Спустя долгое время наконец то мне удалось добраться до Вечного города. В 2019 году сломал руку, в марте 2020 началась пандемия, но на третий раз мне наконец удалось. Знакомство с Италией решил начать именно с Рима, как главного города страны в разные эпохи, от древнего города который стал империей покоривший всю Европу и Средиземноморье и давший там много современному миру, до ренессансного, барочного и даже современного города.
Шикарный вид на главный символ города как раз с современного строения — Витториано, посвященного королю Виктору Эммануилу объединившему современную Италию воедино.
С другой же стороны открывается вид на Ватикан, Собор Святого Петра, второй символ города, и главный католический храм. Вообще такое количество великолепно украшенных церквей я не видел вообще нигде, просто поражающее воображение даже тех кто много видел ранее. Вообщем как вы поняли — в ближайшее время будет много постов про прошедшую поездку в Рим.
Но вернемся немного к поездке. Помня как я тратил по часу в день поездками на метро год назад в Париже, в этот раз я решил снять номер в аппартаментах около Термини, фактичски у главного транспортного узла Рима. В целом номер неплохой, но были нюансы, а именно очень шумные соседи, которые могли слушать музыку и орать в два часа ночи, настлько что беруши не помогали, звонки и стук в дверь по ночам, шумная не спящая улица. Выспался я только в половину дней пребывания. Я конечно знал что район маргинальный, но не думал что настолько, потому настоятельно рекомендую если и бронировать отель около Термини, то только на пару дней.
Около гостиницы расположена великолепная Санта Мария Маджоре, одна из 4 великих базилик Рима, но о ней пойдет отдельный разговор позже.
Довольно быстро от Санта Мария Маджоре я добрался до колонны Траяна, и увидел что путь к Витториано перегорожен, так что пришлось буквально обходить вокруг через площадь Микельанджело что у Капитолийского музея чтобы попасть к монументу.
Монумент был сооружен в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II на склоне Капитолийского холма.
После смерти Виктора Эммануила II итальянские власти в 1878 году решили возвести монумент, который восславил бы «Padre della Patria» («Отца отечества») и вместе с ним весь период Рисорджименто (Объединения Италии). В 1882 году объявили конкурс, в котором участвовали только итальянцы, с указанием подробного перечня требований: «Комплекс должен быть воздвигнут на северном склоне Капитолия, на оси виа дель Корсо; в него должны входить бронзовая конная статуя короля и сооружение-задник, произвольной формы, но закрывающее расположенные за ним здания и боковой фасад церкви Санта-Мария-ин-Арачели». Конкурсанты получили год на составление проекта. Было представлено 98 проектов, в финал вышло три, и королевская комиссия единогласно отдала предпочтение проекту молодого архитектора Джузеппе Саккони из Марке.
Чтобы построить что-то новое на склоне Капитолия, прежде всего с 1885 по 1888 год пришлось изъять для общественных нужд и снести множество старых строений по программе, которую утвердил премьер-министр Агостино Депретис. Приступили к сносу обширного средневекового квартала, разрушили Башню Павла III, арку Сан-Марко — путепровод, соединявший дворец Венеции с Капитолием, часть монастыря Арачели и множество более мелких построек; улица Арачели отчасти сохранилась, но больше не пересекала холм.
Выступающая передняя часть, к которой ведет лестница и наверху которой стоит памятник Виктору Эммануилу II, — Алтарь отечества (Altare della Patria); иногда так называют и весь монумент. Его создал скульптор Анджело Дзанелли, выигравший конкурс в 1906 г. В середине выступа стоит статуя богини Ромы на золотом фоне. Левый барельеф олицетворяет Труд; справа налево размещены аллегорические изображения Земледелия, Скотоводства, Жатвы, Сбора винограда и Орошения, потом крылатый гений Труда восходит на большой триумфальный плуг, а за ним следует Промышленность. Правый барельеф символизирует Любовь к отечеству; на нём слева направо изображены три женщины, несущие почётные венки Рима, за ними несут лабарумы, далее следует триумфальная колесница Любви к отечеству и Героя и, наконец, появляется священный огонь Отечества. Внутри Алтаря отечества находится Могила неизвестного солдата, погибшего на Первой мировой войне. Захоронение было произведено 4 ноября 1921 г. Перед могилой постоянно стоит почётный караул.
Статуи на фризе над колоннами символизируют шестнадцать итальянских областей того времени. Создание каждой статуи, как правило, поручалось скульптору — уроженцу соответствующей области, я даже не поленился сфотографировать их всех: (а информацию честно признаюсь взял из Википедии)
Пьемонт, в состав которого входила и Валле д’Аоста. Статуя с мечом и в шлеме, увенчанном орлом, символизирующая участие области в войнах за независимость и в Рисорджименто. Скульптор — Пьер Энрико Асторри.
Ломбардия. Фигура в железной короне лангобардских королей, извлекающая из ножен меч в знак того, что Милан был как одним из центров Западной Римской империи, так и столицей Миланского герцогства. Скульптор — Эмилио Бизи.
