От Столбцов через Перетоки,
По мосту, что над М1,
А затем по лесной дороге,
Отпечатав полоски шин.
Еду в Бережно, в деревеньку,
Где прабабушка, было, жила,
Где прадедушка «помаленьку»
На рассвете шагал в поля.
Я (и мама) их, правда, не знали.
…Рад лесок, берег Нёмана ждёт.
И туристов, в аллейке мелькая,
У колодца лавчонка зовет.
Село Бережно для каждого свое. Как можно догадаться, оно прибрежное (на берегу Нёмана). А для кого-то не менее важно, что почти лесное. Родное для кого-то. Или, какими-то судьбами, просто дачное. Оно древнее, известно с первой четверти XVI века, со времен Ильиничей, с тех времен, когда в Мире строился замок. Бывшее «владельческое», лет 100 назад там была дворянская усадьба. Активно-партизанское в годы Великой Отечественной войны. И всегда естественно-живописное.
Приехать в Бережно на автобусе из Столбцов — это, наверное, символично. Просто есть версия, что моя прабабушка (которая жила в Бережно) или кто-то из (пра)прапрабабушек родом со Столбцовщины (скорее всего, из Дроздов, Перетоков, а то и из Столбцов…). Ранняя утренняя электричка из Минска в Столбцы порадовала неожиданными умилительными моментами. Позади меня сидела женщина с достаточно большим и активно-ласковым черным псом, который развлекал ее попутчиков, требуя внимания и чтобы погладили. Люди менялись, выходили, заходили. Зашел мальчик с маленькой беленькой собачкой. У мальчонки, видимо, был совсем сонный вид, и хозяйка общительного черного пса посоветовала ему прилечь на скамейке. Парнишка прилег на бочок, беленький пёсик устроился за чуть согнутыми коленками хозяина. А черный улучил момент и стал лизать мальчика в лицо. Мальчишка устало-сонно, но аккуратно отстранил собачью мордашку, женщина пристыдила своего друга («Не приставай! Ляг, полежи, пока едем.«). А я, заметив этот момент, была рада и за женщину с псом (тому, что им повстречались позитивные соседи по электричке, а не какая-нибудь «величаво»-высокомерная леди, угрожающая судом из-за прикосновения собачьего языка к ладони), и за мальчика (пусть поспит под «охраной» друзей человека).
Автобусик «Столбцы — Бережно» проехал около Дроздов, свернул в Ст. Свержень, пересек речку Залужанку, повернул налево и по деревне Перетоки (как когда-то «перетёк» кто-то из предков) выехал на мост через трассу М1. За деревней Цвирки вскоре начинались перелески и леса.
Полчасика в дороге из Столбцов — и вот уже соседний Кореличский район соседней Гродненской области. Замково-знаменитый Мирский сельсовет. Вот и въезд в деревню Бережно по лесной дороге со стороны Столбцов.
Дорога переходит в самую длинную улицу деревни — Центральную. Самый первый домик (Центральная, 1) стоит как бы отдельно. Нумерация по «своей» стороне улицы продолжается спустя обширное пространство кукурузных полей.
Автобусная остановка находится в центре Бережно — в районе перекрестка Центральной и улицы-дороги со стороны Горячек и посёлка Мир. Место удобное. Время «осмотреться». Оглянулась в сторону въезда по Центральной:
А это дорога в сторону Мира. По ней еще пройдусь до леса.
Но самое заманчивое вблизи автобусной остановки — тропинки к Неману и сам Неман.
Моя бабушка родилась в Бережно, но еще до войны вышла замуж в другую деревню. Бабушкина старшая сестра с мужем одно время жили в Бережно. Не в доме бабушкиных родителей, а в другом месте. Туда к ним, бывало, издалека по лесной дороге ходила моя мама и ее сестры, братья. По той лесной дороге, которая со стороны Мира. И я решила сходить к той части леса. Летом это приятно.
Около леса что-то вроде хуторка. Мама говорит, что раньше там по соседству стояли два домика, в которых жили две семьи: Кисель и Сахар. Так совпало.
Иду назад в основную часть деревни.
К сожалению, бывая в детстве в Бережно, ни моя мама, ни ее сестры и братья никогда не поинтересовались у их тёти (старшей бабушкиной сестры), где в той деревне находилась хата прабабушки и прадедушки, в которой они (бабушка с сестрой) выросли. Как-то странно. …Надо было мне хотя бы лет «надцать» назад проявить настойчивость, подговорить маму, уговорить бабушку и попросить двоюродного брата отвезти нас в Бережно, где бабушка наверняка смогла бы показать место расположения родной хаты…
Впрочем, понимаю, что туристов в Бережно больше интересует, например, берег — бережок Нёмана. В этом повезло. Идя по Центральной вглубь деревни, на участке от «автобусного» перекрестка до следующего могу посоветовать внимательно посматривать на правую принёманскую часть села и между хат заметить вполне себе «общественную» тропинку к берегу. Пройдя по ней, вы заметите бережок с лодочкой. А я, пройдя по тропинке и взглянув направо, увидела местного аиста. Который «привёл» меня на живописное пространство между заборчиками огородов и речкой.
