Турист Елена Смирнова (lesik1)
Елена Смирнова
была вчера 22:38

Псков — Россия Август 2024

В декабре 2023 года на улицах Пскова постепенно стали появляться малые декоративные скульптурные композиции, представляющие собой художественное изображение символа города — барса. А точнее — барсиков.

Десять барсиков отливались и готовились к установке на литейном заводе Ярославля. Высота композиций 20 см, ширина — 35 см (по основанию). Техника изготовления — бронзовое литье с ручной доработкой. Цвет скульптур — тонированная бронза.

Размещены они в ключевых местах и каждый из них с «изюминкой». Всем барсикам были привоены имена в честь выдающихся и знаменитых людей, которые оставили заметный след в истории Псковского края.

Мы с мужем устроили целый квест по поиску этих малых скульптур. Ещё дома, до поездки, я разработала оптимальный маршрут с учётом местоположения барсиков и наших хотелок. И поведу вас я именно этим маршрутом.

Итак, начнём.

Барсик Валя разместился в Театральном сквере. Найдёте его рядом со скамейкой и видом на фасад Псковского театра драмы имени А. С. Пушкина.

В поисках БАРСикОВ

Назвали этого барсика в честь Заслуженного артиста РСФСР Валерия Антоновича Порошина.

Валерий Антонович 20 лет служил в Псковском театре, где создал множество ярких образов. Более 50 ролей на сцене и 30 в кино. Его персонажи были живыми, многогранными и захватывающими. Самые памятные: Бертран в пьесе «Роза и Крест», последняя роль, ставшая звездной — Максим Горький в многосерийном телевизионном фильме «Под знаком Скорпиона».

Барсик Афанасий найдётся на Октябрьской площади, у Главпочтамта, слева от входа.

В поисках БАРСикОВ

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин — русский государственный деятель середины и второй половины XVII века, выдающийся дипломат и экономист, организатор регулярного почтового сообщения на Руси.

Родился в семье псковского дворянина, рос в Опочке (Псковская область). С 1622 года на военной службе Пскова, с 1640-х привлечён к дипломатической службе. Возглавив Посольский приказ Ордин-Нащокин ввел ряд прогрессивных новшеств. Например, он повелел доставлять в Москву периодику из европейских государств, для того, чтобы иметь разные источники информации о происходящем за рубежом.

Барсик Венечка расположился на лестнице амфитеатра у Библиотеки имени Вениамина Каверина.

В поисках БАРСикОВ

Как не трудно догадаться, назван барсик в честь Вениамина Александровича Каверина — русского и советского писателя, сценариста, драматурга, автора знаменитых романов «Два капитана», «Открытая книга», «Перед зеркалом» и некоторых других отличных образцов классической советской литературы.

Вениамин Александрович Зильбер (Каверин — псевдоним, который писатель в 1922 году выбрал по фамилии друга Пушкина гусара Петра Каверина, упомянутого в первой главе романа «Евгений Онегин») родился в Пскове, в большой семье, где кроме него было ещё 5 братьев и сестёр.

Народное поверье гласит: «Если погладить его за ушком, то в жизни прибавится счастья и любви, а если потереть книжку — придёт радостное событие и укрепятся знания! (Особенно актуально для тех, кто сдаёт экзамены). Ну, а если носик, то хорошее настроение будет сопровождать весь год!»

Барсик Фердинанд находится на Набережной Флотской славы, на смотровой площадке рядом с баром «Якорь» у Мстиславской башни.

В поисках БАРСикОВ

В Пскове родился барон Фердинанд Петрович Врангель — морской министр, путешественник-исследователь, географ и вице-адмирал.

Имя отважного исследователя живет в названиях островов, горных хребтов, населенных пунктов в России и в США. Например, один из американских городов на Аляске так и называется — Wrangell. Население городка составляет 2308 человек, он был основан Фердинандом Врангелем в 1834 году и изначально назывался Редут Святого Дионисия.

