Жаркий летний день, да еще выходной, — не лучшее место для пребывания в большом городе. Поэтому я, находясь в Берлине, решила выехать из него на денек. Выбор пал на Шпреевальд, городок Люббенау, известный на всю Германию производством соленых огурцов (о них позже) и прогулку по знаменитым шпреевальдским каналам.
2
Шпреевальд называют «Зеленой Венецией», мне это название совершенно не нравится — никаких «Северных» и «Маленьких» Венеций, никаких «Саксонских» Швейцарий и прочего. Просто место, о котором точно можно спеть: «Вода, вода, кругом вода», и, действительно, очень много зелени.
2
Спасибо за этот клубок из почти двухсот каналов надо сказать последнему Ледниковому периоду, примерно 18 000 лет назад от огромной реки Шпрее остались множественные речки, ручейки, запруды и притоки. А вокруг — пойменные луга и долины, напитанные водой, с нереальной для конца августа зеленью, как-будто сейчас весна.
4
Правда, есть легенда, по-своему объясняющая появление столь обширной водной сети. Говорят, что когда-то, на этом месте располагалось огромное поле, которое принадлежало Дьволу. Он пахал свое поле с помощью тоже огромных буйволов, которых он постоянно подгонял и лупил, чтобы они пошевеливались. У буйволов уже не было сил, но они смогли собраться и так рвануть борону, разбегаясь в разные стороны, что поле было изрезано на лоскуты, которые и образовали каналы.
4
И это не единственная легенда. По слухам, когда-то в Люббенау обитал Змеиный Король. Был он огромным, и на досуге (а у короля вся жизнь — досуг) любил играть на опушке леса на большой лужайке со своими подданными — змеями. Но ему мешала в играх золотая корона, украшенная драгоценными камнями, и он снимал ее перед игрой. И однажды, местный граф, решил, что такая корона не помешает ему, он затаился в кустах и дождался, когда Змеиный Король снимет корону. Выскочив из кустов, он схватил добычу и вскочив на коня, умчался прочь. Догнать его змеи не смогли, но пока догоняли- перепахали землю, и в ямки, созданные змеиными телами, затекла Шпрее.
5
В Шпреевальде цифра «8» имеет магическое значение: ему 18 тысяч лет; в нем около 18 тысяч видов животных и растений, около 800 видов бабочек; на 480 кв.км. живут орланы, бобры, аисты, выдры, журавли, цапли, нутрии и многие другие животные. Что не мудрено, здесь для них райские условия.
5
Но, прежде, чем покататься на лодочке по эти хитросплетениям, я прогулялась по городку Люббенау.
6
Шпреевальд — это не про немцев. Коренное население здесь — сорбы, славяне (как и во всем Бранденбурге, да и в Саксонии их не мало). У сорбов есть свой язык, своя кухня, свои традиции.
2
После объединения Германии, в 1992 году была основана рабочая группа по сотрудничеству с городами с историческими центрами в Бранденбурге. Целью группы было остановить разрушение, сохранить городские структуры и обновить исторические здания.
3
Благодаря огромной общественной и частной поддержке центры городов теперь представляют собой места с атмосферой и характером. Это оживленные места, удобные для проживания горожан и привлекательные для гостей.
4
Площадь реконструкции в Люббенау была определена в период с 1993 по 2021 год и составляла около 40 гектаров от центрального порта, через церковную площадь и до замкового парка, окруженных реками. Благодаря успеху в реконструкции, Люббенау получил прозвище «Зеленая Венеция» (я выше писала — терпеть не могу эти сравнения, ничего не похоже на оригинал, все разное). Каждый год этот уголок Шпреевальда посещают сотни тысяч туристов.
5
Люббенау впервые упоминается как город в 1315 году. И к тому времени он входил в состав Чешского Королевства, и состоял из крепости, упоминаемой уже в 1190 году и поселения славян. Затем город перешел под власть Саксонии, а в конце 17 века на сто лет ушел в польско — саксонсвкое государство, и стал называться по-польски, Любнюв.
3
После Венского Конгресса, закрепившего новые границы в Европе, Люббенау отошел к Пруссии. В прусский период через город проложили железную дорогу в 1866 году, начался подъем экономики, в основном, за счет торговли и туризма, который, как раз, начал тогда активно развиваться.
2
И все же, Люббенау оставался провинциальным маленьким городком, пока в пригороде не начали добывать бурый уголь. Вот тогда в два раза выросло городское население. Но, это длилось относительно недолго, и основным доходом вновь стали туристы, которым нужны магнитики, еда и ночлег. А, еще огурчики.
3
Люббенау никогда не требовалась городская стена, поскольку окружающие реки и темный лес обеспечивали необходимую защиту. Таким образом, структура города не овальная и не квадратная, а скорее адаптирована к топографическим условиям. Сегодняшние дороги представляли собой реки, по которым доставлялись товары и перевозились местные жители на бесшумно скользящих баржах.
4
Лишь в 1843 году реки в центре города были засыпаны и появились сегодняшние улицы. Но идиллические уголки все еще существуют. Во многих местах почту и мусор до сих пор перевозят на баржах (в Ленде, например).
