Турист Сергей Махинин (SVM)
Сергей Махинин

Окрестность-дивные картины!

А город-новый Петербург!..

Коста Хетагуров

Прошедший отпуск сезона 2024 года было решено провести в маленькой, но гордой Северной Осетии. Частично здесь я уже бывал в рамках экскурсий из городов КавМинВод, но хотелось уже полноценно ощутить на себе прелесть этой горной республики, а заодно и изучить Владикавказ, что в принципе всецело удалось. Столица Северной Осетии в первую очередь порадовала и даже где-то удивила своим отлично сохранившимся историческим центром, причем центром довольно внушительным. На мой взгляд, Владикавказ можно смело ставить в топ городов России по количеству дореволюционных зданий и полноценных исторических улиц, ну скажем, в номинации городов до 500 000 жителей. Все это архитектурное многообразие досталось нашим современникам от времен, когда Владикавказ был главным городом на Северном Кавказе, являясь столицей Терской области, простиравшейся от КавМинВод до Каспия.

Прогулку по столице Северной Осетии разобьем на две части. И начнем, пожалуй, с железнодорожного вокзала. С места, откуда начинают знакомство с городом и республикой немалая часть туристов и путешественников.

Владикавказский вокзал находится на окраине центра(а в своё время на восточной окраине города) на улице Маркова. Железная дорога пришла в город, довольно таки, рано в 1875 году, тогда же был построен и первый вокзал, который до наших дней не сохранился. Взамен него в начале 1960-х годов был построен ныне существующий

Строительство железнодорожного вокзала Владикавказ завершилось в 1874 году.Годом позже состоялось официальное открытие движение поездов по железной дороге Ростов-Владикавказ.

Ранее улица Маркова, названная так в 1922 году в память о местном борце за власть Советов, именовалась Вокзальным проспектом. Здесь находились ряд важных административных учреждений, такие как управление Владикавказского округа, штаб 3-й Кавказской казачьей дивизии, отделение Терского Кавказского округа путей сообщения, а также приходское училище. Все эти административные здания на ул. Маркова и сейчас в «строю».Посмотрим некоторые из них

Здание бывшего высшего шестиклассного Николаевского училища открытого в 1911 году.Сейчас здесь,как впрочем и 50 и 100 лет назад располагается школа.

Пока мы далеко не ушли от улицы Маркова посмотрим здание театра юного зрителя «Саби»,располагающегося на перекрестке улиц Титова(Госпитальная) и Маркуса(Марьинская), в ста метрах от бывшего Николаевского училища, которое мы уже осмотрели. Изначально здание, построенное в 1914 году предназначалось для Дворянского собрания для проведения культурно-массовых мероприятий. После революции здесь размещался клуб завода «Электроцинк».Дети и юноши начали ходить сюда на спектакли и представления с 1940 года и по сей день включительно

Здание,где сейчас располагается государственный театр для детей и юношества Саби(Саби в переводе с осетинского-ребенок) был спроектирован арх.И.Рябикиным.Это было последнее общественное здание построенное во Владикавказе перед революцией.Во время Первой мировой войны здесь располагался госпиталь.

Плавно переходим на улицу Кирова, она идет практически перпендикулярно Марковой, соединяя жд вокзал с Затеречной частью города. До революции улица именовалась Московской, являясь одной из главных городских артерий дореволюционного города, как впрочем, пожалуй, и сейчас. Свое современное название улица получила после смерти С. М. Кирова. Сергей Миронович жил во Владикавказе какое-то время и работал здесь же на Московской в редакции газеты «Терек».

Посмотрим ряд зданий на улице Кирова во главе со зданием бывшего Азово-Донского банка

Самое нарядное здание на бывшей Московской-бывшее здание Азовско-Донского банка,построенное в самом начале 20-го века.Автор проекта банка арх.Томашевский.Здание стало одним из первых городских банковых зданий с операционным залом.Также здесь располагалось отделение Российского первого страхового общества от огня.С 1930 по 1968 год в здании находился Дом пионеров.Сейчас тут располагается институт повышения квалификации работников образования.

