Турист Марна Мах (Marna)
Марна Мах — была сегодня 8:08
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Зарайск — Россия Сентябрь 2024

Подмосковные города Зарайск и Коломну предстояло посмотреть за один день, галопом, конечно, но потом можно будет вернуться и досмотреть то, что не посмотрели.

Экскурсовод Наталья всю дорогу рассказывала о древнем Зарайске, первое упоминание о котором встречается в летописях 1146 года, то есть Зарайск старше Москвы на год. Показывала много картинок, иллюстрирующих ее рассказ, приведу лишь одну: икону Николы Зарайского.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Никола Зарайский вот уже несколько веков является покровителем города Зарайска. Может быть поэтому крепость и не была ни разу не покорена и выдержала 43 осады. Согласно одной из повестей в 1225 году священнику Евстафию, служившему в городе Корсунь (ныне Херсонес) явилось видение, что икону Николая Чудотворца нужно перенести в Рязанские земли (в то время Зарайск входил в Рязанское княжество). Князю Федору Рязанскому тоже было видении о принесении на их землю иконы Николая Чудотворца. Князь пошел в указанное в видении место и увидел свет от чудотворного образа. В момент передачи иконы в его руки из земли забил ключ — ныне Святой источник «Белый колодец». С этого времени Никола Зарайский стал творить чудеса на Рязанской земле.

3,5 часа от Москвы до Зарайска (с остановкой на завтрак) на комфортабельном автобусе пролетели незаметно. Каждый мог выбрать место у окна: нас было всего 22 человека в автобусе на 50 с лишним мест. И, как всегда в таких поездках, самые любознательные -это женщины и среди них — 1 мужчина.

Стены древнего и самого маленького кремля России встретили нас хорошей погодой с ясно синим небом.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Входим через Никольскую башню этой древней крепости, построенной в 1528–1531 годах по указу Василия Третьего на реке Осетр и называлась она в то далекое время Новогородком-на-Осетре. Небольшое поселение в то время, городок и сейчас невелик (всего 20 тыс.человек с небольшим, если с окружающими деревнями в два раза больше).

Всего в кремле 7 башен, которые мы посмотрели с замечательным экскурсоводом Тимуром Олеговичем Галкиным, который уже пять лет участвует в археологических раскопках в этих интересных краях, публикует научные статьи о находках и является кандидатом исторических наук, а также считает, что главные сокровища города находятся под землей. Сейчас к этому городку приковано внимание со всего мира, так как под стенами кремля обнаружены уникальные предметы каменного века. Здесь найдена фигурка бизона, которой 23 тысячи лет. В предоставленное свободное время побежали смотреть это сокровище в музей.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Самому маленькому Кремлю России следует уделить особое внимание, что я и сделаю позднее, а пока покажу два храма: Иоанно-Предтеченский и Никольский.

Собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи сейчас выглядит так. Проект архитектора Константина Быковского в стиле классицизма. История у него длинная и начинается с 13 века, очень интересная история, но об этих храмах нужно написать поподробней.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Никольский храм Зарайского кремля считается главным и ведет свою историю с 1225 года и чудотворная икона называлась иконой Николая Заразского, да и град в то время назывался совсем не Зарайским.

Так они выглядят со стен кремля, по которым мы с интересом походили. Виды открываются чудные, но…иногда их портят строительные материалы и бытовки (в кремле идет реконструкция, которую планируют закончить через два года). Так что себе задумала приехать после реставрации и посмотреть Дом-музей скульптора Анны Голубкиной, которая родилась и умерла в этом городе, и доехать до Музея-усадьбы Федора Михайловича Достоевского, что в 12 км от города.

О названии города хочется написать. Больше всего нравится версия город «за раем» — Зарайск, но это имя появилась не так давно. Сохранился длинный перечень названий этого города: Осетр, Красный, Святого Николая Корсуньского, Заразск, Новорогородок-на-Осетре, Заразеск, НиколаЗаразский-на Осетре, Никола -на-Осетре, Николы Заразского Посад, Зорайск, Зараск, Заразский. И это еще не все: в исторических документах сохранилось свыше 30 названий этого города. И только с 18 века появилось современное название Зарайск, когда ученые объяснили топоним этого слова как город за оврагами. Хотя по тем местам, где мы ходили, оврагов не видели. Версий названия опять же тоже огромное количество: от слова «заразить» (в древнерусском значении «разить насмерть»), от слова «зараза» (непроходимый лес) и так далее.

Походив по крепости с экскурсоводом, который увлеченно рассказывал о своем городе, об археологических раскопках (о них у Тимура Олеговича даже есть научные статьи), нам дали немного свободного времени походить по этому музею-заповеднику.

Некоторые (самые любознательные, в числе которых была и я) побежали смотреть фигурку уникального бизона, который стал главным экспонатом в Британском музее на выставке и даже попал на первую обложку каталога этой выставки. Выставка состоялась в Лондоне в 2013 году и называлась «Искусство ледникового периода — зарождение современного разума».

