Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 6:03

Валдай — Россия Июль 2024

Были времена, когда Валдай был знаменит своими колоколами. На протяжении веков «валдайские колокольцы» и «валдайские звоны» размеряли течение дней, возвещая о времени молитвы, труда и отдыха.

Валдайские умельцы, отливавшие большие колокола и маленькие колокольчики, славились на всю Россию.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Со временем надобность в колоколах отпала и их производство постепенно сошло на нет.

Не услышать сейчас мелодичного звона колокольцев над городом, а о том, что Валдай был когда-то городом колоколов, напоминают лишь музеи колоколов и арт-объект Колокол в парке на берегу озера.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Не могу сказать, что город Валдай меня впечатлил и понравился настолько, что появилось желание посетить его вновь. Впрочем, я и не ожидала от него чего-то особенного. Судя по рассказам и фотографиям наших туристеровцев, город в туристическом плане не очень привлекателен. Но любопытство было. Всё-таки, город — старинный, расположен на берегу Валдайского озера, а значит там должно быть что-то интересное.

Валдай никак не миновать, если вы собрались посетить Иверский монастырь, который расположен на острове, как раз напротив города.

Из Великого Новгорода в Валдай ходят автобусы, несколько рейсов в день. Я выехала в 8 утра и уже в 10 была в Валдае. Первым делом, вызвала такси и отправилась в Иверский монастырь, ведь именно он был моей целью.

Когда-то увидела фото с видом монастыря от озера, и этот вид настолько заворожил и заинтриговал меня, что захотелось самой увидеть сказочный остров с удивительным монастырём.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Ну что ж, мечту осуществила. А бонусом к моей поездке в монастырь, стали необыкновенные по красоте виды Валдайского озера с отражениями в нём облаков и башен монастыря.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

По дороге в монастырь разговорились с таксистом, уроженцем Валдая. Он всё удивлялся, зачем это люди приезжают в Валдай, здесь же делать нечего, ничто не развивается, сплошной застой везде и во всём, молодёжь старается побыстрее уехать отсюда.

И как местный житель, к наличию знаменитого монастыря он относится, как к чему-то совершенно обычному, не вызывающего особого трепета и восторга. Ну и что? Монастырь, как монастырь, мало их что ли?

А вот для нас, заезжих туристов, Иверский монастырь — диковинка, спрятавшаяся на острове в озере, окружённом густыми лесами. То, каким я увидела это дивное место, можно посмотреть в моём фотоальбоме .

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Пока ехали по улицам, я с любопытством рассматривала город, пытаясь поймать какую-нибудь привлекательность. Вот улица с интересными, вроде как купеческими домами, обновлённая площадь, красивая, внушительных размеров церковь, маленькая, яркая часовенка, временами мелькало озеро.

Ну вот же, вот же! — радовалась я. Есть что посмотреть в городе! Не зря я приехала!

Проехали какое-то помпезное здание на берегу озера, совершенно не соответствующее своими огромными размерами общему облику города.

Как оказалось, это спортивный центр для детей — дар Газпрома. Отгрохали в духе Газпрома, с присущем ему размахом. И стоит этот центр до сих пор в нерабочем состоянии, то ли что-то не доделали, то ли не востребованным оказался.

Возвращаясь из монастыря, попросила таксиста высадить меня в самом центре города.
Центр города — площадь Свободы (бывшая Соборная, Троицкая), на которой расположен собор Троицы Живоначальной.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

До отправления автобуса в Великий Новгород времени было достаточно, можно было не торопиться с осмотром города. После вдохновляющей прогулки по острову с монастырём, организм требовал перекуса, не голодной же осматривать город. Пообедала в первом же, попавшемся на глаза кафе Бавария, что на площади. Ничего, что напоминало бы, хоть отдалённо в этом кафе Баварию, я не обнаружила. Что ела — сейчас уж и не вспомню (кухня, явно, не баварская), но главное, что насытилась и довольная, отправилась на исследование Валдая.

Покажу то интересное, что я увидела и мне понравилось, и заодно немного расскажу историю этого города. Исторический рассказ мой не будет долгим и утомительным, так как история Валдая довольно-таки простая и ничего драматического, что повлияло бы на ход истории, там не происходило.

Впервые Валдай упоминается в 1495 году как деревня Валдайское селище.
Возникновение неподалёку, в 1653 году Иверского монастыря не могло не сказаться на жизни села — оно стало посадским и вплоть до 1764 года принадлежало Иверскому монастырю. И название ему тогда было дано Богородицыно.

Площадь Свободы

Монастырские власти заботились о том, чтобы в принадлежащем им селе было больше мастеровых людей и торговцев.
После основания Петербурга и превращения его в столицу России, была приведена в порядок грунтовая дорога от Москвы до берегов Невы. Через Валдай с утра до вечера двигались обозы, повозки, мчались тройки, шли войска. В селе открывались постоялые дворы, трактиры, харчевни. Оживилась торговля, развивались ремёсла.

