В 1860 году Бергамо предоставил в экспедицию Гарибальди наибольшее количество добровольцев, за что получил титул «Город тысячи».
Итальянский город Бергамо знаком каждому советскому зрителю благодаря бессмерному произведению Карло Гольдони и искромётному таланту Константина Райкина. Мы не знали ни где он находится, ни как он выглядит, просто само слово вызывало улыбку и поднимало настроение. В те времена невозможно было даже мечтать увидеть заморское чудо своими глазами. Однако, где-то там сверху так сложились звёзды или внизу легла карта, что «оковы рухнули» и свобода передвижения засияла ярким светом. Настало время мечтать и строить планы.
Первому плану на весну 2020 года по известным причинам не суждено было осуществиться. Прошло три года и вот ранним летним утром электричка с Milano Centrale уже мчит нас к мечте. От вокзала начинается ровная как стрела Viale Papa Giovanni XXIII, которая приводит к монументальным воротам города Porta Nuova. Пара неоклассических зданий в форме древнегреческих пропилей были построены в 1837 г. по случаю приезда Фердинанда I Австрийского.
Пройдя между портиков с колоннадами оказались на Viale Roma. Бергамо состоит как бы из двух половинок: Нижней — Città Bassa и Верхней — Città Alta. Крепостная стена и башни Верхнего города видны издалека. Подняться можно или пешком, или на фуникулёре. Мы выбрали фуникулёр. Билет в одну сторону стоил 1.3€.
Расположенный на утесе с видом на долину реки По, старый Бергамо был основан кельтами, а затем захвачен римлянами, которые превратили его в важный превалочный пункт для караванов пересекающих Альпы. В 1428 году сюда прибыли венецианцы, сделавшие его западным форпостом своей империи, именно поэтому город окружен гигантскими крепостными стенами, а в историческом центре сохранились элегантные венецианские портики.
Фуникулёр доставил нас на небольшую площадь Vicinìa of S. Pancrazio. В 1548 году Совет Бергамо постановил, что на пространстве перед церковью Сан-Панкрацио должен быть установлен фонтан для общественного пользования. Работу поручили известному архитектору Пьетро Изабелло. Мастер также привлёк своего сына Леонардо, который помогал ему с проектом Палаццо делла Раджоне (1538–1543). Фонтан отделан мрамором Зандоббио, как и многие другие объекты Старого Бергамо.
Узкими улочками вышли на Пьяцца Веккья. Разбитая на месте античного форума площадь была сердцем Читта Альта со времен Римской империи. Гражданская башня, Кампаноне высотой 52,76 метра снабжена самым большим колоколом в Ломбардии. Каждую ночь в 22:00 колокол Кампаноне звонит сто раз, как вечное напоминание о закрытии городских ворот во времена венецианского господства.
В центре площади установлен фонтан Контарини, подаренный городу главным судьей Альвизе Контарини в 1780 году. Восьмиугольник из белого мрамора украшен статуями сфинксов, львов и змей.
У подножия сфинксов расположены небольшие резервуары с питьевой водой. По сторонам чаш колонны обвитые гигантскими змеями. Львы символизирующие Венецианскую республику отдают дань истории региона и его связям с могущественным соседом.
Окончательная планировка Пьяцца Веккья появилась в конце 1100 года после возведения Палаццо делла Раджоне, отделившего нынешнее пространство от площади Дуомо за ним.
Двери Дуомо оказались открыты. Большая удача учитывая непредсказуемое расписание итальянских церквей, поэтому поспешили внутрь.
Строительство Собора заняло более двухсот лет, над проектом работали несколько архитекторов. Последние штрихи принадлежат Карло Фонтана который поднял купол, удлинил апсиду и, наконец, завершил работы в 1693 году.
Белизна стен, украшенных изящной позолотой, делает интерьер очень светлым, просторным и торжественным.
