Моя слава в том, что она будет жить вечно.
(Наполеон Бонапарт)
Гуляя по французской столице постоянно встречаешь объекты напоминающие об их знаменитом соотечественнике. От Пантеона до Триумфальной Арки можно протянуть ниточку, каждый узелок которой связан с именем великого полководца.
Когда в 1801 году Наполеон Бонапарт стал Первым консулом, он подписал Конкордат с Папой о восстановлении церковной собственности, включая Пантеон.
В том же году он вернул католикам Нотр-Дам, где 2 декабря 1804 года папой Пием VII был коронован императором.
Вандомская колонна в центре одноименной площади была воздвигнута Наполеоном между 1806 и 1810 годами в ознаменование его победы при Аустерлице. Памятник высотой 44,3 метра был разрушен во времена Парижской Коммуны, а позже восстановлен. Наверху стоит копия оригинальной статуи Наполеона в образе Цезаря работы Антуана Дени Шоде.
Дизайн колонны повторяет колонну Траяна в Риме. Бронзовые пластины, спирально обвивающие каменнную основу были отлиты из захваченных в битве пушек. Барельефы изображают трофеи и батальные сцены.
На пьедестале из порфироидного гранита надпись: «Император Наполеон Август посвятил во славу Великой Армии эту колонну из бронзы, отвоеванной у врага во время Германской войны, выигранной под его командованием в 1805 году в течение трех месяцев».
Недалеко от Вандомской площади находится Церковь Мадлен. 2 декабря 1806 года Наполеон подписал указ о строительстве храма во славу французской армии, который впоследствии стал церковью Мадлен. Император выбрал проект, представленный архитектором Виньоном, который построил его в стиле храма Зевса Олимпийского в Афинах. Главный фронтон с горельефом, изображающим Страшный суд был закрыт на реставрацию. Удалось запечатлеть только непарадный фасад.
Рельефы больших бронзовых дверей южного портала иллюстрируют Десять заповедей. Художнику Анри де Трикети было всего тридцать лет, когда он выиграл заказ. Двери больше, чем в базилике Святого Петра в Риме, в то же время они тоньше и легче.
Нижняя панель представляет седьмую заповедь «Не прелюбодействуй».
В церкви три купола с круглыми окнами в центре, которые являются единственными источниками света. Заметила, что парижские церкви не похожи одна на другую, каждая уникальна и внутри, и снаружи.
Интерьер богато украшен мрамором, фресками и мозаикой, которые нелегко рассмотреть в полумраке.
Шарль Эмиль Серр «Мадонна с младенцем» 1840 г.
Главный алтарь состоит из трёх уровней. Ряд коринфских колонн образует театральный фон для скульптурной группы «Экстаз Марии Магдалины» Карло Марокетти.
Над ним керамическая мозаика «Христианство Франции». Эскиз для мозаики в неовизантийском стиле написал Шарль-Жозеф Ламейр, плитку прозвели в Севрских фарфоровых мастерских в Париже.
На самом верху в полукуполе картина Жюля-Клода Циглера, изображающая основные события в истории христианства с упором на Францию. На переднем плане в мантии усыпанной золотыми пчёлами Наполеон Бонапарт и Папа Пий VII подписывают Конкордат 1801 года.
Ла Мадлен имеет давние музыкальные традиции. Здесь прошли похороны Шопена, а Камиль Сен-Санс и Габриэль Форе носили титулы церковных органистов. Орган с корпусом богато украшенным скульптурами построенный Аристидом Кавайе-Коль в 1845 году один из лучших в Париже.
Вернёмся на левый берег. Издалека виден сияющий купол Дома инвалидов высотой 107 метров, на украшение которого пошло 12,65 кг листового золота.
Со стороны эспланады посетители проходят через кованые ворота с короной и гербом и попадают в обширный сквер с лужайками усаженными зелёными пирамидами. Кусты кажутся монолитными, похоже подстригают их очень усердно.
На фронтоне портала восседает Людовик XIV на коне. В 1670 году не существовало учреждения для размещения раненых и бездомных ветеранов, сражавшихся за Францию. Король-солнце Людовик XIV, беспокоившийся о благополучии своих солдат, решил построить Королевский отель инвалидов.
В комплексе семнадцать дворов, самый большой из которых Двор Почёта предназначавшийся для военных парадов.
В верхней арке из полумрака выступает сам Император в сюртуке и бикорне с пушечными ядрами у ног.
