Турист Валерия Граубергер (Valerian_travel)
Валерия Граубергер
была 24 сентября 22:12

Владимир, Суздаль — Россия Май 2024

Мне уже доводилось бывать во Владимире в рамках студенческой экскурсионной поездки, ещё на втором курсе истфака. Тогда он показался мне очень маленьким и тихим городочком, в котором время словно остановилось. Оно и понятно, ведь нас возили на автобусе от точки до точки, не давая по-настоящему разглядеть местность. И каково было моё приятное удивление, когда я вернулась туда спустя четырнадцать лет, и моему взору предстал яркий, динамичный, красивый древнерусский город! По традиции, немного истории)))

Путешествие во Владимиро-Суздальское княжество. Часть 1.

Владимир или Владимир-на-Клязьме или Владимир-Залесский — это одна из жемчужин нашей страны, некогда могущественный град и столица северо-восточной Руси, расцвет которой пришёлся на 12–13 века. К строительству этого города приложили руку Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах и Юрий Долгорукий. А наибольшей славы он достиг в период правления Андрея Боголюбского и Всеволода III.

После смерти своего отца Юрия Долгорукого, которого, вероятнее всего, отравило киевское боярство, Андрей Боголюбский захватил стольный град, но демонстративно оставил его своему брату, не желая править в Киеве. Князь Андрей Юрьевич решил возвысить любимый Владимир, сделать его новым политическим и культурным центром Руси.

Путешествие во Владимиро-Суздальское княжество. Часть 1.

И князь начинает великое строительство, приглашая на службу архитекторов из Европы, служивших у самого императора Священной Римской империи. Совместно с русскими зодчими они создают удивительные образцы древнерусского белокаменного строительства. В середине 12 века над городом возвысился Успенский собор, в котором в последующие века великие князья венчались на княжество и находили свой покой, а в годы батыева нашествия жители спасались от захватчиков.

Город был обнесён валами с башнями, были установлены Золотые, Серебряные и Медные ворота (последние двое ворот, увы, не сохранились до наших дней). По своему величию и красоте Владимир не уступал Киеву, и вскоре действительно стал центром притяжения для других русских земель. Недаром в годы ига, князья боролись за ярлык именно на Великое княжение Владимирское.

Путешествие во Владимиро-Суздальское княжество. Часть 1.

После трагической смерти Андрея Боголюбского, стремившегося к самовластию, владимирский престол, в конечном итоге, перешёл к его младшему брату Всеволоду, известному по прозвищу Большое Гнездо (т. к. имел большую семью в целую дюжину детей). Князь Всеволод III во многом продолжил политику брата и при нём княжество расцвело, о чём также свидетельствует строительство Дмитровского собора — образца искуснейшей резьбы по камню.

Путешествие во Владимиро-Суздальское княжество. Часть 1.

Но, как мы помним, последовавшее вскоре татаро-монгольское нашествие и иго, длившееся более двухсот лет, заметно затормозило развитие наших земель, в том числе и северов-восточных. Однако несмотря на все невзгоды, связанные с зависимостью от Золотой Орды, именно князья из Владимиро-Суздальского княжества начнут проводить планомерную и успешную (хоть и не всегда однозначную) политику в деле объединения русских земель в единое государство. Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что колыбелью Московского царства было Владимиро-Суздальское княжество.

Путешествие во Владимиро-Суздальское княжество. Часть 1.

Вернёмся же ко времени настоящему. Современный Владимир является достойным приёмником своей средневековой славы. За последние годы в городе проводятся активные реставрационные работы, которые преобразили исторический центр.

Променад нас буквально очаровал: уютные кафе в русском стиле, смотровая площадка с панорамным видом на Успенский собор и окрестности, мощёная Георгиевская улица в духе поздней империи со стилизованными лавками и мастерскими. Далее мы прогулялись по парковой зоне близ самого собора, который буквально утопал в золотистом свете закатного солнца, и полюбовались видом на реку Клязьму.

На одной из аллей нам повстречался уличный музыкант-гармонист Владимир из Владимира, как он себя именует. Он исполнил для собравшихся очень добрую песню собственного сочинения, от которой невольно лица озарились улыбками. Стихи простые и в тоже время душевные, автор настоящий талант, ссылочку на его ютуб-канал прилагаю, быть может и вам понравится его творчество

Путешествие во Владимиро-Суздальское княжество. Часть 1.

В завершении первого дня мы дошли до Дмитровского собора, который обошли ни один раз, с интересом разглядывая сюжеты каменной резьбы, а затем уже в сумерках отправились исследовать городские улицы. И стоит отметить, что ночная жизнь во Владимире очень насыщенна: работают разнообразные рестораны и стильные бары, всё в огнях, отовсюду слышится музыка, красивые люди общаются, смеются, танцуют.

Вдоволь нагулявшись мы отправились отдыхать, и решили остановиться в отеле «Амакс», услугами которого уже пользовались в прошлом году в Новгороде. Стандартные номера скромные, но чистые, этакий шик нулевых, впрочем, для одной ночи условия вполне комфортные, и, что немаловажно, завтраки по системе шведского стола очень сытные, можно налопаться с утра и долго о еде не вспоминать, что мы и сделали на следующий день.

Путешествие во Владимиро-Суздальское княжество. Часть 1.

А затем поехали на экскурсию в Успенский собор, очень уж мне хотелось ещё раз взглянуть на знаменитую фреску Андрея Рублёва «Страшный суд», написанную мастером в 15 веке. Я не буду углубляться в искусствоведческие описания, настоящие профессиональные разборы на эту тему можно прочесть в соответствующих источниках, но, конечно, рекомендую каждому лично познакомиться с этим выдающимся произведением искусства. В отличии от своих европейских, да и русских коллег, Рублёв изобразил сцену страшного суда не жестокой и ужасающей, а светлой и даже радостной от встречи с Создателем. Созерцание этой фрески очень умиротворяет…

Путешествие во Владимиро-Суздальское княжество. Часть 1.

Перед отъездом в Суздаль мы решили заглянуть в «Дом-музей пряника» — милый магазинчик, где кроме пряников с вишневой начинкой (оказывается вишня является символом Владимира) мы, как водится, набрали для себя и родных памятных сувениров. Там же нам посоветовали попробовать фирменный владимирский кофе на березовом соке. Ради этой отечественной экзотики мы дошли до дома купца Белова, где в маленькой уютной кофейне делают этот необычный напиток, который лично мне очень понравился.

Путешествие во Владимиро-Суздальское княжество. Часть 1.

И вот мы уже мчим в Суздаль. Но по дороге, конечно, сделали остановку у ещё одного чудесного места, а именно у церкви Покрова на Нерли. Когда я впервые увидела этот храм, мной овладело сильнейшее чувство благоговения. Церковь стоит по среди заливных лугов на берегу реки. Белая, стройная как невеста, она возвышается на холме и кажется стремится к небесам. Наиболее поэтично, на мой взгляд, храм описал специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин: «Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне». Я хотела, чтобы муж увидел её, прочувствовал. И спустя время Максим признался, что церковь Покрова на Нерли действительно произвела на него неизгладимое впечатление.

Продолжение следует…

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.