Кажется, что после того, как мы исходили город вдоль и поперёк, уже ничем нельзя удивить в Белграде. Мы увидели основные достопримечательности: крупные торговые центры, старинные храмы, широкие площади, живописные набережные и природные парки, крепостные стены. Также мы познакомились с роскошными княжескими резиденциями и противоположными им домами простых горожан, сплошь исписанными граффити. Такое разнообразие и контраст — ещё один плюс Белграда. Но всем, приезжающим в Сербию, однозначно рекомендуют посетить сербскую кафану. Это место следует называть только кафаной, и никак иначе. Употребление слов «ресторан», «таверна», «бар» или «кафе» здесь недопустимо и совершенно неприемлемо. Почитав дальше, поймёте, почему это так принципиально. Была у нас задумка — отправиться в Земун, старинный район Белграда, входящий в черту города и выйдя к набережной Дуная, поискать уютную кафану — такую, чтобы и атмосферу уловить,
и покушать вкусно -Сербия славится своей прекрасной кухней, а сербы, как и многие другие нации, очень любят поесть.
Но, может, потому, что время было ранее и много заведений были еще закрыты, а может быть, мы настолько были очарованы идеальными улочками Земуна, что позабыли о своих планах. Или прекрасная набережная Дуная с живущими на воде лебедями не отпускала. В любом случае, в этот день в кафану мы так и не попали.
Затем были кафаны в Белграде. Большие аквариумы из стекла и железа и конечно, о каком уюте и атмосфере здесь можно говорить?
На набережной можно увидеть плавучие кораблики, которые особенно красивы и веселы в вечернее время. Играют разноцветные огоньки, создавая атмосферу месту, современная популярная музыка, меж столиками снуют официанты и официантки… Однако же это современные бары и кафе,но никак не кафаны,где больше отдыхает местная молодежь и туристы, которые, возможно, находятся в стране проездом и не могут уделить много времени на то, чтобы прочувствовать дух Сербии, понять характер сербов и хоть ненадолго ощутить себя частичкой местной культуры. А такое возможно, только если посетить настоящую кафану.
В лабиринте улиц Белграда найти это место не составит труда, особенно если вы знаете, чего хотите. В центре города, можно увидеть указатели, которые помогут вам добраться до небольшой улицы, протяжённость которой составляет всего 600 метров.
И если вы увидили такое «Едно место»-значит вы на правильном пути.
За время пребывания в Белгаде мы сделали вывод, что здесь невозможно не набрать хотя бы килограмм-другой на сербских харчах, и если уже начал знакомиться со специалитетом местной кухни, то уже не остановиться. Учитывая, что сербская кухня — это уникальное сочетание восточных и европейских традиций, каждому придется что-то по нраву. И тут сербская кафана придет на выручку.
Невозможно приехать в Белград и не побывать в Скадарлии. Полукилометровая ул. Скадарска или, как ее по-настоящему зовут сербы, Скадарлия — это знаковое место города. Этот небольшой квартал в городском районе Стари-Град отражает важную веху в богатой истории Белграда, и, попадая сюда, будто переносишься в мир прошлых веков со старинными зданиями и булыжной мостовой. Здесь сохранена удивительная атмосфера Белграда конца XIX столетия. Уже более двух веков Скадарлия находится в статусе богемного квартала Белграда. Да, ни для кого не секрет, что богемные кварталы существуют и в других городах-странах. Скадарлию часто сравнивают с московским Арбатом, а в конце 1970-х она официально стала побратимом парижского района Монмартра, и была даже подписана совместная грамота о сотрудничестве. Но я не склонна к сравнениям и считаю, что в каждом городе должна быть своя уникальность. Нам здесь безумно понравилось.
Скадарлия — это уютная брусчатка, увитые плющом стены старых кафе, скамейки, кованые фонари, необыкновенные граффити. Квартал до сих пор живет немного обособленно от всего мира от основной части города своим небольшим мирком и по своим законам. А с 1967 г. находится под защитой закона как пространственная культурно-историческая единица. Скадарлия имеет свой флаг и герб, и туристы часто прибывают в Белград к открытию сезона в Скадарлии, которое сопровождается поднятием флага и праздничными мероприятиями (хотя большинство кафан квартала открыты и в зимнее время).
