Среди многочисленных сокровищ Тосканы находится Лукка, сказочный город с высокими стенами, расположенный в тени Апуанских Альп. В средние века город получил известность как крупнейший центр производства шелковых тканей в Европе. Через Лукку также проходила важная паломническая дорога — Дорога франков. Дорога пролегала из города Кентербери в Англии через Францию и Швейцарию в Рим, а затем в Апулию, откуда паломники по морю отправлялись в Святую Землю.
В Лукку съездили одним днём из Флоренции. Поезда идут каждый час, время в пути один час двадцать минут, билет стоил €8.10. В скверике у станции не смогла пройти мимо пышного куста роз.
Попасть в город оказалось не так просто. Башню видно, а перед ней стена.
Ещё и рвом с водой опоясана.
Пошли вдоль стеночки и нашли таки потайной ход. Смело двинулись в темноту и вскоре оказались на внутренней стороне.
Перед нашими глазами предстала и башня, и весь белоснежный Собор Святого Мартина.
Прежде чем войти внутрь присмотрелись к романскому фасаду из белого, розового и зеленого мрамора с элегантным портиком, аркадами и красиво украшенными дверями. Вблизи хорошо видно насколько они сложно и богато декорированы и в каком прекрасном состоянии находятся.
Украшением колонн и арок занимались в 12 веке мастера из Ломбардии. Над центральным входом барельеф — Иисус в окружении ангелов.
По сторонам истории из жизни Св. Мартина и аллегории месяцев. Слева направо: январь греется у костра, февраль ловит рыбу, март — обрезка деревьев.
Октябрь наливает молодое вино в бочку. Между месяцами в кружочках знаки зодиака.
Верхняя часть фасада работы Гидетто да Комо 1204 г. представляет собой три ряда открытых галерей. Удивительно, что хотя каждая из колонн украшена по-своему, все вместе они создают гармоничный ансамбль.
Обратите внимание справа от конной статуи Св. Мартина в углу пастушок играет на дудочке.
В отличие от романского фасада неф и трансепты собора были перестроены в готическом стиле в 14 веке.
Большой вклад в декорирование собора внёс местный скульптор тосканской школы XV века Маттео Чивитали. В частности он построил небольшой восьмиугольный храм, в котором хранится самая драгоценная реликвия Святой Лик Лукки (Volto Santo di Lucca). Кедровое распятие, согласно преданию, было вырезано современником Христа Никодимом и чудесным образом перенесено в Лукку в 782 году.
Ему же принадлежат несколько статуй: Св. Себастьяна с оратной стороны Темпьетто, алтарь Св. Регула, барельефы кафедры.
Внутри также находится оригинал конной скульптуры с фасада собора. Работа неизвестного мастера (около 1240 г.) относится к истории о Св. Мартине. По преданию, святой, увидев полураздетого нищего, дрожащего от холода во время ливня, отдал ему половину своего плаща, а вскоре отдал вторую половину другому нищему. Как только он это сделал, небо прояснилось и выглянуло солнышко.
В третьем алтаре правого нефа хранится настоящее сокровище: «Тайная вечеря» Тинторетто. Это была последняя работа, написанная художником при помощи его сына Доменико, датированная 1594 годом, годом его смерти.
Кроме того, знаменитый скульптор Джамболонья в 1579 году создал мраморную группу «Алтарь Свободы Лукки» специально для Кафедрального Собора.
Готический свод собора украшен мозаиками со святыми и другими библейскими персонажами на фоне голубого неба усеянного звездами.
В центре пола главного нефа находится мраморная инкрустация «Суд Соломона» работы Антонио ди Гино да Сиена 1475 г.
Площадь перед Собором на протяжении веков была местом сбора менял и торговцев, обслуживающих поток паломников, проходящих по Дороге франков.
Маленькая Лукка может похвастаться многочисленными средневековыми церквями, отличающимися примечательным архитектурным убранством. Судя по стилю оформления фасада на строительстве Базилики Сан-Микеле-ин-Форо работали выдающиеся архитекторы 13–14 века. Именно к этому периоду относятся характерные «лоджетты», небольшие лоджии, школы Гидетто да Комо.
Если приглядеться, то над колоннами с инкрустациями из разноцветного мрамора можно заметить некоторых из самых известных персонажей Рисорджименто: Камилло Бенсо, Витторио Эмануэле и Джузеппе Гарибальди.
Внутри Сан-Микеле не менее интересно. «Святая Люсия и Мадонна», XVI век, Андреа Делла Роббиа.
Шестиугольная кафедра из каррарского мрамора с барельефом Св. Михаила убивающего дракона 1339 года.
Панель с изображением четырех святых — ранняя работа Филиппо Липпи 1483 г.
На улицах Лукки создаётся полное ощущение, что попали в средневековье. Вокруг башни, колокольни, старинные здания. Если бы не современные автомобили, подумали бы что машина времени стала реальностью.
