В Берлине я бываю часто. Во-первых, у меня там живут родители, которых я иногда проведую, во-вторых, я езжу туда периодически, на выставки, т. е., совмещаю встречу с близкими с музеями. А Берлин — это музейная Мекка.
В Берлине я бываю часто. Во-первых, у меня там живут родители, которых я иногда проведую, во-вторых, я езжу туда периодически, на выставки, т. е., совмещаю встречу с близкими с музеями. А Берлин — это музейная Мекка.
Я давно не хожу по Берлину как на экскурсии, знаю его неплохо и если иду гулять как туристка, то только на тематические экскурсии: «Музыкальный Берлин», «Еврейский Берлин» и так далее. Но, зато очень много хожу пешком, к тем самым музеям, на те самые выставки. Вот и в этот раз, получились две прогулки, два дня подряд. Второй день — довольно туристические места, первый — просто прогулка.
День первый, пешая прогулка от вокзала Зюдкройц к Галерее Берлина, на выставку Франса Халса. Ну, и раз, «просто иду», то как акын — что вижу, то пою. И, увидев на пути Университет Культуры, перед которым стоял велосипед почтальона, хочу немного рассказать про нашу почту — кстати, DHL — это не американская, как многие считают, а немецкая почта. Начну со слова «почта» — «statio posita» — станция для обмена лошадей и курьеров, так что, слово латинское. В нынешнем значении его начали употреблять с 18 века.
А в Средние Века почты были у всех — княжеские, университетские, монастырские, купеческие (даже богатые гильдии имели свои почты). Первый опыт немецкой почты — это знатная семья Турн-унд-Таксис, которая установила регулярное сообщение между различными владениями всесильных Габсбургов, и для служебных целей, и для частных лиц. И почти 400 лет просуществовала их компания.
Затем появились централизованные и даже международные почтовые службы, которые использовали все виды связи — водную, конную, а позже — железнодорожную и воздушную.
Теперь про эмблему — рожок. Во всех немецких государствах о прибытии почтовой кареты оповещали этим спиралевидным рожком, который и стал гербом почты в 19 веке. К этому времени гачался «золотой век почты», появились бандероли, конверты, марки, телеграф. Сегодня — «закат» почты явно виден. Почтовые отделения все чаще закрывают и их обязанности перенимают магазинчики, солярии, заправочные станции.
Забавно и удивительно для меня: все посылки и бандероли, все почтовые заказы (а мы очень активно этим пользуемся, не в смысле моя семья, а вся страна) приносят домой, и если дома никого нет, то оставляют на крыльце или у соседей. Вот вариант «на крыльце» меня всегда беспокоит, особенно, когда что-то дорогое.
Что касается писем: немцы — страшные консерваторы, письма мы получаем регулярно, от всех официальных органов, не по электронке, а именно в конвертах. Так что, почта пока «на коне» на велосипеде, в данном случае.
А дальше — целый комплекс зданий. Вот он, злодей — Институт Роберта Коха! Это с его помощью нам два года нормально жить не давали, ковидной чумой пугали. Два года это заведение было главным в стране, куда уж Бундестагу. Наверное, до сих пор страдают, что такой власти лишились и плетут заговор — как бы еще раз повторить.
Подошла к району, где еще сравнительно недавно проходила железная дорога, которую убрали и на ее месте построили отличный жилой квартал и парк. Хотя, глядя на этот «муравйник», я понимаю, что не хочу менять свое тихое местечко и дом на это. Не хочу соседей ни под, ни над, ни через стенку, привыкла к тишине и спокойствию дома — старею, наверное.
Парк Гляйсдрайэкк — парк, разбитый на заброшенных железнодорожный путях. Тропинки проложены точно по рельсам, они обрамлены гравием, которым обычно засыпаны пути. На фотографиях хорошо видно.