Вот где местным здорово! Можно позагорать во дворе или на этой лужайке и затем зайти в Нёман освежиться. Много разных мини-«пирсов». В том числе со скрытыми в воде ступенечками.
А как вам такая смекалка? Была кованая спинка от давней кровати (знакомо, почти в каждом деревенском домике были и остались такие) — стала опора для доски-«пирса». В другом месте видела похожую уже под водой.
Есть в Бережно и более «классические» достопримечательности — несколько дальше по деревне.
Буквально от следующего перекрестка (в районе Центральной, 115) можно отправиться к главным рукотворным достопримечательностям. Направо — начало дороги к церкви. Церковь в деревне Бережно находится на кладбище, но не в глубине, а вблизи от ограды.
Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери была построена во второй половине XIX века, как считается, купцами, плававшими по Неману. В начале ХХ века она перестраивалась при поддержке семьи Томиловских, въезд в усадьбу которых начинался поблизости. В современности (в 2002 году) ее отремонтировали. А в 2018–2020 на храме были установлены новые купола.
По тропинке, ведущей к церкви и усадьбе, наверняка часто ходила моя бабушка. Она родилась в период между изгнанием с белорусской земли кайзеровско-германских войск (18 декабря 1918 года бойцы 152-го стрелкового полка 17-й стрелковой дивизии Красной Армии освободили Мир и окрестности от немцев) и польской интервенцией. Впрочем, польская интервенция была только частью, одним из направлений иностранной интервенции. Что касалось наших мест, то ход событий чем-то напоминает фразу из фильма «Свадьба в Малиновке»: «Опять власть меняется!». Но было не смешно.
Есть на Кореличчине среди других принёманских деревень деревня Ерёмичи. Весной 1920 года 44 жителя деревни Ерёмичи были арестованы по обвинению в убийстве начальника польской поветовой полиции. Скоро 14 из них поляки расстреляли (!). А позже выяснилось, что убийцей был заместитель начальника полиции Петковский, который претендовал на его пост…
В конце весны, летом 1920-го началось контрнаступление Красной Армии. 11 июля 1920 года поляки отступили из Минска, и в том же месяце красноармейцы освободили Мир.
Но уже до середины октября 1920 поляки опять дошли до Минска. А в 1921 был подписан Рижский договор, по условиям которого, к сожалению, территория Западной Белоруссии была включена в состав Польши, где называлась не Беларусью, не Белоруссией, а «кресами всходними»…
Наступили так называемые межвоенные годы. Павел и Мария Томиловские (экс-хозяева усадьбы в Бережно) вместе со старшей дочерью и внучкой в эти межвоенные годы жили в Столбцах. Почему? Сложно сказать. По некоторым источникам, в сентябре 1920 года усадьба Томиловских была передана в распоряжение Мирского ревкома. Но, если бы они переехали в Столбцы по этой причине, то почти сразу же при желании смогли бы вернуться. Возможно, после происходящей с 1917-го «свадьбы в Малиновке» (а до этого еще была Первая мировая с подошедшим фронтом по линии Сервечи) семья посчитала, что будет безопаснее пожить скромнее и «затеряться» среди людей в хоть и небольшом, но городе. А, возможно, не очень хотелось оставаться в имении с некоторым «осадком» от того, что это происходит при власти поляков. Всё-таки Павел Томиловский был бывший русский офицер. Дворянство ведь разное было. Кому-то — абы персонально богато. А кому-то — не абы…
В любом случае, Томиловские точно переехали из Бережно до 1928 года. Потому что в 1928-м на базе имения была открыта польская женская сельскохозяйственная школа с 11-месячным курсом обучения. В программу также входило обучение грамоте, но «читать-писать» — на польском языке. Белорусский не изучался.
Въезд в усадьбу был оформлен брамой, от нее сохранился левый пилон.
