Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Ольга Канунникова — была сегодня 13:53
....

Прчань — Черногория Август 2024
Прчань. Храм Богородицы. Вид на Бока-Которскую бухту

«В момент рождения нашей планеты самая прекрасная из встреч земли и моря произошла в Черногории. Когда сеялись жемчужины природы, на эту землю пришлась целая пригоршня.»

Байрон

Имеено в Прчане мне пришел в голову знакомый слоган, который захотелось перефразировать. Оказывается Байрон тоже высказывал свое восхищение, но более изысканно, он был намного раньше меня в Черногории, в том числе и в Прчане. Где ему даже приписывают роман.

Почему-то я оставила поездку в Прчань напоследок, если бы поехала туда вначале путешествия, непременно бы еще вернулась. Есть что-то необыкновенное в этом маленьком красивом городке.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

Цвета Бока-Которского залива близ Прчаня невероятны, морская бирюза, яркая, меняющая оттенки, переходящая в горы выглядит просто фантастически.

Первые упоминания о поселение Прчань относятся к XIII веку. Изначально селение располагалось на горном хребте Врмац, на высоте 400 метров над уровнем моря. Смекалистые жители построили свои дома так высоко, чтобы избежать нападения пиратов, и это у них получилось. Горное селение представляло меньший интерес, чем городки и поселки на побережье. На горе до сих пор можно встретить развалины старинных зданий и Старую Жупную церковь , которая принимала прихожан, пока не открыли новый храм Богородицы внизу, на побережье.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

C XVII по XIX века происходит экономический расцвет. Времена становились спокойнее, население богаче, началось строительство в более комфортном месте.

Пока по Адриатике разбойничали пираты, храбрые моряки из Прчаня в 17 веке создали почтовую службу между Стамбулом и Венецией. Указ от 1625 года освободил жителей от любых других повинностей, за исключением почтовых. В местном порту почта, прибывшая по суше из Стамбула, перекладывалась на специальные корабли и отправлялась в Венецию. Конечно, моряки ходили и в торговые плавания. Отмена торговых пошлин способствовала экономическому росту и увеличению размеров местного флота.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

Жители Боки-храбрые и умелые моряки, но больше всех известен капитан Иво Визин, который прославил свой родной город. Он был шестым по счету в мире совершившим кругосветное путешествие. В те времена государство Черногория не существовало, по рождению Визин был бокель (житель Бока-Которского залива), а по гражданству — подданный Австро-Венгерской империи.

После окончания морской школы при монастыре Св. Николая, в родной Прчани, он начал флотскую карьеру на военных кораблях с самых низших чинов, затем закончил военно-морское училище. После сдачи экзамена и получения капитанского патента Визин решил, во что бы то ни стало стать владельцем собственного судна, чтобы продолжить морские традиции своих предков.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

Через несколько лет напряженной работы ему удалось накопить достаточно денег, и он заказал корабль известному судостроителю из Риеки Андрие Занону.

Это был 30-метровый парусник «Сплендидо», на нем он прошел по разным морям и океанам через весь мир в течение 7 лет. Все моряки в команде Визина, как и он сам, были жителями Боки. Cлавное кругосветное путешествие, которое длилось больше семи с половиной лет, закончилось в Австрийском Триесте. Капитан Иво Визин умер в 1868 году в своем родном городке Прчань, где и был похоронен.

В ппамять об этом бесстрашном моряке перед церковью Пресвятой Богородицы установлен бронзовый бюст, работы известного скульптора Луки Станковича, и на доме капитана закреплена мемориальная памятная табличка.

Начальная школа города носит имя прославленного мореплавателя.

С этими годами связан экономический рост города. Моряки проявившие себя зарабатывают хорошие деньги, побережье начинает застраиваться богатыми домами успешных капитанов.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

Дворец Джуровичей построен в XVIII веке, дверь приоткрыта, дом жилой.

Можно не только любоваться стариными постройками, но и пожить в них, некоторые с удовольствием принимают отдыхающих. Много было домов и у семьи Верона, но наиболее впечатляющим считается этот.