На фото поднятый флаг Скадарлии и герб-шляпа,трость и гвоздика.
Сегодня Скадарлия-это больше туристическое место. В наше время здесь можно встретить пару отелей несколько сувенирных точек и художественную галерею.
Художественная галерея на Скадарской украшена интересной росписью.
Именно здесь мы купили знаменитую сливовую ракию «Шливовицу». Ох и крепка! Настоящая ракия имеет крепость от 50–70 градусов. Мы лишь слегка пригубили «на пробу». Такие крепкие напитки мы не пьем, а друзьям на подарок пообещали привезти. Бутылочки с горячительным здесь продают в заводской упаковке. Но можно купить и на разлив здесь же.
Мы пришли сюда все еще надеясь отужинать в какой-нибудь интересной кафане, в самый разгар веселья праздно гуляющей публики. Хотелось убедиться — на самом ли деле на Скадарской царит та самая задушевная атмосфера, о которой говорят? Было очень шумно (не представляю, как такой шум выдерживают постояльцы местных гостиниц). Шумно не от гомона голосов и скопления людей. Основная масса пришедших на Скадарлию уже распределилась по кафанам. Со всех сторон, с открытых террас кафан лилась громкая музыка. И это была не искусственная музыка диджеев. Пели музыканты — настоящие! Настоящая сербская кафана не признает ни магнитофонов, ни диджеев. Вечерние трапезы здесь сопровождаются живой музыкой в исполнении фольклорных музыкантов. Артисты, войдя в образ, горланили задорные песни, радушно жестикулируя руками.
И так почти в каждой кафане.
Тогда подумалось, что нет, мы не выдержим столько шума, и было решено уйти со Скадарской на ул. Князя Михаила, подыскав там местечко поспокойнее. В самом центре Белграда, на ул. Князя Михаила и в ее окрестностях кафан полно. Здесь кажется, было все, как мы любим. Все пестрит геранью, улыбчивые официанты предлагают интересное меню, и столики на свежем воздухе — скатерти в клетку! Столики в настоящей сербской кафане должны быть обязательно в клетку — красную или синюю, но в клетку.
Множественные кафаны в районе ул.Князя Михаила.
Однако же, не увидели здесь мы того шарма, что окутывает Скадарлию, и решили вернуться. Второй причиной послужила резкая смена погоды. В одно мгновение налетели тучи, в отдалении послышались раскаты грома. Согласитесь, что сидеть на свежем воздухе в момент, когда небо вот-вот разверзнется ливнем, не вариант, а находиться в душном помещении в разгар мая совсем не хотелось. Хорошо, что не так далеко отошли от старинного квартала. Успели еще и по кафанам пробежаться в поисках той самой. Позволили себе покапризничать в выборе. Надо отметить, что русский и сербский языки при имеющемся барьере все равно содержат очень много похожих слов. Так, мы приметили симпатичную кафану под названием «Мали врабац», и тут сразу можно догадаться, что значит это название -(Маленький воробушек). Правда, слишком открытая терраса не оставляла шансов.
А вот и знаменитые «Dva jelena» (Два оленя), на эмблеме которого красуется дата основания — 1832 год. Хоть и хвалят эту кафану, но нам там дороговато показалось-подумаешь, вон их сколько, «будем искать»!
