Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была вчера 22:01

Владивосток — Россия Сентябрь 2024

Аэропорт Владивостока получил имя Владимир Арсеньев в декабре 2018 года в результате голосования. Арсеньев Владимир Клавдиевич- российский и советский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока, военный востоковед, руководитель первопроходческих экспедиций по исследованию горных районов Уссурийского края и юга Хабаровского края, закрывший много белых пятен на карте Дальнего Востока. По инициативе В. К. Арсеньева на Дальнем Востоке созданы первые природные заповедники. В сквере перед зданием аэропорта установлен памятник Арсеньеву и его легендарному проводнику Дерсу Узала.

Арсеньев во Владивостоке

Портрет Владимира Клавдиевича провожает гостей Владивостока.

Арсеньев во Владивостоке

Под портретом путешественника, географа, этнографа и писателя, размещены фотографии.

В.К. Арсеньев со своим братом Анатолием, капитаном Трансбалта и дочерью Наташей на палубе Трансбалт. Владивосток 1928 год
В.К. Арсеньев со своим братом Анатолием, капитаном "Трансбалта" и дочерью Наташей на палубе "Трансбалт". Владивосток 1928 год

В наш предпоследний день во Владивостоке 10 сентября этого года исполнилось 152 года со дня рождения Владимира Клавдиевича. В этот день в Пушкинском театре нам показали документальный спектакль «Арсеньев. Воля и покой».

Арсеньев во Владивостоке

Здание театра было построено в 1908 году по проекту архитектора Ю.Вагнера, здесь было Собрание приказчиков. В 1909 году в честь 110 — летия со дня рождения поэта, в этом здании появился Пушкинский театр, в котором проводились разные мероприятия.

При Советской власти в строении обосновался Дом культуры Красной армии и флота, а с 1988 года здание забросили, и 10 лет оно разрушалось. Спасли памятник архитектуры благодаря ректору Дальневосточного технического университета Геннадию Турмову в 1999 году, и теперь это Пушкинский театр ДВФУ. В театре выступают студенты, журналисты, проводятся лекции и концерты, творческие встречи. На этой сцене выступали Высоцкий, Утесов, Вертинский, Русланова.

В спектакле 10 сентября роли Арсеньева в разном возрасте исполняли Павел Крестов, Андрей Калачинский, Илья Сергеев.

Арсеньев во Владивостоке

Начался спектакль с кино показа трагических страниц жизни Владимира Клавдиевича. В последние годы жизни он подвергался клевете и идеологической травле из-за офицерского прошлого и отсутствия марксистко-ленинского подхода в своих работах. Травля продолжалась и после его смерти, вдова Арсеньева Маргарита Николаевна была расстреляна, дочь тоже была репрессирована, ей пришлось продавать личные вещи отца, чтобы не умереть с голоду. В 1958 году Маргарита Николаевна и Наталья Владимировна Арсеньевы были реабилитированы. Переоценка трудов и творчества Арсеньева произошла после 1940 года. В спектакле читали отрывки из дневников и книг Арсеньева. На экране демонстрировались высказывания и рассказы о Владимире Клавдиевиче, в том числе его первой жены, с которой он после развода поддерживал дружеские отношения и помогал материально, сыну писал письма.

Напротив театра здание Университета, в котором два года преподавал Арсеньев.

Арсеньев во Владивостоке

в 1899 году в этом здании открылся Восточный университет- первое высшее учебное заведение на Дальнем Востоке. В 1920 году Восточный университет преобразован в Дальневосточный федеральный университет. Сейчас в здании размещается администрация, а сам Университет с 2013 года работает в кампусе на острове Русский.

На здании висит мемориальная памятная доска.

Арсеньев во Владивостоке

Поднявшись на фуникулере наверх, увидим Сквер путешественников, в центре которого в сентябре 2022 года, в честь 150 -летия со дня рождения Владимира Клавдиевича, установлен памятник исследователю Дальнего Востока.