Пути жителей обычных домов, хат порой складывались тоже достаточно непредсказуемо, даже для своего времени. В Бережно, как это сейчас ясно, было много достойных молодых людей, парней. Бабушкиных ровесников, плюс-минус пару лет. И, кажется, будто в бабушкиной юности именно в Бережно, в родной деревне должен был найтись её суженый и обратить на себя ее внимание. Позвать на танцы, пригласить на прогулку к Нёману, спросить о ее мечтах и планах, рассказать о своих планах… И тогда, возможно, моим «деревенским» дедушкой оказался бы бывший местный белорусско-советский партизан, который рассказал бы нам с двоюродным братом (и не только нам) много интересного про события в Столбцовском, Мирском, Кореличском районах. И я поняла бы, что надо учиться на историка, архивиста. И, возможно, познакомилась бы в Бережно, Столбцах или где-то еще с симпатичным, умным, позитивным внуком одного из дедушкиных друзей по партизанскому отряду… По маминым словам, бабушка в юности, в молодости как-то хотела поехать в Минск (учиться или работать — точно не знаю). Сама или с кем-то? Наверное, сама, потому что о возможном «ком-то» не знаем, не рассказывала. А я раньше была слишком уж тактичным человеком, чтобы задавать такие вопросы. А жаль. Надо было задавать. И вообще «подбить» ее на поездку в Бережно… В общем, бабушка в молодости подумывала поехать в Минск. Раз в Минск — значит, это было уже после того, как в сентябре 1939 года произошло воссоединение Бережно, Мира, Столбцов и всей западной части белорусских земель с восточной частью (то есть с БССР). Однажды произошло немного странное событие. Как-то, будучи в Мире, бабушкина старшая сестра взяла да и говорит знакомому (а, может, и не очень на тот момент знакомому) мужчине из другой деревни: «Женись на моей сестре. Она хорошая, красивая…». Зачем она сосватала 20-21-летнюю сестру 40-летнему мужчине (не пишу «парню», потому что он уже бывал женат)? Думаю, что это, возможно, было в рамках их с прабабушкой и прадедушкой «операции» по закреплению моей бабушки (их дочери) в окрестностях. Скорее всего, бабушка обмолвилась им про Минск. После чего родители и старшая сестра поспешили принять меры… Это ведь такая частая история, когда девушка делится с мамой какими-то желаниями, планами, а мама… делает всё, чтобы от этих планов дочь отвлечь, «предотвратить», занять…
Так моя деревенская бабушка еще до войны вышла замуж в другую деревню и забеременела самой старшей из сестер моей мамы. Возможно, в Бережно при ее отъезде кто-то из хлопцев упрекнул себя за робость и нерешительность в делах любви. Но наступали годы, когда местные хлопцы стали очень решительными.
…Помните, мы с перекрестка повернули направо? А теперь сходим налево (в прямом дорожном смысле). Все в Бережно знают улицу Школьную, потому что на ней недалеко от перекрестка находится магазин. Дальше от улицы перпендикулярно и диагонально отходит много улочек. А если идти прямо — дорога упрется в полянку, на которой стоит давний памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Воин и партизанка. «Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».
История сопротивления в Бережно многогранна. Борьба против немцев и их пособников начиналась с подпольной организации, которую организовал местный парень Евгений Кремко (1920 г.р., в последствии журналист, писатель, историк) и его друзья. В мае 1942 они, по просьбе и вместе с Андреем Саятевичем (бывшим председателем сельсовета в Перетоках) помогли группе советских военнопленных сбежать из лагеря на лесозаводе в местечке Новый Свержень под Столбцами. Из воспоминаний Е. Кремко: «Операция прошла успешно. 15 мая в лес, к нашей деревне, прибыло 17 человек во главе с Дмитрием Денисенко, позднее прославленным партизанским командиром. Мы встретили их, накормили в доме лесника, нашего подпольщика Арсения Бокача, вооружили и переправили через Нёман. Они ушли в Налибокскую пущу. С ними отправились Саятевич и Качанович, с которыми мы договорились, что они придут в деревню с партизанским отрядом и „мобилизуют“ нас в партизаны.»
А начиналась война для Евгения в Гродно, где он тогда учился: «Кажется, что то роковое утро 22 июня, когда первые фашистские бомбы упали на Гродно, было совсем недавно. Помню, весь день студенты техникума, в котором я тогда учился, по заданию горкома комсомола, помогали милиции нести патрульную службу в городе, выносить из-под развалин убитых и раненых. Под вечер мы пошли в горвоенкомат с намерением вступить в ряды Красной Армии. Но там никого не оказалось. Солнце было уже на закате, когда мы оставили город и пошли в направлении Скиделя, надеясь по пути влиться в какую-либо воинскую часть. Под бомбежками и обстрелами… шли на восток. Группа наша постепенно уменьшалась. Я с некоторыми товарищами добрался до Столбцов. Здесь встретили людей, возвращающихся из-под Минска. Они рассказали нам, что город занят фашистами. Пришлось и мне повернуть в родную деревню Бережное, тогда Мирского района Барановичской области, чтобы там осмыслить создавшееся положение и решить, как быть дальше…»
А вот и основное про историю наиболее известных местных отрядов. Из воспоминаний всё того же Евгения Кремко, будущего бойца и командира роты 1-го Комсомольского отряда и затем заместителя командира бригады «Комсомолец» по разведке и контрразведке: «25 августа 1942 года группы Саятевича и Денисенко прибыли в нашу деревню Бережное. Поздним вечером в наш дом пришли И. Мацко и В. Колесник. Они предложили нашей подпольной организации взять оружие и уйти в партизаны. Втроем мы вышли из дома. На улице уже собрались другие подпольщики. Шел разговор о том, с кем мы должны идти. Д. Денисенко считал, что должны влиться в его группу, а Саятевич уговаривал идти с ним. Вся наша подпольная группа, за исключением А. Комаровского, решила пойти с Саятевичем, которого мы хорошо знали еще раньше…" Кстати, уже 27 августа 1942 отряды Саятевича и Денисенко совместно успешно провели операцию по уничтожению немецкого гарнизона в Красных Горках недалеко от Городеи.
