Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 21:19

Коломна — Россия Январь 2024

«День рождения — грустный праздник»: это, в том числе и про меня. Во-первых, я прекрасно понимаю, что «…сегодня стали мы на целый год взрослей…». А, во-вторых, отметить ДР в кругу друзей 1 января почти невозможно. Поэтому глобально свою днюху праздную не часто, в среднем, раз в десять лет. На 50 лет моя энергичная жена устроила большой сабантуй в ресторане с кучей гостей, тамадой, тостами, видеосъемкой и салютом. На 60 лет сняли коттедж в Подмосковье, и пригласили туда всех родственников и друзей. Гуляли широко, весело и допоздна, правда, обошлось без драки.

Дожив до пенсионных 65, думал пропустить ДР, но, пораскинув мозгами, все ж решил отметить промежуточную дату и вновь снять коттедж для семейной «могучей кучки». Долго выбирал, куда бы лучше поехать, остановился на Коломне, больно этот город мне пришелся по душе. В самом городе снять коттедж не получилось — предложений нет. Арендовали три номера на 14 человек в замечательном гостевом домике в поселке со смешным названием Шапкино в 15 км от Коломны.

Ранним субботним утром из Москвы и области отправились три машины, которые должны были обязательно встретиться в одно время в одной точке. Погодка выдалась на загляденье, как у классика: мороз и солнце — день чудесный! Яркое, но совсем не жаркое зимнее солнышко, все вокруг до горизонта укрыто снежным покрывалом, заснеженные сосны по обочинам трассы, вертикальные радуги то тут, то там. Внучатый племянник много раз просил остановить машину — нынешние дети верят, что в основании каждой радуги зарыт клад! Как же он удивлялся, что радуга никак не хотела приближаться к нам. Домчались до коломенского кремля, даже не заметив: на наше счастье, обычно загруженная рязанская трасса была почти пуста.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Встретились в старинном центре Коломны, а там красота — крепкий морозец покусывает щеки и пальцы, снег хрустит под ногами, белизна слепит глаз. Прямо-таки праздник погоды какой-то — все как я люблю! Улыбки, обнимашки, все на позитиве: не раз уж ездили вместе в разные города и даже страны, у тут повод особенный — мой ДР. Отрезок кремлевской краснокирпичной стены, ограниченный Маринкиной и Грановитой башнями, высоко вздымается над оживленной трассой — это местная визитная карточка. Стены середины 16в поразительно напоминают Московский кремль, и это закономерно — их строили те же итальянские мастера по велению Василия III.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Местный кремль имел замкнутый периметр мощных стен со множеством башен, теперь остались лишь фрагменты стены и несколько башен. Первая мысль — опять большевики постарались «разрушить все до основанья, а затем…», но это не так. Вандалом разрушителем стал самый что ни на есть царь — Павел I. Он в самом конце 18в узаконил разборку старинных укреплений, ну, а народ тут же пустил древний кирпич в дело. Зря он покусился на историю своей страны: вскоре Павел I очень плохо кончил — в галереях мрачного Михайловского замка его удавили шторой собственные приближенные.

Николай I, попытался навести порядок и запретил разборку стен, именно благодаря его заботам мы можем любоваться фрагментами этого чуда русского крепостного зодчества с итальянским акцентом. Кстати, если деревянные укрепления на этом месте не раз захватывались и уничтожались супостатами, то каменный кремль никогда в своей истории не был покорен врагом.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

В кремле бывала польская авантюристка Марина Мнишек: первый раз — как почетная гостья, второй раз — как презренная арестантка. Своим жизненным хобби она избрала браки с польскими аферистами — Лжедмитрием I и II, которые непременно хотели взобраться на российский престол. Самое удивительное, что она успела даже короноваться, как русская царица! Западная сторожевая башня уже 4 века называется Маринкиной и хранит мрачную тайну. Якобы в 1611 году, в самый разгар Смуты, в башне томилась, а затем и померла сама Марина Мнишек. По легенде, дух интриганки вовсе не сгинул в Преисподнюю, а обратился вороной и улетел. Есть еще байка, будто бы Марина с очередным, уже третьим мужем — донским атаманом Заруцким, перед арестом успела спрятать огромный клад, накрыв его створками Пятницких ворот. Искатели сокровищ веками ищут тот клад, только без успеха.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