Одна из самых ярких церквей Лукки — Базилика Сан-Фредиано. Совершенно пустой, гладкий фасад Базилики неожиданно заканчивается роскошной золотой мозаикой. Мозаика в византийском стиле была добавлена в 13 веке местными художниками из мастерской Берлингьеро Берлингьери.
Несмотря на значительные изменения, имевшие место на протяжении веков, средневековый облик базилики сохранился и сегодня (XII—XIII вв.). Три нефа разделены колоннами с романскими капителями, многие из которых были доставлены из разрушенных храмов Рима.
Пожалуй самым ценным предметом убранства базилики можно назвать огромную романскую купель XII века. Резная мрамормная купель состоит из бассейна, покрытого темпьетто, покоящегося на колоннах внутренней малой чаши. Бассейн украшен сценами из «Истории Моисея» мастера Роберто (его подпись есть на чаше) и двух неизвестных ломбардских мастеров. Темпьетто был высечен тосканским мастером и представляет месяцы года и апостолов.
Выше на стене находятся два глазурованных терракотовых люнета XV века: «Благовещение» и «Святой Варфоломей» школы Андреа делла Роббиа.
На фоне строгого нефа боковые часовни кажутся ещё более нарядными.
«Святая Анна поклоняется Младенцу», Стефано Тофанелли (часовня Св. Анны).
Монумент кардиналам семьи Буонвизи.
Среди многочисленных часовен, безусловно, выделяется Часовня Креста. В 1508–1509 годах, находясь в изгнании из Болоньи после падения семьи Бентивольо, Амико Аспертини расписал стены и потолок часовни великолепными фресками.
На правой стене фреска с любопытным сюжетом. Воды реки Серкио, протекавшей через Лукку, часто затапливали город. Горожане попросили епископа прийти им на помощь. Вооружившись граблями, Фридиан спустился к берегу реки и, укрепленный молитвами верующих, приказал водам Серкио следовать за его граблями. К изумлению собравшихся, река последовала за Фридианом и изменила своё русло.
В 1412 году скульптор Якопо делла Кверча получил заказ от купца Лоренцо Трента на оформление капеллы. К 1422 году Кверча закончил свою работу: полиптих «Мадонна с Младенцем среди святых Орсолы, Лоренцо, Джироламо и Риккардо» и крышки саркофагов для заказчика и его жены.
Полихромный деревянный алтарь работы Массео Чивитали, племянника Маттео Чивитали, с изображением Успения Богородицы.
Часовня Ченами, горельеф Джованни Баратта, фрески Джан Доменико Ломбарди.
Площадь Амфитеатра была полностью уставлена столиками, поэтому оценить её овальную форму бывшего римского амфитеатра не удалось.
Дальше отправились к одним из крепостных ворот. Подняться на стену было пожалуй самым главным, что привлекало в городе.
Символ Лукки — величественные стены XVI века, один из немногих образцов городских укреплений, которые сохранились полностью нетронутыми в Италии.
В течение XVI века военные и осадные методы быстро прогрессировали, делая средневековые стены устаревшими, и Лукке пришлось взять на себя финансово обременительную функцию более эффективного укрепления города.
Первая часть внушительного проекта началась в 1513 году и состояла в экспроприации большой территории. Деревни, находящиеся за пределами древнего средневекового города, вместе с церквями Сан-Донато и Сан-Пьетро, были снесены.
Крепостной вал длиной около 4 км охватывает весь исторический центр. Поверх стен устроена комфортная пешеходная зона. Поначалу променадом могли наслаждаться только дворяне, живущие у стены. Однако несмотря на многочисленные знаки, предупреждающие о несанкционированном проникновении, поскольку это была военная зона — куртины и бастионы сразу же стали использоваться местными жителями для прогулок, что продолжается и по сей день.
Бульвары плавно переходят из одного в другой. Гулять одно удовольствие. Прошли примерно половину, заглядывая по пути и внутрь, и наружу. С одной стороны, луга, поля и горы на горизонте, с другой красные черепичные крыши и городские башни.
Увидели много интересного. Полюбовались на аккуратно подстриженные газоны сада Палаццо Пфаннер.
Отметили старинные ворота Сан-Донато, которые были построены в 1590 году по проекту Винченцо Чивитали. Несмотря на почтенный возраст на монументальном фасаде все еще можно разглядеть двух мраморных львов.
Спустившись со стены, практически напротив станции нашли одни из трех оригинальных ворот эпохи Возрождения — Порта Сан-Пьетро 1565 года. Вот оказывается как надо было входить в город.
В Лукке можно провести полный день, посидеть в кафе на площади Амфитеатра, обойти всю стену, сходить в музеи. Однако и за полдня город совершенно очаровал.
Теги:
Самостоятельные путешествия