Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 17:37

Гагра, Новый Афон — Абхазия Февраль 2024

Два года назад я уже была в Абхазии. Правда, озеро Рица мы практически не увидели, был дождь и туман, да и в Новоафонский монастырь не попали, только снаружи ним и полюбовались, и Новоафонская пещера была закрыта. Тот день определенно был не наш, многое из намеченного осталось неувиденным. Так что поехать в Абхазию еще раз было просто необходимо.

В середине февраля в Сочи, в Адлере цвела мимоза, я-то и приехала сюда, чтобы увидеть цветение мимозы, ну и заодно решила снова побывать в Абхазии. И надо сказать, в этот раз поездка удалась, погода не подвела, и везде, где планировалось, побывали.

Границу прошли довольно быстро, да и проверка была только на границе с российской стороны, абхазскую проехали не останавливаясь.

И вот мы в Абхазии. Не доезжая километров 20 до Гагры, поворачиваем налево в поселок Багрипш, а из поселка по дороге, специально проложенной при строительстве дачи, едем в гору и буквально через несколько минут подъезжаем к воротам, за которыми находится дача Сталина.

У Сталина было около 80 дач по всему Советскому Союзу. На многих дачах Сталин даже ни разу не был, но на этой даче Сталин отдыхал около 20 раз, именно отдыхал, а не работал, ну разве что принимал посетителей.

Дача спрятана в сосновом лесу на скале высотой около 200 метров. Как рассказывают, это скалистое место Сталин увидел с корабля и захотел построить тут свою очередную резиденцию, которую не должно быть видно со стороны. Место действительно выбрано удачно — снизу дачу скрывал склон горы, сверху — реликтовый лес. Для человека маниакально подозрительного, каким был Сталин, это место — как раз таки то, что надо: увидеть дачу и снизу с моря, и сверху невозможно, забраться в такую высь незамеченным — исключено. Охрана дачи, когда был здесь Сталин, была организована на самом высоком уровне.

А еще выбор места был обусовлен уникальным климатом, а точнее сочетанием целых трёх микроклиматов: высокогорного, речного (недалеко протекает Холодная речка) и Черноморского. Такой климат очень полезен для здоровья, и поэтому московские врачи рекомендовали Сталину хотя бы во время отдыха пожить в таком вот уникальном месте.

В Абхазию еще раз

С точки зрения безопасности это место было выбрано удачно, но вот расположение строения на склоне хребта возле горы с осыпающимися горными породами и оползнями вызывало опасения, но приказы вождя не обсуждались, и вот чтобы обеспечить устойчивость дачи, строителям пришлось приложить немало усилий, причем работы по укреплению горы велись практически вручную.

Основной дом невысокий, не отличающийся роскошной архитектурой, для маскировки выкрашен в зеленый цвет. Интересны уличные фонари, расположенные всего в полуметре от земли, что тоже сделано в целях маскировки. И еще много других деталей, которые призваны были обеспечить безопасное пребывание «отца народов» на этой даче.

В Абхазию еще раз

Все-таки нельзя не признать, что природа здесь уникальная. Всю территорию дачу обступает сосновый бор из реликтовых пицундских сосен. Воздух замечательный, чистейший. И вид со скалы восхитительный: безграничная голубая морская гладь до самого горизонта! Можно бесконечно долго любоваться такой удивительной красотой!

Чуть ниже по склону располагается небольшой домик отдыха для дочери Сталина — Светланы Аллилуевой. К домику можно спуститься по ступенькам, сам же домик закрыт для посещений.

В Абхазию еще раз

Строительство резиденции завершилось в 1933 году, и после этого дача ни разу не подвергалась серьезной реконструкции, и поэтому, можно сказать, все здесь сохранилось в первоначальном виде.

Для желающих побывать внутри дачи проводятся экскурсии. В прошлом отчете об Абхазии я рассказывала об этой экскурсии, за два года ничего не изменилось, поэтому повторяться не буду. Напомню только, обстановка строгая, без особых излишеств. В то же время впечатляет отделка комнат, для которой использовались самые дорогие сорта дерева — березы, ореха, самшита, сосны.

Экскурсии проводятся только по помещениям первого этажа дачи, на второй этаж вход закрыт. А что там на втором этаже и кому принадлежит эта дача сейчас — тайна за семью печатями. Кто говорит, там расположена резиденция действующего президента Абхазии, а кто говорит, там находится мини-отель с шикарными номерами. Но как нам сказали, до сих пор по документам дача числится как «Дом отдыха ЦИК СССР в поселке Холодная речка (Багрыпста)».

