Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была 9 сентября 17:54

Саратов — Россия Июль 2024

После того, как бродила по Саратову куда глаза глядят, отправляюсь по его музеям. Вообще-то планы на этот день первоначально были другии. Когда гуляла по улице Рахова, зашла в экскурсионное бюро и купила тур о немцах Поволжья с посещением города Маркса и села Зоркино. Только меня подвел телефон. Днем он показывал саратовское время, а ночью переходил на московское, заметила это после того, как позвонила гид, когда я выходила из отеля, рассчитывая за час добраться до места отправления автобуса, и сказала, что через две минуты они выезжают. Очень обидно, не люблю когда планы срываются. Села на скамеечку, попереживала, позвонила подругам, пожаловалась, стало легче. Первыми пунктами моих планов в Саратове было посмотреть на бабушкин дом и побродить «куда глаза глядят», и это я уже сделала. Из музеев больше всего хотела побывать в Саратовском художественном музее им. Радищева, к нему и направляюсь.

От музея до музея по Саратову

Первый раз посетила этот музей в 16 лет, и он оставил неизгладимое впечатление. Теперь музей показался меньше. Сколько художественных музеев с тех пор посмотрела! Хороший музей, только не понравилось, что в отделе русской живописи не висят таблички с названиями полотен, а только общая обзорная информация и та, что на раме. Но, наверное, это исправят, потому что в отделах древнерусского и западноевропейского искусства с этим все в порядке, и даже указано, когда и откуда поступило произведение.

Хотя очень устала, решила пешком идти в краеведческий. Именно оттуда ушел сегодня утром автобус на купленную мной экскурсию…

От музея до музея по Саратову

Путь простой: от Театральной площади с памятником Владимиру Ильичу все вниз по Московской.

Здание судов 1879 год, арх. А.М. Салько в настоящее время Лицей № 4  Московская, 64
Здание судов 1879 год, арх. А.М. Салько в настоящее время Лицей № 4 Московская, 64

Только перед посещением следующего музея надо зайти пообедать. Где находится ближайшая столовая, мне подсказала Аня Кудрявцева, которая часто помогает в путешествиях. Ну, а если свернула с Московской, то все! Вижу очередные развалины.

Нашла, где перекусить и, получив энергию для дальнейшего путешествия, на следующем перекрестке поворачиваю в сторону Московской.

От музея до музея по Саратову

На главной улице города снова радует глаза здание по проекту архитектора А. М. Салько.

Доходный дом Т.В. Горина, арх. А.М. Салько Московская,39

Дальше тоже симпатичные домики.

От музея до музея по Саратову
Дом Степашкина Построен в 1887 Московская, 34 Бывший колледж кулинарного искусства, Ныне - корпус Саратовской юридической академии

Увидев сквер, решила отдохнуть. В Сквере Первой учительницы установлен памятник с таким же названием.

От музея до музея по Саратову

Скверов в Саратове много, это большой плюс. Красивых зданий, видимо, слишком много, и о том как они выглядят совершенно не заботятся, очень портят вид некрасивые столбы и огромное количество проводов.

Дом С.К. Корнилова Архитектор Г.В. Петров, Московская 17

На перекрестке с улицей Лермонтова очередной шедевр А. М. Салько

Управление Приволжской железной дороги, здание построено в 1914 году , арх. А.М. Салько Московская, 8

На площади, которая раньше называлась Соборной, а теперь стала Музейной, красуется Свято-Троицкий собор.

От музея до музея по Саратову

Я пришла к историческому центру города. Город основан в 1590 году у реки Саратовки на левом берегу Волги. После пожаров именно на этом месте основан правобережный Саратов в 1674 году, а через год на месте нынешнего собора появилась церковь. Через 20 лет построен этот храм. На месте Управления Приволжской железной дороги были торговые ряды. Во всех городах центром была торговая площадь. Храму 329 лет, он пережил множество реставраций и укреплений. Очень радует, что иногда новые здания строят в атмосфере исторической застройки, вот как Бизнес-центр Петровский, построенный в 2018 году.

У входа в бизнес-центр памятники основателям города.

Памятник  князю Григорию Осиповичу Засекину (1550-1592)
Памятник князю Григорию Осиповичу Засекину (1550-1592)

В июне 1722 года Саратов посетил Петр I и был в Свято-Троицком соборе, в честь этого события императору установлен памятник на площади Петра, образованной в 2021 году.

Краеведческий музей понравился.

До открытия музея в этом в здании была семинария, в которой три года учился Чернышевский. Музей располагается здесь с 1930 года. Об экспозиции расскажу в отдельном отзыве, люблю писать про музеи. Кстати, пропустили меня бесплатно, спросив есть ли у меня звание ветерана труда. «Есть,- говорю,- только я из другой области». «Проходите,«-сказала приветливая женщина, даже не спросив документа, который вообще дома остался. Пустяк, а приятно, особенно после моей утренней неудачи с экскурсией. Два больших музея в день-это много, очень устала. Иду на набережную, потому что, когда нет сил куда-нибудь идти, то можно поехать на речную прогулку на теплоходе. Прогулка длилась час.

От музея до музея по Саратову

Очень хотелось проехать под этим красивым мостом. Во время прогулки немного рассказали про Саратов, про Соколовую гору и про Энгельс, высотки которого видны с реки.