Сегодня этот классический образец приморской архитектуры XVIII века превращен в туристические аппартаменты. Фигура девушки, смотрящей в море, возможно олицетворяет образ морячки, которая ждет любимого.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

Семьия Луковичей также оставила след в архитектуре Прчаня. Во двор этого «дома с башенками» я рискнула зайти, он тоже походит на миниотель.

Практически целый жилой комплекс принадлежал этому знатному роду.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

В собственности семьи Луковичей были не только дома, но и церковь Святой Богоматери Кармельской. Фамильный герб до сих пор красуется над входом.

В другой чати города я обратила внимание на похожую маленькую церковь Святого Иоанна Крестителя ,которая также находится в частной собственности. В период экономического роста их строили как семейные капеллы.

Церковь Сятого Иоанна Крестителя

Я поднялась выше, и там уже увидела надпись о приватности территории дома и прилегающей церкви.

Есть дома брошенные, выставленные на продажу уже со скидками, что там внутри, остается только догадываться. Читала, что после землятрясения 1979 года многие люди, оставшиеся без жилья, заселились в старые особняки, а действующие законы не могут выселить незаконных жильцов.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

Хорошо сохранившиеся старинные двери, как я люблю такие детали.

Ну куда же в средневековом городе без легенд. В звключении архитектурной прогулки расскажу сказку.

Дом «Три сестры»— так называется особняк XV–XVI веков на фото ниже.

Дворец Три сестрыи три автомобиля
Дворец "Три сестры"и три автомобиля

Была ли эта история на самом деле или нет, неизвестно. Хорошо видно, что дом состоит из трех частей, жили-были в нем три сестры, влюбленные в одного красавца морячка. Дальше есть две версии. Первая- моряк на одной женился, а две остальные просто безутешно его любили, и вторая- что все три безнадежно были влюблены в него. И смотрели они каждая из своего окна в надежде увидеть любимого подплывающего на корабле к дому. И решили сестры, что как только одна из них умрет, ее окно будет замуровано, так и сделали.

И осталось только одно окно, последней сестры покинувшей этот мир. Но видно, что замуровано то всего одно окно. Оказывается, много лет назад особняк в очередной раз перешел новому владельцу, который решил его облагородить и размуровал окно. Но тут вмешались органы по охране исторических и архитектурных ценностей, и запретили менять облик здания.

Я уже упоминала церковь Святого Николая с францисканским монастырем XVIII века, при котором в мореходной школе учился Иво Визин, давайте заглянем туда.

Этот монастырский комплекс обладает особой культурной, исторической и художественной ценностью для всего региона, является одним из наиболее ярких памятников архитектуры барокко в Которском заливе.

Примерно с XIV века, на этом месте у подножия горы Врмац стояла старая приходская церковь. В 1735 году местные жители возвели взамен прежнего храма новую красивую барочную Свято-Никольскую церковь, а вскоре при храме был построен монастырь, который заняли францисканские монахи. Они оставались в нем до 1908 года, и все это время монашеская обитель играла центральную роль в культурной жизни Прчани — монахи построили начальную школу, организовали мореходную школу, открыли аптеку, собрали богатейшую библиотеку из 4000 томов книг, ценную коллекцию из картин и текстиля. Но самые главные сокровища церкви — деревянные алтари.

Они были сделаны в Венеции в 1766 году и до сих пор сохранились в своем первоначальном состоянии, что является большой редкостью в этом регионе. Церковь, как и многое другое, была повреждена во время землетрясения 1979 года.

Внутренний дворик церкви Святого Николая

На территории монастыря можно отдохнуть, выпить кофе, есть небольшое кафе, магазин сувениров, а за 5 евро покажут церковный музей и библиотеку. Удачно я зашла в храм, пока пила кофе, пару раз принимался дождь, при ясном то небе. Какой храм может похвастаться таким прекрасным видом на море.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

Так плавно подошли к храму Богородицы, главной достопримечательности Прчаня, который находится по соседству с монастырем.