После прекращения эксплуатации железной дороги, на ней развилась типичная для железнодорожных пустошей растительность. Эта территория является ценной средой обитания для различных растений и животных, в том числе диких пчел, жужелиц, кузнечиков, птиц и летучих мышей. И «Инзект отель» на месте — домик для насекомых. И, кафешка имеется.
«Это не наша война» — печально в 21 веке про войну, еще недавно радовались, что наше поколение без войн живет.
Потсдамерский Мост носит имя Маршалла, американского военного и государственного деятеля, государственного секретаря США, Лауреата Нобелевской Премии Мира. Именно он придумал способ вытащить Европу из разрухи ВМВ и дать заработать американским компаниям. План Маршалла оказался очень удачным, Германия благодаря ему отстроилась довольно быстро (финал, правда, был недавно — точка в восстановлении была поставлена в 2018 году).
И, памятник Симону Боливару, установленный в мае 2006 года возле Потсдамского Моста, перед Ибероамериканским Институтом.
Лютеранская Церковь святого Матфея, построенная в середине 19 века Фридрихом Августом Штулером, учеником знаменитого Шинкеля в неороманском стиле. Штулер был одним из самых плодотворных и знаменитых архитекторов своего времени. Окруженную в то время садами и полями, церковь называли «Милого Бога летнее удовольствие». Но, вокруг быстро развивался один из лучших жилых кварталов города. И к 1871 году церковь стала одной из самых популярных в городе. Ее посещали братья Якоб и Вильгельм Гримм, императрица Августа, врачи, книгоиздатели и промышленники.
В ночь с 28 на 29 апреля 1945 года, церковь полностью сгорела после обстрела. После разрушения ВМВ восстановлена в 1956–1960 годах Юргеном Эммерихом.
И, вот она, моя цель — Культурный Форум. Идеей его создания было смягчить недостаток музеев и культурных центров в Западном Берлине, возникший в связи с разделением города. Проект Форума Культур был поручен немецкому архитектору Хансу Шаруну, одному из наиболее ярких представителей органической архитектуры. В комплекс входят, помимо вышеупомянутого Иберо-Американского Института, Национальная Библиотека, Зал Камерной Музыки, Музей Музыкальных Инструментов.
В 1965-68-х годах Миэс ван дер Роэ построил павильон Новой Национальной Галереи из черной стали и стекла. Затем были построены Музей Прикладных Искусств, Гравюрный зал, и Художественная Галерея. И на этом моя прогулка закончилась, я пришла на выставку Франса Хальса, о которой я уже делала отчет.
День второй, пешая прогулка от станции Бранденбургертор — Бранденбургские ворота — до Берлинской Оперы.
Станция Бранденбургер Тор историческая — пока ждешь поезда, можно ходить и читать о появлении Рейхстага в Германии. Текстов меого, я подписала под фотографиями, они хорошо написаны, кому интересно — прочитайте.
Сама станция «Унтер-дер-Линден» — «под липами» — историческая, и подобные выставки в ней проходят с 1909 года. Станция находится под защитой памятников истории.
Сейчас, помимо истории Рейхстага, проходит выставка: «Берлин — мегаполис переходного периода».
И, прямо со станции, мы выходим на знаменитую улицу Унтер-дер-Линден. На ней тоже проходит выставка под названием: «Берлин — всегда современно». Но история улицы начинается задолго до современности. После разрушений Тридцатилетней Войны, Фридрих Вильгельм, позже — Великий Курфюрст, приказал перестроить свой город. В рамках перестройки появилась аллея с 2000 липовыми и ореховыми деревьями. Главный архитектор того времени, создававший город, был Иоганн Грегор Мемхардт.
В начале 19 века сильное влияние на архитектурный облик города оказал Карл Фридрих Шинкель, один из крупнейших архитекторов немецкого классицизма. Засыпав бывший крепостной ров, построив Новую Вахту и Замковый мост, осуществив другие конструктивные изменения, он разработал новую пространственную последовательность, связав улицей главные площади. После победоносного исхода освободительной войны Пруссии против Наполеона, Шинкель спроектировал новую Унтер-ден-Линден.