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Вот так он выглядит, как будто его ваял не скульптор ледникового периода, а ваятель эпохи Возрождения.

Музей «Зарайский Кремль» находится в бывших Присутственных местах, построенных в конце 19 века: в двухэтажном здании. Первый этаж посвящен археологии, на втором — декоративно-прикладное искусство (экспонаты из богатых зарайских семейств).В Зарайске в 19 веке жили очень богатые купцы, которые любили красоту и эта красота сохранилась в виде мебели, посуды, живописи. В их числе были Бахрушины, которые создали интересный Театральный музей в Москве (сейчас на реставрации, бывала в нем много раз и когда бываю в этом районе станции метро Павелецкая — любуюсь красивым зданием музея).

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

На второй этаж ведет чугунная лестница (не могла ее не сфотографировать).

На площадке французский телескоп второй половины 19 века. Очевидно кто-то из жителей города был увлеченным человеком.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Граф Д. А. Толстой — министр народного просвещения (1866–1880) владел имениями в Зарайском и МИхайловском уезде Рязанской губернии.

Его портрет, написанный неизвестным художником во второй половине 19 века, можно увидеть на втором этаже музея.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Экспозиция в одном из залов знакомит с произведениями западноевропейских художников различных школ и направлений, пользовавшихся успехов у представителей российской знати и украшавшими интерьеры усадеб. Экспонируются предметы старинной мебели, керамика, бронза.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Над красивыми часами и канбелябрами картина неизвестного художника «Бегство Марии с Иосифом и младенцем Иисусом». Первая четверть 19 века. Практически все картины музея реставрированы в центре И. Э. Грабаря уже в 21 веке.

Такая красота была в зарайских усадьбах.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Большой бюст на верхней полке Антонио Кановы — известного итальянского скульптора, слева небольшой — композитора Генделя Г. Ф. Образованные, однако, были жители провинциального Зарайска.

Письменное бюро с многочисленными ящичками изготовлено было в Росии в первой четверти 19 века, на нем письменный прибор, подсвечники и бювар (настольная папка для бумаг).

Красивые резные панели.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Музей в Зарайском кремле был образован в 1918 году: с того времени собрано много экспонатов.

Есть картины и известных художников.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Этюд И. Е. Репина к картине «Прием волостных старших» (конец 19 века).

Над красивым резным столом картина С. В. Иванова «Переселенцы». Сергей Васильевич Иванов (1864–1910) — один из художников-передвижником много работал над «переселенческой темой» — о переселении крестьян на сибирские и дальневосточные земли. Одна из его знаменитых картин «Смерть переселенца» находится в Третьяковской галерее.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

С. А. Виноградов. Деревенский мальчик на скамейке.

Вспомнилась его замечательная выставка в Музее русского импрессионизма «Нарисованная жизнь». Заслуги Сергея Арсеньевича Виноградова велики: его картины не только украшают сейчас стены главных музеев страны, он еще преподавал, был участником творческих объединений, помогал Михаилу и Ивану Морозовым в формировании их живописных коллекций.

Художник любил русскую усадьбу и она часто появлялась на его холстах. Он дружил с младшим сыном Саввы Мамонтова — Всеволодом и часто гостил в его усадьбе Головинка, которая и была живописно изображена на его картинах, а также члены семьи Всеволода — жена Елена Мамонтова, дочери Екатерина и Софья (заглянула в свой фотоархив и посмотрела эти картины).

Картин на втором этаже много, но кроме кремля нам предстоит еще прогулка по посаду этого древнего города, подъем на водонапорную башню высотой 29 метров и другие интересности этого небольшого городка.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Остановилась перед этим портретом, на котором Л. С. Бакст изобразил Марию Александровну Келлер.

Мария Александровна — урожденная княжна Шаховская, последняя владелица усадьбы Сенницы, которая включена в список памятников архитектуры и садово-паркового искусства федерального значения.

На выставке Л. С. Бакста была в Музее русского зарубежья (Москва) и даже отправила домой почтовую открытку с его работой. До сих пор помню витиеватый столик, на котором лежали открытки, которые можно было отправить, опустив в почтовый ящик, находящийся рядом.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Гостиный мебельный гарнитур. Западная Европа (? под вопросом). В каждом уголке музея стоит такая роскошная мебель из зарайских усадеб.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Все эти уголки красивы и изящны.

Решила запечатлеть себя в зеркале конца 19 века. Музейных фотографий сделала много (может быть сделаю фотоальбом с этой красотой и роскошью).

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Вышли из крепости через Никольскую башню и пошли гулять с гидом по посаду.

