Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был вчера 17:43

Однодневная поездка в Калужскую область по местам сражений в Отечественной войне 1812 года (часть 2): Малоярославец

Малоярославец — Россия Сентябрь 2024

Продолжу свой рассказ о нашей воскресной, 8 сентября 2024 года, поездке в Калужскую область по местам сражений в Отечественной войне 1812 года. В первой части, опубликованной накануне, я рассказал про Тарутинское сражение, произошедшее 18 (6) октября 1812 года близ села Тарутино, где русская армия разбила лагерь после совершения так называемого Тарутинского маневра.

После посещения Тарутинского мемориала, Военно-исторического музея и Поля воинской славы 1812 и 1941 годов — высоты «Длинная» мы совершили переезд в Малоярославец с целью посещения мест, связанных в нём с Отечественной войной 1812 года.

Хронологически события в Малоярославце в 1812 году происходили после Тарутинского сражения. Получив известия о поражении французов под командованием маршала Мюрата в Тарутинском сражении 18 (6) октября 1812 года, на следующий день Наполеон решил покинуть сожжённую Москву. Французской армии предстояло определиться куда уходить, и она двинулась на юг от Москвы в направлении на Калугу. Наполеон понимал, что русский лагерь в Тарутино взять штурмом не удастся.

Подумав, Наполеон решил обмануть Кутузова. Послав к Кутузову парламентёра с предложением прекратить партизанскую войну, Наполеон захотел выиграть время и незаметно выйти на новую Калужскую дорогу. Но наши партизаны быстро разгадали план действий французов, определив, куда уходят войска Наполеона. Узнав об обстановке, Кутузов приказал двигаться русским войскам на юг, чтобы перерезать дорогу неприятелю.

Французы подошли к Малоярославцу, и должны были идти дальше, но местные жители сожгли мост через реку Лужу, затормозив тем самым движение наполеоновской армии. Французы начали возводить новую переправу, но на этот раз жители разрушили плотину, перегораживавшую реку Лужу, и поток воды снёс то, что построили французы. В результате французы потеряли более суток. А когда они всё же вступили в Малоярославец, укрепившись в захваченном Никольском Черноостровском монастыре, с другой стороны города успели подойти русские войска под командованием генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова, которые обстреляли французов из артиллерии.

А 24 октября 1812 года в самом Малоярославце, то есть среди городской застройки, разразилась кровопролитная восемнадцатичасовая битва. Городскими боями руководил генерал-майор Алексей Петрович Ермолов, на помощь Дохтурову спешил со своим отрядом атаман Матвей Иванович Платов. Основные события битвы развернулись на площади перед монастырём и на Соборной площади. Малоярославец восемь раз переходил из рук в руки. В результате город всё-таки остался за французами, а русские войска расположились неподалёку от него, перегородив дорогу на Калугу.

В Малоярославце чтят память о том сражении. Здесь возведены многочисленные памятники, а в Военно-историческом музее 1812 года представлена прекрасная экспозиция, рассказывающая об Отечественной войне 1812 года в целом и, конечно же, о битве за Малоярославец.

Приехав в Малоярославец, мы первым делом посетили в нём с экскурсией Военно-исторический музей 1812 года.

Экспозиция Военно-исторического музея 1812 года посвящена не только сражению за Малоярославец, но и всей Отечественной войне 1812 года.

Экспозиция выстроена в хронологической последовательности, отражающей ход войны, начиная от вторжения Великой армии Наполеона в пределы России, и заканчивая его изгнанием из России. Каждому крупному этапу войны соответствует витрина, в которой демонстрируются экспонаты, относящиеся к этому этапу.