Еще одним интересным зданием на ул. Кирова как в плане архитектуры, так и внутренним наполнением является бывший дом С.Казарова, где в своё время располагалась типография и редакция владикавказских газет и журналов. Располагается краснокирпичное здание в стиле модерн на пересечении улиц Кирова и Революции(Мещанской).После революции в здании расположились Горская рабочая консерватория, затем общежитие рабфака. Перед Великой Отечественной войной в особняке открылся «Историко-революционный музей С.Кирова и Г. Орджоникидзе».К 210-летию города в 1994 году переформатированный в музей истории города Владикавказ

Изначально в здании располагалась типография и редакция газет и журналов Казбек,Терек,Молоканский вестник и др.,а также здесь печаталась книжная и рекламная продукция.В редакции газеты Терек с 1909 по 1918 год работал небезызвестный С.М.Костриков(Киров),сначала простым печатником,а затем заведующим редакцией.

В феврале 2013 года была открыта обновленная экспозиция музея, включающего два самостоятельных раздела:" Типография и редакция газеты «Терек» и «История Владикавказа с 18-й по 20-й век»

На первом этаже здания располагалась типография,а ныне экспозиция посвященная печатанию периодики.Здесь размещены печатные и бумагорезательные станки,наборная касса,конторка корректора.

До 1930-х годов улицу Кирову-Московскую украшали две церкви: в честь Святой Троицы и Александра Невского, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней. Вместо Александровской церкви сейчас располагается небольшой уютный детский парк им. Жуковского. А на месте Троицкой церкви так называемый «Дом чекистов»,возле которого, на пересечении Кирова и Миллера (Гимназической) находится необычный, даже где-то, сюрреалистический, памятник А. С. Пушкину

Памятник нашему гениальному классику,едущему в бричке,запряженной волами был установлен в 2014 году к 185-летию со дня приезда Александра Сергеевича во Владикавказ(вернее его проезда из Петербурга в Тифлис).

С улицы Кирова начинается (вернее заканчивается по нумерации) гордость и краса, главная достопримечательность города и просто самая красивая улица Владикавказа-проспект Мира. Если задать вопрос местному жителю, что посмотреть и куда пойти в первую очередь во Владикавказе, то ответ будет один-проспект Мира, то же скажут и многочисленные путеводители. Мало того, пешеходно-трамвайная улица считается еще и одной из самых красивых на просторах нашей необъятной Родины. Красоту, уникальность и колорит проспекту придает восхитительный вид на Столовую гору, зеленый бульвар, снующие вдоль него новехонькие трамваи и, конечно, прекрасная архитектура главного города Терской области

Немного из истории Владикавказского Арбата.Сначала,в середине 19-го столетия,это был Нестеровский бульвар,названный так в честь коменданта крепости.В 1871 году улицу переименовывают в Александровский проспект,в честь визита государя Александра Второго.В 1925 году проспект стал Пролетарским,через 13 лет проспектом Сталина.Ну,а своё современное название проспект получил в 1961 году.

С неё, архитектуры, и начнем наше знакомство с проспектом Мира. Со стороны улицы Кирова владикавказский «Арбат» открывается двумя зданиями бывшей гостиницы «Гранд-отель».Первое здание гостиницы было выстроено в 1879 году по чётной стороне проспекта, второе-напротив в 1910 году. Между двумя частями отеля имелся подземный переход, замурованный впоследствии за ненадобностью. Далее, за бывшим зданием гостиницы по нечётной стороне располагается, построенный в том же краснокирпичном стиле-бывший кинематограф «Гигант» 1913 года постройки

Новый дополнительный двухэтажный корпус гостиницы Гранд-отель.Во время Гражданской войны был сильно поврежден.Башенка над зданием была пристроена уже в советское время.В 1915 году в этом здании останавливался легендарный Ф.Шаляпин.Проспект Мира 55.