Начиная с 20 века, улица продолжает развиваться. После войны здания были сильно повреждены и только в некоторых случаях сохранились внешние стены. Началось большое восстановление и реконструкция.
Выставка про Берлин будущего представляет перспективы будущего для шести улиц за пределами кольца скоростной железной дороги, и четырех внутри кольца, формирующих облик города. показано, как они будут выглядеть в идеале после перехода к мобильности, новым климатическим условиям и новой энергетике. Футуризм.
Автор Триумфальной Арки, одной из самых посещаемых достопримечательностей Берлина, самый узнаваемый его памятник, Карл Готтгард Лангханс (1732 — 1808 гг.), ни берлинцем, ни дипломированным архитектором. Он родился в силезском Ландесхуте (сегодня — Каменна Гура в Польше) в семье ректора гимназии. Зодчество начал изучать довольно поздно, только в возрасте 20 лет, по трудам римского теоретика архитектуры Витрувия и немецкого искусствоведа Иоганна Винкельмана. Он брал частные уроки в Бреслау (Вроцлав), а затем в Италии, Англии, Голландии, Франции. Путешествовал благодаря финансовой помощи князя Франца фон Хацфельда, у которого он служил строительным инспектором.
В 1766 году Лангханс, уже имея на своем счету архитектурные работы в Бреслау, Райнсберге и других городах, был рекомендован принцу Генриху Прусскому и в 1775 году был назначен главным архитектором прусской провинцией Силезия. В 1786 году он с семьей переехал в столицу Пруссии, где представил для Фридриха Вильгельма II план реконструкции здания оперы. Затем, в 1787 — 1790-х годах, реставрировал Мариенкирхе.
Но его «Звездный час» — строительство в 1789 — 1791 годах Бранденбургских ворот, ставших первым опытом применения древнегреческого стиля в немецкой архитектуре. Изначально они задумывались королем, как Ворота Мира, и именно так назывались первое время. Архитектор спроектировал их по подобию шедевра Мнесикла — афинских Пропилеев, ворот легендарного Акрополя. Своим творением Лангханс положил начало стилю «берлинский классицизм», и внес немалую лепту (кстати, «лепта» — греческое слово, монета) в приобретении Берлином звания «Афин на Шпрее».
Дворец Паризер перед Воротами был построен в период между 1896 и 1919 годами на одноименной площади, венчающей улицу Унтер-ден-Линден. Эта площадь в период Берлинской стены была закрыта ждя пешеходов и трранспорта, так как находилась практически на разделяющей границе.
Саму Парижскую площадь создали и застроили дворцами при Фридрихе Вильгельме I, в 30-х годах 18 века, в стиле барокко. Но название появилось позже, когда в 1814 году прусские войска вошли в Париж, в ходе Наполеоновских войск. После этого площадь перестроили в стиле классицизма. После ВМВ от нее осталишь лишь руины, и восстановили ее только после падения Берлинской стены и объединения Германии.
В здании дворца Паризер на семи этажах, сегодня расположились офисы, магазины и ресторан. Скульптуру во вдоре создал Штефан Боймельхоп.
Мемориальная плита напоминает о том, что здесь находилась последняя квартира Джакомо Мейербера (1791 — 1864 гг.), главного музыкального руководителя Королевской оперы в Берлине. Мастер французской Большой оперы — один из самых выдающихся композиторов 19 века. Будучи меценатом, он поддерживал искусство и художников своего времени посредством благотворительных фондов.
Пограничные сооружения Восточной Германии проходили сразу за Рейхстагом и доходили до реки Шпрее. Граница у Бранденбургских ворот, как и во всем советском секторе, была закрыта в ночь на 13 августа 1961 года. Были подогнаны водометы и танки, перед воротами выстроились «боевые отряды», сформированные на предприятиях ГДР. Произошел окончательный раздел Берлина.
