После посещения «впечатляющей» Долины цветов, лично у меня уже не было желания двигаться дальше по маршруту. Но, как и с летящего самолета, здесь не выйдешь. Вокруг только громадьё горных склонов, покрытых зеленым одеялом из хвойных и лиственных лесов.
3
2
Иногда, между небом и землей, показываются селения, близ которых, даже издалека, просматривается восхитительная геометрия рукотворных террас.
3
2
Но это по сторонам. А под колесами небезопасная дорога с обвалами, камнепадами, заторами.
1 из 3
1
Глубоко внизу, по дну ущелья, шумит все та же Алакнанда.
Уже к вечеру, спустившись, наконец, с небес, на ее крутом изгибе, мы и разместились на ночевку в весьма приличном отеле. Солнечное утро и красивая местность вокруг, все располагало к занятиям йогой. Зря что ли ехали!
1 из 3
2
Под колесами невероятно, но асфальт. Промчались сквозь деревню, сплошь увешанную красными тряпками.
2
А дальше, что было очень неожиданно, пейзаж стал напоминать норвежские фьёрды: такая же бирюзовая вода, вот только скалы полохматей и позеленей. Это водохранилище, сооруженное на реке Бхагиратхи, уже упомянутой мною в предыдущем повествовании.
1 из 4
4
Очень долго наслаждались этой красотой, периодически устраивая фотосессию на её берегах. Пообедали рыбкой, и теперь уже Бхагиратхи сопровождала нас до самого Уттаркаши.
Городок Уттаркаши. 1352 м н.у.м. От него 100 км до селения Ганготри, куда в летние месяцы движется бесконечный поток паломников. Чуть дальше ледник Ганготри, где берет свое начало священная река Ганга, куда в это же время устремляется немалое число любителей приключений. В Уттаркаши мы появились в темноте и сразу оказались во власти огромного, шумного, бурлящего рынка. Жизнь здесь била ключом, несмотря на позднее время и накрапывающий дождь.
1 из 4
1
Мы удовлетворили свое любопытство, закупились провиантом, и, маневрируя по узким и грязным улочкам, добрались до места ночевки.
Дождливым утром покидаем Уттаркаши. Где то на середине пути зашли в ашрам Пайлота Бабы. Это бывший пилот ВВС Индии, ставший великим мастером гималайской йоги. (Для меня эти науки из области непостижимого).
1 из 5
3
Селение Ганготри. 3050 м н.у.м. Толпы индусов движутся двумя потоками навстречу друг другу по единственной дороге, сквозь многочисленные палатки с сувенирами, едой, бутылочками для святой воды.
1 из 6
1
Их цель — белый храм, посвященный богине Ганге и омовение в святых водах реки.
1
1
Исследуя окрестности селения, то и дело натыкались на жилища, нет, это громко сказано, норы отшельников, под массивными каменными глыбами. Даже пообщались с русскоговорящим. Живут за счет подаяний приезжающих, выдают себя за садху, а на мой взгляд, просто бездельники.
Истинный садху за последние семьдесят лет, был здесь один, и звали его Свами Сундарананд. Йог, фотограф, писатель, альпинист. Он прожил 96 лет, посвятив себя защите истока Ганги и ледника Ганготри, Круто! Мы зашли в музей, где находятся его фотографии и многочисленные экспонаты. Это яркое повествование о его долгой и активной жизни во имя экологического просвещения и духовного пробуждения.
1 из 4
1
Исток Ганги расположен в пещере Гомук ледника Ганготри, всего то в 19 км! от деревни. Тем, кому за 60, должны пройти медицинскую комиссию (давление, сатурация), заплатив по 50 долларов. Без такой справочки на тропу не выпустят. Несколько человек остались в отеле, большая часть команды пошла дальше испытывать судьбу. Те, кто остался, болтались по берегу реки, постоянно натыкаясь на то ли забытые, то ли брошенные трусы, и не без любопытства наблюдали за обрядом пуджа. Это ритуальное поклонением богине с подношением пищи, цветов, благовоний.
1 из 8
1
Во второй половине следующего дня мы слушали уморительные рассказы о дорожных приключениях, о ночевке общаком в каком — то сарае при свете налобных фонариков, о спасшей их от голода белорусской колбасе, о сломанной переправе, о несбывшейся мечте добраться до ледника.
1 из 11
1
Наконец-то это «умопомрачительное» путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся в Ришикеш.
Финальная экскурсия для меня оказалась самым впечатляющим событием этого тура.
На окраине города находится огромная территория национального тигрового заповедника Раджаджи. А в 1961 году эти земли арендовал Махариши Махеш Йоги для создания здесь Международной школы трансцедентальной медитации.
1
Не знаю, кому принадлежала идея такого архитектурного проекта ашрама, но даже сегодняшние его останки, поглощаемые джунглями, впечатляют своей оригинальностью. Из добытой в интернете информации: «Изначально там находились 84 небольших двухэтажных пещеры-кельи для медитаций, построенные из местных речных камней. Кельи эти имеют яйцевидную форму, внутри есть винтовая лестница. Внизу ученики спали, а наверху медитировали. Поскольку учение ТМ основано на чтении мантр, важнейшую роль играла акустика. И акустика в яйцах, действительно, потрясающая».
1 из 4
3
Гуру Махариши активно распространял свою философию медитации на Западе. В 1967 году на семинаре в Лондоне, потом в Уэльсе, он встречается с членами группы The Beatles, которые, уже пресыщенные славой и наркотиками, решили обратиться к духовным практикам. В 1968 году они принимают предложение посетить его учебный центр в Ришикеше.
Мы бродим по территории ашрама под пристальными взглядами вездесущих обезьян, ощущая себя во власти диких джунглей. Вот оплетенные лианами остовы гостиниц Ананд Бхаван и Сиддхи Бхаван, когда то оснащенных индивидуальными системами отопления и кондиционирования, водоснабжения, номерами с европейской мебелью.
1 из 6
2
Здесь размещались будущие учителя медитации. На крышах такие же яйцевидные кельи. Оригинально.
2
2
3
Самое большое помещение ашрама — Вед Бхаван, где проводились курсы по медитации, зияет дырами. Сверху за вами следят мартышки, а с дряхлых стен на вас смотрят лица легендарных послушников.
2
1
2
Живописные граффити, оставленные поклонниками Битлз, похоже, тоже скоро затянет лианами, а ведь в 2003 году из уст некоторых индийских политиков звучали клятвы о сохранении здесь истории о ливерпульской четверки.
1 из 4
2
На территории ашрама находилась почта, банк, кухня, и даже вертолетная площадка. Аскетизмом здесь не пахло. Дружба гуру и его звездных гостей была взаимовыгодной: атмосфера ашрама способствовала творческому вдохновению четверки. Здесь были написаны два десятка песен, ставших основой «Белого альбома». А для Махариши это был источник значительных финансовых вливаний. Но в апреле того же года один за одним участники Битлз покидают ашрам. В основе причин их отъезда есть несколько версий, но, о настойчивых требованиях гуру всё больших денег и его порочных наклонностях, звучит во всех. (Только Джордж Харрисон, единственный из всех, принял индуизм и оставался вегетарианцем до конца своих дней). В 70-х годах и сам Махариши уехал в Нидерланды, и ашрам прекратил свое существование.
Город множества храмов и ашрамов и по сей день вдохновляет людей, которые ищут гармонии и стремятся к свободной от стресса жизни.
3
Ну, а мы домой, в свой мир, пусть не всегда гармоничный и безоблачный, но всё же свой.