В 1770 году согласно указу Екатерины II село Валдай было «учреждено городом».
Новый город вначале насчитывал примерно 2 тысячи жителей. Самыми востребованными ремесленниками были кузнецы, в городе действовало около полусотни кузниц. Кузнецы не только выручали из беды проезжих, когда ломался экипаж или лошадь теряла подкову. Из привозного железа они делали на продажу различные сельскохозяйственные орудия и домашнюю утварь. Именно в кузницах зародилось и литьё колокольчиков.

Русские ямщики почитали за честь иметь под дугою упряжной лошади именно валдайские колокольцы и высоко ценили их за особенный, «малиновый» звон. Звук валдайских колокольцев имел бесчисленное множество оттенков и вариаций и часто хозяина упряжки узнавали по особенному, отличному от других звону колокольцев.

Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дорожке столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.
(поэт-декабрист Ф. Н. Глинка)

Благодаря своему расположению на оживлённом тракте между Москвой и Петербургом, Валдай продолжал развиваться и процветать. Но прогресс не стоит на месте, и в 1851 году открылась Николаевская железная дорога, которая приняла на себя пассажиров и грузы, ранее следовавшие по тракту.

Торговля, ремесла, промыслы в Валдае быстро пошли на убыль. А тут еще пожары — только в 1854 году сгорело 256 домов, это около третьей части всех жилых строений. С 1858 по 1910 год население Валдая уменьшилось вдвое.

Постепенно уходило в небытие былое значение города и его слава «колокольных звонов».

Вот и вся история города Валдай, вкратце, конечно)))

Площадь Свободы

Доминанта площади Свободы, да и всего Валдая — Троицкая церковь. Построенная в 1694 году, она была первым кирпичным зданием в Валдае. Впоследствии, из-за неоднократных пожаров, её перестраивали.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Рядом с площадью, в красивом особняке расположен Музей уездного города. Здание симпатичное, читала, что и музей интересный. Но зайти в него времени не было.

От площади я вышла на улицу Народная. Улицы непривычно пустые. Где народ? Так, встретились единичные прохожие. Удивительный контраст по сравнению со Старой Руссой, где была днём раньше. Вот там повсюду была движуха.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

На углу улицы прохожих встречает «Валдайска девушка с баранками». Очень приятная, реалистичная скульптура.

Жанровая скульптура Валдайская девушка с баранками

Исторический центр города интересен сохранившимися (какие-то лучше, какие-то хуже) купеческими домами.

Когда-то именно здесь тянулся посад — средоточие постоялых дворов, магазинов, трактиров.

Купеческий дом с лавкой
На улице Народная
... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Часть улицы Народной недавно отремонтировали и привели в порядок: поставили лавочки, фонари, обновили насаждения. Купеческие дома с лавками по обеим сторонам улицы делают её очень атмосферной и приятной для прогулок.

Улица Народная

С улицы Народной я вышла на Комсомольский проспект.

А вот и та миниатюрная часовенка, которая привлекла моё внимание, когда ехала на такси в монастырь, часовня во имя Святого праведного Иакова Боровичского

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Часовня была построена в 1826 г. в память об императоре Александре I, гроб с телом которого одну ночь находился в храме Великомученицы Екатерины при следовании траурного кортежа из города Таганрога в Санкт-Петербург. Часовню выстроили напротив Екатерининской церкви, принадлежала она Иверскому Богородицкому Святоозерскому монастырю. Любой путник, проезжавший по Новгородскому тракту, мог совершить церковные обряды в этой часовне, не заворачивая в монастырь.

На пригорке в городском парке стоит церковь Екатерины, построенная в 1793 году по проекту известного зодчего Н. А. Львова в стиле русского классицизма.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Форма церкви — ротонда. Стройные колонны обступают основной цилиндрический объем, образуя красивую открытую галерею.

В наше время в здании размещается Валдайский музей колоколов.

В музей я зашла, любопытно было посмотреть на знаменитые валдайские колокольцы, а может, даже, и послушать их звон. В кассе предложили подождать сеанса следующей эускурсии, или присоединиться к текущей, которая уже подходит к концу. Ждать — времени и особого желания не было, поэтому я зашла в зал, где экскурсовод, довольно-таки театрально-эмоционально и интересно рассказывала о колоколах, сопровождая рассказ звоном колокольчиков.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Летний сад вокруг музея колоколов — приятное место отдыха горожан и туристов. Туристов больше привлечёт жанровая скульптура Тройка,

а родителей с детьми — детская площадка со сказочными персонажами.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Из парка увидела интересное здание, подошла к нему. Табличка на нём гласит: Здание театра и пожарного депо 1899 — 1901 гг.