Арсеньев во Владивостоке

Если от здания университета спуститься на Светланскую, и по ней дойти до улицы Петра Великого, то в сквере у здания выставочного центра можно увидеть памятник, который показывает Арсеньева, как заботливого отца и жителя города Владивосток.

На углу Светланской и Алеутской расположен Главный корпус Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева. Имя Арсеньева музей получил в 1945 году.

Арсеньев во Владивостоке

В это здание музей переехал в 1970 году из первого, специально для него построенного здания, на улице Петра Великого,6.

Открылся музей в 1884 году, как музей Общества изучения Амурского края. Для посетителей был открыт в 1890 году. Арсеньев стал членом общества в 1903 году, руководил этнографическим отделом. Потом Владимир Клавдиевич уехал в Хабаровск, где был директором краеведческого музея. Вернулся во Владивосток в 1918 году. Общество изучения Амурского края существует в настоящее время, Владимир Клавдиевич его почетный член. Спустимся по Алеутской до Первой Морской. Первую Морскую пересекает улица В. К. Арсеньева. Так улица стала называться с декабря 1945 года, ранее называлась Производственной. На этой улице сохранились дома, мимо которых ходил Владимир Клавдиевич, года жил на этой улице.

Арсеньев во Владивостоке

И вот такие видавшие виды домики.

В доме № 7Б Владимир Клавдиевич прожил два последних года своей жизни. Возле дома установлен бюст.

Арсеньев во Владивостоке

На втором этаже этого дома в квартире № 4 были комнаты Арсеньевых, здесь Владимир Клавдиевич умер в 1930 году. Дочь Наталья жила в этой квартире до своего ареста в 1941 году. Музей открыли в 1997 году, до этого здесь жили другие люди. Восстановлены кабинет и гостиная по рассказам племянницы. Подлинные вещи семьи Арсеньевых работники музея искали по всему городу. То, что не нашли, заменили похожими. На прежнем месте воссоздан кабинет.

Арсеньев во Владивостоке

В личной библиотеке Владимира Клавдиевича было 970 томов.

В центральной комнате располагалась гостиная.

В гостиной можно посмотреть семейный альбом.

Из детской и спальни сделали Экспедиционный зал, где представлены документы и вещи из экспедиций В. К. Арсеньева. В общей сложности в экспедициях Арсеньев провел 30 лет жизни. Как он писал в дневниках, четыре раза умирал от голодной смерти, ел морскую капусту, ракушек, кожу, а один раз, чтобы спасти себя и других членов экспедиции от голодной смерти, он отдал на съедение своего любимого пса… Арсеньев писал:" Три раза мог утонуть, и дважды умереть от нападения диких зверей. И ничего. Я выжил, чтобы рассказать»

.На стенах Экспедиционного зала развешаны фотографии, информация, показаны вещи из экспедиций.

Арсеньев во Владивостоке

В своих экспедициях Арсеньев собирал гербарии,

изучал быт и этнографию местных народов.

Арсеньев во Владивостоке

Владимир Клавдиевич занимался археологией и является открывателем нескольких археологических памятников.

Написанные Владимиром Клавдиевичем книги пользуются популярность.

Арсеньев во Владивостоке

В музее мы взяли аудио гид, и в каждой комнате прослушали информацию. Потом к нам подошла служащая музея, и стала нам разсказывать про то, как они создавали этот музей, с каким трудом разыскивали у населения подлинные вещи В. К. Арсеньева, которые в трудной жизненной ситуации продала его дочь Наташа. Про тяжелые судьбы его вдовы и дочери. Даже не спросили как ее зовут, но огромное спасибо этому чуткому человеку.

Мы улетаем из Владивостока на следующий день после дня рождения Владимира Клавдиевича, и его умное лицо нас провожает.

Арсеньев во Владивостоке

Арсеньев Владимир Клавдиевич Почетный гражданин города Владивосток.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.