В Абхазию еще раз

Ну, а мы спускаемся вниз и едем в Гагру.

Много лет назад Гагра (именно Гагра — на абхазский манер, а не Гагры) была очень красивым и уютным курортным городом, это был настоящий рай на земле! Сейчас же бОльшая часть сооружений в Гагре находится в плачевном состоянии, но все же, хоть и вяло, но что-то восстанавливается.

И примером этому служит знаменитая сталинская колоннада на набережной Гагры, ее все-таки восстановили!

Колоннада — это символ Гагры, место притяжения туристов, и все, кто приезжает в Гагру, просто обязаны здесь побывать. Ну вот и мы тут остановились. Выполненная в виде полукруга с 45 колоннами, белоснежная колоннада поражает своей роскошью и изысканностью.

В Абхазию еще раз

В центре изящный фонтан, украшенный небольшой скульптурой в виде белого голубя. Несмотря на то, что вообще-то была зима — середина февраля, фонтан работал.

В Абхазию еще раз

Сразу же за колоннадой начинается городской пляж. Конечно, сейчас пляж выглядит не очень привлекательно, но не забывайте — мы были в феврале, до открытия пляжного сезона было еще много времени, думаю, к июню пляж приведут в порядок.

А вот здание напротив — величественное здание кинотеатра — как раз таки из тех, что до сих пор не восстановлены. Но даже будучи в таком вот полуразрушенном виде, здание по-прежнему впечатляет, оставаясь элегантным и сохраняя следы былого очарования.

И как упоминание о легендарном фильме «Зимний вечер в Гаграх» вот эта афиша. Съемки фильма проходили в Гагре. Ресторан «Гагрипш», гостиница «Гагра» ну и, конечно, гагрская колоннада — это те места, которые «снимались» в фильме, и все же наиболее яркая и запоминающаяся сцена — танец на фоне колоннады, и поэтому именно колоннада прежде всего ассоциируется с этим фильмом.

В Абхазию еще раз

Ну, а мы едем дальше. Природа Абхазии восхитительна. Абхазия — это не только море. Здесь есть бурные реки и красивые горы, густые леса и удивительные озера, шумные водопады и необыкновенные пещеры и каньоны.

Но, к сожалению, нам пришлось на некоторое время прервать созерцание красоты природы. Небольшая остановка на пасеке «Медовый двор"была запланирована заранее, и, как мы поняли, от посещения этой локации никак не отвертеться.

Территория уж очень ухоженная, демонстрационные павильоны, ульи на полянах — все оформлено с размахом. На дегустации нам твердили, что только здесь и сейчас вы можете купить уникальный мед, самый настоящий и самый целебный, такого больше нигде и никогда не найдете. Но я уже давно не ведусь на такие красивые рассказы. Да и цена этого чудесного меда заоблачная, прямо «золотой мед» получается. И все-таки многие, впечатлившись рассказами про «самый лучший мед во всей Абхазии», покупали по несколько горшочков. Ну это их выбор, насильно-то никто не заставлял покупать этот «чудо-мед». Вроде бы там еще дегустация медовухи была, но на это мероприятие я уже не пошла, хватило «медового» представления.

А что мне понравилось на этой пасеке, так это место, где она расположена — вокруг живописные горы, покрытые густым лесом. Очень красиво! И пока там идут разные дегустации, приятно погулять по пасеке и рядом с ней и полюбоваться окружающими видами.

Наконец-то мы покинули «Медовый дом» и поехали дальше.

Большинство природных достопримечательностей Абхазии находится на территории Рицинского реликтового национального парка. Парк имеет огромную площадь — это целых 39 тысяч га. Практически сразу при въезде в Рицинский нацпарк расположено Голубое озеро — настоящее чудо природы, завораживающее своей неземной красотой.

В озеро вливается шумный водный поток, но что удивительно, несмотря на это поверхность озера гладкая, ни малейшего волнения. Вода в озере холодная, даже летом не прогревается больше 10 градусов, и в то же время зимой оно не замерзает.

В Абхазию еще раз

Озеро небольшое, но что удивляет и поражает так это его цвет — водная гладь озера невероятного лазурного оттенка. И даже в ненастную погоду озеро не меняет свой цвет.

Почему вода в озере такого удивительного цвета — тут экскурсоводы расскажут вам самые разные истории, и про микроорганизмы, и про его глубину (во многих источниках считается, что она около 25 метров, но есть мнения, что озеро гораздо глубже — до 75 метров), и про лазурит, лежащий на дне. Однако ни одну из этих версий нельзя считать полностью правдоподобной. Ученые же предполагают, что неповторимый цвет воды скорей всего связан с особым химическим составом, насыщенным минералами. Именно поэтому в Голубом озере отсутствует жизнь — ни рыбы, ни плактона здесь нет.