Со временем первоначальные барьеры превратились в самые современные заградительные сооружения с передней и задними стенами, фонарными столбами и сторожевыми башнями. У самих ворот ширина стены, переоборудованной в противотанковое укрепление, составила 3 метра.
Неольшой мемориал «Памятник белых крестов» в память о погибших на Берлинской стене с 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989 года. Про меньшей мере 140 человек погибли при попытке пересечь границу или помочь другим сбежать из-за Берлинской Стены. За первые два года стены только в Берлине было 40 жертв.
В 1987 году, прибывший с визитом в Берлин президент США Рональд Рейган, выступая у Бранденбургских ворот, обратился с призывом: «Господин Горбачев, откройте эти ворота». После неожиданного открытия границы 9 ноября 1989 года, у ворот собралась ликующая толпа людей. 22 декабря 1989 года Стена была открыта и в этом месте. Благодарность немцев Горбачеву сохранилась до сих пор.
Здание Рейхстага было построено в 1884 — 1894 годах для Парламента Германской Империи. В феврале 1933 года правящие национал — социалисты использовали пожар в Рейхстаге как предлог для приостановления действия основных конституционных прав и инициирования лишения Парламента полномочий. В последние дни ВМВ здание Рейхстага не имело четкой функции, как и после разделения Берлина. С 1955 года здание, расположенное непосредственно на границе с Восточным Берлином, было отремонтировано по решению немецкого Бундестага и с 1963 года использовалось для парламентских функций. Когда Соглашение четырех держав 1971 года подтвердило связи Западного Берлина с ФРГ, но запретило пленарные заседания немецкого Бундестага в Берлине, зал пленарных заседаний оставался пустым, как напоминание о нерешенном германском вопросе. Именно здесь 3 октября 1990 года состоялось празднование объединения Германии. С переездом правительства из Бонна в Берлин, здание Рейхстага вернулось к своей первоначальной функции — место заседания парламента.
Вдали видна Телевизионная башня. Иногда можно услышать, что ее создание символизировало желание властей ГДР показать достижения в области инженерного дела жителям Берлина по обе стороны стены. Башня достигает в высоту 365 метров и имеет вращающуюся смотровую площадку на высоте 200 метров, откуда можно увидеть весь Берлин.
Парламент Германии — Бундестаг — располагается не только в знаменитом здании Рейхстага, но и в современных постройках вокруг него. Каждое здание названо в честь какого-то заслуженного человека.
Одно, в честь Якоба Кайзера (1888 — 1961 гг.), который будучи лидером христианского профсоюза и членом немецкого рейхстага, принимал активное участие в сопротивлении национал — социализму и в 1938 году был на несколько месяцев заключен в тюрьму, из которой смог выбраться. После ВМВ он был соучредителем ХДС в советской окупационной зоне, будучи представителем Берлина в Парламентском совете в 1948–49 годах, участвовал в разработке Основного Завкона ФРГ. До 1957 года он был членом Бундестага и федеральным министром по Общегерманским вопросам.
Еще одно здание названо в честь Пауля Лёбе (1875 — 1967 гг.). Этот социал — демократ участвовал в разработке Веймаровской конституции в качестве члена Учредительного национального собрания в 1919 году, и был президентом немецкого Рейхстага с 1920 по 1932 годы, пока он не был вынужден покинуть свой пост, когда к власти пришли национал — социалисты. С 1933 по 1944 годы он несколько раз находился в концентрационных лагерях, но выжил. После ВМВ он принял участие в восстановлении СДПГ и, удучи членом Берлинского парламентского совета, сыграл ключевую роль в разработке Основного Закона Федеративной Республики Германия. 7 сентября 1949 года в качестве старшего президента он открыл первую сессию 1-го немецкого Бундестага, членом которого пробыл до 1953 года.