Интересный и весьма неожиданный микс. Загуглила: оказывается, именно так всё и было задумано изначально, при строительстве.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

В конце XIX века в Валдае было создано правление Вольного пожарного общества. Пожарный обоз содержался в тесном сарае при доме городской управы. Поэтому возникла необходимость в строительстве отдельного здания. Сразу была предусмотрена уникальная особенность будущей постройки: «Задумав построить пожарное депо, общество решило строить здание так, чтобы оно могло приносить доход, который мог в последствии погасить затраченные на его постройку суммы, и кроме того, вообще служить в будущем источником доходов. Имея в виду последнее, общество проектировало такую постройку, в которой, во-первых, было бы свободное и приспособленное помещение для обоза и сторожей и, во-вторых, был бы большой зал, удобный для устройства в нём общественных вечеров, спектаклей, концертов, лекций, народных чтений».

Вот так и соседствовали долгое время вместе две, казалось бы, совершенно несовместимые друг с другом организации. На первом этаже размещалось пожарное общество (правление, обоз, дежурная часть), а на втором этаже — городской театр.

Сейчас, в отреставрированном и утратившим свой прежний декор здании, функционирует Дом культуры Валдайского района.

Рядом с Екатерининской церковью (музей колоколов), в здании гражданской постройки начала XIX века, размещается Музейный колокольный центр с более чем 1000 экспонатов колоколов и колокольчиков из разных стран.

А далее я отправилась в Соловьёвский парк, расположенный на берегу озера. Может быть, я бы и проигнорировала этот парк, если бы не Эйфелева башня. Интересно было взглянуть на эту «француженку» местного изготовления.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Парк не новый, был заложен ещё на рубеже XIX—XX вв. и носит имя В. С. Соловьёва — бывшего владельца парка. По всей вероятности, парк долгое время находился в запустении и только недавно его начали приводить в порядок и облагораживать.

Для привлечения местных жителей и туристов в парке установили 14-метровую достопримечательность с французским акцентом. Башня окрашена в цвета триколора, венчает её герб России. Это симпатичное сооружение — подарок мастера Николая Ковалева, уроженца Валдая. Сейчас он живет в Петербурге и занимается дизайнерскими изделиями из металла.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

В этом парке я увидела людей! Не много, правда, но они там присутствовали и в основном загорали на небольшом пляжике и плавали в озере. Озеро, кстати, в этом месте чистое и прозрачное.

Пока я прогуливалась по парку, вдруг набежали тёмные тучи. Я надеялась, что обойдётся без дождя (у меня с собой не было ни зонта, ни дождевика), но не обошлось, дождь разошёлся и мне пришлось укрыться под густыми ветвями дерева. Но, к счастью, он был не долгим и постепенно стал стихать. Я поспешила в центр, на площадь Свободы, а от неё на набережную с парком.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Вот здесь мне понравилось — приятное, благоустроенное место для отдыха, прогулок и созерцания. Есть некоторые спортивные сооружения, для детей — Поляна сказок.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

В этом разноцветном здании с панорамными окнами с названием Место. Валдай есть кафе и, наверное, какие-то ещё заведения. Я зашла в это кафе, в нём оказалось неожиданно много посетителей (так вот где весь народ! в кафе и парках), меня усадили за столик у окна с видом на озеро. Попивая кофеёк с пироженкой, изучала карту города. Приближалось время отправления автобуса в Великий Новгород и пора было перемещаться в сторону автовокзала. Нашла кратчайший путь: улица Февральская, которая идёт вдоль берега и на которой расположено кафе и парк, ведёт прямо к автовокзалу.

Погуляла ещё немного по набережной, дошла до причала, от которого когда-то отправлялись кораблики на остров Сельвицкий с Иверским монастырём. Сейчас он выполняет роль всего лишь смотровой площадки.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Улица Февральская оказалась очень приятной и ухоженной, со старыми и новыми домиками.

Улица Февральская

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Милые, уютные старые домики и несколько вычурно-помпезные новые — стоящие на разных сторонах улицы, напротив друг друга, они вовсе не контрастировали, а наоборот, дополняли друг друга.

... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

Но моими фаворитами, без сомнения, были старенькие, пережившие несколько поколений дома, те, которые создают атмосферу старинного города.

Ну, вот и всё.

Этой приятной улицей закончилось моё маленькое путешествие из Великого Новгорода в Валдай. У меня всё получилось и сбылось желание увидеть необыкновенный Валдайский Иверский монастырь.

Благодарю за внимание.

Цикл материалов "Путешествие по Новгородчине"

1. Неповторимый Валдай: озеро, остров, монастырь
  2. ... И колокольчик, дар Валдая... Прогулка по городу в поисках колокольчиков

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.