украсили стенным письмом.

В дни празднования 600-летия Толгского монастыря в 1914 году ее торжественно освятили как храм-часовню. Ежегодно 18 мая здесь совершалась заупокойная лития по погибшим.

В смутные дни польского нашествия икона Толгской Богоматери хранилась вне стен монастыря. Со временем икона приобретала статус первой среди чтимых икон Ярославля. Как рассказывают местные предания, в 1612 году в Ярославле, ставшем местом сбора народных сил в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, произошла вспышка неизвестного заболевания. И тогда, с иконой Толгской Богоматери и другими святынями города, совершился первый из известных в Ярославле крестных ходов, после которого болезнь отступила.

Встречи на Ярославской земле. Толгский монастырь

Неоднократно жители Ярославля и паломники обращались за помощью к иконе Божьей Матери, и она всегда помогала. В 1863 году Толгский монастырь посетил наследник Всероссийского престола Николай II.

Сведения о жизни обители после 1917 года скудны. Несколько лет, начиная с 1920 года в Толгу направляли школьников, в летние каникулы, чтобы поддержать детей в голодное время. В 1928 году монастырь был закрыт, все выселены и дети больше не оздоравливались.

Началось строительство гидроэлектростанции, плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря. Сюда стали прибывать специалисты гидротехнических работ с семьями, заселялись и перестраивались на свой лад кельи. Четыре года шли исследовательские работы, в храмах были- гидромеханическая лаборатория, химическая лаборатория, кладовая, магазин. Фрески либо закрашены, либо поцарапаны, повсюду специальные аппараты для научно-исследовательской работы.

Фотогалерея. История  восстановления храма.
Фотогалерея. История восстановления храма.
 Фотогалерея. История  восстановления храма.  Приезд президента России
Фотогалерея. История восстановления храма. Приезд президента России

Проведенные исследования грунта в Ярославле дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск.

Съехали одни, сразу приехали другие — колония НКВД, что стало с оставшимися постройками, храмами и кладбищем не сложно представить. Духовная жизнь в этих местах замерла на долгие годы.

Встречи на Ярославской земле. Толгский монастырь

Лишь 7 декабря 1987 года на территории древнего монастыря была учреждена первая в современной России женская обитель. Замечательные памятники русской архитектуры пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью были утрачены настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. Частично сохранившиеся стены давали лишь смутное представление о когда-то величественном монастырском ансамбле.

Вопреки трудностям, восстановительные работы начались, появились первые послушницы, которых не пугали неустроенность быта и работа. По назначении на Толгу Игумения Варвара с первых же дней начала поднимать монастырь из руин. За короткий срок оборудовано отопление, подведены водопровод, канализация, организованы столярная и слесарная мастерские, газовая котельная, гараж, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, устроены овощехранилища, налажена работа трапезной, оборудован медицинский кабинет.

Встречи на Ярославской земле. Толгский монастырь

В некоторых помещениях храмах невозможно сделать четкое фото из-за скудного оконного освещения. Особенно много людей около главной святыни. Там же, уже знакомамя монахиня, рассказала о чудесах, происходящих по молитвам перед Толгским образом Пресвятой Богородицы.

Заглянули мы и в Кедровую рощу, посаженную в XVI веке в память о чудесном обретении иконы после пожара. По преданию, жизнь Кедровнику положили шишки привезенные из Сибири Ермаком, и подаренные Ивану Грозному, а тот, в знак благодарности за исцеление, преподнес их обители.

А в 2004 году после археологических работ была восстановлена часовня на территории Кедровника, на месте утраченной. Впервые ее возвели в XIV веке, когда Толгская икона была вновь обретена после пожара. Около часовни постоянно люди, поэтому в такой сокровенный момент никого не хотелось смущать фотографированием.

То, что мы увидели, красоту и окружающую идилию, плод неимоверного труда. У монастыря богатые земли, есть свое хозяйство, ферма. В кафе «Архрондарик», где мы с Ирой обедали, вся продукция местная, монастырская, еда постная. Можно прикупить и монастырское молоко или творог, варенье, выпечку, мед.

На территории монастыря выстроены Паломнический корпус и трапезная для паломников. Многие из которых работают на монастырских поях и фермах.

Встречи на Ярославской земле. Толгский монастырь

Когда мы приехали в монастырь, была чудесная солнечная погода, поэтому мы славно погуляли, насладились ароматов цветов, которые здесь в изобилие, место душевное.

Такие яркие пионы я увидела здесь впервые.

После обеда погода резко изменилась, пошел очень сильный дождь, который прервал прогулку вокруг обители.

В монастыре я встретила семейную пару, с которыми мы жили в одном отеле в Вологде, пересекались в Ферапонтово, а теперь и здесь. От них узнала, что будет дополнительный рейс теплохода от Толги до Ярославля, и нет необходимости ждать вечернего в такую- то погоду.

Встречи на Ярославской земле. Толгский монастырь

Все-таки везет мне на добрые встречи.

Мы с Ирой попрощались с Толгой, поблагодарили за чудесный день, и отправились на пристань, к которой уже подплывал наш кораблик.

Пристань Толгский монастырь
Пристань "Толгский монастырь"

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.