Этот кирпичный кусок стены с верфи в Данцинге на углу главного здания Бундестага стоит в ознаменовании начала конца коммунистических режимов в Восточной Европе. Это пожертвование Сейма, польского парламента, немецкому Бундестагу. Этот врагмент является частью стены, через которую Лех Валенса перелез 14 августа 1980 года, чтобы организовать забастовку, которая привела к созданию «Солидарности», движения, которое получило широкую поддержку в Польше и за рубежем, в частности, в Германии. Это породило народное движение, которое успешно выступило против военного положения, введенного в 1981 году, инициировало процесс демократизации в Польше и тем самым способствовало преодолению раскола Европы и падению Берлинской стены.
На памятной табличке написано: «В память о борьбе „Солидарности“ за свободу и демократию, а также о вкладе Польши в воссоединение Германии и политически единую Европу».
А я вновь прохожу через Бранденбургские ворота на Унтер-ден-Линден, и выхожу к зданию, построенному в 1734 году Кристианом Людвигом Мюллером для Тайного Совета. После нескольких переходов из рук в руки, дворец с 1764 года служил зимней резиденцией настоятельницы Кведлинбургского монастыря принцессы Амалии Прусской.
В 1831 года дворец арендовал российский посол, а в 1837 году его купил царь Николай I. После ремонта, в здании расположилось российское Посольство и оно служило Резиденцией царской семьи во время ее пребывания в Берлине. Во время ПМВ дворей пустовал. После окончания войны и распада Империи, тоно было вновь открыто как советское Посольство. В 1922 году в нем провели Художественную выставку, для улучшения советско — германских отношений. После нападения Германии на Советский Союз, 22 июня 1941 года Посольство было оцеплено членами СС. Советским гражданам, проживающим в Берлине, было предписано явится в Посольство и 1 июля их обменяли на сотрудников Посольства Германии в Москве.
С конца 1941 года в здании располагась штаб — квартира Имперского Министерства по оккупированным восточным территориям, которым руководил Альфред Розенберг. В 1942 году оно пострадало от бомбежек. После основания ГДР в 1949 году СССР построил новое монументальное здание посольства на историческом месте.
После распада Советского Союза в 1991 году в здании разместилось посольство РФ в ФРГ. После начала войны в Украине, посольство окружили вторым рядом забора, и поставили блочные ограды с камнями, но перед зданием регулярно проходят митинги и организуются мемориалы (выложить их фото не могу, подведу сайт под уголовную статью).
В сотне метров — Посольство США. Тоже охраняется, правда — двумя полицейскими.
И нет, никто не отменячл в Европе Русскую Культуру (я в ФБ постоянно выставляю афиши, вот недавно прошла премьера «Мастера и Маргариты» в Баден-Бадене, идут множественные постановки по Чехову и «Евгений Онегин», и бесконечные музыкальные концерты).
В Тиргартен я зашла ненадолго, дошла до площади Флоры и памятника трем композиторам.
Около 1750 года автор дизайна Тирпарка Кнобельсдорф создал в восточной части сада пруд Венеры, южная часть которого была украшена скульптурой богини. В 1904 году по повелению кайзера Вильгельма II, на месте Венеры был установлен памятник трем композиторам — Бетховену, Гайдну и Моцарту. Скульптор Рудольф Зимеринг создал композицию высотой около 10 метров из греческого и тирольского мрамора. Позолоченные металлические аппликации изготавливались в виде бронзовых и медных гальванических пластин. В конце ВМВ памятник сильно пострадал от боевых действий. Различные пулевые отверстия м выбоины на мраморе свидетельствуют о боях в последние дни войны. В связи с перестройкой парка в 1996 году памятник демонтировали и поставили на хранение, а через 4 года, отреставрировали и вернули его на прежнее место.
