Турист Вера (veronyaya)
Вера
был вчера 21:44

Лиссабон — Португалия Август 2023

При выборе направления для следующего путешествия мы с мужем обычно руководствуемся простым правилом: скидки и предложения авиакомпаний. Португалия не стала исключением: она не была в приоритете, но в один прекрасный момент у Turkish Airlines появилась акция: что-то вроде «купи билет за мили на 50% дешевле».

Билеты купили, и я занялась планированием. Естественно, соцсети стали неустанно мне подкидывать разные фотографии, статьи и ролики о Португалии, Лиссабоне в частности. И именно этот хайп в итоге немного подпортил мое впечатление о городе. Лиссабон действительно многолик: местами королевский и масштабный, а местами тесный и суетливый, но в моих мечтах он не был так забит людьми. Возможно, не в сезон ситуация лучше, но в августе 2023 было сложновато — всюду очереди и толпы, поэтому многие места мы отсмотрели бегом, а в некоторые и вовсе не попали. Еще забавно, что попадались туристы с «Ночью в Лиссабоне» в руках, интересно, давно ли некоторые из них узнали, что Эрих Мария Ремарк — мужчина…

Гуляя по Лиссабону, буквально приходилось попотеть — старый город, особенно историческая часть, пронизан подъемами и спусками.

Типичная картина в старом городе

Лиссабон — ворота в мир географических открытий и не только

Но, преодолев все эти виражы, вы будете награждены таким шикарным видом. В лучах закатного солнца город кажется золотым.

Для ленивых/уставших/никуда не торопящихся есть элевадóры. Очереди на все подъемники были бесконечными, поэтому мы просто полюбовались таким чудом инженерной мысли.

Лифт Санта Жушта (Elevador de Santa Justa)

Вдали от старого центра много больших открытых площадей и проспектов, гулять по которым приятно и комфортно.

Общественный транспорт развит неплохо: есть метро, электрички, трамваи, автобусы. Uber вполне доступный, что удобно, т. к. достопримечательности разбросаны по городу, и так можно сэкономить время на дорогу.

На популярный трамвай № 28, маршрут которого проходит через популярные районы, тоже всегда встречала очереди. Мне кажется, без этой забавы можно вполне обойтись, в городе много других трамвайных маршрутов.

Лиссабон — ворота в мир географических открытий и не только

Нельзя, конечно, пройти мимо Кафедрального собора (Sé de Lisboa). Здание несколько раз страдало в результате землетрясений, но его регулярно реставрировали. К собору изящно ведут трамвайные пути.

Лиссабон контрастный. На главной пешеходной улице Аугушта, которая заканчивается Триумфальной аркой (Arco da Rua Augusta) не протолкнуться.

Лиссабон — ворота в мир географических открытий и не только

А уже за аркой скрывается просторная Площадь Коммерции (Praça do Comércio). Чувствуется масштаб!

Отсюда можно вдыхать бриз с набережной Тежу и любоваться Христом Кришту Рей (Santuário de Cristo Rei). Статуя расположена в лиссабонском пригороде Алмада, на другом берегу реки. К сожалению, туда мы не добрались. У меня вообще странно складывается с такими достопримечательностями: до барселонской статуи, что на Тибидабо, я смогла добраться только со второго раза, подхватив тепловой удар, а монумент в Рио пока только снился.

Тежу кажется широченной и пахнет океаном

По-настоящему прочувствовать размах города и страны, прикоснуться к масштабу бывшей империи можно в районе Белем.

Памятник первооткрывателям (Padrão dos Descobrimentos) я хотела увидеть больше всего. Ну до мурашек! Все эти мореплавания и географические открытия подарили человечеству знания о мире, расширили горизонты. Даже не могу представить, какой сильной должна была быть жажда приключений, чтобы в те времена просто рвануть на поиски чего-то там где-то там.

Лиссабон — ворота в мир географических открытий и не только

За памятником виднеется Мост 25 апреля (Ponte 25 de Abril). Это дата знаменует важнейшую веху в истории Португалии. 25 апреля 1974 года в Лиссабоне произошла «Революция гвоздик», в результате которой была свергнута диктатура и восстановлена демократия. По легенде, солдаты начали вкладывать цветы гвоздики в свои винтовки, и переворот получился почти бескровный. Беднейшая на тот момент страна в Западной Европе встала на новый путь развития.

Внутри есть музей, где можно узнать о былом величии Португалии и не только. Интересно и познавательно, особенно про 20 век: фашистская и испанская диктатура на слуху, а о режиме Салазара немногие слышали. По крайней мере, мне так кажется.