Уставшая, иду к автобусной остановке. Что меня удивило, что автобус уже тронулся, но, когда водитель увидел подбегающего пожилого мужчину, то остановился и открыл двери. Ах, сколько раз у меня в Екатеринбурге закрывали дверь прямо перед носом! Кажется, что некоторым водителям это доставляет удовольствие. Хотя скорее всего им просто наплевать. В Саратове очень хорошо относятся и к пассажирам, и к пешеходам. Некоторые перекрестки не регулируются, и всегда машины пропускают пешеходов очень заботливо. Даже когда переходила не на переходе, мне махали «Иди». Наверное, здесь вообще нет дорожно-транспортных происшествий. Велосипедов и самокатов почти нет, от них последнее время очень много проблем.

Следующий день понедельник, музеи не работают, но один все-таки работал. Посмотрев на Соколовую гору с реки, решила увидеть город с этой горы и направляюсь в Парк победы. Мне подсказали, что туда идет автобус 2Д и несколько маршруток. Только остановку найти получилось не сразу. На многих остановках нет наименований маршрутов, которые здесь проходят, нарисован автобус и все. В общем прогулялась, зато полюбовалась красивыми саратовскими домиками.

Гостиница Московская 1901  Арх А.М. Салько, Горького, 53
Гостиница "Московская" 1901 Арх А.М. Салько, Горького, 53

Прошла мимо Покровской церкви.

Покровская церковь 1876-1883 Арх. А.М. Салько

Потом села в маршрутку № 94. Остановка «Парк Победы» оказалась неприметной, парка не было видно, а надо заранее просить водителя остановиться. В общем, уехала за гору, потом возвращалась. Добиралась долго, но Парк Победы превзошел все ожидания.

От музея до музея по Саратову

И, всегда интересно посмотреть на город сверху.

От музея до музея по Саратову

Памятник «Журавли» просто потрясающий.

От музея до музея по Саратову

Вся военная техника, что выставлена в парке, -это экспозиция Музея боевой и трудовой славы, а кроме того, в парке два филиала этого музея с уникальной экспозицией. Буду писать отзыв не о парке, а о музее. С другой стороны парка построили Этнографическую деревню, где можно прекрасно пообедать. Правда, потому что понедельник, работала только украинская кухня. Цены вполне приемлемые, приятно посидеть на природе.

От музея до музея по Саратову

Особенно мне колодец с журавлем понравился. У меня в саду был колодец с журавлем, но этот «журавль» с клювом и с крыльями.

От музея до музея по Саратову

У входа в Этнографический комплекс стоят старый трамвай и тройллейбус, но они не так уж сильно отличаются от тех, что ходят по улицам.

В музей-усадьбу Чернышевского добиралась с остановки недалеко от Краеведческого музея по улице Чернышевского. Свое нынешнее название улица получила в 1918 году, а до этого была Большой Сергиевской, по церкви расположенной на этой улице. С утра я уже съездила в город Энгельс, находилась, поэтому проехала две остановки на автобусе. Вышла у красивого здания Раковой.

Накануне разговорилась с женщиной на улице, у которой выясняла, где остановка, она вспоминала как много раньше продавали раков, и какие они были дешевые. Волга рядом, вот и раковая есть. А почем сейчас раки я узнала на следующий день на Сенном рынке, дорогие.

Про усадьбу Чернышевского я уже рассказала. После знакомства с музеем спускаюсь к Волге. Красивое место, ротонда построена в 50-х годах XX века, и прекрасно украшает Набережную космонавтов.

От музея до музея по Саратову

Название улицы, по которой поднимаюсь от Волги, просто замечательное- Бабушкин взвоз.

Даже бабушка стояла у дома, но она плохо получилась. Улицы в дореволюционном Саратове, ведущие от Волги вверх, назывались взвозами. Убитые домики не стала снимать, но, вот этот на перекрестке очень жалко.

Зато напротив печального на вид дома в 2017 году построили красивый Дворец шахмат.

От музея до музея по Саратову

Скульптура у дворца называется «Мама, я чемпион!».

Рядом Дом работников искусств.

Бывшее здание Коммерческого собрания. Реконструированный в 1914 году по проекту арх М.Г. Зацепина особняк Тюльпина(1861 г). После 1918 был Народный дом, потом Дом офицеров, в настоящее время Дом работников искусств.

Прокуратура тоже в красивом здании расположена.

Особняк предпринимателя и общественного деятеля Н.П. Корбутовского, XIX век

Рядом с прокуратурой в 1953 году построена консерватория.

Выхожу на улицу Радищева к зданию Колледжа искусств.

Улица Соборная проходит вдоль ограды сада Липки, который при мне был закрыт на реконструкцию. Перед входом в сад с 1966 года располагается площадь Чернышевского, которая несколько раз меняла названия.

Площадь хороша, только очень реклама ее портит.

Памятник Чернышевскому установлен в 1953 году скульптор Алексей Кибальников

Самое интересное, что под этой ужасной рекламой размещена панорама «Саратов вчера, сегодня, завтра», которую установили в 1990 году к 400-летию города.

С одной стороны показан вид с Волги на старый Саратов.

После портретов знаменитых людей города,

От музея до музея по Саратову

показан современный Саратов и город будущего.

На площадь я еще вернусь, здесь много интересного. В Саратове посетила четыре музея и два филиала, в Энгельсе была в краведческом. Длинными зимними вечерами буду про них рассказывать.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.