Площадь Флоры в Тиргартене была создана в 1741 году по указу короля Фридриха Великого, превратившего Тиргартен в общественный парк и место отдыха, архитектором, ландшафтным дизайнером Йоргом Венеславом фон Кнобельсдором, который спроектировал площадку круглой формы с шестичастной звездой — дорожками, отходящими от площади, встроив ее в структуру тропы в стиле барокко. В 1796 году центр площади украсила скульптура Флоры. Основываяь на работе берлинского скульптора Рудольфа Зимеринга (1835 — 1905 гг.) над восемью фигурами животных для памятника Джоржу Вашингтону в Филадельфии, кайзер Вильгельм II решил в 1900 году сделать копии для площади Флоры.
В 1906 году барочную статую Флоры разобрали и заменили увеличенной копией бронзовой «Амазонки верхом» работы Луи Тюайона (1862 — 1919 гг.), воздвигнутой перед Национальной Галереей.
Когда в начале 1950-х годов зоопарк Тирнгартен был перестроен, шесть из восьми скульптур животных, пострадавших в той или иной с тепени во время ВМВ, были размещены в разных местах большого зоопарка без какой-либо понятной концепции. Бык и медведь были потеряны между 1949 и 1951 годами.
После того, как дорога, пролегавшая по восточной части площади с 1961 года, была демонтирована, с 2001 года Флораплатц с Амазонкой в центре и части звездной дорожки были восстановлены. С весны 2020 года шесть оригинальных и две копии фигур животных завершили Флораплатц на своих первоначальных местах.
С 1953 года в Степном саду Тиргартена растут травы и многолетние растения, любящие сухость и солнце. Степной сад спроектировал директор зоопарка Вилли Альвердес. Несмотря на свое расположение в тени Берлшинской стены, сад долгое время оставался нетронутым, пока в 2009 году его не засадили паолностью. С 2011 года о нем заботятся на добровольной основе, проект поддерживается Департаментом парков и Службой охраны садовых памятников.
Когда я выходила из парка, подъехал автобус с велосипедными туристами. Они едут на автобусе (в данном случае — из Польши, но это везде развито), их велосипеды едут в специальных прицепах, а в нужном городе их достают и экскурсия проходит на велосипедах.
Группа велосипедистов как раз подъехала к мемориалу Тиргартен. Здесь (могилы в идеальном состоянии) покоятся тела более 2000 советских солдат, погибших в боях за Берлин, в апреле и мае 1945 года. Памятник Советской Армии был создан летом — осенью 1945 года, из камней разрушенной канцелярии Рейха, и торжественно открыт 11.11.1945 года и передан советской армией немцам в декабре 1990 года. Сегодня мемориал поддерживается и охраняется Федеральным правителсьтвом Берлина.
Идя дальше, встречаюсь с «Звонящим», авторства уроженца Берлина Герхарда Маркса (1889 — 1981 гг.) Трехметровая бронзовая фигура «Руфер» появилась в 1967 году, и в честь столетия автора, в мае 1989 года была установлена на видном месте, на средней полосе улицы «17 июня», всего за несколько месяцев до падения Берлинской стены. Мотив Глашатая в скульптуре появлялся уже в греческой скульптуре, он был основан на мифологии, Стентор из «Илиады», с помощью громкого голоса призывал греков в бой. Маркс создал своего героя из радио Бремена, показывая задачу радио и телевидения: передачу сообщений. Человек, который звонит в Берлине передает послание итальянского поэта Петрарки: «Я иду по миру, и кричу: „Мир, мир, мир!“ Это мой призыв к миру». Видимо, к сожалению, его призыв к миру не услышан до сих пор.
Вдали видна колонна Победы, символ Тиргартена, со скульптурой Богини Виктории, установленной на высоте 70 метров. Днем она золотая, а вечером освещается разноцветной подсветкой. Это не первое место нахождения колонны, изначально она стояла напротив Рейхстага. Соорудили ее в 1864 — 1873 годах, в память о завоеваниях прусской армии. В 1938 году Гитлер приказал перенести колонну, во время реорганизации Берлина. Удивительно, но при бомбардировках Берлина, когда в нем мало что осталось, колонна устояла — была хорошим ориентиром для самолетов. Правда, после войны французы хотели ее взорвать, но союзники эту идею отмели, правда, французы увезли рельефы с изображениями поражения Франции во Франко-Прусской войне.