Венето. Соответствовала трем современным областям: Венеция, Трентино — Альто-Адидже и Фриули-Венеция-Джулия. Во время строительства памятника Трентино, Альто-Адидже и Венеция-Джулия входили в состав Австро-Венгрии, а Фриули была разделена между Австро-Венгрией и Италией. Статуя изображает дожа и держит щит со львом святого Марка и скипетр Светлейшей республики. Символизирует морское могущество Венеции и заслуги всей Северо-Восточной Италии в борьбе за независимость. Скульптор — Паоло Бартолини.
Лигурия. Фигура в герцогской короне, рядом с ней — нос корабля, символизирующий морское могущество Генуи, предприимчивость и авантюризм генуэзцев. Скульптор — Антонио Орацио Квинцио.
Эмилия, соответствующая современному региону Эмилия-Романья. Фигура во фригийском колпаке как символе свободы, на её щите сделана надпись «Libertas»; держит книги законов и фасции, напоминающие о старейшем Болонском университете. Фасции не имеют отношения к фашизму, ещё не возникшему в период возведения этих статуй. Скульптор — Мауро Бенини.
Тоскана. Фигура в лавровом венке, ассоциирующаяся с флорентинцем Данте Алигьери. Факел в её руке символизирует тосканскую культуру, которая с XV в. несла свет всей Европе. На щите — флорентинский лев «мардзокко». Скульптор — Итало Гризелли.
Марке. В левой руке фигура держит лиру, напоминающую о многочисленных деятелях искусства — выходцах из этой местности (в том числе Рафаэль, Джоакино Россини, Джованни Баттиста Перголези, Джакомо Леопарди), а правой опирается на корабельный руль в честь мореходов Анконы. Скульптор — Джузеппе Тоннини.
Умбрия. Статуя в покрывале на голове и с патерой в руке, которой производит возлияние; напоминает о великих святых из этой области — Франциске Ассизском, святой Кларе и святом Бенедикте. Скульптор — Эльмо Палацци.
Лацио. Фигурка Виктории в руке этой фигуры символизирует ответственность этой области, где находится Рим, за сохранение и защиту единства Италии, завоеванного в ходе Рисорджименто. Скульптор — Адольфо Пантарези.
Абруцци-э-Молизе. Эта область ныне разделена на два региона — Абруцци и Молизе. Фигура в львиной шкуре, прикрывающей и голову, с дубовой ветвью в левой руке и дорожным посохом в правой, символизирующая суровость гор, сильный и благородный характер их жителей и древние обычаи отгонного скотоводства. Скульптор — Сильвио Сбриколи.
Кампания. Фигура с рогом изобилия, полным фруктов, который символизирует плодородие почвы этой провинции и её мягкий климат, напоминая о её древнем названии «Счастливая Кампания». Скульптор — Гаэтано Кьяромонте.
Апулия. Фигура в похожем одеянии, с распущенными волосами, с гроздью винограда в одной руке и опирающаяся другою на плуг, символизирующий плодородие Апулийской низменности. Скульптор — Франческо Пифферетти.
Лукания, ныне называется Базиликата. Фигура в тоге, с мечтом и посохом, символизирующая древнюю культуру этой земли, сильный и закаленный характер луканцев. Скульптор — Луиджи Казадио.
Калабрия. Фигура, облаченная в шкуру дикого животного, с мечом и щитом богини Афины, что символизирует как древнюю культуру этих мест, обжитых греками, так и суровый характер гор и лесов. Скульптор — Джузеппе Николини.
Сицилия. Фигура с хлебным снопом и со щитом, на котором изображен древний символ острова — Тринакрия. Скульптор — Микеле Трипишано.
Сардиния. Статуя со скипетром и короной, напоминающими, что объединение Италии начало Сардинское королевство; корону она держит в руке, так как из Сардинского королевства родилось Итальянское. Скульптор — Луиджи Белли.
Далее я подошел к смотровой площадке, и узнал что билет отдельно на неё не продается, а комплексный стоит 17 евро. Дороговато, но на закат с высоты на Рим очень хотелось посмотреть — и не прогадал, это все же лучшая смотровая в Риме. Кроме того билет оказывается действует 7 дней.
Тут и центр с куполом Пантеона.
И театр Марцелла
И Дворец Сенаторов
И Квиринальский дворец.
Правая квадрига — это Свобода (Libertà) работы Паоло Бартолини, надпись под ней гласит: CIVIUM LIBERTATI (свободе граждан), а Виктория, по легенде, имеет лицо Виттории Колонны, герцогини Сермонета.
Центр Рима от площади Венеции.
Решив что может не быть больше времени на посещения музея я сделал небольшой забег по нему.
Музей посвящен объединению Италии. Некоторые историки приписывают Виктору Эммануилу II выдающиеся заслуги в объединении Италии. На самом деле осуществлением объединения руководил Д. Гарибальди, а подготовкой — граф Камилло Кавур. Король славился простым обхождением, за что снискал любовь итальянского народа.
Мне же этот военный музей очень напомнил наш Артиллерийский находящийся в Кронверке за Петропавловской в Питере.
В целом музей не то чтобы обязателен к посещению, но если вы все равно пришли на смотровую, то можно и заглянуть внутрь.
Ну, а я продолжу свой рассказ о Риме во множестве следующих постов.