Первая витрина посвящена началу Отечественной войны 1812 года:

На этой витрине привлекают внимание фарфоровые фигурки, изображающие Наполеона и его маршалов, изготовленные на Саксонской фарфоровой мануфактуре в Дрездене в 1930 году. Через шесть лет они справят свой столетний юбилей:

Вторая витрина рассказывает об отступлении русской армии, о сражении за Смоленск и о назначении М. И. Кутузова главнокомандующим всех русских армий вместо М. Б. Барклая де Толли:

Третья витрина рассказывает о событиях, происходивших в Малоярославецком уезде с весны по осень 1812 года:

Об организации Тарутинского лагеря русской армии и о Тарутинском сражении рассказывает четвёртая витрина:

Рядом с четвёртой витриной демонстрируется ствол трёхфунтовой австрийской пушки 1783 года, отбитой у французов, и бюсты русских военачальников Д. С. Дохтурова и А. П. Ермолова. На стене над пушкой висит картина художника А. Аверьянова «Сражение за Малоярославец», 1998 год:

Вообще в музее экспонируется много картин современного художника-баталиста Александра Юрьевича Аверьянова:

Мундиры солдат русской армии можно увидеть и разглядеть в следующих двух витринах:

А это витрина, посвящённая завершающему этапу сражения за Малоярославец:

Ещё два мундира из коллекции Малоярославецкого военно-исторического музея 1812 года:

Славный эпизод Малоярославецкого сражения представлен в следующей витрине. В ней рассказывается об атаке казаков атамана М. И. Платова на французский лагерь под Городнёй 25 октября 1812 года, когда у французов было захвачено 11 пушек, а сам Наполеон чуть было не попал в плен:

Ещё два предмета обмундирования из коллекции Военно-исторического музея в Малоярославце:

А на этом макете показан город Малоярославец в начале XIX века:

Демонстрируется также редкий подлинный комплект инструментов военного хирурга, использовавшихся для проведения операций в полевых условиях во время Отечественной войны 1812 года, а также пули, ядра картечи и осколки гранат, которые наносили раны солдатам:

Представляет интерес подлинный экземпляр бюллетеня Великой армии, изданный 27 октября 1812 года в Верее, в котором Наполеон впервые официально признал отступление своей досель непобедимой армии:

И ещё одна витрина в музее, которая рассказывает об изгнании армии Наполеона из России. Эти фотографии я сделал восемь лет назад при первом нашем посещении Военно-исторического музея в Малоярославце. Сейчас предметы на ней разложены чуть иначе, но смысл экспоната от этого не меняется:

Интересен здесь комплект памятных медалей, выпущенных в честь сражений в войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 1814 годов. Демонстрируемые экземлляры медалей были найдены при разборке фундамента уничтоженного в советские годы Монумента Славы, воздвигнутого в Малоярославце в 1844 году. Когда начали восстанавливать монумент в 2010 году, из остатков старого фундамента были извлечены медали, заложенные в него при сооружении монумента.

Посетив Военно-исторический музей, мы направились в его филиал, в котором размещена диорама «Сражение за Малоярославец 24 (12) октября 1812 года». По пути в сквере 1812 года осмотрели несколько памятников.

Первый из них — это бронзовый памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову (скульптор С. И. Герасименко), установленный в 1987 году к 175-летию Отечественной войны 1812 года вместо обветшавшей гипсовой скульптуры, открытой на этом месте 24 октября 1955 года в день 210-летия со дня рождения фельдмаршала:

В глубине сквера находятся две братские могилы с захоронениями воинов, погибших в сражении за Малоярославец 24(12) октября 1812 года. На обеих из них в 1912 году к 100-летию Отечественной войны 1812 года были установлены памятники. Первый памятник, автором проекта которого стал командир 23-го сапёрного батальона полковник А. В. Верховский, а фигуру солдата лепил скульптор В. Н. Руссо, выглядит сейчас вот так:

Второй памятник находится в дальнем углу сквера на некотором удалении от первого. На прикреплённой к нему табличке написано: «Доблестным предкам 5-й армейский корпус, 1912 год»:

Диорама «Сражение за Малоярославец 24 (12) октября 1812 года», являющаяся филиалом (отделом) Военно-исторического музея в Малоярославце, расположена в бывшей часовне Свято-Николаевского Черноостровского монастыря, построенной в 1860 году на средства участника Малоярославецкого сражения, отставного майора Фёдора Максимовича Максимова. В ней 18 декабря 1948 года разместился Музей 1812 года, а 12 сентября 1987 года открылась диорама, выполненная художником Ефимом Исааковичем Дешалытом.

Демонстрация самой диорамы сопровождается звуковым рассказом об эпизоде сражения за Малоярославец у стен Свято-Николаевского Черноостровского монастыря, чему и посвящена диорама. Художник Ефим Исаакович Дешалыт специально создавал диораму для размещения внутри бывшей часовни. Площадь полотна составляет 19,95 кв. метра. Площадь предметного плана — 10,2 кв. метра.

