Выйдя из Витториано через боковой ход я направился на Капитолийский холм, и первым что предстало моему взору стала Инсула Арачелли.
В Риме сохранилась пятиэтажка, протохрущевка, а точней Инсула Арачелли — развалины многоквартирного многоэтажного жилого дома в Риме. На сегодняшний день она считается самым хорошо сохранившимся жилым зданием в городе (II века н. э.)
Инсулу Арачелли в ходе раскопок обнаружили при строительстве Витториано. Остатки инсулы обнаружились под церковью Санта-Рита (построенной в XI в. и ещё раз в XVII в.), которую с 1928 года стали разбирать и к 1940 году восстановили несколько дальше, на углу виа дель Театро Марчелло и виа Монтанара.
На первом этаже дома располагались лавки и мастерские, соединённые с антресолями между первым и вторым этажами. Над ними были по меньшей мере ещё 3 этажа с квартирами, пятый этаж практически не сохранился.
Здание со времён античности претерпело множество перестроек. Кампанила и остатки апсиды, фрески были частью церкви S. Biagio de Mercatello, которую в XVI веке перестроили и посвятили Святой Рите.
Следом я поднялся по лестнице к церкви Санта Мария ин Арачелли.
Удивительная древняя церковь в которую удалось попасть на закате. Церковь находится на самой вершине Капитолийского холма.
В средневековом путеводителе по Риму приведена история о том, что в I веке до н. э. сенаторы императора Октавиана Августа стали просить у него поклониться ему как Богу. Тогда император призвал Тибуртинскую сивиллу, которая через три дня предсказала ему пришествие во плоти Царя, который будет судить мир. После этого императору было видение Девы Марии с Младенцем, и он услышал голос, говорящий ему, что это алтарь Сына Божия. Это видение произошло в палате императора Августа, где затем была построена церковь Святой Марии Капитолийской. С XIII века этот храм называется храмом Девы Марии «Ара Чели» (лат. Аra Сeli, «Алтарь Небес»)
Фасад церкви выглядит сурово, он не имеет мраморной облицовки, как и многие итальянские церкви того времени. Имеются три беломраморных романо-готических портала и малые ажурные окна-розы.
Храм имеет три нефа, слегка выступающий трансепт. Центральный неф перекрыт кессонированным потолком. Нефы разделяют два ряда из двадцати двух гранитных колонн различных ордеров, заимствованных из разных античных построек. Колонны связаны полуциркульными ренессансными арками. В интрадосах арок и антрвольтах триумфальной арки — ренессансные орнаменты.
Кессонированный деревянный потолок создан по заказу папы Пия V по проекту Фламинио Буланже в 1572–1574 годах по случаю победы папского флота над турками в морской битве при Лепанто 7 октября 1571 года. В центре потолка находится образ Девы Марии с Младенцем, рядом ― герб папы Пия V и военные трофеи. Маркантонио II Колонна, командующий флотом, преподнёс серебряную колонну со статуей Девы Марии.
Мозаичный мраморный пол — работа мастеров Космати XIII века с многочисленными вставками надгробных плит XIII–XVI веков, многие из которых почти стерты ногами прихожан.
В главном алтаре церкви установлена древняя и особо чтимая византийская чудотворная икона Богоматери X века, получившая название Мадонна Арачели. Икона была торжественно коронована Папой Урбаном VIII 29 марта 1636 года.
Слева от главного алтаря церкви установлен монументальный киворий типа ротонды в форме октогона на восьми колоннах с купольным покрытием (XVII век). В нём установлен саркофаг с мощами святой Елены, матери императора Константина Великого. Её мощи были перенесены в базилику в XVI веке. Внутри ротонды находится статуя святой Елены. Рядом на стене капеллы Святой Елены на фреске XII века изображено явление Богородицы императору Августу.
В базилике находятся надгробие папы Гонория IV, усыпальницы различных аристократических семейств Рима с надгробиями работы, в числе прочих, Донателло и Микеланджело.
Капелла Браччи у выхода из правого нефа содержит надгробие Чеккино Браччи, спроектированное Микеланджело.
Отдельную красоту церкви придавали лучи солнца как раз заходившее за Собором Святого Петра.
В средние века на Капитолийском холме было лишь одно монументальное здание — церковь святой Марии в Арачели, на северной вершине. С восстановлением римского сената в 1143 году Капитолийский холм снова получил значение как идеальный и административный центр города. Площадь его до 1477 года служила главным рынком; над развалинами табулария построен был похожий на крепость дворец сенаторов.
В 1536–1538 годах Микеланджело разрабатывал план оформления Капитолийской площади, который с некоторыми отклонениями был приведен в исполнение в следующие 100 лет и придал Капитолийскому холму его нынешний вид. Микеланджело начал работать над переделкой фасада Дворца сенаторов. Подъём на Капитолий начинается против Марсова поля и идёт по широкой террасе (Кордонате), построенной при Пие IV (1559–1565) и украшенной наверху двумя колоссальными мраморными статуями Диоскуров (Кастора и Поллукса). Статуи эти были найдены в XVI веке на развалинах античного Рима.