Что происходило в самом Бережно? Смотря где. Считается, что местную бывшую (ибо Томиловские еще с 1920-х годов жили в Столбцах) усадьбу в 1942 году взорвали партизаны, опасаясь размещения в ней очередного немецкого гарнизона. Наверное. Учитывая устрашающие действия, расстрелы, которые немцы и их пособники начали практиковать в Мире и в районе уже с 28 июня 1941 года (на 3-й день оккупации), опасаться близости немецких гарнизонов причин было много, мягко говоря.
А сама деревня уцелела. Из очерка М. Гурина «Мир»: «Около 500 полицейских и власовцев было направлено в деревню Бережно, чтобы сровнять ее с землей. Однако партизаны разбили карателей.»
Тем временем в Столбцах Зоя Неводничая (внучка упоминавшихся Павла и Марии Томиловских, экс-владельцев имения в Бережно) , даже будучи молодой мамой (она вышла замуж за офицера Сергея Неводничего и в 1941 у них родился сын Александр), стала разведчицей в составе подпольной группы врача Семена Лонюгова. В 1944-м немцы арестовали Зою, пытали и расстреляли.
В Бережно тоже не обходилось без арестов и расстрелов. Не говоря уж о жертвах среди партизан в боях. На всех сторонах местного памятника перечислены фамилии.
А про этого 12-летнего мальчика я еще в детстве читала в книжке «Юные герои Гродненщины». Лазарь Сачук. Проявил инициативу, искал на берегах Нёмана оружие и передавал партизанам из «1-го Комсомольского». Однажды нарвался на немецко-полицейскую засаду, а в карманах были патроны… Следующим утром Лазаря расстреляли. …А все-таки он гораздо живее тех нынешних персонажей на планете, которые пытаются оправдывать бывших эсэсовцев.
…Возвращаюсь к упоминавшемуся перекрестку. После серьезных тем заметить такое обычное повседневное место как магазинчик — в удовольствие.
Куда еще осталось пройти от перекрестка? Прямо! Впрочем, почти сразу улица разветвляется на улицу Криничную (которая затем переходит в дорогу к небольшой деревеньке Криничное) и улицу под названием Аллейка (вулiца Алейка). Аллейка — потому что на ней есть аллея деревьев, образующая как бы боковой «бульварчик». На Аллейке проехать на машине можно слева, а прогуляться — где угодно, и, как вариант, по настоящей местной аллее. Для романтиков, наверное, место № 2 после берега Нёмана.
Прямо посреди Аллейки есть давний колодец (правда, уже закрытый) и общественная лавочка с прикрепленной «раритетной» кружкой. Что ж, соки-воды можно взять с собой или купить в здешнем магазине, и попить-перекусить, сидя на лавочке посреди деревенской аллейки. Что-то в этом есть. Своё, важное.
Приехала я в Бережно на столбцовском автобусе, а выезжала уже по «мирской» дороге на автобусе «Оюцевичи — Бережно — Оюцевичи», который ходит через посёлок Мир. «Глушь» не глушь, если ты видишь автобусную остановку с прикрепленными расписаниями пусть редких, но реально существующих автобусных рейсов. И, на всякий случай, помнишь про вариант такси. А всё же автобусные остановки в деревнях (как и железнодорожные станции, где они есть) — символ связи с жителями других деревенек своего сельсовета, с соседними районами и затем, если надо, с большими городами.
Автобус остановился у автокассы на площади в Мире. Каких только событий ни помнит эта историческая площадь. Кстати, это где-то здесь старшая сестра моей бабушки сосватала ее моему деревенскому дедушке. Возможно, тогда тоже в поселке был базарный день… Эт такие закрученные повороты, по сравнению с которыми всякие «дороги королей» или капризы князей «отдыхают». Жаль, что я раньше не распутала некоторые местные истории…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия