Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 16:15

Киргизия Июль 2024

Вечером предыдущего дня, т. е. в первый день нашего пребывания на поляне Ачик-Таш в Алайской долине в базовом лагере «Поляна Эдельвейсов»

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

на наши головы посыпалась масса необычных и даже трагических известий.

Еще в процессе нашей прогулки в непогоду к Луковой поляне

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

мы могли наблюдать за возвращающимися с маршрута восхождения на Пик Ленина альпинистов с огромными рюкзаками.

Уставшие, с напряженными лицами, еле передвигая ноги они шли в основном в одиночку. На тот момент я еще мало представляла: что, как и откуда.

К поляне с нами ходил мужчина, Владимир, участник другой туристической группы, согласно их маршрута приехавшей в лагерь всего лишь на два дня. Пешие походы, включающие в себя минимальные нагрузки, не приветствовали, к тому же у них с собой было, поэтому сидели либо в юртах, либо рядом на свежем воздухе и культурно отдыхали.

За ужином мы все обратили внимание на красное лицо и горящие беспокойным огнем глаза Владимира. Стали интересоваться его самочувствием и оказалось, что оно мягко говоря не очень. Обеспокоенные, попросили парня с нашей группы, Александра из Перми, с помощью его часов измерить Владимиру сатурацию. Но разве можно ограничиться только одним участником? Всем стало интересно его личное состояние. Закончив трапезу, тут же, в столовой, Александр приступил к приему больных)).

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

От желающих не было отбоя, общий прием у импровизированного доктора длился минут десять, результат у всех был в общем-то нормальный и выйдя на улицу, мы сгрудились недалеко от палатки врача, советуя Владимиру посетить ее. Но перед входом образовалась небольшая очередь, от нечего делать, рассматривали входящих-выходящих и вдруг я увидела это лицо, которое уже не забуду никогда!

Мимо медленно прошел мужчина, от начала носа вниз, включая щеки и подбородок его лицо цветом напоминало темный молочный шоколад. Ничего не понимая, я проследила за ним взглядом и тут поняла, что ребята обсуждают какую-то животрепещущую тему:

-Иранцы сильно обморозились, у кого руки, у кого-то лица!

Это подошел наш инструктор и пояснял ситуацию того дня, все прислушивались, задавали вопросы.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

-На верху была непогода, украинская группа успела подняться, все вернулись в нормальном состоянии, а вот перед восхождением иранцев погода испортилась, по рации их предупредили, чтобы отменили опасное восхождение — проигнорировали и вот результат. Т. е. я только что видела обмороженное лицо иранца! Позднее нам рассказывали, что многие иранские военные приезжают покорять пик Ленина, вроде за вершины им дают дополнительные звездочки, льготы и прочие пряники. Но как таковой альпинизм в этой стране не развит и отношение у них к восхождениям соответствующее, на предостережения гидов не реагируют. Русские гиды постоянно жалуются на их пофигизм во всем, не обязательность, отсутствие сплоченности на маршрутах.

Врач в тот вечер пользовался спросом, поэтому, когда очередь для посещения дошла до Владимира, доктор, мягко говоря, был на взводе. Измерив давление, он выдал больному пару таблеток и выпроводил восвояси.

Стоит отметить, что некоторые заболевания в условиях высокогорья обостряются молниеносно. Я, например, не знала, что обыкновенный не долеченный гастрит именно на высоте может привести к серьёзным осложнениям. Александр вспомнил, что пару лет назад из-за этого был вынужден вернуться с восхождения на Эльбрус.

Банальная простуда может обернуться воспалением лёгких, а больной зуб спутать все планы. К тому же существует и горная болезнь — кислородное голодание вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. Перед поездкой именно этого я и опасалась.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

В горах критически важно быть внимательным не только к своему самочувствию, но и к самочувствию соседа. Сам человек не всегда способен объективно оценить своё состояние, поэтому мы хором посоветовали Владимиру выпить таблетки и ложиться в постель. Тем более, что на утро он вновь собирался с нами в поход.

Ложиться спать еще было рано, но чем же себя занять? Все решили посетить юрту для отдыха. Собравшись небольшими группками в ней сидели туристы из разных стран, внимательно слушая песни под гитару, исполняемые Дмитрием из нашей группы.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

В юрте было душно и играющему в шахматы с нашим новым гидом Женей Ярику вдруг стало плохо. Мама Даша вывела его на улицу подышать свежим воздухом, не помогало — мальчика тошнило и болела голова, его охватил озноб. Кто-то поспешил на кухню за горячим чаем, мама пошла в палатку за курткой, а я взяла малыша за руку и повела к столу в центре площадки. Села на стул, а больного обняв, посадила к себе на колени, уговаривая выпить весь принесенный чай. Остальные взволнованные сгрудились рядом.

В общем, нашего юного туриста прихватила самая настоящая горная болезнь. Хотелось хоть чем-нибудь облегчить ему состояние.

Разошлись по палаткам, малыш не мог уснуть и дело закончилось очень правильным финалом, после чего он разморенный и с огромным облегчением все-таки уснул.

При восхождении на Пик Ленина 18 июля 2024 года погиб российский альпинист 58-летний Евгений Банников. Трагедия произошла во время внезапного схода лавины при переходе из одного лагеря в другой. Ударная волна откинула Павла на скалы или лед. Бросок был очень сильный и альпинист погиб на месте, у всех на глазах.

Евгений Банников не только альпинист, а российский поэт, композитор, автор и исполнитель песен. Банников более десяти раз поднимался на Эльбрус, участвовал в восхождении на Монблан.

Накануне, 23 июля тело погибшего альпиниста спустили и отправили в Россию.

А сегодня заканчивался день 24 июля 2024 года…

Ночью я проснулась от головной боли, включила ночник и выпила приготовленные с вечера таблетки. (Фото Бориса)

Прекрасное утро, нормальное самочувствие и великолепная погода позволили до завтрака немного прогуляться.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Разглядывая в объектив при большом приближении снежные вершины, сверкающие на солнце, я разыскивала так называемую «куриную лапку», за которой и прячется виновник торжества и причина гибели нескольких десятков альпинистов.

С поляны Ачик-Таш вершину, пользующуюся спросом у альпинистов, не видно.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Пик Ленина — 7134 метров, над уровнем моря, один из самых известных семитысячников Памира и наивысшая точка Заалайского хребта, протяженность которого около 150 километров, а средняя высота на значительном протяжении превышает 6000 метров.

Впервые эта вершина была описана географом Алексеем Федченко и названа в честь губернатора Туркестана пиком Кауфмана, но при советской власти была переименована в Пик Ленина. Гора находится на территории двух стран: Киргизии и Таджикистане. Первое восхождение на вершину состоялось в 1928 году.

Восхождение на пик Ленина относится к классу высотного альпинизма и характеристики «самый простой» обманчивы, ведь семитысячник — это само по себе уже непросто. Большинство трагедий последних десятков лет происходили исключительно по вине самих восходителей, которые недооценивали сложность и опасность вершины. Предостерегает и статистика подъемов: на вершину заходят не более 15–20 процентов из общего числа восходителей.

Сезон на пике Ленина длится два месяца: с июля по август. Так вот почему в базовом лагере постоянно присутствовало много альпинистов-одни приходили, другие уходили, третьи акклиматизировались, штурмуя соседние с лагерем вершины.

Пришло время завтрака, после которого все решили проверить самочувствие у настоящего доктора. Мое состояние соответствовало нормальному, никаких отклонений в давлении не было и это, конечно, порадовало.