Хотя бои шли по всему городу, основные столкновения происходили на площади перед Свято-Николаевским Черноостровским монастырём.

Французы, раньше прибывшие в Малоярославец, обосновались за стенами монастыря. По наведённому мосту через реку Лужу, свежие отряды армии Наполеона подходили на площадь вдоль монастырской стены и вступали в бой. Атаками на них русская армия отбрасывала французов назад, и всё повторялось вновь. Говорят, что бои продолжались до глубокой ночи. Площадь перед монастырём и весь город, в котором практически мало, что уцелело, восемь раз переходили из рук в руки. Но к наступлению ночи город остался за французами. Кутузов отошёл за границы города и окружил позиции французов полукольцом, контролируя все проходы в сторону Калуги. Артиллерийские батареи были выдвинуты к городу вдоль всех дорог.

Потери французов в сражении составили около 5 тысяч человек, русских — около 3 тысяч (по другим данным — около 6 тысяч) человек. Малоярославец сгорел почти полностью, на улицах города из-за пожаров погибло много раненых с обеих сторон.

После Малоярославецкого сражения армия Наполеона оказалась малочисленнее русской армии. И французы не решились пробиваться далее к Калуге. После совета в Городне, где разместилась ставка Наполеона, тот 25 октября 1812 года дал команду отступать на разорённую ими же Старую Смоленскую дорогу, ту самую, по которой французы наступали на Москву.

Кстати, под Городнёй на следующий день после Малоярославецкого сражения казаки атамана М. И. Платова атаковали французский лагерь, захватили 11 пушек и чуть было не взяли в плен самого Наполеона. Возможно, этот эпизод стал той «последней каплей», которая вынудила Наполеона свернуть на Старую Смоленскую дорогу…

В 2002 году, к 190-летию Малоярославецкого сражения, в городе были установлены несколько однотипных памятных знаков в честь русских воинов. Один из таких знаков «Мужественным гренадёрам, сражавшимся за Малоярославец 12/24 октября 1812 года» установлен рядом с Музеем-диорамой напротив здания ЗАГСа (фотографировал я против солнца, поэтому качественной фотографии не получилось):

Другой подобный знак «Мужественным егерям…» нам встретился восемь лет назад, когда мы в первый раз приехали в Малоярославец. Тогда накануне выпало много снега, и знак был укутан снежной шапкой:

Ещё один памятник, который мы в воскресную поездку из-за дефицита времени обошли стороной, — это бюст доблестного героя-патриота Саввы Ивановича Беляева. Покажу его, запорошенного снегом, на фотографии, также сделанной восемь лет назад:

Этот памятник был установлен в 1944 году на месте ранее существовавшего памятника 1890 года.

Савва Иванович был секретарём малоярославецкого нижнего земского суда, а во время Отечественной войны 1812 года — смотрителем войсковых кордонов. Согласно местной легенде, крестьянами под его руководством была разобрана плотина городской мельницы, вода смыла наведённые французами переправы, что задержало их передвижение по пути в Малоярославец.

Следующей нашей остановкой в Малоярославце была площадь, на которой установлен Монумент Славы в ознаменование стратегической победы Русской Императорской Армии под Малоярославцем в Отечественной войне 1812 года.

Монумент Славы был сооружён по указу императора Николая I, как один из подобных монументов в местах наиболее значимых сражений в Отечественной войне 1812 года, и открыт 29 октября 1844 года. В 1932 году памятник был разрушен как «неимеющий историко-архитектурного и художественного значения». Восстановление его было осуществлено только в 2010 году.

Интересно, что Монумент Славы, восстановленный в 2010 году в Малоярославце, является почти точной копией аналогичного монумента, восстановленного чуть ранее в Полоцке (Республика Беларусь). Так вышло потому, что сначала восстановили монумент в Полоцке, а потом уже, используя те же формы для отливок, соорудили аналогичный памятник в Малоярославце. Естественно, что получились памятники-близнецы.

