Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
была сегодня 13:55

Устье — Россия Июль 2024

Устье, Спас-Каменный… Уверена, что не многие туристы слышали об этих местах Вологодчины, и даже те, кто уже посетил этот северный край. О таких местах, которые находятся в тени славы и величия других, узнают порой совершенно случайно, в разговоре с местными, например, или прочитав о них на туристических сайтах.

Те туристеровцы, кто заходят на сайт не только для того, чтобы разместить свой рассказ, но и интересуются путешествиями других и читают о них, наверняка помнят рассказ Ольги Варежкиной Manola «Ковчег спасения — остров Спас-Каменный» с её впечатлениями от посещения этого чудного острова. К тому моменту, когда рассказ Ольги появился на сайте, я уже побывала на острове, поэтому с интересом и пониманием читала его, сравнивала наши ощущения.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Прошлым летом я впервые путешествовала по Вологодчине. Как-то ехала на автобусе в Кириллов, в знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, разговорились с соседкой, местной жительницей. В дороге она обратила моё внимание на озеро Кубенское (мы как раз его проезжали) и чуть мелькнувшую вдалеке маковку колокольни.
«Это монастырь Спас-Каменный на острове в Кубенском озере, — пояснила она, — Вам надо непременно его посетить».
Интерес у меня появился, а вот с посещением этого места не всё так просто оказалось. Вот так вдруг, спонтанно, не остров не попадёшь.

Остров Спас-Каменный

Уже вернувшись из отпуска, стала искать возможные варианты поездки на этот остров с загадочным монастырём. Можно, конечно и самостоятельно: из Вологды на автобусе в Устье (в этом проблем нет), а вот как дальше, как добраться до острова? Возможно ли арендовать лодку, и сколько это всё будет стоить?

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Обдумав все варианты, остановилась на групповой экскурсии в Спас-Каменный и Устье из Вологды.
Нашла турфирму, которая возит туристов в эти места. Стоимость — 3700. Сюда входит полноценная организованная поездка с обедом, катер на остров, посещение краеведческого музея в Устье и пешеходная экскурсия по селу с местным гидом.
Надо учесть, что эти поездки организуются только с конца мая по конец августа, по воскресеньям, с периодичностью раз в 2 недели. Как только расписание экскурсий разместили (где-то в конце февраля) на сайте этой турфирмы, я связалась по телефону с менеджером и забронировала место на нужную мне дату.

Итак, этим летом я вернулась на Вологодчину, чтобы закрыть некоторый гештальт. В Вологду приехала в субботу утром и в этот же день отправилась на экскурсию в усадьбу Бренчаниновых в селе Покровское. Об этом можно почитать здесь.
На следующий день, в воскресенье, с этой же турфирмой поехала в Устье и Спасо-Каменный монастырь.

Утром, на комфортабельном автобусе выехали из Вологды в село Устье. Расстояние 75 километров преодолели примерно за 2 часа. Ещё в дороге гид известила нас, что на остров Каменный туристам принято приезжать с гостинцами для живущих там монахов и камешком, который надо оставить не острове. Каждый привезёт по камешку и это поспособствует укреплению острова.
Приехали в Устье. Первая остановка — супермаркет Магнит. Вышли, закупились продуктами, оставили пакеты в автобусе и пошли на экскурсию в Краеведческий музей Устья.

Музей располагается в здании бывшей тёплой церкви Покрова Пресвятой Богородицы 1848 года постройки. Сейчас трудно даже представить, что это задние было когда-то церковью.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Основная экспозиция музея посвящена истории края, духовно-культурному наследию, развитию ремёсел, художественным промыслам, истории судостроения, стекольному производству. Интересно и содержательно, хорошие экспонаты.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

В селе Устье ежегодно в начале июля проходит традиционный праздник лодки. Сюда приезжают мастера-лодочники со всей страны, чтобы показать свои умения. Некоторые лодки были оставлены в дар музею.