К 9–00 наша группа собралась в исходном месте, проверили готовность и отправились в очередной поход. Небо к тому времени заволокло тучами, угрожая низвергнуться потоками воды в любой момент.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Сразу поясню-в виду нахождения на высокогорной местности продолжительность наших походов длилась в среднем часов 5–6. До обеда мы возвращались в лагерь и вторую половину дня предоставлены сами себе: отдыхали, ходили в душ, общались. Правда если день был спокойный и светило солнце, то в палатке находиться было невозможно.

А сегодня нам предстоял спокойный и не напряженный поход по долине Ачик-Таш с легким перепадом высот всего в 200 метров. Поэтому шагали не спеша, слушая рассказы гида, превратившегося в ботаника, постоянно останавливались, разглядывая новое растения. Гид начал рассказывать про ревень колосовидный,

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

как случился настоящий переполох — то тут, то там, буквально в шаговой доступности появились сурки! Стараясь не шуметь, мы медленно приближались к норкам, у главных входов которых сидели-стояли эти пушистые зверьки. Ярко-оранжевые и больших размеров — взрослые особи,

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

а детеныши еще имели невзрачный, серо-песочный окрас. Некоторые малыши дурачились, кувыркались и сражались друг с другом, не забывая терять бдительность.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Такая радость и позитив, все их фотографировали, снимали ролики и напрочь забыли, что куда-то шли.

Всего в природе насчитывается 14 или 15 видов сурков и входят они в семейство беличьих, что для меня стало откровением. Это относительно крупные, весом в несколько килограммов, животные, обитают в открытых ландшафтах, в сооружаемых самостоятельно норах. О, входы в эти норки не иначе как оформляли ландшафтные дизайнеры!

Разные виды сурков обособились в различных географических зонах и отличаются друг от друга особенностями поведения, но сохранили внешнее сходство и необходимость впадать в зимнюю спячку. Все сурки травоядны, имеют тёплый мех и живут в основном колониями.

Гид еле-еле отвлек внимание группы на насущный распорядок дня и с трудом отлепившись от сурковой поляны и холмов, отправились далее.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Окружающий ландшафт радовал своим разнообразием и живописностью: какое-то время мы шли вдоль ручья

в окружении буйно цветущей растительности

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

и огромных, хаотично разбросанных каменных глыб.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Иногда камни расступались и тогда можно было увидеть целую полянку эдельвейсов!

Вскоре вышли к ущелью, внизу которого текла горная река Ачик-Таш и устроили привал.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

На противоположном берегу, на склоне терракотовой горы я рассмотрела крошечные фигурки: это как раз и были тренирующиеся альпинисты.

В один из акклиматизационных дней они штурмовали очередную, совсем не сложную для них вершину. Чуть в стороне стадо яков обгоняя друг друга стремительно неслось вперед, видимо они спешили на полянку с сочной травой.

Отдохнув, отправились покорять бесконечные бархатные холмы, словно кем-то разбросанные по долине: вверх-вниз-вверх и так далее.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Начал накрапывать дождик, пришлось остановиться и спрятаться под дождевики. Услышав наши молитвы, руководящий небесной канцелярией решил, что хватит с нас вчерашней фантасмагории и прекратил назойливое накрапывание.

А как же наш юный турист? А ему с самого утра не здоровилось, слабость, отсутствие аппетита и упадок сил. Малыш с трудом преодолевал все эти спуски-подъемы, подбадриваемый группой поддержки в виде мужчин, мама в данной ситуации держалась подальше. Крепился и упрямо шел за нами, пусть и в самом «хвосте», пусть отставал, но от жалости к себе не проронил ни одной слезинки.

И тут среди холмов, наконец-то, заблестело что-то в виде крошечного озера. Затем вдали показалось еще, а дальше и еще и стало ясно, почему долина Ачик-Таш славится целой россыпью чудесных разноцветных озер.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Среди холмов прячется множество озер, некоторые из них соединяются друг с другом, при чем ежегодно меняя формы, т. е. вполне себе независимы и ведут вольготный образ существования. Поднявшись на очередной, самый высокий на маршрут бархатный холм, я обомлела — боже, вот оно — настоящая жемчужина среди холмов!