Рядом с Монументом Славы возвышается величественный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, сооружённый в 1912 году к 100-летнему юбилею Малоярославецкого сражения в Отечественной войне 1812 года по проекту А. Д. Скловского на месте стоявших здесь ранее деревянного (1496 год) и каменного (1756 год) храмов.

Ещё один памятник в Малоярославце, имеющий отношение к Отечественной войне 1812 года, — это памятник Полковому священнику, установленный в сквере между Казанским и Успенским соборами. Он был открыт 5 октября 2014 года.

Прообразом послужил полковой священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский, который в ходе всего Малоярославецкого сражения 24 октября 1812 года находился впереди полка с крестом в руке, благословлял солдат, под огнём исповедовал раненых, был дважды ранен сам. Василий Васильковский стал первым полковым священником России, удостоенным воинской награды — Ордена Георгия Победоносца IV степени за мужество, проявленное в бою. Он погиб год спустя, 24 ноября 1813 года, во время заграничного похода русской армии.

Последним местом, в котором мы побывали во время нашей воскресной поездки 8 сентября 2024 года, стал Свято-Никольский Черноостровский монастырь. Это было уже под вечер, мы спешили обратно в Москву, предполагая, что будем долго добираться домой в пробках потока машин, возвращающихся из-за города. Но не побывать в монастыре, перед которым происходили основные кровавые события Малоярославецкого сражения 24 октября 1812 года, мы тоже не могли.

Существующий сейчас монастырь отстраивался, в основном, уже после Отечественной войны 1812 года. Единственным свидетелем Малоярославецкого сражения, сохранившимся до нашего времени, являются святые врата, на которых при реставрации специально были оставлены отметины от пуль и картечи:

Интересно, что икона Спаса над святыми вратами тоже получила многочисленные ранения во время сражения, но ни одна пуля или осколок не попала в лик Спасителя:

А вот так выглядит сейчас улица вдоль монастырской стены (Интернациональный проезд), по которой во время Малоярославецкого сражения подходили свежие силы французов от переправы через реку Лужа:

Территория Никольского Черноостровского монастыря не очень большая, в плане вытянута вдоль одной из сторон метров на триста. На ней, кроме братских корпусов и хозяйственных построек, располагаются: Собор Николая Чудотворца (первая половина XIX века), Церковь Корсунской иконы Божией Матери (1814), Церковь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (1814), Часовня иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (2009) и Колокольня (1821). В монастыре есть также Святой источник.

Предположительно история монастыря берет свое начало с 1610 года. Практически неизвестно о том, как выглядела обитель в древности, так как несколько раз она разрушалась или сгорала дотла. Идея основных построек, которые можно видеть сейчас, возникла уже в начале ХIХ века, когда монастырь вновь начали восстанавливать после долгого периода запустения и активно строили после знаменитого Малоярославецкого сражения 1812 года. Фактически восстановление монастыря в XIX веке стало своеобразным памятником защитникам Отечества в 1812 году. Начиная с 1993 года, это действующий женский монастырь.

Не вдаваясь в подробности, покажу несколько фотографий основных построек на территории монастыря, сделанных мною 8 сентября 2024 года:

На площади перед Свято-Никольским Черноостровским монастырём установлен памятный знак в честь французского генерала Алексиса Жозефа Дельзона, погибшего в Малоярославецком сражении 24 (12) октября 1812 года. А в экспозиции Военно-исторического музея присутствует его портрет. На гранитной доске сделана надпись на русском и французском языках: «От города Орийака городу Малоярославец 1812 — 1992 в память генерала Алексиса Дельзона командира 13 дивизии, а также его брата подполковника Ж. Б. Жеро Дельзона, убитых в памятной битве за Малоярославец». Обелиск был поставлен потомками генерала Дельзона:

И ещё. В 2011 — 2012 годах, к 200-летию Отечественной войны 1812 года, близ Свято-Николаевского Черноостровского монастыря была сооружена новая церковь во имя Михаила Архангела. Я решил её тоже показать в этой публикации:

В заключение могу сказать, что эта наша однодневная поездка в Калужскую область по местам, где происходили решающие сражения Отечественной войны 1812 года, повернувшие захватнические устремления Наполеона и его Великой армии вспять, нам понравилась и запомнилась. Времени, конечно, было крайне мало, но мы им воспользовались по максимуму.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.