Турист Мар-та (Mar-ta)
Мар-та
была 14 сентября 19:04

Индия Июль 2023

Сегодня цены на авиабилеты достигли космических размеров. Даже внутри страны. Сидишь, пришибленный этими цифрами, и понимаешь, что твой ареал путешествий теперь в пределах возможности покупки билета на поезд., т е. — недалече. А еще год назад за 17 тысяч рублей с багажом можно было слетать из Москвы в Дели, туда и обратно.

С Индией у меня особые отношения: каждый раз, уезжая оттуда, я клялась себе, что это в последний раз. Но к дешевизне билета приложился недорогой тур к истокам Ганги с посещением Долины цветов. О, это же моя давняя и, как я считала, неисполнимая мечта. В интернете появлялась скудная информация о божественно красивой территории национального парка, спрятанной далеко в гималайских горах, в труднодоступной местности. Редкие фотографии поражали яркостью, масштабами и многообразием необычных растений.

Приключения во имя Долины цветов

Долгожданная встреча с моей мечтой состоялась, и теперь мой правдивый рассказ об этом «чуде природы».

Ранним июльским утром 2023 г. прилетаем в международный аэропорт имени Индиры Ганди, где нас встречает руководитель тура. Загружаемся в микроавтобус и мчим к Вратам Гималаев (так называют Ришикеш), где будет первая ночевка. Водитель, худощавый индус средних лет, на протяжении 300 км периодически погружался в сон, не сбавляя скорости. Все же добрались. Кучи навоза и мусора на улицах, наглые обезьяны, разгуливающие по крышам, тощие коровы, лежащие посреди дороги, быстро напомнили мне о моих клятвах. Так мне и надо, наслаждайся! Не буду описывать все прелести сего города, мировой столицы йоги, фотографии будут красноречивей.

Город заполнен туристами, паломниками, аскетами, йогами и просто чудаками. Их экзотичный вид и задумчивые лица очень фотогеничны.

В воздухе духота и влажность. Запахи специй густо перемешаны с чадом от кулинарных «изысков» уличной кухни…. Тошненько. Но чистый и, по местным меркам, комфортный отель, позволил нам выспаться. И мы, бодречком, с раннего утра выдвигаемся в сторону Бадринатха. На этот раз за руль сел местный житель, давний знакомый нашего гида, который будет с нами до конца путешествия. На вид весьма приятный и обнадеживающий водитель. И это очень важно, ведь впереди ГИМАЛАИ.

Приключения во имя Долины цветов

Густой туман, поднимаясь над шумящей вдоль дороги реки Алакнанда, плотно накрыл местность. Лучи солнца пытаются пробиться сквозь серую пелену, но пока безуспешно. На время сознание отключилось от вчерашних «впечатлений», медитируя в унисон с просыпающейся природой.

Это продолжалось недолго. За очередным поворотом неожиданно возник яркий силуэт городка, распластавшегося на трех берегах.

Приключения во имя Долины цветов

Это Девпраяг- одна из святынь Гималаев. Здесь река Бхагиратхи встречается с рекой Алакнанда, и дальше именуется Гангой. «Божественное слияние» является местом паломничества, где индусы совершают омовение, смывая накопленные грехи. Мои попутчики, хоть и не индуисты, живенько окунулись в разноцветные воды. Ну, а я, посчитав, что еще не так много нагрешила, наблюдала за происходящим ритуалом, удобно устроившись на гхатах.

Приключения во имя Долины цветов

Вообще-то река Ганга берет свое начало (географический исток) в ледяной пещере Гомук в леднике Ганготри на высоте 3900 м н.у.м., до Девпраяга она зовется Бхагиратхи.

Мы всё дальше, всё выше забираемся в горы. То, по чему мы медленно ползем, трудно назвать дорогой. Узкая, с обрушенными участками от потоков воды, с заторами из машин и осыпавшихся камней, и … бесконечная.

300 км пути уложились в целый день. Уже в полной темноте, криуляя по бездорожью в поисках забронированного ночлега, ужаса добавили появляющиеся из ночи смуглые лица, укутанные в шарфы. Они что-то кричали и настойчиво стучали по стеклам нашего авто. Жесть.

Бадринатх. Высота 3133 м н.у.м. Утренний пейзаж из окна стер все ночные страхи. Лучи восходящего солнца высвечивали снежную макушку Нилкантхи, постепенно переползая на подножие горы, в ущелье, являя нам священный город. Внизу гремела всё та же Алакнанда, заглушая бой барабанов в храме Бадринатха, посвященного богу Вишна. Сюда, с мая по октябрь, тянется поток верующих со всех уголков Индии.

Сегодня мы идем к туристической достопримечательности — водопаду Васундхара. Путь пролегает сквозь селение Мана. Это последняя индийская деревня, расположенная у границы с Тибетом. Беспорядочно расположенные на склонах домики с разрисованными фасадами, заселяет народность Бхотиа, Это буддисты тибетского происхождения.

Мы рады наконец-то включить в работу свои ноги, онемевшие от длительной дороги. Да и путь по живописному ущелью наполняет легкие свежестью горного воздуха, а глаза яркой зеленью склонов.

Но есть и чему удивляться. Экзотичные путники, чьи тела замотаны в белые ткани, с запутанными в дреды волосами, порой босиком на этом бездорожье, периодически обгоняли нас и с таким же удивлением рассматривали нас. А еще шерпы, маленькие, худенькие, несущие в корзинах на спине вдвое тяжелее себя, людей.

Как же он величав и красив, этот гремящий водопад! С высоты 122 м низвергаются тонны воды, а ветер подхватывает и накрывает миллионами капель поклоняющихся ему индусов и просто любопытных.

Не знаю, когда мои попутчики успели нагрешить, но в четыре утра следующего дня они с головой погружались в горячие святые источники при храме. Безгрешные, двигаемся дальше к моей заветной цели.

Дорога комфортней не стала, но от безысходности ты принимаешь данность и пытаешься отвлечь себя, вглядываясь в даль. А за окном космические масштабы Гималайских горных хребтов, по зеленым склонам которых ползают какие-то букашки, вроде нашего авто.

Деревня Говиндгхат. Отправная точка в национальный парк «Долина цветов». Мы подъехали к вантовому мосту через все ту же реку Алакнанда, где припарковалось огромное количество подобных нашему, микроавтобусов.

Приключения во имя Долины цветов

Звучит команда — забрать свои вещи и пересаживаться в появляющиеся с той стороны реки, местные джипы. Становится интересно. Вот где экстрим! Почти вертикально вверх, несясь в пыли по крутому каменистому серпантину, мы все ближе и ближе к облакам. Уже где- то внизу, в ущелье, виднеется летящий вертолет, а мы все вверх. Адреналин зашкаливает, но цель оправдывает риски. Наконец выскочили на ровное плато, где нас выгрузили, и джип понесся вниз за новой партией пассажиров.

Это маленькое горное селение под названием Бхиундхар. Ищем глазами по сторонам цветущую долину. Но пока видим яркую толпу сикхов с накрученными на голове тюрбанами и устремляющуюся опять куда-то вверх, оформленную каменными ступеньками, дорожку. Становится еще интересней. И тут гид сообщает, что ночевать мы будем в горной деревне Гангария, до которой нужно идти 12 км по этим самым ступенькам, все время на подъем.

Неожиданно, а главное, нереально. Формула «спрос рождает предложение» работает даже в такой глухомани. Здесь давно уже все продумано, ведь по этой самой дороге в летние месяцы совершают паломничество сотни тысяч приверженцев сикхизма. Там, в конце пути, на высоте 4330 м н.у.м. на берегу ледникового озера Хемкунд Сахиб находится священный храм последнего Гуру сикхов. Идут молодые, идут старики, идут дети. Не всем под силу такой тяжелый путь, и за определенную плату ты садишься на мула, и худющий поводырь, связывая их в двойку, вливается в караван, идущий наверх в деревню. И за день они умудряются не раз подняться и спуститься.

Вот и я, трезво себя оценив, уселась на лошадь. Всю дорогу я переживала за старика, которому так тяжело достается хлеб, за коня, который с трудом передвигал ногами, спотыкаясь о ступеньки, за себя, как бы не свалиться.

Приключения во имя Долины цветов

На полпути «пахнуло цивилизацией»! Под шатром расположился придорожный дхаб с баночными напитками и печенюшками, поодаль красовались туалетные палатки. Воистину чудеса! Мы сделали остановку на перекус и отдых лошадей, и снова в путь.

Приключения во имя Долины цветов

Гангария, это небольшая деревня на пути паломников, где можно отдохнуть перед еще одним подъемом к озеру. Цены и ограниченное число мест в отелях не позволяют вместить всех желающих, поэтому на подходе к деревне сооружен палаточный, весьма вместительный лагерь.

Их следующий путь к озеру — это 6 км с перепадом высоты в 1280 метров. Очень круто! Вот на что способна вера!

Только во второй половине дня «лихие наездники» спешились в начале единственной здесь улицы, и еще час ожидали пешую команду своих отчаянных попутчиков. И ведь дошли, усталые, но удовлетворенные сегодняшним подвигом.

Вечер прошел в исследовании поселения, в разглядывании сувениров, в приятных беседах за вкусным ужином в местном кафе. Как же интересно, что мы увидим завтра, ведь до заветной цели отсюда всего 5 км. В своих разноцветных мечтах, под двумя теплыми верблюжьими одеялами, я и уснула.

Ровно в 10 утра открытие парка, и мы у кассы.

Приключения во имя Долины цветов

Пасмурно. На стене висят баннеры с фотографиями флоры, произрастающей в этой долине, но в глаза бросилась яркая надпись на соседнем плакате с очень знакомыми картинками — «fake of internet».

Приключения во имя Долины цветов

Все интересней и интересней! Кассир очень долго и тщательно копировал наши паспортные данные себе в тетрадь и только после этого открыл ворота в «мою мечту». Выложенная камнями тропинка ведет нас по лесу, пропитанному влагой. Причудливый мох покрывает стволы, отовсюду выползает молодая поросль.

Выходим в каньон с бурной рекой и высоченными отвесными скалами. Дорога ведет через мост на другую сторону каменного ущелья, более пологую. Как горные козы пробираемся по скользкой, грязной тропе, все время идущей на подъем. Через 3 км будет поворот, откуда откроется вид на Долину. Вокруг заросли цветущего белыми кистями, невзрачного кустарника. Явно, не он здесь герой.

Вот он поворот и спуск в долину! И что? И где? Таких долин я видела уже не один десяток, и гораздо круче. Где буйство красок и поляны цветов? Разочарованные, под начинающимся дождем, побродили, выискивая хоть какие-нибудь признаки дивных растений.

Вот все, что нашли, в единичном варианте. Уже под ливнем, скользя по камням и пугая любопытных обезьян, промокшие и опустошенные, вернулись в деревню.

Как только открывают дорогу, в Гангарию приезжает очень известный в округе местный фотограф, вот он то и поведал нам, что для того, чтобы что-то увидеть, надо жить здесь весь сезон. И только местные знают, когда и где что-то зацветает в Долине. Да, здесь есть и красные рододендроны и магнолия, но это март, апрель (дороги еще закрыты), и голубой мак — это июнь, и орхидеи, и много других эндемиков. Но каждому своё и время, и место.

Пеший спуск к нашему микроавтобусу был неторопливым, под присмотром солнышка, и я открывала для себя интересности, коих не видела с коня: гигантских размеров и удивительной формы гнезда диких пчел (или ос), струящиеся и с вершин, и из-под деревьев, многочисленные водопады.

Так что, дорогие путешественники, кто хочет красоты, езжайте в июне в Архыз. Горы от подножия до вершин — сплошной цветочный ковер.

P. S. Что- то я так увлеклась воспоминаниями, что решила продолжить и поведать читателям о наших дальнейших приключениях по дороге к истоку Ганги, об удивительном для себя открытии — о дружбе Битлз и Ришикеша. Это в следующем повествовании.

Теги: Автопутешествия

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.