Жаль только, поднявшийся ветерок разогнал идеальную поверхность и устроил на ней рябь, а значит не увижу отражений!

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Все облепили первое настоящее озеро и устроили фотосессии, затем пройдя сначала вдоль берега, потом преодолев еще пару-тройку холмов мы вышли на простор!

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Группа разделилась по интересам, никто нас не подгонял, все шли в своем ритме.

Вдали показалось фермерское хозяйство, а на этом берегу Ручья, с интересным названием Разведывательный, паслись их кони.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Перейдя ручей по импровизированному шатающемуся мостику, состоящему из двух досок, оказались среди разношерстной толпы ребятишек, с интересом разглядывавших нас.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Подошли взрослые, оживленно заговорили с нашим гидом — давние знакомые, им есть о чем поговорить и думаю, именно в тот момент была решена судьба ослика.

Маленький такой, жалкий и мы даже не думали, что каждому из нас, не знаю какое слово и подобрать: удолось, но вряд ли посчастливилось — посидеть или даже прокатиться на нем.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Самое первое чувство — это жалось к бедному животному, да и мы могли бы спокойно и обойтись без этих покатушек, но видимо терпеть наездников с разной весовой категорией написано ослику на роду.

Ребятишек же больше привлекало современное средство передвижения и они, немного посовещавшись, доверили седло нашему Ярику, доставив измученному малышу минутку радости.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

В другой стране всегда интересно узнать имена, спросила у девчушек, крутившихся рядом как их зовут: Фатима, Алия, Хадича, Сафия, Амина — смущенно ответили. Красивые, звучные.

Погостили-пора и честь знать, нас зовет дорога.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

К полудню распогодилось, солнце раззадорилось и начало припекать. Далее дорога пролегала по берегу еще одного озера, более живописного с неправильной формой и изрезанными контурами.

Ветер утих и в кристально бирюзовой глади озера отражались грандиозные горные вершины Памира-наконец-то любимые отражения!

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Придя в лагерь и через силу кое-что проглотив из обеда, наш Ярослав решил организовать волейбольный матч. Очень общительный, эмоциональный и деятельный ребенок — разве можно такому отказать? В матче участвовали ребята из нашей группы, гиды, портеры — киргизы и один настоящий непалец, маленький, коричневый, словно высушенный на ветрах корешок крепкого дерева.

Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Вдруг налетели тучи, поднялся ветер и после непродолжительного дождя с неба посыпались градины! Да, погода и правда невероятно изменчива, град как быстро начался, так же быстро и закончился.

Все вокруг успокоилось, угомонилось и я вышла прогуляться, а взглянув на расположенную рядом вершину, была удивлена — вся ее вершина покрылась словно сахарным песком.

Было:

Стало:

Через часик все это белоснежное убранство расстаяло.

Подвижные игры и чрезмерная импульсивность, нагрузка к вечеру вновь дали о себе знать — нашему юному туристу опять нездоровилось. Его мама посовещалась с врачом и он успокоил ее, сказав, что первые два дня обычно у детей так и происходит. Но предостерег Ярика от чрезмерной суеты, гораздо лучше просто отдыхать и набираться сил. Но разве ж это возможно? Ведь вокруг все такое необычное, рядом неординарные люди и Памир!

Цикл материалов "Прекрасный Памир"

1. По Памирскому тракту к очередной мечте-Крыше Мира!
  2. Памир. Сурки, базовый лагерь «Поляна Эдельвейсов» и не удачный поход на Луковую поляну
  3. Памир. Пик Ленина. Альпинизм — это не просто. Прогулка к озерам долины Ачик-Таш

Теги: Автобусные туры, Экстремальный отдых

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.