Идем дальше, посмотрим теперь здания расположившиеся на небольшом отрезке проспекта от улиц Никитина(Кизлярской) до Маяковского(Слепцовской).На чётной стороне выделяется краснокирпичное здание купца И.Ганжумова и вплотную примыкающее к нему здание купцов Пенкновича и Залинова

Дом купца И.Ганжумова,построенное в 1880 году.Первый этаж сдавался под торговлю.На втором этаже с 1880 по 1910-е годы проживал осетинский этнограф и фольклорист Д.Т.Шанаев.Его квартира была местом собрания членов-Общества по распространению образования и технических сведений среди горцев Терской области.Проспект Мира 46-48

Отвлечемся немного от архитектурных памятников пешеходной улицы и посмотрим два памятника известным в Осетии и не только, личностям: С. К. Гадиеву-классику осетинской литературы и М. А. Булгакову-классику литературы русской. Оба памятника находятся в непосредственной близости друг от друга в начале проспекта

Сека Куцриевич Гадиев(1855-1915 гг.)-осетинский поэт и прозаик,классик осетинской литературы.Основоположник классической осетинской прозы.Памятник установлен в 2015 году.Монумент С.Гадиеву и М.Булгакову выполнил скульптор С.Тавасиев.

Идем дальше. Посмотрим ряд зданий пешеходки от улицы Маяковского(Слепцовской) до Джанаева(Базарной).Здесь выделяется угловое здание с башенкой-дом Я. Д. Вышегрода. Одна часть здания использовалось под жильё, а другую занимали торговый дом «Р.Сегаль и С» и театр «Модерн»

Дом Я.Вышегрода был построен в 1900 году.С 1911 года собственником здания стал Аббас Гаджиев,тогда же появились и другие арендаторы,в том числе Терское областное жандармское управление,магазин модного платья А.Лекарева,магазин белья и модных товаров В.Кузнецова,торговый дом Шошиевых и аптека Бояржинского.Проспект Мира 40.

Продолжаем прогулку и осмотр памятников архитектуры по чётной стороне владикавказского «Арбата» от улицы Джанаева(Базарной) до Куйбышева(Грозненской).Здесь обращает на себя внимание протяженное здание купца Х.Андреева, в котором в 1895 году была открыта первая в Терской области публичная библиотека, на которую Христофор Андреев и пожертвовал свой дом. Впрочем, библиотека здесь и сейчас-Северо-Осетинская республиканская юношеская им. Г. Газданова. Рядом со зданием библиотеки располагается бывший торговый дом «Киракозов и Оганов»

Другое название дома Андреева,построенного в 1883 году-дом Шредерс.Жена судейского чиновника Варвара Шредерс как раз и открыла здесь библиотеку,которая делила здание с купеческим клубом с 1913 по 1917 год.В первые годы советской власти здесь квартировал Отдел народного образования,сотрудником которого являлся М.Булгаков.Сейчас в здании помимо библиотеки заседает Союз терских казаков им.атамана Стародубцева.Проспект Мира 34.

Далее, ещё два здания до пересечения с улицей Куйбышева(Грозненской).На этом перекрёстке можно полюбоваться на здания бывшей гостиницы «Европа» братьев Зипаловых и дом купца И.Уланова

Двухэтажное здание владельцами которого были братья Владимир и Николай Зипаловы,построенное в 1882 году.На втором этаже находилась,известная в своё время,гостиница Европа собственника М.Никитина.На первом-ресторан и магазины.В 1905-06 годах в гостинице проходили подпольные собрания Владикавказской группы Терско-дагестанского РСДРП.Проспект Мира 24.

На противоположной стороне пешеходной улицы посмотрим ещё одну «порцию» архитектурных памятников во главе с домом В.Туганова

Дом В.Туганова,сына первого осетинского генерала.Здание,находящееся на пересечении проспекта Мира и ул.Некрасова(Графской) было построено в 1895 году.В своё время здесь находилось фотоателье С.Джанаева-Хетагурова.В этом доме жили:писатель-просветитель Б.А.Туганов(1902-07),а также общественный деятель А.Тахо-Годи(1902-04).Проспект Мира 35.

Улица Куйбышева(Грозненская) делит примерно пополам проспект Мира и в самой этой середине находится скульптура городового, который незримо охраняет прохожих пешеходной улицы. Место установки полицмейстера выбрали не случайно, до революции на крыше одного из домов, расположенных на углу этих улиц располагались городовые, которые следили за порядком. И если владикавказский городовой это собирательный образ, то находящяяся в пятиста метрах от него, уже в конце проспекта, скульптура К. Л. Хетагурова вполне конкретная, посвященная великому осетинскому поэту, драматургу и художнику. Об этом незаурядном человеке, гордости осетинского народа, мы еще неоднократно услышим в рамках нашей фотопрогулки

Памятник городовому царских времен был установлен в 2013 году в преддверии Дня Полиции.Автор памятника скульптор И.Хаев у которого за плечами уже ряд работ,которые можно встретить на улицах города.

Скульптура Городового находится аккурат напротив Театральной площади, которую украшают памятник В. И. Ленину и фонтан.

Будущую площадь посередине проспекта задумал начальник Терской области М.Лорис-Меликов постройкой двух зданий, одним из которых стал драмтеатр, в стороне от главной городской магистрали. После постройки театра в 1871 году площадь получила название Театральная. В советские времена это уже была площадь Ленина, ну, а сейчас она опять названа в честь театра.

Русский драматический театр им. Е.Вахтангова в этом году проводит свой, страшно сказать,153 сезон и всё это в одном и том же здании. Здесь писал и ставил свои первые пьесы М.Булгаков, служа в театре заведующим литературным отделом. Свои первые постановки осуществлял Е.Вахтангов, оформлял спектакли в качестве художника декораций К.Хетагуров

Театр открылся 15 апреля 1871 года премьерой спектакля Маскарад М.Ю.Лермонтова.В 1912 году в театре впервые была поставлена пьеса на осетинском языке,где одну из ролей исполнял Е.Вахтангов.

Главным украшением Театральной площади можно назвать оригинальный фонтан «Танцующий Сослан на чаше Уацамонга».Был установлен в 1960 году, а современный вид со скульптурой одного из героев Нартского эпоса фонтан приобрёл после реконструкции в 2011 году

Сослан-богатырь,родившийся из камня,один из главных персонажей Нартского эпоса.Скульптура изображает танцующего Сослана,опирающегося правым коленом на закрытую чашу Уацамонга.Чаша на которой танцует Герой символизирует изобилие и радость.

Пройдемся далее по стороне проспекта, где располагается Театральная площадь. Здесь нас будет «ожидать» главный номинант на звание самого красивого здания на пешеходной улице-гостиница «Империал».

В самом конце 19-го века купец П.Марандов выстроил здание в стиле модерн, планируя разместить здесь гостиницу. Однако, впоследствии он отдал свой особняк в аренду некоему М.Кереселидзе, который и стал хозяином самой крупной и комфортабельной гостиницы Владикавказа начала 20-века-«Империал».После национализации здание ненадолго переквалифицировалось в административное, здесь заседал Наркомат внутренних дел Горской АССР.А затем здесь снова стали принимать постояльцев, сначала под названием «Палас»,затем " Интурист».Сейчас отелю вернули своё историческое название

Гостиница Имперiалъ с прекрасно меблированными номерами была открыта в 1899 году.Постояльцы проживали на втором и третьем этаже,а весь первый этаж занимал ресторан Сан-Ремо.Он был электрофицирован,располагал бильярдом,летним садом,симфоническим оркестром и театром варьете.Проспект Мира 19.

Аккурат напротив гостиницы «Империал» находится конкурент на звание самого шикарного дома проспекта Мира-бывший торговый дом Богдана Оганова или просто особняк Оганова. Здание в стиле модерн было построено в 1903 году по проекту архитектора И.Рябикина. Первый этаж отвели под торговлю, в частности здесь располагался магазин модных товаров С.Цизина и фотоателье С.Алонкина, а второй этаж под жилые помещения. Само здание является уникальным памятником архитектуры. Его интерьеры-единственные в городе, сохранившие почти без изменения планировку, росписи, лепнину и прочий дворцовый декор. Все это убранство и росскошь в 1940-50-х годов могли оценить только работники административных органов Северной Осетии, а теперь все желающие. С 1956 года здесь размещается, основанный 17 годами ранее Художественный музей имени Махарбека Туганова

Архитектор Рябикин украсил особняк 12 знаками зодиака,крылатыми песочными часами,гарпиями,ракушками и деревьями.Внутри дом еще больше напоминает небольшой дворец:роскошные росписи,статуи и колонны,люстры и лепнина.Сколько стараний и средств одного из богатейших людей Владикавказа тех лет.Проспект Мира 12.

Посмотрим теперь стройный ряд зданий владикавказских купцов, соседстующих с восхитительным особняком художественного музея

Дом братьев Александра и Егора Шошиевых,известных во Владикавказе купцов.В этом симпатичном здании располагается филиал Государственного Академического Мариинского театра,а именно его художественно-производственные мастерские.Проспект Мира 14.

Продолжаем медленно и неспеша прогуливаться и наслаждаться архитектурой проспекта Мира дальше. На пересечении его с улицей Горького(Евдокимовской) по четной стороне еще одно незаурядное здание, на сей раз, с башенкой-бывшая гостиница «Париж»,причем оно занимало два здания, это и соседнее, построенное почти на три десятилетия позже. Чуть далее, к перекрестку с улицей Бутырина(Воронцовской), располагается крупное здание бывшего Владикавказского окружного суда. И это заключетильная постройка пешеходной улицы из царской эпохи на этой стороне проспекта

Угловое здание бывшей гостиницы Париж построенное в 1880-е годы.Изначально здесь располагалась гостиница Франция И.Прохорова,затем она переехала в другое место.А на ее месте А.Алиев открыл свою гостиницу,назвав ее в честь столицы Франции.Улица Горького 15,здание хоть и стоит наполовину на проспекте Мира,но числится на ул.Горького.

Чем ближе к началу проспекта Мира(а в нашей прогулке к концу) появляется все больше зданий из советской эпохи. Одним из таких зданий является бывший Дом Политпросвещения он же Дом Искусств, а ныне Национальный музей республики Северной Осетии-Алании, основанный в 1893 году и сменивший несколько адресов и названий. Буквально недавно была проведена реконструкция здания музея и открыты новые экспозиции, позволяющие проследить этногенез осетинского народа и этапы социально-экономического и культурного развития Осетии с древнейших времен до начала 21-го века. Сейчас Национальный музей занимает два соседних здания бетонный советский «монстр» и изящный особняк Я.Худякова, где располагается администрация музея.

А в завершении прогулки по проспекту Мира посмотрим примечательное здание на пересечении проспекта и ул. Горького(Евдокимовской)-бывшее здание «Общества ваимного кредита».Само банковское учреждение занимало второй этаж, а первый был отдан под торговлю

Здание Общества взаимного кредита было построено в стиле модерн в 1902 году по проекту арх.П.Шмидта.На первом этаже располагались галантерейный магазин Р.Бунятянца,мебельный магазин С.Литвина и типография П.Григорьева.Кредитное учреждение находилось на втором этаже,оно занималось выделением капиталов для местной экономики.С 1934 по 1987 год в здании находился Орджиникидзевский аэроклуб ДОСААФ.Проспект Мира 15.

Вдоволь нагулявшись по владикавказскому «Арбату»,начнем постепенно осматривать и другие улицы исторического центра, коих в городе насчитывается не один десяток. Конечно они будут уступать проспекту Мира по всем показателям, это и красота зданий и общее благоустройство, но от этого эти улицы не становятся менее интересными.

Улица Миллера, проходит параллельно проспекту Мира в квартале от него в сторону набережной р. Терек. Начинающаяся от Театральной площади улица практически полностью состоит из зданий царских времен. До революции улица носила название Гимназическая, к пятилетию октябрьского переворота ее переименовали в улицу Советов. С 1997 года именуется в честь русского ученого-кавказоведа В. Ф. Миллера. Тихая и спокойная улица Гимназическая всегда привлекала знатных горожан, здесь селились и проживали купцы, промышленники, юристы, врачи

Здание бывшего Русско-Азиатского банка,начавший работу в этом доме в 1912 году.Изначально это было одноэтажное здание Е.Соколовской,которой надстроили второй этаж для банковских помещений.Архитектор-В.Грозмани.

Идём дальше, на пересечении с Павловским переулком нас «ожидает» очередной дом-красавец, известный как дом Ястремского, построенный в 1904 году. Тогда, в начале 20-го века многие хотели дом в стиле модерн и данный особняк не исключение, только балкон с кариатидами выполнен в классическом стиле. Тремя годами позже здание было отдано в аренду для лечебницы врача П. Е. Митника, которая стала одной из первых частных лечебных учреждений Владикавказа. Сейчас этот примечательный особняк обычный жилой дом

Двухэтажный дом из красного кирпича был построен подрядчиком Кихтенко по проекту городского инженера-архитектора И.Рябикина.

Завершается улица Миллера бывшей немецкой лютеранской кирхой, построенной в 1911 году. Это готическое здание очень неожиданно смотрится на фоне архитектурных построек столицы Северной Осетии. И это единственная подобная постройка в стиле церковной готики на Кавказе и на юге нашей страны в целом. Храм был закрыт в 1930-е годы, здание отдали клубу Союза строителей. Примерно через десятилетие помещение с прекрасной акустикой перешло к североосетинскому симфоническому оркестру, а на его базе затем открылась филармония, ныне-филиал Мариинского театра-Северо-Осетинская государственная академическая филармония. В 2016 году была проведена масштабная реставрация здания, теперь оно будто с иголочки, стало еще ярче и красивее

Изначально на месте кирхи в 1866 году был построен одноэтажный дом для молитв и только через 45 лет здесь появилась полноценная лютеранская кирха.В кирхе успели послужить только два пастыря,один до революции,другой-после.В готическое здание высотой 25 метров приходили не только для молитв,здесь выписывались свидетельства о рождении и регистрировались браки.

Параллельно улице Миллера, идёт не менее интересная в плане истории, тихая и спокойная улица Баллаева, названная так уже в наше время в честь заслуженного артиста РСФСР.До революции улица именовалась Ремесленной по городской ремесленной управе находящейся здесь.

Самым знаменитым жильцом на улице был предприниматель, владелец большого состояния, гласный городской думы А. В. Замковой. Он не стал строить для себя «пышного» многоэтажного дома, а ограничился уютным, необычным домом в стиле модерн, построенный в 1905 году.

Помимо улицы Баллаева приятно побродить и почувствовать атмосферу старого Владикавказа и на соседних с ней улицах: Огнева(Смекаловская), Маяковского(Слепцовская), Никитина(Кизлярская).Так на первом фото изображен очередной дом в стиле модерн-дом Носкова, расположенный на пересечении Маяковского и Революции(Мещанской)

Дом Д.Носкова,построенный около 1895 года.Хозяин устроил здесь доходный дом 2-го разряда,то есть без воды и канализации.Все это находилось во дворе дома.Здание отличало от других два атланта на входе и надстройкой над угловым эркером третьим этажом в виде мансарды.

Продолжаем нашу прогулку по историческому центру города и следующей улицей нашего фотообзора станет улица Ленина, проходящая параллельно проспекту Мира, но уже в противоположном направлении от набережной. Первоначально улица именовалась Дворянской. Так назывались главные улицы во многих городах России. В 1880-е годы Дворянская становится Лорис-Меликововской. Т. М. Лорис-Меликов потомок старинного армянского рода, с 1865 по 1875 год был начальником Терской области и наказным атаманом Терского казачьего войска. После смены власти и смерти В. И. Ленина улицу переименовывают в честь вождя мирового пролетариата.

На Лорис-Меликововской жили известные в прошлом владикавказцы и их здания память о той давно минувшей эпохе. Посмотрим архитектурную составляющую улицы Ленина, правда, надо отметить, что многочисленные деревья изрядно закрывают здания, частично или полностью. Но это касается не только ул. Ленина.

Самым красивым зданием улицы смело можно назвать доходный дом Воробьева, расположенный на пересечении улиц Ленина и Бутырина(Воронцовской).Это ещё одно творение известного архитектора И.Рябикина. Просторное здание было расчитано всего на 6 квартир, а его облик прямо заявлял о состоятельности жильцов и домовлалельца-модный архитектор, модный стиль модерн, величественный декор. Элитная недвижимость, как сейчас бы сказали

С 1920-х годах в здании расположились ЧК,НКВД и КГБ по Северной Осетии.Здесь были приговорены и даже,вроде как,расстреляны многие общественные деятели,представители науки,культуры и литературы республики.С середины 1950-х годов здесь обосновалась Школа искусств,а с 1990-х заседает министерство образования и науки.

Далее за улицей Ленина идут параллельно ей, сначала улица Маркуса, затем Тамаева. Эти улицы уже не так красочны в плане царской архитектуры, но зданий из той эпохи здесь предостаточно, правда, ряд самых красивых домов с этих улиц по объективным причинам не попали в фотообзор.

Улица Маркуса получила свое название в честь первого народного комиссара Терской республики, до этого именовавшись Марьинской, в честь Марии Федоровны супруги императора Александра Третьего. Улица Тамаева названа в честь местного партийного деятеля, а до смены власти это были две улицы-Сергиевская и Святополковская.

Самым приметным зданием двух вышеуказанных улиц является бывшее здание Ольгинской женской гимназии, построенное в 1875 году. Ольгинской гимназия стала восемью годами ранее(в другом здании), став подшефной великой княгини Ольги Федоровны. После революции гимназия переквалифицировалась в педагогический институт, а сейчас здесь располагается СОГУ им. К.Хетагурова, его физико-технический факультет

Часть здания бывшей Ольгинской гимназии (всё не умещается в кадре).Начиная с середины 1890-х годов Ольгинское учебное заведение считалось самым престижным во всей Терской области.К 1917 году в гимназии обучалось чуть более тысячи учениц, учась восемь лет.

Посмотрим еще одну улицу-параллельную вышеосмотренным-Бородинскую. Свое название она получила в 1912 году в честь столетнего юбилея Победы в Отечественной войне над Наполеоном. И кажется эта улица одна из немногих, сохранившая свое имя из дореволюционных времен. На Бородинской нас в первую очередь заинтересует Дом-музей И. А. Плиева-дважды Героя СССР, Генерала Армии. В этом доме с 1946 по 1978 год проживала семья Иссы Александровича, а сам он будучи депутатом Верховного Совета СССР шести созывов, приежая во Владикавказ проводил в личном кабинете депутатский прием. Мемориальный музей был открыт 7 мая 1985 года

Одноэтажный кирпичный дом,где впоследствии расположился музей был построен во второй половине 19-го века фабричным инспектором Маевским.В послевоенное время здесь проживали мать И.А.Плиева и его сестра..Ежегодно в музее принимают присягу новобранцы 58-й Армии.

Теперь, когда мы осмотрели основные улицы, кажется бесконечного исторического центра Владикавказа, проходящие параллельно р. Терек. Приступаем к осмотру перпендикулярно ориентированных улиц по отношению к реке. Одну такую улицу-улицу Кирова мы уже осмотрели в начале нашей фотопрогулки. А теперь прогуляемся по другим, постепенно уходя на юг.

За улицей Кирова(Московской) следует улица Джанаева, получившая это название в 1947 году в честь осетинского литературоведа и поэта, до этого именовавшись улицей Третьего Коминтерна. А до революции это была Базарная по огромному городскому базару, который улица ограничивала с севера. Сейчас здесь расположен Центральный рынок, правда, гораздо меньших рамеров, чем прежде.

Посмотрим ряд зданий с улицы Джанаева, которая неплохо сохранила свои дореволюционные здания

К сожалению о зданиях по улице Джанаева очень мало информации.Об этом здании известно лишь,что здесь в 1918-19 годах располагалось одно из первых предприятий Владикавказа организованное рабочими.

Следующей улицей, которую мы посмотрим будет улица Куйбышева, начинающаяся от проспекта Мира и уходящая далеко в восточном направлении. Но нас, прежде всего, интересуют первые пять-шесть кварталов, где расположена историческая застройка. До революции улица именовалась Грозненская, после-Кооперации, а затем в честь советского партийного и политического деятеля

Здание отделения государственного банка было построено в 1898 году по проекту областного архитектора П.Шмидта.Как и в,ту далекую эпоху,здание и сейчас принадлежит Центробанку РФ.На здании установлена мемориальная доска в честь О.Царикаева,который был управляющим конторы Госбанка с 1942 по 1959 год.

Далее, пробежимся по улице Горького, которая полна красивыми и интересными зданиями эпохи императоров Николая Второго и Александра Третьего. Здесь жили знатные горожане, конечно, не такие состоятельные как на Лорис-Меликовской(Ленина) или Александровском(Мира) проспекте, но все же известные всему городу. В отличие от соседних улиц здесь практически не было магазинов, в основном все здания были жилые. Свое имя улица получила в 1928-м году в ознаменование 60-летия М.Горького, до этого шесть лет успев побывать улицей Троцкого. Дореволюционное название улицы-Евдокимовская в честь русского генерала, героя кавказских войн Н. И. Евдокимова.

На улице Горького находится Музей театрального искусства, располагающийся в красивом особнячке, построенным в 1907 году в стиле модерн. Этот дом построил для себя автор многочисленных архитектурных памятников во Владикавказе областной архитектор П. П. Шмидт. До 1934 года здесь проживал сам архитектор. С 1937 по 1977 год здесь жил народный артист СССР В. В. Тхапсаев. Сейчас его именем назван музей располагающийся в здании

Музей театрального искусства имени В.В.Тхапсаева размещается в здании с 1994 года,также здесь размещается и квартира-музей народного артиста.Сегодня музей-единственная театральная сокровищница,не имеющая аналогов на Северном Кавказе.Его экспозиция отражает театральную культуру старого Владикавказа и современное развитие профессиональных театров республики.

Заключительной улицей нашей фотопрогулки станет улица Бутырина, хотя на этом исторический центр не заканчивается. Южнее улицы располагается ещё целый пласт дореволюционной застройки, в том числе и место, где находилась изначальная крепость г. Владикавказ. Но, туда мы пойдём во второй части. А пока пройдёмся по ул. Бутырина, названной так в честь народного комиссара Терской республики в 1920 году. До революции же улица именовалась Воронцовская в часть М. С. Воронцова-наместника императора на Кавказе.

Здесь же на улице Бутырина находится дом-музей основоположника осетинской литературы К. Л. Хетагурова. В этом доме, построенном в 1864 году, великий осетинский поэт снимал квартиру с 1901 по 1902 год. Музей открылся здесь в октябре 1979 года к празднованию 120-летия Косты Левановича

Бывшее здание Владикавказского мужского духовного училища,построенное в 1895 году.В нем разместились классы,зал,столовая,библиотека,учительская,канцелярия и квартиры трех преподавателей.Также в здании училища находилась домовая церковь Кирилла и Мефодия.

На этом, пожалуй, завершим нашу прогулку по городу в первой части. Во второй же-продолжим фотопушествие по историческим улицам, подышим речным воздухом на набережной р. Терек и отправимся за реку, в Затеречную часть города.

Будьте здоровы! Любите путешествия!

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.