На территории кремля хорошо сохранилась старинная застройка из колоритных купеческих домиков, она замечательно передает старинный купеческий дух. Белые дымы из труб вертикально устремлялись в голубеющие небеса, снег искрился, деревья, отороченные инеем, заиндевели до самой весны. Я сегодня не только именинник, но и организатор всего этого безобразия, поэтому приходится крутиться. Зимняя стужа распугала не только туристов, но даже и вездесущих гидов — с трудом нашел одну гидшу, которая в ускоренном темпе провела нас по посаду.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Самый молодой Коломенский монастырь — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, он также расположен на территории кремля. у его стен Соборная площадь с величественным кафедральным Успенским храмом. В нем сам Иоанн Грозный молился перед своим очередным походом на Казань. После победы над татарами и завоевания Казани, царь приказал заложить в кремле Брусенский мужской монастырь.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Левее Успенского собора Тихвинская церковь, при ней шатровая колокольня. Шатровых сооружений сохранилось не так много, одно время патриарх Никон их запретил. А шедевром русского шатрового зодчества считается Церковь Вознесения в московском Коломенском. За Тихвинской стоит еще одна — Воскресенская церковь.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Архитектура площади так и дышит стариной и патриархальностью, а мы старались дышать пореже — холодно, однако. Кажется, что мороз сковал не только землю, но и даже само время. Едва дождавшись окончания экскурсии на фоне студеного зимнего великолепия, мелкими перебежками рванули в сторону кафе, чтобы согреться. Не успели толком испить горячего чая на травах, а нас ждет новое приключение — посещение Музея истории со вкусом «Коломенская пастила» (ул. Посадская ул.13А).

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Театрализованная постановка (как нынче говорят иммерсивное действо) происходит в купеческой усадьбе, меблированной под 19 век. Гиды — девушки и женщины, одетые в старинные платья: изящный корсет, подчеркивающий талию, и пышная юбка с кринолином из конского волоса. Любая дурнушка в таком наряде преображается в писаную красавицу. Итак, вуаля — прекрасный антураж для погружения в купеческое прошлое готов. Остается дождаться бойкую и языкастую молодку, которая с шутками-прибаутками расскажет туристам обо всех премудростях пастильного промысла. Люблю я те времена, порой думаю, а вот бы мне родиться в 19 веке… ну, хоть на ДР погружусь в любимую старину.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Казалось бы, проще простого — собрал богатый урожай яблок, натер их помельче, а затем подсушил. В реальности, все сложнее: яблоки моют, затем перетирают в кашу. А дальше самое сложное: яблочную кашу надо хорошенько вручную взбить деревянными взбивалками до состояния пены и добавить наполнители. В старину этот процесс занимал много-много часов, а после пастилу сушили в остывающей печи всю ночь — во как! Туристов уверяют, что технология сохранена и сейчас, но меня терзают смутные сомненья. Хотя, если посмотреть на ценник «Пастилы от запоя и пьянства», которая стоит 990рэ за коробочку, может и реально все делается вручную?

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Ретро-погружение называется «Любовь к трем яблокам и одному апельсину» и начинается с рассказа о премудростях яблочной переработки. Затем гостей приглашают в гостиную, где накрыт стол со вкусным угощением: чай да пастила разных видов — от белой воздушной до темной и твердой, как мармелад. В центре стола макет Храм Николы на Посаде в снежном убранстве — одна из старейших церквей в Коломне, она совсем рядом. А вокруг макета бегает самый настоящий паровозик с вагончиком.

Под каждый кусочек пастилы у провожатой припасена интересная байка, порой девушка приглашает туриста подыграть ей. Иммерсивное чаепитие проходит на одном дыхании — всем интересно, весело и вкусно. Послушал-посмеялся-покушал-запил чаем. Если верить гиду, твердую коломенскую пастилу уважали даже царские особы. А кроме того, ею одаривали крестьянок-кормилиц русских царей, когда приглашали их на Рождество в царские чертоги. Правда иль нет, не знаю: за что купил, за то и продал)))

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Какие же молодцы коломчане, что не забыли ремесло своих предков — изготовление пастилы, и создали из него узнаваемый бренд для города и прекрасную замануху для туристов. С яблоками все понятно, а при чем здесь апельсин? — так его добавляли в один из сортов пастилы, в ту саму — «царскую». Вкусное и интересное чаепитие покидали на большом позитиве — это мероприятие стоит затраченного времени и денег. Развлекуха для Дня рождения на пять баллов.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

К слову сказать, неподалеку есть аналогичное заведение — Музейная фабрика пастилы, там тоже расскажут, покажут и дадут попробовать. Но упор делают не на пастильных байках, а на технологии изготовления продукта.

По-быстрому на Кремль с пастилой нужно закладывать часа три, а если по-хорошему, тут можно зависнуть почти на целый день. Неспешно погулять по территории кремля, пройтись по ул. Лажечникова, заглянуть в интересные музеи, подольше постоять на Соборной площади, с любопытством глазея по сторонам. Полюбоваться сохранившимися башнями, зайти в калачную лавку, там тоже иммерсивные представления проводят. Побродить по территории Брусенского монастыря, а затем взобраться на колокольню Церкви Иоанна Богослова, что поблизости на площади двух Революций.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Моя давняя мечта — заглянуть в Старо-Голутвин монастырь, что по пути в Рязань, самое время исполнить ее именно на День рождения. По легенде монастырь был основан самим Сергием Радонежским и имел подворья не только в Коломне, но, и в столице. О тех временах напоминают 1-й, 2-й и 3-й Голутвинские переулки в Москве. Сколько десятилетий проезжал мимо на электричке, и лишь сегодня заглянул туда. Расположен монастырь очень неудобно — далеко ехать на знаменитом коломенском трамвая, а затем пешком через жд пути. Но, мы то на своих колесах, нам проще.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Кто бывал в Коломне, знает, что в городе две жд станции — Голутвин около Старо-Голутвина монастыря и Коломна — неподалеку от Кремля. Ст. Голутвин появилась первой, она располагалась далеко от исторического центра города. Народ стал жаловаться властям на неудобства, в отличие от нынешних депутатов, отцы города в царские времена прислушивались к гласу народа и построили вторую станцию — Коломну.

Занесенный снегом и скованный морозом монастырь не так красив, как летом. Однако, даже зимой всегда найдется что-то интересное: удивляют необычные круглые башни в псевдоготическом стиле, встроенные в периметр его стен. Пожалуй, нигде не видел такой странной архитектуры — прямо-таки ракеты на стартовом столе. А еще, в подклете Богоявленского собора, доминирующего в центре монастыря, сохранилось основание первого храма. В нем есть ступени, по которым, будто бы ступал преподобный Сергий Радонежский, названные в народе «камушками Преподобного».

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Ну, после интересной, но студеной исторической программы, самое время двинуться к месту ночевки и празднования полу-юбилея. Разместились в коттедже, который сдают всем желающим. По нынешним временам ценник в Подмосковье кусается: хотельеры жалуются, что очень подорожал клининг, потому они и цены так сильно вздули на аренду. Непростой это бизнес — номера арендуют на 1–2 ночи: шашлычок, выпивон-закусон, базары-разбазары до поздней ночи. А народ наш, как выпьет, так порой чудить начинает… Хорошо, если в драку не лезет, а только музыкой долбит по всей деревне, особо буйные уснут только под утро… А после всех этих безобразий за гостями еще и убирать надо. Нам на Старый Новый год повезло — в большом заснеженном комплексе тихо пировали в полном одиночестве.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Люблю семейные посиделки, когда за длинным столом собирается множество людей, знакомых друг с другом 20-30-40 лет, а молодежь мы вообще с рожденья знаем. Правда, не очень нравится подготовка, когда все бегают и суетятся, женщины мечут бесчисленные салаты, и кошмарят своих мужиков непутевыми командами. В этот раз мы с мужем племянницы предусмотрительно сбежали от женской мороки к мангалу. Честно говоря, были сомнения, как будем готовить шашлыки на сильном морозе. Чтобы было не скучно, взяли бутылочку водочки, а мороз все крепчал: -22, -24, -26С, алкоголь загустел и стал похож на глицерин. У Лепса есть замечательный хит «рюмка водки на столе». Я его чуть поправил и рюмку поставил на мангал, чтобы согреть ее и не простудиться, в моей редакции получилась «рюмка водка на огне»

