Турист Марна Мах (Marna)
Марна Мах — была сегодня 5:57
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Кисловодск — Россия Август 2024

Кисловодск сложно назвать старинным городом: он возник сравнительно недавно — в 1803 году. Всего-то 200 лет с небольшим. Старый, старенький Кисловодск, по которому приятно ходить, смотреть его старые улочки, двухэтажные дома с балкончиками и новые достопримечательности.

Начну с коллонады, построенной в начале 20 века (совсем недавно для меня, родилась в середине 20 века).

Что удивительно (опять же для меня) , уже три раза была в Кисловодске, а на втором этаже коллонады так и не побывала. Кто был?

Около коллонады всегда много народу: отсюда начинаются экскурсии и едет небольшой электромобильчик по Курортному парку в Верхнюю ее часть.

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

Одна из красивейших достопримечательностей города была построена на деньги купца Вострякова (знакомая фамилия, надо будет о ней написать). Коллонада является неофициальным символом города, банально, но это так.

Итак, купец Востряков Борис Дмитриевич — известная фамилия в Москве и Московской области, стоял на самой верхушке предпринимательской пирамиды того времени. Владел ткацкими фабриками (и не только). У него была красивая усадьба Солнцево на Клязьме (жаль, что не сохранилась). А еще он любил фотографировать и сохранилось много замечательных фотографий его семьи (они хранятся в Пушкинском музее). После 1920 семья была выслана из Москвы. Скучая по городу, в 1937 году Борис с семьей приехал в город и с ним случился сердечный приступ, от которого он умер. Вот такая грустная история о человеке, о котором осталась память в виде коллонады.

Около коллонады начинается проспект Мира (здесь и была основана сначала солдатская, а потом казацкая слобода и возник город). Самое историческое местечко города. На проспекте Мира находится краеведческий музей «Крепость» (написать о нем не доходят руки), великолепный Свято-Никольский собор (о нем уже поведала), недалеко (чуть в стороне) Музей-усадьба Ярошенко Н.А., по которому с удовольствием прошлась и многое другое, что покажу и о чем расскажу. Район интересный.

Следующая за коллонадой достопримечательность — памятник Ленину. Установили его в 1957 году, скульптор Ласточкин М.И.

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

Ленин- личность историческая и хорошо, что памятники, посвященные ему не сносят (хотя в свое время был явный перебор).

Место выбрали совсем не случайно: здесь проходили первые революционные митинги.

Напротив памятника на другой стороне проспекта два санатория «Жемчжина Кавказа» и «Крепость».

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

В «Крепости " отдыхала несколько лет назад. Замечательный санаторий, а место расположения просто супер, но в 2024 году выбрала другой — не люблю отдыхать в одном и том же месте.

На проспекте много разных кафешек и магазинчиков, а между ними много цветов.

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

Проспект Мира богат на достопримечательности, о чем напоминают указатели.

Кроме достопримечательностей есть еще и гастрономические места, достойные посещения, но лучше доехать до рынка, где много вкусных домашних копченостей и разных сыров опять же домашнего приготовления. Кондитерской фабрики своей в Кисловодске нет: конфеты привозят из разных городов страны, но больше всего из Нальчика. На улицах можно встретить такие надписи: конфеты из Нальчика

Чуть дальше современная мечеть.

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

Имамом Кисловодска в 2009 году был Ислам Шаманов, который и принял большое участие в строительстве мечети. Начато оно было в 2010 году и по решению Духовного управления мусульман Ставрополья мечети присвоен статус Центральной мечети Ставрополья.

Это религиозная постройка сооружена по последнему слову техники: в мечети подогреваемые полы; большие экраны, на которых транслируются проповеди во всех залах мечети; качественная аппаратура.

Рядом с мечетью Парк- отель «Амира» (3 звезды). Неплохое место расположение, но собственной зеленой территории (как во многих санаториях города) нет. Посмотрела отзывы, вполне хорошие.

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

Неподалеку Свято-Никольский храм, а между православным собором и мечетью мемориальный комплекс «Журавли.

Место памяти, откуда кисловодчане шли на фронт.

В 1965 году после поездки в Хиросиму Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли».

В 1968 году его перевел Наум Гребнев и оно появилось в журнале «Новый мир» в такой редакции:

«Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие полей,

В могилах братских не были зарыты,

А превратились в белых журавлей…».

Стихотворение попалось на глаза Марку Бернесу и он задумал превратить их в песню.

Автор, переводчик и певец переработали стихотворение и обратились в Яну Френкелю с просьбой сочинить музыку.

Ян Френкель работал над музыкой два месяца и когда показал песню Марку Бернесу, тот не сдержался от слез.

8 июля 1969 года песня была записана с одного дубля, а через два месяца Марка Бернеса не стало (он умер от рака легких).

Песня стала звучать так:

«Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей…».

В мемориальном комплексе журавли почему-то черного цвета.

Открытие памятника состоялось в 1978 году, его авторы скульпторы Марк и Лев Роберманы, архитектор К.Валяровский.

Обелиск высотою 12 метров и над ним летящие журавли.

У подножия — фигура женщины, которая проводила близких на фронт и ждет возвращения.

Здесь горит вечный огонь и приходят почтить память погибших.

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

Возле монумента воздвигли Стену памяти, на которой свыше пяти тысячи имен, не вернувшихся с войны.

«Живущие перед вами в вечном долгу» — можно прочитать на постаменте.

Около стены бюсты Героев Советского Союза.

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

Арустамов Георгий Аркадьевич (16.08.1919 г. Кисловодск — 22.01.1945 г. г. Бишофсталь, Польша). Гвардии старший лейтенант. Звание Героя Советского Союза присвоено 27.06.1945 г.

Вишневский Борис Степанович (19.12.1920 г. Кисловодск — 27.03.1944 г. г. Николаев).

Краснофлотец. Звание Героя Советского Союза присвоено 20.04.1945 г.

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

Двадненко Иван Крпович. 03.02.1903 г. ст. Кисловодская — 15.12.1943 г. г. Речица Гомельской области.

Гвардии младший лейтенант. Звание Героя Совесткого Союза присвоено 09.02.1944 г.

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

Назаров Константин Александрович 17.08.1923 г. г. Кисловодск. — 08.10.1996 г. Москва.

Генерал-майор артиллерии.

Звание Героя Советского Союза присвоено 21.02.1945 г.

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

Романенко Георгий Алекесандрович 18.04.1918 г. Г. Кисловодск. — 24.10.1976 г. г. Кисловодск.

Старший лейтенант.

Звание Героя Советского Союза присвоено 10.03.1944 г.

Героев Советского Союза-кисловодчан гораздо больше. К 70-летию Победы Центральная библиотека имени А. И. Солженицына подготовила библиографический указатель «Кисловодчане — Герои Советского Союза» (всего их 23 на тот момент было) с их биографиями и знаками памяти, которыми их увековечил город.

Если свернуть чуть в сторону и подняться по лесенке, то можно увидеть ряд стареньких домов.

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

Двухэтажные с балкончиками (они чем-то напомнили мне Грузию, только там они чуть ажурнее).

Старый Кисловодск и современная мечеть (и многое другое)

На противоподожной стороне проспекта краведческий музей «Крепость».

Тоже интересное и уютное местечко, где много разных памятных знаков, военной техники и лавочек, где можно посидеть.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.