Барсик Юра обнаружится на Георгиевской улице, у дома № 4 (дом Беклешова). Барсик охраняет городскую усадьбу Н. А. Беклешева в которой располагалась первая в Пскове гимназия.

В поисках БАРСикОВ

Носит имя Тынянова Юрия Насоновича, русского прозаика, пушкиниста, драматурга, филолога-теоретика. Наиболее известными его произведениями стали «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара» и неоконченный роман «Пушкин».

Семья Юрия Насоновича перебралась в Псков, когда Тынянову исполнилось 10 лет. Здесь мальчик поступил в городскую гимназию.

Интересный факт: эта гимназия была учебным заведением и для многих других известных людей — математика Владимира Брадиса, поэта Антонина Ладинского, писателя Вениамина Каверина.

Барсик Савва обитает на смотровой площадке на улице Воеводы Шуйского.

В поисках БАРСикОВ

Был назван в честь реставратора «всея Руси», великого хранителя русской культуры, искусствоведа Саввы Васильевича Ямщикова.

Савва Васильевич был выдающимся человеком, для которого Псков был не просто объектом работы, а другом и любимым ребёнком. Его вклад в реставрацию и сохранение Пскова трудно переоценить.

Барсик Дорофей уместился рядом с крепостной стеной Окольного города на пересечении улиц Свердлова и Советской.

В поисках БАРСикОВ

Барсик носит имя старца Дорофея. Накануне решающей битвы со Стефаном Баторием старец Дорофей имел пророческое видение: В лучах необыкновенного света он узрел Богоматерь, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием — начальником Киевских пещер, а по правую — Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с преподобными в Покровскую церковь.

И сказала она старцу:

«Старец, иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресвятой Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога, и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелела старцу объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога, и объявила, что Сама будет молиться Сыну Своему и Богу о прощении людских грехов.

Икона Богородицы Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею)

Покровский угол связан с героизмом псковичей во время осады Пскова войсками Стефана Батория. «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам Боже с ним справиться!» — записал в дневнике прибывший с войсками Батория ксёндз Станислав Пиотровский 24 августа 1581 года.

Не смог Баторий тогда одолеть Псков. Выстояли стены и башни Псковского крома, а отвага и героизм псковичей помогли спасти русские земли от захватчиков, обеспечив сохранение границ Русского государства.

Барсик Сева сидит у Дома Ксендза, возле скамеек.

В поисках БАРСикОВ

Назван в честь Всеволода Петровича Смирнова.

Всеволод Петрович — яркая личность, фронтовик, художник, архитектор и реставратор. Помимо реставрационных работ он возродил кузнечное дело в Пскове, создал уникальную мастерскую в стенах древней звонницы на реке Великой. Его работы украшают не только псковские архитектурные памятники, но и музеи многих городов России и мира.

Барсик Митя пребывает рядом с металлической оградой церкви Сергия с Залужья.

В поисках БАРСикОВ

Назвали этого барсика именем профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Дмитрий Сергеевич внёс Большой вклад в защиту одного из красивейших храмов Пскова — храма Сергия с Залужья. Он вел переговоры с тогдашним партийным руководством города о реставрации церкви. Это было трудно, поскольку вокруг церкви располагались начальственные гаражи.

Барсик Миша притаился рядом со скамейкой у Михайловской башни Окольного города.

В поисках БАРСикОВ

Последние годы жизни в Пскове провел Михаил Александрович Назимов декабрист, благотворитель, земский деятель, друг и сосед по имению Александра Сергеевича Пушкина.

На Псковской земле он возобновил свою общественную деятельность, открыл в Быстрецове крестьянскую школу. В 1858 году стал членом губернского дворянского комитета, который разрабатывал проект освобождения крестьян Псковской губернии. После земской реформы 1864 года Михаил Александрович в течение многих лет (с 1865 года) переизбирался председателем Псковской губернской земской управы. В этом качестве он в особенности способствовал равномерной раскладке земских сборов, лучшей организации народного образования, помощи неимущим. В 1866 году Назимов был избран почетным мировым судьей Псковского уезда.

Вот такой получился интересный квест.

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.