5
Прогуливаясь по улицам Люббенау, даже не верится, что когда-то они были реками. Извилистые и уютные улочки и площади старого города теперь качественно обновлены и идеально подходят для прогулок.
2
Первоначально в здании с аркой ворот располагалась ратуша, затем размещался Окружной суд с полицейским участком. Сегодня в здании ворот расположен краеведческий музей Люббенау, основанный еще в 1899 году и торговый центр. А в новой постройке, примыкающей к музею, расположен Музей канатной дороги Шпреевальда. Этот экспонат прибыл в музей недавно — в 2011 году и здание было построено специально для оригинальной узкоколейной железной дороги 1897 года и многотонных железных вагонов.
1 из 2
3
Печальный экспонат висит под аркой — кость нижней челюсти гренландского кита. Ее длина составляет 5,65 метров, вес 238 килограммов. Ее подарил родному городу Люббенау в 18 веке Морзан Шимкониг, торговец, живший в то время в Гамбурге. Очень жаль убитого гиганта.
1
Видимо, здесь бывает много иностранных туристов, раз ходят паровозики, хотя, местные (я имею в виду немецкие) старички тоже любят такое развлечение. Я хожу пешком и с трудом понимаю, как можно заменить прогулку паровозиком, разве что — с больными ногами.
3
Сказочный фонтан работы скульптора Фолькер Михаэля Рота показывает мир легенд и мифов Шпреевальского леса. Эти же персонажи ведут по городу. И, пожалуй, это самые веселые достопримечательности городка.
1 из 6
5
Сорбы, как и наши альпийские немцы, с удовольствием носят свой национальный костюм. Но, видимо, не с таким удовольствием, так как увидела я его только в витрине магазина, а у нас — все официанты, да и просто деревенский народ в них разгуливают.
3
Городская лютеранская церковь Святого Николая была построена в середине 18 века на месте церковного здания 15 века. Сегодняшний вид церкви — работа архитектора Готфрида Финдайзена, и церковь считается одной из самых ценных барочных церквей Бранденбурга. Башня церкви 1777 года имеет высоту почти 60 метров. Интересен фундамент — он частично выполнен из деревянных свай, частично из полевых камней. Неф был построен тоже в середине 18 века по проекту мастера — каменщика, крепостного из Дрездена, Готфрида Финдайзена. Он построен на деревянных сваях, так как в то время многие улицы еще находились на берегу Шпрее.
Зайдя внутрь, первое, что приходит в голову: «Какая разная Германия»! Она, по нашим, южным меркам, вообще не представляет интереса.
4
Интерьер в стиле рококо, при этом, он настолько скромен, что видно — мы в одном из самых бедных немецких регионов. Алтарная картина изображает Воскресение Христа, художника Дитриха из Дрездена. Необычная купель из бронзы — ангел берлинского мастера Кристиана Даниэля Рауха, начала 19 века. Орган был восстановлен в 1984 году, он состоит из 35 регистров.
А что интересно — на памятной табличке выбита благодарность всем пасторам, которые проповедовали на вендском языке. Поскольку я такой даже не слышала, то полезла смотреть — это серболужицкий язык. Про такой тоже впервые услышала. Еще интересен крест — простой, деревянный. Он установлен в честь казненного в берлинской тюрьме Плётцензее жителя Люббенау, покровителя церкви и почетного члена Стрелковой гильдии города, Эрвина фон Витцлебена, участвовавшего в покушении на Гитлера.
1 из 8
1
Ратхаус — Радница — Люббенау — Шпреевальд — Любньов — Блота. Вот и скажите — где мы находимся, в Германии, Сербии или еще восточнее? А официально место, где расположен Люббенау, называется Нижняя Лужица, на реке Шпрее, Федеральная Земля Бранденбург.
2
Город относительно молодой, точнее — его постройки. Поэтому, мне, привыкшей к домам 14–15 веков, забавно видеть, что один из самых старых фахверковых домов, был построен в 1772 году. Это единственное одноэтажное строение старого города. В 2000 году, во время ремонта, в полностью отштукатуренном доме, под слоем штукатурки обнаружился фахверковый каркас. Выполненное в стиле позднего барокко, с интересными слуховыми окнами, здание, вероятно, на момент постройки, было отдельно стоящим. Сегодня оно используется как жилое и коммерческое здание.
4
Интересные деревянные цветные шесты стоят вдоль одного из домов. Это проект, посвященный 700-летию города, был создан в 2015 году. Работа состоит из 7 шестов, на которых выгравирано 700 символов. Насечки состоят из семи прямых линий каждая. На каждом шесте по 100 символов.
1 из 2
4
Это современное произведение — «Ангел Люббенау», символизирует летающего Ангела Свободы без границ.
4
А теперь, погуляв, можно отправляться кататься на лодочке — гондоле.