В Абхазию еще раз

Из озера бирюзовая вода по узкому перешейку перетекает в реку Бзыпь. И река в этом месте имеет необыкновенный сине-бирюзовый цвет. Бзыбь — одна их самых красивых абхазских рек. Стоя на ее берегу, можно полюбоваться шикарным пейзажем — живописные горы, вершины которых укрыты облаками, девственные леса по берегам реки.

Людей возле озера много, так что там мы не задержались, а поехали дальше. И вот перед нами впечатляющий природный объект — Юпшарский каньон, который образовался в результате раскола огромной скалы при крупном землетрясении. Когда мы были здесь прошлый раз, лил сильный дождь, и каньон выглядел сумрачным и неприветливым. Но мы тогда списали все на непогоду. Но и в солнечный день здесь мрачно и неуютно. Высота скал достигает 400 метров. Видно только узкую полоску неба, а в самом узком месте ущелья, известном как Юпшарские ворота, глыбы как будто склоняются над тобой, и расстояние между скалами метров 20, не больше.

В Абхазию еще раз

Местные жители дали каньону интересное название — «Каменный мешок». И это название вполне подходит каньону, действительно, из-за того, что скалы нависают над дорогой, практически смыкаясь сверху, создаётся впечатление, что вы находитесь в какой-то каменной коробке ну или в каменном мешке.

Каньон — не только место, впечатляющее своей мощью и суровой красотой, это еще и опасное место. Довольно часто здесь случаются камнепады. И насколько я знаю, Минтуризм Абхазии в целях обеспечения безопасности в 2023 году принял решение о запрете на остановку и выход туристов из транспортных средств в каньоне, а также запретил в этом месте торговлю сувенирами и продуктами. Предполагалось, что это место должны все транспортные средства проскакивать без остановки, и торговцы должны были свернуть всю торговлю.

Что же получилось? Да, торговцев тут больше нет, а в 2022 году здесь был большой и шумный рынок. А вот машины, автобусы как останавливались, так и останавливаются. Может, конечно, Минтуризм Абхазии ослабил требования, а может просто проезжающие игнорируют приказ. Да и возникает вопрос — кто должен следить за его исполнением?

Конечно, безопасность прежде всего, но обидно было бы проехать это удивительное место не останавливаясь.

В Абхазию еще раз

Далее серпантин ведет напрямую к горному озеру Рица. Очень красивое озеро! В прошлый раз озеро практически полностью было укрыто туманом, сейчас же оно предстало перед нами во всей своей красе. Бирюзовая водная гладь, отражающая горные вершины, сами горы, покрытые заповедными хвойными лесами, их вершины, окутанные легким невесомым туманом и лежащий по берегам озера снег, придающий озеру еще бОльшее очарование! Эта красота просто завораживает!

С юго-запада над Рицей возвышается гора Пшегишха — 2 222 метра, с востока — Арихуа высотой 2 700 метров, а с севера — скалистый массив Ацетук с вершиной Агапста высотой 3 261 метр. Так что высота гор очень даже приличная! Поросшие густыми лесами, с вершинами, спрятавшимися в тумане, горы очень украшают озеро.

Рица считается самым глубоководным озером Абхазии, его глубина в отдельных местах свыше 100 метров.

В Рицу впадает шесть рек, а вытекает одна — Юпшара. Вот это как раз и есть Юпшара.

Рица находится на высоте около 900 метров над уровнем моря. На даже на такой сравнительно небольшой высоте здесь совсем другой климат по сравнению с местами, находящимися пониже. Если в Адлере зимой и не пахло, цвели мимоза, камелия, было тепло и солнечно, да и в Абхазии внизу была по-настоящему весенняя погода, то здесь везде лежал снег, и температура воздуха была значительно ниже, думаю, чуть ниже 0 градусов.

Несмотря на такую зимнюю погоду, льда на озере не было, и можно было прокатиться на катамаране. Лучше это, конечно, делать летом, а в таких вот погодных условиях у нас даже желания не возникло это сделать.

А вот вопреки расхожему мнению, что зимой на Рице мало людей, могу сказать, людей было достаточно много! Да и действительно, зимой Рица очень живописна, зимние пейзажи потрясающие, и побывать здесь в зимнее время безусловно стоит. Нам Рица в зимнем облике очень понравилась.

Ещё одна достопримечательность, на этот раз рукотворная — Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь.

Новоафонский монастырь был основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеймона, прибывшими из Святого Афона в Греции. В 19 веке греческое духовенство решило сделать Старый Афон своей резиденцией. Русские монахи должны были покинуть монастырь. Тогда настоятель Макарий обратился за помощью к императору Александру III. И государь выделил под строительство Нового Афона участок земли возле Чёрного моря.

В прошлый раз вход в монастырь был закрыт, поэтому мы полюбовались монастырем снаружи. Золотые купола храмов на фоне горного пейзажа очень впечатлили нас, но хотелось побывать на самой территории монастыря. В этот раз повезло больше, монастырский двор был открыт.

Пройдя через ворота надвратного храма Вознесения Господня мы попали во внутренний двор монастыря, не очень большой, но светлый и аккуратный.

Комплекс Новоафонского монастыря состоит из шести храмов, но открыт для посещения только один — пятиглавый собор Пантелеймона Целителя. Заложили его в 1888 году в присутствии императора Александра III. Возводился храм довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 года.

Снаружи главный собор, возвышающийся в центре монастыря, отреставрирован и выглядит вполне достойно.

А вот внутреннее убранство храма не радует. Стены собора расписаны в 1911–1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников. Фрески уникальные, но, к сожалению, их состояние удручает, часть фресок осыпалась. Сразу при входе в храм бросаются в глаза обшарпанные стены, которым безусловно требуется реставрация. Своды, правда, сохранились лучше.

Что интересно, внутри храма множество скамеек, на которые можно было присесть и спокойно посидеть, никуда не спеша.

После посещения храма мы немного прогулялись по территории монастыря. Привлекает внимание 50-метровая колокольня с часами, которые подарил монастырю сам Александр III.

Выйдя с монастырского двора, мы еще полюбовались живописным видом, который открывался с верхней площадки у монастырского входа.

В Абхазию еще раз

В настоящее время вокруг монастыря сложилась непростая ситуация, связанная с некоторыми противоречиями между двумя абхазскими православными структурами, между которыми произошёл раскол. Фактически РПЦ потеряла контроль над обителью и рекомендует русским паломникам воздержаться от участия в духовных таинствах. Мы же никаких противоречий не увидели. Несмотря на межсезонье, посетителей в монастыре было много, причем большинство — туристы. Обстановка спокойная. И, конечно же, увидеть этот монастырь, созданный именно силами России, обязательно нужно.

Ну и последним объектом, которые мы посетили, была Новоафонская пещера.

Обнаружена эта пещера не так давно, в 1961 году. Вход в неё нашёл Гиви Шалвович Смыр, даже спустился на веревке вниз метров на 35, но об ее истинных размерах он и не подозревал. После того, как Гиви рассказал о найденной им бездонной яме, профессиональные спелеологи начали изучение неведомого пространства. И уже через 15 лет пещеру оборудовали для посещения туристов. А человек, который открыл пещеру, в 2001 году стал директором пещерного комплекса.

Хочу сказать, пещерный комплекс меня приятно удивил. Уже даже сам вход в пещеру — административное здание, где находятся кассы, а также киоски с сувенирами, современное и благоустроенное, впечатляет своим ухоженным видом. На фоне разрушенных сооружений, которые нередко встречаются в Абхазии, здесь приятно находиться. И пещера обустроена на уровне, все залы оборудованы лестницами, настилами, поручнями, есть подсветка. Как будто находишься в музее, только очень необычном — каменном!

Ну и безусловно восхищает уникальный электропоезд и транспортный тоннель, по которому идет это самый поезд. По искусственно проложенному тоннелю поезд — «пещерное метро» — везет туристов вниз к входу в подземные залы пещеры. Протяженность «метрополитена» — 1,3 километра. На линии 3 пассажирские станции. Время в пути — около 5 минут.

Этот поезд курсирует между станциями с 2014 года, он также, как и прежний, был изготовлен на Рижском вагоностроительном заводе. Сам поезд уникальный, его разрабатывали специально для этого места, при этом учитывали узкую коллею и низкие своды пещеры.

В Абхазию еще раз

Пещера не просто большая, она огромная. Ее площадь — 1 млн. кв. метров. Это очень много! Протяженность пещеры почти 2 километра. Максимальная высота сводов достигает 97 метров! Ну, а возраст пещеры, как сказала экскурсовод, два миллиона лет! К тому же Новоафонская пещера входит в число крупнейших пещер мира, доступных для посещения.