Экскурсовод (из бывших учительниц) очень интересно и вдохновлённо рассказывала об истории Устья. Посещение этого музея в сопровождении экскурсовода рекомендую.

После теоретического погружения в историю Устья, с этим же экскурсоводом отправились на его осмотр.

Прогулка началась с парка им. Смелова.

Очень приятное место, где растут великолепные шарообразные ивы.

Далее выходим на центральную площадь, бывшую Торговую, окружённую купеческими особняками. Место красивое и ухоженное, украшает его клумба с яркими цветами.

На площади расположена небольшая часовня во имя Николая Чудотворца, старинная и хорошо отреставрированная.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

В начале XX века Устье было довольно-таки известным и богатым селом. В 1915 году в нём насчитывалось 86 промышленных и торговых заведений — заводы (среди них лесопильные и стекольный), пароходные пристани, лавки, харчевни, пивные, пряничные, мастерские. На причалах стояли 15 колесных и винтовых пароходов, принадлежащих разным частным лицам. 260 судов проходило через Устье за лето, перевозя товары и пассажиров.

Такому благосостоянию способствовало, прежде всего, местоположение села в месте впадения реки Кубены в Кубенское озеро.

Устье — одно из древнейших поселений на Вологодчине. Первое письменное упоминание датировано 1486 годом.
Известно, что в 1545 году село Устье посетил царь Иван Васильевич Грозный.

Расцвет уезда связан с постройкой Мариинской водной системы, соединявшей Кубенское озеро и Петербург. Село пользовалось большим спросом у торговцев: в Устье со второй половины XVIII века проводились Устьянские ярмарки. Наряду с вологодскими, устюгскими, тотемскими купцами сюда приезжали московские и петербургские, привозили промышленные товары. Крестьяне со всего Заозерского края торговали кожей, салом, мясом, льном, семенами, холстами. Ремесленники предлагали глиняную посуду, роговые изделия, кружево, сапоги, кадки.

Именно в это время в селе строились каменные храмы, торговые ряды и купеческие особняки, многие из которых сохранились до нашего времени. В те далёкие времена Устье выделялось среди других сёл своими благолепными пятиглавыми храмами.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Всем своим видом богатое Устье больше походило на небольшой уездный город, чем на село.

Любопытный факт, почему же Устье не обрело статус города. В 1780 году выходит указ Екатерины II о новом административном делении государства. Нужно было найти места, подходящие для уездных управлений. Государевым людям приглянулось Устье. Ещё бы! Такое богатство и красота! Но местные чиновники испугались нашествия начальствующих, дополнительных затрат и решили дать взятку (как это знакомо). Для комиссии устроили обед на Лебяжьем острове, преподнесли 7 пудов сигов и 36 золотых. В результате, проверяющие вынесли решение, что Устье не пригодно для уездного центра. На обратном пути, на Московском тракте, им встретилось село Кадниково, которое и стало административным центром.

Селом, с населением около 4 тысяч человек, Устье остаётся и сейчас, жители не стремятся изменить его статус на более высокий.

Неоценимую роль в экономическом и культурном развитии села в те далёкие времена играло местное купечество.

Памятник устьянским купцам в Купеческом квартале.

Наживая состояния за счёт открытия фабрик и заводов, купцы заботилось и о появлении в селе новых учебных заведений, развитии культуры и медицины, вкладывали свои средства в возведение и благоустройство храмов.

Дом купца Никуличева

К тому же, Устье было большим паломническим центром. Отсюда православные богомольцы отправлялись пароходами на Каменный остров — в Спасо-Каменный монастырь.

А в самом селе в те времена было пять церквей. Расположенные в разных сторонах села, они придавали ему красивый и привлекательный вид.

До наших времён дожил в целостном состоянии только один храм Николая Чудотворца Мирликийского, построенный в 1820–1836 годах. Внешне он грандиозен и красив, неожиданно видеть в небольшом селе такую красоту.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Реставрация храма началась с начала 2000-х годов. Сейчас он действующий, богослужения проходят на втором этаже, где кое-что осталось от былого убранства. Но, как видно, дел по его восстановлению ещё очень и очень много.

