Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была сегодня 10:29
....

Москва — Россия Июнь 2024
Николо- Перервинский монастырь

Июнь нынешнего года я провела в поездке по центральной части России. Началось мое путешествие в Вологде, затем был Ярославль, и конечной точкой стала Москва. Приятно было встретиться воочию с новыми туристеравцами, но всегда приятнее встречи со старыми друзьями.

Московская встреча. Снова трое и Николо-Перервинский монастырь

В столице меня встретил Максим , помог добраться до отеля Holiday Tagansky 4*, рассказал о районе, и что есть интересного поблизости.

Holiday Inn Moscow - Tagansky

Дело в том, что я планировала поездку на май, бронировала другие отели, а потом пришлось все аннулировать. Невозвратный билет чудом уцелел. Как раз в то время, когда у меня все пошло не так, приходит письмо от авиакомпании, что мой рейс изменил время вылета на 10 минут, и устраивает ли это меня. Так, так, думаю я, а если эти десять минут сдвинуть на месяц позже? И получилось, я благополучно и бесплатно поменяла билет на новую дату, и быстро забронировала новые отели. Некоторые из ранее бронированных уже были заняты на новые даты, а где-то неприлично поднялась цена. В общем, я методом тыка выбрала новые, и полетела.

Возвращаюсь к Максиму и моему московскому отелю. Я толком не посмотрела что «на районе», главное, чтоб отель приличный и метро рядом. Меня подкупил просторный номер, хотелось в Москве, в финальной части путешествия пожить комфортно. Отель оправдал ожидания, номер просторный, кровать очень удобная, освещение номера мягкое, все соответствует звездности. Удивила персональная гладильная доска в номере. Завтраки на уровне, кофе вкусный.

Holiday Inn Moscow - Tagansky .Мой номер.

Вокруг отеля много интересных мест, есть где разгуляться.

Крутицкое подворье

Рядом Крутицкое подворье , в которое я очень давно уже хотела попасть, а колокольню храма даже видно из моего номера.

Московская встреча. Снова трое и Николо-Перервинский монастырь

Замечательный Музей воды, практически у стен отеля.

Музей воды , вид  с Новоспасского моста
"Музей воды" , вид с Новоспасского моста
Музей воды
"Музей воды"

Через дорогу Новоспасский монастырь, купола которого возвышаются над окрестностью.

Недалеко и Покровский монастырь.

Целый день я могу провести на районе, изучая достопримечательности. Еще через дорогу от отеля останавливается трамвай Аннушка , на котором можно уехать в центр города, не всегда есть желание спускаться в метро.

Максим мне все рассказал и показал, но нам надо было торопиться, запланирована поездка в Нико́ло — Пере́рвинский монасты́рь. В каждый приезд он старается показать в Москве что-то особенно интересное. По дороге к нам присоединился старый друг Виктор (shatyn2703), и мы втроем отправились в монастырь.

Московская встреча. Снова трое и Николо-Перервинский монастырь

Нашей дружной компанией мы уже ходили в Новодевичий монастырь в мой прошлый приезд, теперь новая поездка. После метро мы плыли на современном комфортном электросудне, дорога оказалась неблизкой, направляемся в район Печатники.

Мы с Витей впервые узнали об этом монастыре от Максима, поэтому пока плыли, он рассказывал нам все, что знал об этом месте.

Да и сама речная прогулка была очень познавательной.

Московская встреча. Снова трое и Николо-Перервинский монастырь

Оказывается обитель древняя, если верить легенде деревянная церковь на этом месте была выстроена еще во времена Куликовской битвы. Однако первые официальные упоминания относятся к 1623 году,.где говорится о церкви Николая Чудотворца , поэтому изначально монастырь именовался «Никола Старый», затем в летописях появляется «Перервинский». Название обитель получила от близлежащей местности, — «Перерва». Оно исторически связано с тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному напротив обители на другом берегу.

Иверский и Никольский соборы

Говорят из Коломенского хорошо видны храмы монастыря, но я пока туда не доехала.

В Смутное время монастырь был разорен поляками, подобно другим русским монастырям, а при царе Михаиле Феодоровиче отстроен заново. В царствование Алексея Михайловича положение обители значительно улучшается. С середины XVII века началось каменное строительство, монастырь посетил царь Алексей Михайлович, а патриарх Московский Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией.

Строятся каменные церкви: Успения Божией Матери и Николая Чудотворца с колокольней, а затем возводится еще один каменный храм — в честь преподобного Сергия Радонежского. Расположенный на возвышенном берегу Москвы-реки, за красоту окружающую и удаленность от мирской суеты, монастырь любили многие патриархи и митрополиты.

Восстановленный Никольский собор с колокольней
Восстановленные надписи на стене Никольского собора

Новейшая история Николо — Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней десятого и последнего перед Синодальным периодом Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы патриаршества 1690–1700). Этому иерарху Перервинская обитель во многом обязана своим благосостоянием, так как при нем монастырь не только преобразился внешне, но и был уравнен с другими московскими монастырями в своем положении. Патриарху Адриану пришлось управлять Русской Церковью в начале царствования Петра I. Он с прискорбием наблюдал за деятельностью молодого царя, который вводил иноземные обычаи и начал притеснять церковную власть, с пренебрежением относиться к вере отцов. В результате патриарх отходит от дел и поселяется в родной обители.