Это вроде сухие факты, но во время посещения пещеры, впечатления зашкаливают! Ее величие, грандиозность не просто поражают, это просто крушение всех стереотипов о замкнутых пространствах. Оказывается, пещеры могут быть вот такими!

Пещера состоит из 9 залов, но не все доступны для посещения, один закрыт для научных целей, два других закрыты по каким-то иным причинам. Таким образом, мы побывали в 6 залах, каждый из которых имеет свои особенности и каждый по-своему уникален.

Первый зал — зал «Анакопия» (до конца 19 века Новый Афон именовался Анакопией, от абхазского слова «анакуап», что в переводе означает «пересечённая местность с выступом»). В этом зале холоднее всего, температура всего 10 градусов.

Здесь находятся два подземных пресных озера — Анатолия и Голубое озеро. Настоящие озера в пещере. Очень впечатляет!

Зал поистине великолепен, много разных причудливых нагромождений из камней.

В Абхазию еще раз

Самый большой зал — Зал махаджиров, его длина — 260 метров, высота до 50 метров.

В центре зала Белая гора. Белая гора увеличивается в год лишь на 1 миллиметр, что считается довольно быстрым ростом. Ну раз такая горка выросла, понятно теперь, почему говорят о возрасте пещеры в 2 миллиона лет!

В Абхазию еще раз

Для удобства передвижения туристов в этом зале было возведена эстакада высотой в 18 метров. Это самый длинный пещерный мост в мире. Его длина составляет 120 метров. Такую высокую эстакаду решили построить в связи с тем, что подземные воды часто поднимаются на приличную высоту и затапливают эту часть пещеры.

С мостика можно увидеть небольшое мутно-зеленое озеро. Это озеро периодически поднимается из глубин пещеры, а потом исчезает. Нам повезло, мы его увидели.

В Абхазию еще раз

Третий зал «Нартаа» и «Кораллитовая галерея» сплошь усыпан сталагмитами всевозможных форм и размеров.

В самой нижней точке зала «Нартаа» находится еще одно интересное озеро. Его трудно застать, вот и сейчас воды в нем совсем немного. Но когда осадки в Абхазии особенно обильны, вода просачивается под землю, и озеро наполняется водой.

В Абхазию еще раз

Следующий зал «Аюхаа» напоминает вытянутое ущелье. Этот зал также богато украшен сталактитами, сталагмитами, которые сросшись, образуют сталагнаты.

Пятый зал «Апхиарца» — концертный зал, имеет великолепную акустику. Один раз в неделю в этом зале выступает Абхазская государственная хоровая капелла. Необычная подсветка очень украшает зал.

«Апсны» (так называют абхазы свою страну, что в переводе означает «Страна души») — самый красивый зал Новоафонской пещеры, похожий на белый дворец. Почти все стены этого зала покрыты натечно-капельными образованиями, кальцитовыми наростами, каменными водопадами различных форм и размеров.

Главная достопримечательность этого зала — двадцатиметровый каменный водопад Апсны необыкновенной красоты. Этот огромнейший сталагмит действительно похож на гигантский водопад.

В Абхазию еще раз

Продолжительность экскурсии — примерно 1,5 часа. Экскурсия организована довольно хорошо. Все, что говорит экскурсовод в микрофон, слышно отлично на территории всей пещеры. В пещере холодновато, температура воздуха — 10–14 градусов. Шубу, конечно, надевать не надо, но легкую куртку нужно взять с собой, это если в теплое время года. Мы ничего с собой не брали, достаточно было тех курток, которые и так были на нас. В пещеру обязательно нужно идти в кроссовках, каменные дорожки, ступеньки мостиков большей частью мокрые и скользские. И, конечно, в пещере нельзя ничего трогать руками, только смотреть!

После окончания экскурсии из зала «Апсны» по подземному тоннелю проходим к железнодорожной станции. Здесь на запасном пути стоит поезд, который исправно возил туристов почти 40 лет. На пенсию отправили старичка, на заслуженный отдых.

В Абхазию еще раз

А мы на новом современном поезде едем на поверхность, к вестибюлю административного здания.

На этом закончилась не только экскурсия в Новоафонскую пещеру, но и вся наша экскурсия по Абхазии. И надо сказать, на этот раз экскурсия удалась, везде побывали, где нам обещали, все увидели, и, главное, погода не подвела. Конечно, в Абхазии есть еще масса других достопримечательностей, и природных, и рукотворных, и думаю, я сюда обязательно вернусь, чтобы получить новые впечатления от красот этой удивительной страны.

Цикл материалов "Абхазия"

1. Несолнечная Абхазия
  2. В Абхазию еще раз

Теги: Автобусные туры

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.