Рядом, ближе к реке стоит скромное, я бы даже сказала полуразрушенное здание. Это то, что осталось от Воскресенского храма. Когда-то он был главным в Устье и всей волости, самым величественными красивым с очень богатым внутренним убранством. Его строительство велось 10 лет, с 1763 по 1773 годы.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Вот так и стоят друг против друга две церкви, входившие некогда в состав Воскресенского погоста «на Кубени»: одной вернули её прежнее величие и красоту, а вторая — в разорённом состоянии и по всей видимости, не дождётся восстановления в ближайшем будущем.

Городок (как-то язык не поворачивается называть его селом) мне понравился. Сохранившиеся каменные и деревянные дома местного купечества XIX — XX веков, придают ему атмосферу старинного купеческого города.

Наш экскурсионный автобус. За ним - дом Цукермана.
 Купеческий квартал

Местная архитектура интересна и разнообразна. Одни только купеческие особняки чего стоят. Дом купца Цукермана, например, даже с секретом: есть в нём тайный лаз, который соединял подвал дома с рекой Кубеной. В подвале купец Цукерман хранил весь свой товар. После революции, когда национализировали имущество богатых людей, торговец затопил подвал со всем добром.

Дом купца Цукермана

Устье также занесено в список Самых красивых городков и деревнь России, свидетельство этому установлено на берегу реки, недалеко от церкви.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Вот такое оно, Устье, бывшее когда-то крупным торговым и промышленным центром Вологодчины.

Давно утратило село своё былое промышленное значение, но всё больше приобретает сейчас значение туристическое. Прежде всего, как отправная точка на остров Каменный, а также своей необычной архитектурой и самобытностью. Летом, особенно в выходные дни, сюда устремляются жители Вологды. Устье, с его пляжами и чистыми водами Кубены стало одним из любимых мест отдыха вологжан. Несмотря на всю привлекательность Устья, туристическая инфраструктура практически отсутствует — в селе нет ни одной гостиницы, в центре было замечено только одно кафе.

Наша экскурсия по исторической части Устья завершилась на набережной реки Кубена.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Мы с благодарностью распрощались с экскурсоводом и до времени обеда нам дали буквально полчаса на самостоятельную прогулку. Но что за эти полчаса посмотришь?

Набережная реки Кубена

После стандартного обеда в местом кафе, мы погрузились в автобус и отправились к пристани (которая, оказывается, находится не в самом Устье, а в пос. Лесозавод), где нашу группу уже поджидал катер.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

По реке Кубена вышли в открытое озеро.

Катер небыстроходный (время в пути — 1 час), плыли не спеша, наслаждаясь видами. И вот, вдалеке-вдалеке уже замаячила колокольня Спасо-Каменного монастыря.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Она всё ближе и ближе. Боже! Как красиво и таинственно!

Вид острова с возвышающейся на нём колокольней завораживает.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Подплываем, высаживаемся на остров, побросали на берег привезённые с собой камешки.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Остров крошечный, его размеры в основном 120 на 70 метров, в зависимости от уровня воды могут колебаться, вокруг его можно обойти минут за 15.

Остров и монастырь находятся сейчас в состоянии восстановления, которое началось ещё в 90-е. Тогда, в трудные, лихие годы, двое друзей — архитектор Александр Асафов и инженер Александр Плигин, открыв для себя разрушенную обитель, решили возродить её. Было выделено финансирование, начались работы.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

В 1993 году умер Асафов, кончилось государственное финансирование, ушли рабочие. Но Александр Плигин неожиданно для всех остался на острове — поставил перед разрушенным алтарём обетный крест и продолжил реставрационные работы один, на свои средства, опираясь на семью и друзей. Все доходы от небольшой собственной фирмы теперь шли на Спас. На острове трудилась вся семья Плигиных — жена, их дети, друзья, помогали жители Устья.