Собор посвящен святому Александру, покровителю Бергамо. Святой Александр, римский солдат приговоренный к смерти за то, что принял христианство. Легенда гласит, что, когда палач приготовился сделать своё дело, Александр внезапно вырос размером с гору, палача парализовало от шока, что позволило святому спастись. Однако, позже он был схвачен во второй раз и казнен.
В главной апсиде, за алтарем, выполненным из полихромного мрамора по эскизам Филиппо Юварры, находятся семь больших картин. В центре «Мученичество святого Александра», работа Николы Малинконико 1694 года, с краю слева «Мученичество святого Иоанна епископа» Джанбаттиста Тьеполо 1743 г.
Купол расписан фресками Франческо Когетти с изображением великого Триумфа Святого Александра.
Алтарь святых Фермо, Рустико и Проколо из разноцветного каррарского мрамора построен по проекту Филиппо Юварры 1731 г.
Крошечная Площадь Дуомо окружена шедеврами со всех сторон. Элегантное восьмиугольное здание со статуями на крыше — Баптистерий первоначально построенный в 1340 году Джованни да Кампионе. С тех пор его переносили и перестраивали. Получилось неплохо: зефирно бело-розовый с барельефами из красного веронского мрамора, символизирующими всевозможные добродетели он прекрасно вписался в ансамбль Дуомо.
Слева от баптистерия роскошная Капелла Коллеони. Кажущийся объёмным рисунок фасада выполнен из белых, красных и черных кусочков мрамора. Фасад можно рассматривать долго. В основании 9 барельефов на библейские сюжеты и четыре изображающие подвиги Геракла. Над главным порталом окно-роза, окруженное двумя медальонами с изображением Юлия Цезаря и Траяна. Капеллу построили как усыпальницу Бартоломео Коллеони и его любимой дочери Медеи в 1472 — 1476 гг. по проекту Джованни Антонио Амадео.
Бартоломео Коллеони был бергамским кондотьером (капитаном). В награду за службу венецианцы назначили его правителем Бергамо. Фотографировать внутри не разрешают. Сделала только один снимок с порога. В кадр попал саркофаг Коллеони с позолоченной конной статуей.
К стенке Капеллы как бедная родственница притулилась Базилика Санта-Мария—Маджоре. Строгий романский фасад оживляет только портал Джованни да Кампионе 1353 г. В лоджии над аркой находятся статуи святой Варвары, святого Винсента и святого Александра, а сверху Мадонна с Младенцем в окружении святых Эстер и Святой Граты (1398 г.).
Арка портала опирается на львов из розового веронского мрамора. Львёнку слева похоже удаляют зуб.
С противоположной стороны у портала с белыми львами проходила школьная экскурсия. Портал построил также Джованни да Кампионе в 1360 году. Во втором ряду за львами колонны поддерживают теламоны в виде мужчины и женщины. Над порталом готический подвесной храм 1403 года, автор Ганс фон Фернах.
Насколько скромен фасад, настолько же ярко и пышно украшены интерьеры. Фрески, картины известных художников, старинные гобелены кажется ни сантиметра голых стен.
Рассматривая потолки можно свернуть шею.
Серия фресок 1665—1667 гг. итальянского скульптора и художника эпохи барокко, ученика и преемника Пьетро да Кортона, Чиро Ферри.
Восьмиугольный купол с изображением Коронации Богородицы был расписан в 1521 году Джан Паоло Каванья.
Исповедальня, Андреа Фантони 1704 г. орех и самшит. Статуя наверху представляет Бога-Отца, а четыре статуи ниже Милосердие, Мудрость, Кротость и Тайну Исповеди.
На стене гобелен Медичи по эскизу Алессандро Аллори «Обрезание Иисуса», 1583–86 гг.
Девять гобеленов с историями Марии и детства Иисуса, так называемая «Флорентийская серия» по заказу мануфактуры Медичи были выполнены в 1584–1586 годах мастерской Бенедетто Скилли. Автор эскизов Алессандро Аллори.