Кафаны как тип общественных заведений давно были известны на Балканах, но концепция пришла из Османской империи. Первая кафана появилась в городе в районе Дорчол в 1552 году. И случилось это раньше, чем узнали о кафанах большинство других европейских стран. А само слово «кафана» происходит от турецкого «кофейня». И приходили сюда, чтобы пить кафу (кофе). Позже, ближе к XVIII столетию, кафаны стали делить на мусульманские и христианские. В первых главенствовал кофе, а вторые славились ракией. В конце XVIII — начале XIX века кафаны были семейным бизнесом, ремесло передавалось из поколения в поколение. С развитием балканских городов и ростом населения кафаны также изменили концепцию. В некоторых начали подавать еду и пользоваться другими средствами для завлечения потенциальных клиентов, так как владельцы теперь должны были конкурировать с другими подобными заведениями города. Живая музыка в кафанах впервые зазвучала в начале XX века. По данным перепеси населения тогда в Белграде насчитывалось 304 кафаны. Не случайно в сербской популярной песне поётся: «Годину дана 300 кафана»,что переводится затруднительно,но понятно,что речь идет о трехстах кафанах.Примечательно, что после Второй мировой войны кафаны распространились по всему Балканскому полуострову и за его пределами. Некоторые из них продолжали поддерживать высокий уровень обслуживания, в то время как другие начали обслуживать сельское население, прибывшее в большие города в поисках работы. Именно тогда кафану начинают считать заведением для низшего класса, а в конце 80-х прошлого века слово «кафана» считалось даже оскорбительным, и большинство хозяев, избегая сомнительной ассоциации с кафаной, переименовывали свои заведения в «таверны», «бары» и «рестораны».
"Скадарлийский боем" (Скадарлийская богема).Тоже известная кафана,но закрыта.Богемная Скадарлия живет и сегодня в душевных песнях,звучащих в кафанах.
Но вернемся на улицу Скадарску. Когда-то место это считалось самой окраиной Белграда, и здесь селились бедняки, лелеющие надежду попасть в город и найти достойный заработок, а вместе с ними и цыгане, из-за которых район и получил название «Цыганский квартал». Но время шло, и после официального ухода турецких войск из Белграда улица стала приобретать европейские черты. Бедняцкие лачуги сменились добротными кирпичными домами, а обитателями района стали мелкие ремесленники и торговцы. Вскоре здесь появился и целый пивоваренный комплекс «Мала Пивара». Появилась традиция сажать олеандры в бочках с целью оградиться от соседей, но они же и придавали улице приятный эстетический облик. Пришло время, когда и цыганский район сменил название и с гордостью стал называться Скадар (впоследствии преобразованный в Скадарлию). Это была дань уважения к древнему южному сербскому городу Скадар, ставшему пристанищем ушедшим от турецкого ига сербам. Но в наше время город с измененным названием Шкодер является территорией соседней Албании.
Часть старинного квартала Белграда Скадарлия. Видны ближайшие кафаны и Скадарлийский фонтан,который был воздвигнут в 1966 году на месте, где раньше находился турецкий фонтан. Автор — сербский скульптор Милица Рибникар.
Ещё одна известная кафана — «Три шляпы». История этого заведения и его названия весьма любопытна. Эта знаковая кафана была одной из первых, открытых на Скадарской улице.Название «Три шляпы» сохранилось со времён старой шляпной мастерской, которая располагалась в этом здании. Дело в том, что первоначальную вывеску с изображением трёх шляп не успели убрать, а после уже и не замечали. Но уже никто и подумать не мог, что это место можно назвать как-то иначе. Так и закрепилось за кафаной это название.
Знаменитое кафе "Три шешира".
Мы прошли всю Сакдарскую улицу и остановились у кафаны, которая носит название самой улицы — «Великая Скадарлия». Когда первые капли дождя, словно дождавшись, пока мы определимся с выбором, загнали нас под крышу заведения.
Здесь нас устроило всё. Добротный большой навес над просторной террасой, где не страшен никакой дождь, уютные столики со светильниками, минимум народа, оптимальные цены и официант-парень, хорошо говоривший по-русски. Один важный момент: сербская кафана будет ненастоящей, если вас будет обслуживать девушка-официантка. Официантом должен быть только парень.
Быстро приняв заказ, парнишка не заставил себя долго ждать и скоро организовал нам ужин. Сербская плескавица оказалась великолепна. А я еще попросила к своей каймак. Плесковицу подают в качестве второго блюда с картофелем и овощами. Остаться голодными — один из самых больших страхов сербов, поэтому порции здесь не просто большие — они огромны. Так и плескавица наша на каждого была весом 300 г! Среди сербов даже ходит что-то вроде шутки, что настоящая плескавица должна быть величиной с ладонь сербского президента)).Поэтому мы поосторожничали и решили вначале больше ничего не заказывать.