На свои средства он начинает строительство одного большого храма в честь Святителя Николая. Для этого разбираются маленькие каменные церкви, и возводится двухэтажный храм. Церковь освящается в 1700 году.

Приемник Адриана — митрополит Платон организовывает при монастыре духовную семинарию. Все последующие митрополиты с благоговением относятся к детищу Платона.

Памятник митрополиту
Платону (Левшину).
Установлен в честь
100-летия освящения
Иверского собора. 2008 г.
Памятник митрополиту Платону (Левшину). Установлен в честь 100-летия освящения Иверского собора. 2008 г.

Со временем Перервинское училище получает новое просторное здание для 200 учащихся.

Всем москвичи и гости столицы прекрасно знают Иверскую часовню на Красной площади.

С 60-х годов XVII века Николо-Перервинскому монастырю стала принадлежать часовня на Красной площади, которая, после того как в 1669 году в ней была поставлена Иверская икона Божией Матери, получила название Иверской. Часовня неоднократно перестраивалась, но она приносила хороший доход монастырю, эти деньги шли на содержание духовного училища.

Иверский и Никольский соборы

И вот, в это смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, митрополит Владимир благословляет строить в Николо -Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм был задуман в русско-византийском стиле. Четыре года спустя, 8 сентября 1908 года, состоялось освящение Иверского собора, которое вылилось в истинное торжество Православия.

Московская встреча. Снова трое и Николо-Перервинский монастырь

Архитектором этого величественного храма был П. А. Виноградов. Красивый резной позолоченный иконостас сооружен И. А. Соколовым, святые иконы написаны по вызолоченному фону придворным иконописцем В. П. Гурьяновым, драгоценные облачения изготовлены братьями Заглотиными.

В 1906 года при Николо-Перервинском монастыре, неподалеку от него, был торжественно открыт приют для глухонемых. Изначально планировалось построить каменный корпус лечебницы для раненых солдат. Таким образом, монастырь желал оказать посильную помощь Отечеству в наступающую для него трудную годину войны с Японией.

Приближался 1917 год, «судьба обители неразрывно слилась с трагической судьбой всей России». Церковные ценности были вывезены чрезвычайной комиссией в Кремль. В это время уже бывший Перервинский монастырь лишился и своих финансовых средств, было закрыто Перервинское духовное училище. Помещения церкви были переданы под клуб и столовую детскому дому Управления Московской Курской железной дороги, который к этому времени уже использовал их как склад. Священнослужители кто смог уехал на родину, некоторых ждала Бутырка, ссылка.

После закрытия Иверского собора помещение его использовалось под склады и цеха мелких предприятий, а затем было передано заводу «Станкоконструкция». Собор утратил кресты, иконостас и все убранство интерьера. Была закрашена живопись и устроены межэтажные перекрытия.

Иверский собор в 1993 году( фото из интернета)

Здание же Никольского собора с момента закрытия монастыря использовалось под мелкие хозяйственные нужды. Затем в нем располагались производственные цеха Металлоштамповочного завода. Помещался здесь и «Завод детской пластмассовой игрушки» , в нижней церкви был гальванический цех, отчего кладка стен и сводов подверглась эрозии. Здание было в аварийном состояние. Семинарские корпуса использовались для жилья.

Официально реставрация собора была объявлена с 1954 года, но фактически восстановительные работы начались в 1972 году.

Вначале 1990-х началось возрождение этого места. Какого титанического труда стоило восстановление обители. Активное участие в расчистке территории монастыря принимали и прихожане.

Теперь здесь находится Патриаршее подворье. Николо -Перервинская обитель вернула свой настоящий облик и вновь стала уголком благости, тишины и умиротворения.

15 апреля 1996 года, накануне престольного праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, из Иверской часовни, что у Воскресенских ворот Московского Кремля, в обитель крестным ходом была принесена Иверская икона Пресвятой Богородицы. Икона должна была пробыть в обители несколько дней, а потом возвратиться в Иверскую часовню. Но икона остается и по сей день в Иверском соборе.

Мы смогли побывать только в Иверском соборе, остальные были закрыты. Возможно, в них можно попасть в специальные часы. В храме нам запретили фотографировать, мне удалось сделать единственное фото. Но у нас получилась приятная беседа с сотрудницей храма, которая нам и рассказала о его тяжелой судьбе. В настоящее время происходит очередной ремонт, храм хорошеет.

По фото видно, какая «чудесная» погода нас сопровождала, дождь помешал нам нормально осмотреть окрестности.

Максим показал нам металлическую лестницу ведущую в монастырский садик, с которого открыаается чудесный вид. Молодой монах, увидев, что мы с Виктором спускаемся в сад, включил фонтан, как же красиво!

Московская встреча. Снова трое и Николо-Перервинский монастырь

Возвращались мы уже другой дорогой, поэтому могли взглянуть на монастырь с еще одной стороны.

Николо- Перервинский монастырь.

Первый день в Москве прошел насыщенно. Спасибо друзьям.

1. Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век
  2. Московская встреча. Снова трое и Николо-Перервинский монастырь

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.