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Конечно, за праздничным столом были здравицы и тосты в мою честь — слушал молодых и старых, поверить не могу: неужели я такой хороший, как они меня расписывают? Понимаю, на ДР человека стараются максимально похвалить, пустячок, а приятно! Но для меня главней всего теплота от общения близких людей, которым хорошо быть рядом, у которых есть, что вспомнить, над чем посмеяться, есть о чем погрустить. Не зря же бард пел «не за огонь люблю костер, за тесный круг друзей». Именно за праздничным столом этот тесный круг друзей ощущается лучше всего.

На ДР принято дарить подарки, дома у меня по всем углам рассовано множество пакетов. В этот раз сказал: ребята, дарите деньгами, я их пущу на благое дело — путешествие в заполярный Мурманск. А к концу посиделок дочь с женой приготовили мне невероятный сюрприз — заказной торт в виде глобуса. Торт оказался настоящим произведением кулинарного искусства. Большой шар отлили из бельгийского шоколада, на поверхности инкрустировали материки и океаны, сверху пристроили две золоченые циферки 65. А внутри шоколадного шара поместили потрясающей вкусноты бисквит с кремом — трудно представить себе что-то более смачное и нежное. Только добраться до сердцевины было нелегко — сначала надо было разбить толстый-толстый слой шоколада.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Ближе к полуночи, аккурат к Старому Новому году — истинно русскому празднику, который не поймет ни один иностранец, вышли на заснеженную улочку. Как же прекрасна новогодняя русская природа настоящей зимой. И пусть мы праздновали Новый год не совсем уже настоящий, а его «дубль два», но как же было радостно идти по тропинке, устланной скрипящим снегом, в окружении заснеженных елей, широко раскинувших свои лапы.

Поздний завтрак на следующий день плавно перешел в ранний, но очень теплый и дружеский обед. Однако, долго задерживаться в этом уютном доме не получалось. Труба звала в дорогу к новым приключениям — нас ждал Бобренев монастырь. Но, сначала заехали в Кремль, что повидать и отснять недосмотренное. Жаль только, погода испортилась — на землю опустился густой сумрак. От Кремля до монастыря пешком рукой подать, но если ехать на машине, то объезд неудобный и длинный.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь (1381) — старейшая обитель этих мест. По преданию, князь Дмитрий Донской со свояком Дмитрием Волынским дали обет в случае победы на Куликовом поле, основать монастырь. Как мы знаем, русское воинство победило, поэтому обет был исполнен. На землях воеводы Дмитрия Волынского, по прозвищу Боброк, основали монастырь, названный обетным. Первыми насельниками стали увечные воины Куликовской битвы.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

Монастырь встретил нас глобальной реставрацией и высокими заборами, скажу честно, визит в этот монастырь сосем не впечатлил. Однако, весной после реставрации здесь будет здорово.

Все хорошее кончается очень быстро, так и наши необычные староновогодние выходные, совмещенные с некруглым юбилеем, подошли к концу. Зато, настроение было отличное, а в душе надолго осталось приятное послевкусие после семейного сабантуя, необычной экскурсионки и душевного дня рождения.

Рассказ-настроение о моем дне рождения

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.