Среди экспонатов, кстати, был обнаружен этот плакат «Всемирная выставка в Париже 1937», где Португалия принимала участие. К моему стыду, до этого я не знала, что «Рабочего и колхозницу» создали специально для этого Экспо, так еще и установили напротив немецкого павильона, ох уж эти международные отношения.

Лиссабон — ворота в мир географических открытий и не только

На крыше памятника есть смотровая с захватывающими видами.

Вид на Мост 25 апреля (Ponte 25 de Abril)

В Монастырь Жеронимуш (Mosteiro dos Jerónimos) мы, к сожалению, не попали, ибо очередь в него была как до Луны. Плюс, она разделялась на тех, кто не купил билет, и тех, кто билет купил заранее онлайн, но по какой-то неведомой причине не мог зайти к обозначенному времени. Вообще, у португальцев сложно дела обстоят с организацией и планированием. С этой же проблемой мы столкнулись в Синтре: билет куплен на определенное время, но ты все равно стоишь часами в очереди на вход. За это жирный минус.

Проходя мимо Жеронимуша

Лиссабон — ворота в мир географических открытий и не только

Мы не отчаялись, а пошли в известную кондитерскую Pasteis de Belém (она буквально в 5–10 минутах от монастыря), чтобы отведать пирожные паштейш с заварным кремом. Нужно, естественно, постоять в очереди, потому что таких как мы желающих много, ведь все мы смотрели одни и те же ролики в интернете…

Я не спец по этим паштейшам, но они мне напомнили турецкий десерт мухаллеби. Будете в Стамбуле, лучше попробуйте местную версию в кафе Moda da Nata. Как по мне, турецкий вариант гораздо вкуснее и легче.

Подкрепившись, можно прогуляться до Башни Белем (Torre de Belém). Это образец португальского архитектурного стиля мануэлино, символ расцвета морской державы. Резную башню в качестве оборонительного укрепления построили в честь открытия Васко да Гамой морского пути в Индию. Все детали и украшения в морском тематике отражают минувшее могущество Португалии, но до них мы тоже не добрались. Очередь была длинная, а времени не так много.

Лиссабон — ворота в мир географических открытий и не только

В непосредственной близости от башни Белем расположен Мемориал павшим в африканских войнах португальским солдатам (Monumento aos Combatentes do Ultramar). Здесь горит вечный очень, стоит почетный караул. Не всякий турист сюда доходит, но это место значимое для всей Португалии.

Не самым туристическим, что к лучшему, пунктом в нашей программе был Аквариум имени Васко да Гамы (Vasco da Gama Aquarium) . Это не Лиссабонский океанариум! Аквариум находится в городке Алжеш, входящем в лиссабонскую агломерацию. Этот музей океанографии один из старейших в мире — открыт еще в 1898 году. Здесь представлены и исторические экспонаты, и современные морские обитатели.

Меня особенно поразили яйца акул. Вот эта непрозрачная оболочка называется «русалочьим кошельком», не знаю, почему, но звучит красиво.

Лиссабон — ворота в мир географических открытий и не только

А перед входом в здание Аквариума имеется приятный садик с прудом и очень голодными карпами, которые буквально выпрыгивали из воды, завидя людей.

Говоря о Лиссабоне, нельзя не упомянуть тему еды, ведь все вокруг всегда что-то жуют и пьют. Очереди в рестораны выстраиваются, конечно же, километровые, особенно если заведение очень популярно. Это нужно обязательно учитывать при планировании поездки: нужно либо бронировать, либо приходить к открытию. На мой вкус, португальская еда слегка тяжеловата и солоновата, но в целом неплохо. Есть странные сочетания типа «мидии и ракушки со свининой», а салатом может называться жирная рыбно-картофельная закуска.

Из необычного во всех смыслах была продегустирована каракатица в собственных чернилах.

Лиссабон — ворота в мир географических открытий и не только

Еще удивило пиво в меню в Макдоналдсе.

В целом, впечатления о Лиссабоне хорошие, но возвращаться туда пока не хочется. Думаю, дело в скученности и толпах туристов, возможно, со временем ажиотаж вокруг Португалию поутихнет, и я передумаю. Но посетить город однозначно стоит!

Цикл материалов "Португалия"

1. Порту неповторимый
  2. Родина портвейна — Долина Дору
  3. Лиссабон — ворота в мир географических открытий и не только

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.