Когда в 2004 году умер Александр Плигин, его дело продолжила вдова Надежда Плигина с сыновьями. Сейчас в восстановлении участвуют профессиональные реставраторы и добровольцы.

На берегу, у самого озера стоит небольшое деревянное здание маяка, в котором летом живет Надежда Плигина.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

По счастливой случайности, а скорей всего, по договорённости с турфирмой, Надежда в наше посещение была на острове, радушно встретила нашу группу, пригласила в летнюю столовую и рассказала историю появления на острове монастыря, о его поругании и восстановлении.

Очень трогательным и эмоциональным был её рассказ о личной жизни: знакомстве с Александром Плигиным, о том, как сделал ей предложение, и последовавшей за этим женитьбой, о том, с каким энтузиазмом два Александра взялись за восстановление монастыря. Свой рассказ она сопровождала редкими иллюстрациями и фотографиями.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Интересна легенда появления монастыря на этом островке в Кубенском озере.

Озеро Кубенское небольшой глубины, но очень коварное. Волны там опасные, при сильном ветре опытные моряки не рискуют выходить в озеро, которое погубило не одну жизнь. К слову сказать, в 1692 году Петр I был на Кубенском озере и оно ему «ради мелкости не показалось».

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

В 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, плывя из Белоозера в Великий Устюг, в пути на Кубенском озере был застигнут сильной бурей. В минуту опасности князь дал обет Богу построить храм на том месте, где спасётся. И вдруг его судно прибило к маленькому островку с названием Каменный.

По обету, данному Богу, князь повелел воздвигнуть деревянную церковь в честь Преображения Господня и вокруг неё срубить кельи. Так возник Спасо-Каменный монастырь, первый из северных Вологодских монастырей среди лесов, населённых дикими народами. В 1481 году был построен Спасо-Преображенский собор, ставший первым каменным храмом на земле Вологодской.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Монастырь был известен и за пределами Вологодчины, посещали его знатные люди.
Василий III с женой княгиней Еленой Глинской в 1528 году посетил несколько северных монастырей, в том числе и Спас-Каменный, прося Господа даровать ему наследника. И наследник родился — Иоанн Васильевич Грозный.
В 1812 году на острове спасались от наполеоновского нашествия монахи московских монастырей. Для комфортного проживания они построили каменные здания, а когда покинули остров, местные монахи воспользовались улучшением своих жилищных условий.

600 лет просуществовал монастырь. И вот случилась революция и началась эпоха воинствующего и беспощадного атеизма. В 1925 году монастырь закрыли и разместили здесь колонию для несовершеннолетних.

В 1935 году Преображенский собор взорвали ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры. Но вывезти кирпич с острова не удалось — хлопотное это дело, так и остался он на острове.

Успенскую колокольню оставили в качестве маяка.

Во время Великой Отечественной войны на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

Начатое в 1991 году, восстановление обители продолжается. Сохранившуюся колокольню отреставрировали, развалины бывшего собора не убраны, но реставрировать собор не собираются.

Недавно к самой колокольне начали пристраивать новый собор. Возведены пока только стены, куполов с крестами нет.

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Восстановлен братский корпус, в котором находится музей.

С 6 октября 2017 года, когда Священный синод Русской православной церкви постановил открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь, монашеская жизнь в нём стала возрождаться. Сейчас на острове проживают 4 монаха, приезжают трудники.

На острове мы пробыли до 5 вечера. Времени на его осмотр было достаточно. Я зашла в храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, устроенный во втором ярусе колокольни,

поднялась на колокольню,

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

погуляла вдоль берега. Живописные места!

Вологодские россыпи: Устье и Спас-Каменный

Вместе с восхищением не покидало чувство грусти, сожаления и досады. Вот так запросто, по одному приказу, полностью разрушилась сложившаяся веками размеренная жизнь целого монастыря на крохотном острове в озере.

Благодарю за внимание.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.