Небольшая ярмарочная аллея с сувенирами. Скромно, очень скромно несмотря на выходной день.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

На площади напоминание о том, что в 12 км от Зарайска усадьба Федора Михайловича Достоевского «Даровое», где писатель проводил летние месяцы в детстве (1832–1836 годы). Музей-усадьба открылась недавно в 2021 году к 200-летию Федора Михайловича. Но у нас ее посещение не предусмотрено.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Театральный музей в Зарайске, где проходит выставка " Алексей Бахрушин. Наследие». Забежала бы, но увы, тоже не в планах. Такова политика турагентства — завлечь, чтобы еще приехали.

Купеческая семья старообрядцев Бахрушиных родом из Касимова, но обосновались в Зарайске и только потом переехали в Москву. Занимались выделкой кож и многое сделали для города (что ни постройка, то Бахрушины поучаствовали).

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Алексей Александрович Бахрушин (1865–1929) — основатель Государственного центрального театрального музея, коллекция которого начиналась с пуговицы от театрального костюма, а потом пошло-поехало. Сейчас музей носит имя своего основателя и находится в Москве (недалеко от станции метро Павелецкая, временно не работает).

Посмотрев фотографию одного из Бахрушиных на фасаде музея, идем знакомиться с этим маленьким городком, до которого не ходит железная дорога. Если ехать, то только на авто. Или на электричке, а потом на автобусе (что не очень удобно).

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Улочки Зарайска малоэтажны, фонари скромны и туристов на улицах не очень много.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Есть в городе и памятник Ленину В.И. на Советской площади.

Здесь же здание администрации города — архитектурно невыразительное.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Здесь фонари уже поприглядней. Ко всему прочему небо голубое и аллея из фонарей выглядит неплохо.

Пообедав в кафе «Мix точка», договорились встретиться около Водонапорной башни (не все решили идти по лестнице на высоту 9-и этажного дома).

Времени было дано немного, а нужно было еще познакомиться с гастрономическим брендом Зарайска — зарайской коврижкой (жаль, что ее не дали в обед).

Коврижечную увидели по пути только одну — на ул. Советская, где можно поучаствовать в мастер-классах по приготовлению или просто купить коврижки. А какие названия у них: купеческая «Честное слово» (с изюмом и грецким орехом), ученическая «Кнут и пряник» (с перцем и изюмом) , классическая «Тришкин кафтан» (без изысков) и так далее, но….

Чтобы купить эту вкусноту, надо было отстоять огромную очередь, на которую у нас не было времени. Так что зарайскую коврижку мы не попробовали.

Далее путь держим на Водонапорную башню.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

На пути храм Илии Пророка, ныне существующий на Красноармейской улице, построен в 1835 году в классическом стиле и завершается красивой ротондой. Все просто и красиво.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Встречаются такие яркие домики, их немало.

Впереди у нас подъем на смотровую площадку башни, построенной в 1914 году, для обозрения города с высоты птичьего полета (банально, но именно так).

На входе дали каски, дабы не травмировать наши любопытные головы, и вперед. Гид (она не пошла с нами) сказала, что высота башни как 9-и этажный дом и на смотровую площадку надо подняться по винтовой лестнице (сначала с нормальными ступенями, потом с высокими и низким потолком).

Между первыми ярусами вот такие симпатичные оконца.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Башня состоит из шести ярусов (именно столько и насчитала), площадь каждого 20 кв.метров. На втором и третьем ярусах фотовыставка «Наличники — золото Зарайска» (очень интересная).

Подъем (как и спуск) прошел нормально.

Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск

Вот такой получился Зарайск со смотровой площадки Водонапорной башни. Маленький провинциальный городок с длинной историей.

Мне он приглянулся.

Впереди у нас Коломна с его живым кремлем (так говорят) и вот почему: внутри крепостных стен много жилых домов и там живут люди.

1. Свободное «плавание» по уездному городу С. во все времена года. Часть 1
  2. Серпухов - город ключ Московской Руси
  3. Летний вернисаж самодеятельных художников
  4. Свободное «плавание» в уездном городе С. Часть 2
  5. Встреча с осенью в Подмосковье
  6. Прошу познакомиться, подмосковный Серпухов или Зима в маленьком городе
  7. В Переделкино в гости к Борису Шалвовичу Окуджаве
  8. Новое выставочное пространство «Каретный сарай усадьбы Мараевых» в подмосковном Серпухове
  9. Небольшой маршрут по историческому центру подмосковного Серпухова
  10. В так называемую «Ночь в музее» наш день в Серпуховском историко-художественном музее.
  11. По писательской тропе вверх по течению Москвы-реки до часовни Иоанна Предтечи
  12. Немного Звенигорода и окрестностей
  13. Музей дуба и желудевый кофе
  14. Принарский парк - это на юге Подмосковья в Серпухове
  15. Встреча с Татьяной Толстой в рамках Биеннале "Искусство видеть. Авангард"
  16. Два подмосковных города за один день: город первый — Зарайск
  17. Два подмосковных города за один день: город второй - Коломна

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.