Площадь, середину которой занимает перенесенная сюда (вопреки первоначальному проекту Микеланджело) конная статуя Марка Аврелия, слева ограничена великолепным капитолийским музеем (построенным в 1644–1655 годах Райнальди); направо находится «палаццо консерваторов», построенное Кавальери (в 1564–1568 годах), с хранилищем редкостей. Против входа возвышается оконченный Райнальди в 1592 году дворец сенаторов, с двойной террасой и высокой башней, построенной Мартино Лонги в 1579 году. Главный зал дворца служит для заседаний римского городского совета, а внизу располагаются залы Капитолийского музея.
У площади есть своя особенность, которую можно заметить только в плане — она имеет не явно выраженную трапециадальную форму. При подъеме по лестнице здания Капитолийского музея не загораживают Дворец сенаторов, как бы расступаясь перед ним. Поражаешься насколько Микеланджело простроил все же идеальную перспективу. Ну, а про сами Капитолийские музеи пойдет отдельный разговор позже.
Гравюры я сфотографировал на выставке Три времени Рима в ГМИИ, которую посетил за неделю до поездки. Как то очень совпало что перед поездкой много что по Риму появилось и выставка, и отличный сериал Обреченные на славу.
Если подумать то не так то и много произошло изменений в Вечном городе за века.
Обойдя дворец Сенаторов слева я вышел к Римскому форуму. Будет отдельный подробный материал про него, но сейчас просто красивые сумеречные кадры Арки Септимия Севера
И храма Веспассиана и Тита
А вот так форум выглядел в 18 веке.
Этаж Табулатория (государственного архива) над которым возведен Дворец Сенаторов.
Церковь святых Луки и Мартины — церковь в Риме, расположенная на окраине Римского форума, у границы с Форумом Цезаря, около арки Септимия Севера.
А это вход в Мамертинскую тюрьму, она же Туллианум, где ожидая суда ждали приговора Святые апостолы Петр и Павел.
Небольшой кусочек древней дороги Clivo Argentario проходящей мимо Форума Цезаря и Храма Венеры Прародительницы.
Форум Цезаря (лат. Forum Caesaris, также Forum Iulium) — первый из императорских форумов Рима. Цезарь поручил Цицерону в 54 году до н. э. купить участок земли на сумму 60 — 100 миллионов сестерциев. На этом участке Гаем Юлием Цезарем в 54 — 46 годах до н. э. был построен новый форум как расширение Римского Форума. В северной части форума располагались храм Венеры-Прародительницы (Venus Genetrix) и Серебряная базилика (basilica Argentaria), своего рода античная биржа. Вдоль Clivus Argentarius сохранились руины магазинов и мастерских времен правления Адриана. В античных источниках говорится также о величественной конной статуе Цезаря и статуе Клеопатры из позолоченной бронзы. Во II веке при императоре Траяне форум полностью перестроили, а после пожара в 283 году при Диоклетиане отстроили заново.
Форум занимал территорию 170 на 75 м, сегодня находится частично под сквером и Виа деи Фори Империали. В настоящее время форум представляет собой прямоугольную площадь, окружённую с трёх сторон арочной галереей, в центре находятся руины храма Венеры (три колонны коринфского ордера с балками), а также бронзовая скульптура Цезаря (копия одной из мраморных статуй императора).
Насчет улицы Виа деи Фори Империали хочется упомянуть отдельно — ведь до ХХ века её не было, да и не нужна была ибо была Виа Сакра проходившая сквозь форум.
Вплоть до Средних веков на месте современного проспекта находились руины античных сооружений, но потом были возведены христианские церкви и монастыри. В конце XVI века по приказу кардинала Микеле Бонелли, родившегося в Александрии, эта территория была кардинально перестроена. Созданный здесь квартал получил название Александрийского (Alessandrino).
Современная улица была проложена в 1924–32 гг. поверх раскопок античных императорских форумов (Траяна, Августа, Нервы), частично развалины форумов можно видеть по сторонам улицы. При строительстве были разрушены пьедестал статуи-колосса Нерона и руины античного фонтана. Работы сопровождались полным разрушением ранее находившегося здесь квартала. По идее Муссолини Виа-дей-Фори-Империали должна была символически соединять Колизей с Площадью Венеции — центром новой империи. Открытие под именем улицы Империи (via dell’Impero) состоялось 9 апреля 1932 года.
Ну, а завершим сегодняшнюю прогулку Колизеем. Такое величественное строение разумеется заслуживает отдельного поста. Надеюсь рассказ был интересным и продолжение следует.