Храм Богородицы, множество указателей в разных частях города не дадут пройти мимо.

Глядя на церковь, cразу чувствуется, что это творение итальянских зодчих. Архитектором проекта был венецианский мастер Бернардино Маккаруцци. В работе над отделкой принимали участие такие известные художники и скульпторы, как Джованни Пьяцетта, Джованни Тьеполо, Антонио Балестра, Иван Мештрович и другие. Центральное место занимают скульптура Христа и Святых апостолов, Петра и Павла.

Строительство храма началось еще в XVIII веке, длилось более 120 лет и закончилось в 1909 году, хотя планировалось возвести за 13 лет. Экономические и политические проблемы не давали вовремя закончить проект. Заложен был храм при Венецианцах, а достроен когда в бухте правила Австро-Венгрия. На пожертвования австро — венгров строительство и было завершено.

Храм  Богородицы .
Храм Богородицы .

В таком маленьком городке самый большой и красивый храм Адриатики, удивляет, к тому же на противоположной стороне бухты более крупный город — Котор. Считается, что без Мальтийского рыцарского ордена здесь не обошлось, и храм полон сокровищ.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

Судовладельцы из Прчаня обязаны были половину своих доходов отдавать на строительство храма, известный капитан Иво Визин также был спонсором строительства. Также мореплаватели должны были бесплатно привозить ценный белый камень из хорватского острова Корчула.

Лестницу возвели лишь к 1913 году, вдоль которой и на террасе храма бюсты известных деятелей политики и культуры Черногории, в том числе Петра Негоша.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

Таинственные старинные рисунки на стенах церкви, предполагают, что это чертежи самого храма.

Церковная звонница, весьма скромная для такого собора, установлена в стороне, традиционного для Черногории вида.

Храм закрыт всегда, службы там не проходят, открывают его крайне редко. Читала, что состоятельные люди могут здесь заказать венчание, фотосессии. Хотя, если бы открыли храм, туристы по копеечке принесли бы немалый доход в казну города. В интернете есть информация о внутреннем богатстве храма, опровергнуть или подтвердить не могу.

Я обошла храм, поднялась на «второй этаж города» , лабиринты вели в частные апартаменты, а дальше дорога в горы. В одном из дворов паслись козочки, из другого меня приветствовала маленькая собачонка. Одна я не рискнула уходить далеко в гору, к тому же очень жарко, надо было не жадничать и приехать в сентябре, когда более комфортно для бродилок по местности.

По тропинке я вышла к кладбищу, которое находится как раз над храмом Святого Николая, там же и храм Святого Петра Цетинского с колокольней. Такие фото я делать не люблю, да и нарушать покой этого места щелчками фотоаппарата мне не хотелось.

Поднимаясь вверх, я снова спускалась к набережной, как же отличается Прчань от других городков Черногории. Практически бирюзовое море, виды на горы просто умопомрачительной красоты, нет строя лежаков. Спуск в море как в бассейне, придерживайтесь пожалуйста, такого я еще не видела.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

Все такое уютное, камерное, что мне захотелось тоже куда-нибудь прилечь или нырнуть в море. Присев в милые плетеные кресла, около бывшего причала, я поняла, что не хочу отсюда уходить.

Неужели бывает так красиво. Эх, зря Наташа не поехала со мной, нашлась бы уютная бухточка и для нее.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

А еще Прчань знаменит своим уникальным воздухом, обладающим целебным эффектом, во времена Югославии здесь был медицинский центр «Врмац». Понятно, что поселок живет активной жизнью лишь летом.

Обойдя Прчань, я направилась в сторону Котора пешком, вдоль единственной дороги на побережье.

Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край

До свидания Прчань или прощай, не знаю.

Прчань позади, где-то в районе городка Муо меня подобрал местный автобус «Голубая линия» и благополучно доставил в Котор.

1. В Черногорию через Ближний Восток
  2. Прчань. Если есть на свете рай — это Черногорский край
  3. Как самостоятельно доехать до городка Прчань.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.