Как же мы радовались, что вернулись на Скадарскую, ибо поймали ту атмосферу балканской расслабленности и чувство праздника, присутствующее в сербской кафане, о которой так много говорят. В Сербии принято проводить семейный досуг в обычный выходной день в кафане. Здесь принято обсуждать личное в кафанах; если нужно принять важное решение — сербы приходят в кафану, чтобы обдумать его. Понадобится заключить сделку — в кафану! Кафана для сербов — это не просто место, где можно приятно провести время или вкусно поесть. Это целый мир, где проходит важная часть их жизни. Так было и в старые времена, когда в одной из кафан впервые состоялась книжная выставка. И снова же, в кафане београждане увидели первое театральное представление.
Вскоре рядом с нашим столиком расположилась большая сербская семья с детьми. Мне неудобно было фотографировать этих людей, но мы с Юрой украдкой с интересом наблюдали за членами семьи, их поведением, прислушиваясь к разговорам, которые все равно нам были непонятны. В первую очередь на столе большой сербской семьи появилась круглая буханка хлеба и сыр. Надо сказать, что хлеб в Сербии — символ родного дома, его достатка и стабильности. Поэтому хлеб на столе всегда в большом количестве и едят его много.
Мужчины много курили, не стесняясь детей, так что в скором времени над семейным столом повисло сизое облако дыма. Это нормально, в сербских кафанах курят много. Немало и выпивают. И когда наши наблюдаемые сербы, порядком охмелевшие, затянули песню — от столика по соседству к ним вдруг перебежали музыканты, и тут началось самое настоящее веселье. И взрослые, и дети дружно подхватив жизнерадостный мотивчик, пританцовывали прямо сидя на стульях, расплываясь в счастливых улыбках)). О, как это необыкновенно и трогательно! Музыканты в кафанах переходят от столика к столику (особенно если сидит большая компания), громко играют, поют и уйдут только тогда, когда им заплатят.
Ах, как же не хотелось уходить! Расстрогавшись, мы решили еще задержаться и послушать пение музыкантов. А чтобы было веселее, попросили принести ракию из айвы (ракия од дуня) и чевапи. Чевапи буквально плавали в собственном жиру, из-за чего хлебная шуба, в которую они были завернуты, начала стремительно размокать. Но я вспомнила, как наши сербские друзья-гиды учили нас есть такие блюда. Например, когда мы заказали лепинью в Златиборе, они показали нам, как это делать. Все нужно есть руками, отрывая по кусочку и обмакивая в подливу, не стесняясь испачкаться. А для пущего эффекта, в конце можно даже и «пальчики облизать»! Сербская неотразимая кухня — ты так вкусна, сытна и незабываема!
Наши чевапи в хлебной шубе.
Богемная улица Скадарска утвердилась в этом статусе благодаря представителям творческой элиты Сербии, селившейся в окрестных гостиницах и облюбовавшей одну из первых местных кафан. В кругах местной богемы был и известный художник Джура Якшич, который был организатором Скадарлийских вечеров.
Памятник Джуре Якшичу.И его дом,которого он очень стеснялся,а потому никогда и никого не приглашал к себе в гости.Его семья-трое детей и жена жили бедно на скромное жалование учителя рисования.Джура Якшич частенько сидел перед домом, и от владельцев кафан ему всегда перепадал бокал вина.
Как я уже говорила, в конце 1980-х годов для Скадарлии наступил критический момент. В те годы это место могло утратить свою неповторимую атмосферу, создаваемую невысокими зданиями. Город навсегда мог потерять эту уникальную часть своей истории. Но благодаря усилиям группы инициативных людей здесь была проведена масштабная реконструкция с сохранением исторического вида. Многие дома были отреставрированы и приведены в порядок. А вот как разрисовали здание бывшего промышленного комплекса «Мала Пивара», в котором сейчас располагается отель, кафана и ночной клуб. Мастерски нанесенные 3D-изображения подворотен, балконов, уличных фонарей и деревьев богато украшают улицу. Картины дают очень сильное настроение, даже несмотря на то, что роспись уже имеет слегка «поношенный» вид.
Старую брусчатку, которую сербы называют «Калдрма», т. е. бугристая дорога, переложили вручную. Здесь приятно ходить.