3
В 1859 году Теодор Фонтане посетил Шпреевальд и на своей барже отправился в Хохвальд из этого «порта», бывшего тогда рынком солений и перевалочным пунктом для фермерских товаров. Он записал свой восторг по поводу впечатлений от «Походов через Марку Бранденбург». Он был первым известным путешественником в этом регионе. Открытие железнодорожной линии Берлин — Гёрлиц в 1866 году способствовало развитию туризма. Учитель Пауль Фалиш рекламировал в Берлине Шпреевальд и Люббенау уже в 1882 году.
4
В 1908 году в Люббенау была создана первая Ассоциация баржевых перевозчиков в Шпреевальде, а позже было организовано несколько подобных клубов. Все они расворились в кошмаре ВМВ. В 1954 году был создан сегодняшний кооператив баржевых лодок Люббенау и окрестностей, ставший пионером Шпреевальда.
3
Новый Порт Дружбы был построен в 1970-х годах, и, как и раньше, он называется Причалом. Это современный туристический центр с магазинами, кафе и закусочными.
2
Перед Причалом расположились торговцы. Главный товар — огурчики, но до них еще «дойдем».
1 из 2
2
Каждая алюминиевая лодочка вмещает 38 человек. Мне, поскольку надо было фотографировать, пришлось ждать пустой лодки, и в честном противостоянии с индусской парой, которая пыталась прорваться без очереди, занять первый ряд. Ну, у них нет 40-летнего опыта советских очередей и они не понимают, что такое «Вас здесь не стояло». За это они всю дорогу болтали и дама не закрыла рот ни на секунду, что очень диссонировало с тишиной и расслабленностью всего окружающего.
4
Кстати, гондольер, увидя что я одна, пытался меня пересадить в хвост, пришлось посулить ему оплату за оба места. В конце прогулки, когда он пошел собирать деньги, и я достала 30 евро — за оба места, он, вдруг, проявил благородство, и взял 20. Что ж, 5 евро — небольшая переплата за удовольствите не дышать в чей-то затылок.
4
Вот в этот домик — почтовый ящик складывают почту. Во всей Германии только один почтальон — лодочник, и он трудится именно здесь.
3
Помните историю про Змеиного короля? Она имела продолжение: не сумев догнать графа и отобрать корону, Король со своими змеями перешел на службу к графу. Вот такие перекрещенные змеи «защищают» большинство домов Шпреевальда.
1 из 2
3
Вот так, прямо по воде, проходит граница городов. И выехав из Люббенау, мы въехали в деревню Леде, которую называют «Музеем под открытым небом».
1
Старым домикам этой деревни немало лет, некоторым более двухсот. Вдоль каналов — магазинчики и ресторанчики, а также обязательные пабы, все же — Германия, хоть и славянская. Сегодня их с удовольствием арендуют туристы на летний сезон, к домитку прилагается лодочка.
1 из 17
2
В одном из прибрежных ресторанов готовились к свадьбе. Ну что, красивое место для торжества и очень романтично (еще бы без гостей и банкета).
4
А в некоторые домики незванные гости лезут, всеми способами пытаются прорваться.
1 из 2
2
Здесь раздолье не только для людей, но и для собакенов (как, впрочем, и во всей Германии).
1 из 14
3
Неудивительно, что в 1991 году Шпреевальд получил от ЮНЕСКО статус Природного Наследия, так что — весь регион — большой заповедник.
3
Кстати, в этой деревне, помимо сорбов, живут лужицкие сербы, чем и объясняются надписи на двух языках повсюду. Название «Шпреевальд» на вокзале дублируется названием «Блота», что понятно нам без перевода.
После прогулки захотелось перекусить. Выбрала главный «шпециалитет» Шпреевальда — простую крестьянскую еду: картошку в мундире, правда, уже почищенную, с творогом и льняным маслом. Очень вкусно (при условии, что, как я уже писала, я очень люблю картошку в любом виде).
4
Еще и место очень атмосферное, под «живой» крышей:
1 из 2
1
Уже топая к машине, я притормозила возле знаменитых огурцов. Надо сказать, что я огурцы не люблю. Не то, чтобы не могу категорически, но лучше даже в салате обойтись без них, не говоря уже о просто съесть целый огурец. Малосольные вообще не перевариваю. Соленые могу, если уж совсем ничего к картошке (обожаемой мною) нет. Но огурцы Шпреевальда — это совсем другое. Тут первое, что приходит в голову — ассоциация с фильмом, который мы смотрели в «Шпрахшуле», на курсе немецкого языка: «Гуд бай, Ленин» (немецко — российский фильм с Чулпан Хаматовой в главной роли). Там мама, «старая» коммунистка, как только вышла из комы, запросила «шпреевальдских огурчиков», и мне еще тогда было интересно — что в них такое, особенное. Решилась на пробу, с трудом выбрав — это, как дижонская горчица — каких только нет! С чесноком (на которых я и остановилась), с медом, с горчицей, с перцем и так далее. И знаете, что я скажу? Я, все-таки, люблю огурцы, только некоторые! Не зря любимый продукт восточных немцев полюбила и Западная Германия.
3
Странно, но в Люббенау колодезная крышка бременская!
1
И, еще немного воды, с зеленью для успокоения глаз.
1 из 15
3
И немного малюсенького городка, где на неполные 17 тысяч жителей приходится более миллиона туристов в год.