Людовик XIV считал, что в Доме Инвалидов должны не только заботиться о физическом здоровье ветеранов, но и об их душевном состоянии. Поэтому на территории было отведено место для церкви, вполне логично посвященной Людовику IX Святому.
Сен-Луи-де-Инвалид была построена в 1676 году Жюлем Ардуэном-Мансаром по проекту Либераля Брюана, архитектора Дома Инвалидов. По старой традиции свод собора украшают военные трофеи. Это также единственный из всех соборов, постоянно украшенный французскими флагами.
В 1682 году сам Людовик XIV приезжал с королевой Марией-Терезой, чтобы послушать игру Николя Лебега на церковном органе.
Церковь Сен-Луи-де-Инвалид состоит из двух смежных помещений со стеклянной перегородкой между ними: одно для солдат, ветеранам предписывалось ежедневное присутствие службах, другое исключительно для использования королевской семьёй.
Вначале мы оказались в солдатской части, смотрели на стеклянную стенку и недоумевали, как нам попасть на другую сторону. Пришлось выйти наружу, обойти здание по периметру и вот он знаменитый купол.
Купол Дома Инвалидов остается одним из главных образцов французской архитектуры в стиле барокко, а также культовым символом абсолютной монархии Франции. Интерьер купола был расписан в 1705 году учеником Ле Брюна Шарлем де Ла Фоссом с помощью иллюзионистской потолочной росписи в стиле барокко. Фреска представляет Святого Людовика, облаченного в королевский горностаевый плащ с геральдическими лилиями, возлагающего королевские атрибуты: меч, герб и корону к ногам Христа.
Фосс также украсил паруса купола изображениями четырех евангелистов.
Необыкновенно светлый главный алтарь из мрамора и бронзы по проекту Висконти. Четыре спиральные колонны поддерживают великолепный балдахин.
Полы покрыты инкрустациями из полихромного мрамора.
В 1800 году Наполеон превратил архитектурный комплекс в военный пантеон, продемонстрировав свое стремление завоевать сердца солдат.
Четыре боковые часовни с малыми куполами содержат гробницы известных военачальников. Тюренн, маршал Франции и генерал-маршал королевских лагерей и армий был одним из лучших генералов Людовика XIII, а затем Людовика XIV.
Фердинанд Фош — маршал Франции и член Французской академии. Отличился как Верховный главнокомандующий объединенными силами союзников на Западном фронте во время Первой мировой войны.
Жозеф Бонапарт — старший брат императора Наполеона.
В центре зала большое отверстие через которое можно заглянуть в крипту.
Лестницу вниз охраняют два бронзовых атланта работы Франциска Жозефа Дюре.
Посреди крипты массивный саркофаг Наполеона из багрового шокшинского кварцита добытого в Карелии. Основание изготовлено из зеленого гранита Вогезов. Зеленый гранитный блок, в свою очередь, покоится на плите черного мрамора из карьера Сент-Люс. Всего в проекте использовался камень из не менее чем десяти различных карьеров во Франции и ее окрестностях, каррарский мрамор и кварцит из России.
Большинство помещений Дома Инвалидов занято музеями. Наиболее интересный Музей Армии с одной из крупнейших в мире коллекций военного искусства и истории.
Залы тянутся на километры. Во всяком случае создалось такое впечатление.
Униформа, оружие, трофеи. Обратите внимание на набалдашники пистолетов из слоновой кости.
Рыцарских доспехов хватило бы на целую армию.
Переходя из зала в зал можно совершить хронологическое путешествие по кампаниям, сражениям, завоеваниям и поражениям Наполеона. Просто рай для любителей военной истории.
У кого ещё останутся силы может вернуться на правый берег и по Елисейским полям дойти до Триумфальной арки или доехать на метро.
Император заложил первый камень монумента в честь военных побед своей Grande Armée 15 августа 1806 года. Завершили строительство уже после него в 1836 году.
Созданная по образцу церемониальных арок римских завоевателей Триумфальная Арка прославляет Наполеона как императора «Нового Рима». На массивной левой колонне рельефная композиция изображает Наполеона в тоге и лавровом венке, в то время как благоговейный Париж преклоняет колени у его ног.
Закончить хотелось бы на торжественной ноте. Военный гений и проницательный стратег, Наполеон Бонапарт оставил неизгладимый след во французской истории. Его великие достижения сформировали архитектуру столицы и её окрестностей, где многие памятники до сих пор являются свидетельствами его славных дел.
Теги:
Самостоятельные путешествия