Гробница Гаэтано Доницетти, уроженца Бергамо и знаменитого композитора оперного стиля бельканто.
Лука Джордано «Переход через Красное море» (1691 г.).
Гобелен «Распятие» выполнен в Антверпене по эскизам Людвига ван Шура, 1698 г. — первый из трех в «Антверпенской серии».
Главное богатство Базилики инверсии Лоренцо Лотто увидеть во всей красе не удалось. Хоры были закрыты на ремонт. Сумела только просунуть руку за заграждение и запечатлеть две сцены: «Юдифь и Олоферн» и «Давид и Голиаф».
В правом трансепте находятся фрески четырнадцатого века в стиле Джотто неизвестного художника с «Историями святого Эгидия» и «Тайной вечерей» (1347 г.). Фрески изображают сцены с множеством реалистичных деталей. В Тайной вечере можно проследить беспокойство каждого гостя, в тот момент, когда Христос раскрывает предательство одного из присутствующих, предлагая ему кусок хлеба. Стол, накрытый белой скатертью сервирован хлебом, вишней, кувшинами с водой, вином и рыбой, символами первых христиан.
На южной стене большая фреска «Древо жизни» работы того же мастера (1342—1347 гг.). Верхняя часть скрыта большой картиной Пьетро Либери с изображением Всемирного потопа, написанной в 1661 году.
Прежде чем вернуться в Нижний город поднялись к крепости Рокка.
Строительство крепости на холме С. Евфимии началось в 1331 году. Крепость соорудили на месте римского укрепления. Стратегическое положение холма было актуальным во все времена.
Наверху военный музей, всякие орудия. Однако главное захватывающие виды. Нижний город и горы на горизонте.
Башни Старого Бергамо: колокольня Церкви Сан-Панкрацио, Торре-дель-Гомбито, колокольня Дуомо и Гражданская башня.
Квадратная башня Гомбито 12 века до сих пор сохраняет свой средневековый оборонительный стиль. Башня сыграла важную роль в боях между гвелфами и гибеллинами в Бергамо в XII и XIII веках, первые выступали за Папу, а вторые были на стороне императора. С её террасы в ясные дни можно даже увидеть Милан и Альпы.
Напротив ещё один холм. Бергамо, как и Рим, стоит на семи холмах.
Спустились обратно на фуникулёре. Можно было пойти пешком, но хотелось успеть в несколько церквей до закрытия.
В Нижнем городе вдоль бульваров цвели розы.
Во дворах частных вилл журчали фонтанчики.
Посреди небольшой площади на Виа Пиньоло встретился фонтан Дельфина. На постаменте барельеф с шишкой символом района Пиньоло, одного из древнейших районов Бергамо.
Дальше по улице стоит Церковь Сан-Бернардино. Здесь собирались члены светского братства Дисциплинати, в основном купцы и ремесленники. В 1521 году они собрали деньги и заказали венецианскому художнику Лоренцо Лотто большой алтарь.
Мария с Младенцем сидит на троне в окружении святых на фоне пейзажа и заходящего солнца. Четверо ангелов распростёрли над группой травянисто-зелёный балдахин. Композиция создаёт ощущение мимолетности, как на фотоснимке, которое также усиливает скользящий по ступеням трона ковёр.
Одновременно Лотто работал над алтарём соседней церкви Санто-Спирито.
С формальной точки зрения Алтарь Сан-Бернардино существенно отличается от Алтаря Санто-Спирито, однако здесь виден тот же травянисто-зелёный цвет и пейзаж за парапетом. Больше всего на картине выделяется яркое небо, где в вихре облаков кружат ангелы с музыкальными инструментами. Сверху над действом парит голубь Святого Духа.
Успели увидеть ещё один алтарь Лотто «Пала Мартиненго» в Церкви Санти Бартоломео и Стефано. Потом просто гуляли по пути заглядывая в аркады дворов.
Очередная мечта превратилась в приятные воспоминания.