Когда великий Шинкель в 19 веке проектировал Унтер-ден-Линден, она, среди прочего, включала скульптурное убранство. Возведение Христианом Даниэлем Раухом конной статуи Фридриха II Великого в 1851 году стало высшим достижением восточной части улицы. На постаменте находятся фигуры 74 современников монарха, среди них философ Иммануил Кант, поэт и драматург Готхольд Эфраим Лессинг.
За памятником расположено широкое пространство Бебельплатц. Оно было центром так называемого Форума Фридриха, урбанистического проекта, задуманного Фридрихом Великим. Его здания согласно оригинальной идее монарха должны были отражать культурный расцвет Пруссии. Изначально Форум включал в себя Оперный Театр, церковь Святой Хедвиги, Королевскую Библиотеку и дворец принца Генриха, но со временем здесь появились и новые сооружения. Здание библиотеки, известное сегодня как Старая Библиотека, было построено в 70-х — 80-х годах 18 века Георгом Христианом Унгером в стиле барокко и выделяется на фоне других зданий ансамбля. Во время бомбежек оно было почти разрушено и восстановлено после ВМВ в 1969 году.
Университет Гумбольдта был построен в 1748 0 1765 годах, Иоганном Буманом Старшим. В начале 20 века Людвиг Хоффман расширил университет, и создал двор широкого трехкрылого здания. Дворец использовался как резиденция принца Генриха Прусского, брата Фридриха Великого. Затем он был передан Фридриху Вильгельму III, и с 1809 года использовался как здание Нового Берлинского Университета.
Строго сконструированные фасады, выходящие на улицу Унтер-ден0Линден, до сих пор представляют собой архитектуру дворца в стиле барокко.
Огромный комплекс Университета Гумбольдта восстановили после ВМВ, начало было положено в 1945 году, когда город еще даже не был расчищен от последствий бомбардировок и боев. Имя Гумбольдта он носит с 1949 года. Перед входом в Университет слева установлен мраморный памятник политику и лингвисту Вильгельму фон Гумбольдту(1767 — 1835 гг.), основателю Берлинского университета, работы Мартина Пауля Отто. Он был открыт в 1883 году вместе с памятником естествоиспытателю Александру фон Гумбольдту (1769 — 1835 гг.), также выполненному из мрамора, работы Рейнхольда Бегаса.
Исторический музей разместился в здании Арсенала, выстроенного в стиле барокко на стыке 17 и 18 веков архитекторами Нерингом, Грюнбергом и Шлютером.
Кронцпринцпалац — дворец, в котором 31 августа 1990 года был подписан договор между ФРГ и ГДР, был построен для принца Генриха, брата монарха.
Здание Новой Гвардии я уже описывала в одном из берлинских рассказов, напомню только, что это бывшие казармы, построенные в 1816 году Фридрихом Вильгельмом II, точнее -архитектором Шинкелем по приказу того Фридриха Вильгельма. Сегодня это мемориал памяти жертвам нацизма и милитаризма. Скульптор Кэте Кольвиц создал скульптуру под впечатлением от скульптуры Микеланджело «Милосердие».
По Берлину ходят несколько маршрутов экскурсионных автобусов, с аудиогидами. интересно, что влюбую погоду они не пустуют, туристов очень много.
Вот такой забавный мурал сняла:
Моя коллекция колодезных люков, точнее, фотографии их, поплнилась еще одним люком.
Так я погуляла по Берлину, просто идя по своим делам — на выставку и на музыкальную прогулку, о которых я писала раньше.
Всем хороших поездок, спасибо за внимание!
Другие материалы из цикла «Берлин — Бранденбург» ниже по ссылкам: