В воскресенье Париж принимал финал Тур де Франс. С 1975 года финиш гонки проходит на Елисейских полях. Собираются толпы зрителей, закрывают некоторые станции метро. Гулять в этот день по центру не очень удобно, поэтому решили поехать за город в поместье Фонтенбло. Электрички линии R до станции Fontainebleau-Avon идут примерно раз в час с Лионского вокзала. Ехать 40 минут, билет стоит €5. Вышли посреди деревушки Avon. Огляделись, вокруг никаких указателей. Пришлось спросить местных, которые и указали путь. Сначала налево и вниз по шаткой металлической лесенке, потом по улочке до сооружения похожего на акведук. На самом деле это поднятые железнодорожные пути. Нырнуть под арки, а там уже прямиком до каменного забора окружающего поместье. Весь путь занимает около 15 минут.
Калитка парка оказалась открытой. И вот уже идём по тенистой аллее, слева журчит ручей.
Ещё минут через 20 показался и сам «охотничий домик».
Издавна правители Франции любили охотиться в лесах Фонтенбло. Охота дело небыстрое, порой и неделю можно зверя загонять, а до Парижа далековато. Тем более скоростные поезда, да и просто самодвижущиеся коляски в то время ещё не изобрели. Вот и решили построить посреди леса охотничий дом, он же замок, вдруг враги позарятся на трофеи. Летописи датируют первую королевскую резиденцию в Фонтенбло 1137 годом при короле Людовике VII Младшем.
С тех времён в замке осталась только одна комната — салон Донжон, служившая спальней королей вплоть до 16 века.
Ну, а дальше в домике по очереди развлекали гостей Людовик IX по прозвищу Святой, Филипп IV, Франциск I. На последнем остановимся подольше. Военные походы короля в Италию дали себя знать. Воодущевившись роскошью дворцов Милана и Генуи король поручил архитектору Жилю Ле Бретону на месте охотничьего домика построить дворец в стиле ренессанс.
Ле Бретон сохранил первоначальную средневековую крепость с одной стороны, но добавил монументальное новое здание Porte Dorée или Золотые ворота в стиле итальянского Возрождения в качестве главного входа во дворец.
Тимпан, украшенный саламандрой, приписывают итальянскому живописцу Франческо Приматиччо.
Дальше — больше: примерно в 1528 году Франциск повелел построить галерею соединяющую королевские апартаменты с часовней.
Снова позвали итальянцев: архитектора Себастьяно Серлио и флорентийского художника Джованни Баттиста ди Якопо, известного как Россо Фьорентино. Россо заполнил галерею фресками, прославляющими короля, обрамленными лепным орнаментом и горельефами. Более того, помимо фресок и лепнины, галерея украшена декоративными деревянными панелями — ламбри, созданными мебельщиком Франческо Шибеком да Карпи.
Двенадцать прямоугольных фресок, окруженных лепными рамами представляют собой буйство орнаментов, с нимфами, гирляндами, свитками, корзинами, фруктами, масками, обнаженными фигурами. Лепнина изгибается как живая. Над фресками изображены золотые саламандры, эмблема Франциска I. Также повсюду королевские гербы и буква «F».
Одна из фресок «Королевский слон» вероятно, представляет собой намек на самого короля и покровителя. Слоны были символами власти, мудрости и королевской власти. На лбу слона королевский щит с саламандрой, а на попоне вытканы геральдические лилии. У его ног аллегории воздуха, земли и воды. Предполагается, что рыжеволосый мужчина слева сам Россо. По бокам центральной фрески изображены сцены, где Юпитер (в образе быка) похищает Европу, а Сатурн (в образе лошади) приближается к Филире.
«Нимфа Фонтенбло " выполнена в 1860–1861 годах художником Жаном Ало по эскизу Россо.
Замыкает галерею бюст самого короля Франциска I.
Россо был нанят вместе с большой командой французских, итальянских и фламандских художников. Созданные ими фигуры и орнаменты считаются одними из лучших выражений стиля, называемого «маньеризм». Позже к оформлению галереи присоединился другой итальянский художник, Франческо Приматиччо из Болоньи. Сложная смесь живописи и скульптуры стала известна как первая школа Фонтенбло, которая заложила основу французского Ренессанса.
В Галерею попали через комнату стражников. Посреди комнаты роскошная севрская ваза. Как они только не снесли её своими алебардами?
Монументальный мраморный камин украшен бюстом Генриха IV 1600 года.
Однако вернёмся к нашим королям. Вслед за Франциском I король Генрих II продолжил расширять замок. Король и его жена Екатерина Медичи выбрали для выполнения работ архитекторов Филибера де Л’Орма и Жана Буллана. Они расширили восточное крыло нижнего двора и украсили его лестницей в форме подковы, которая позже стала символом замка.
При Генрихе II также перестроили лоджию превратив её в большой приемно-церемониальный зал для организации королевских торжеств.
Фрески по эскизам Приматиччо были выполнены Николо дель Аббате и его командой. Сюжеты в основном вдохновлены греко-римской мифологией.
В декоре выделяется буква «H», инициал короля, а также три переплетенных полумесяца, эмблема его любовницы Дианы де Пуатье.
После официальных церемоний в зале устраивали балы. Для музыкантов даже построили специальную галерею.
Оставшись вдовой Екатерина Медичи продолжила дело мужа. Она назначила Приматиччо новым руководителем королевских общественных работ. Он спроектировал так называемое крыло Belle Cheminée, известное своими сложными дымоходами и двумя противоположными лестницами.
Следующий король Генрих IV занялся замком вплотную. При нём поместье разрослось больше, чем при любом другом короле со времен Франциска I.
К работе над интерьерами приступила вторая группа художников Школы Фонтенбло. Архитектор Мартен Фремине декорировал часовню Троицы, а художники Амбруаз Дюбуа и Туссен Дюбрей создали серию картин для салонов.
Роспись потолка в Салоне Людовика XIII работы Амбруаза Дюбуа.
Позабавила бронзовая группа, созданная П. Ж. Мене в 1861 году под названием «Охота на лису в Шотландии».
Поразила роскошь часовни, своды которой были расписаны Мартеном Фремине в 1608 — 1619 годах.
Главный алтарь, выполненный итальянским скульптором Франческо Бордони в 1633 году окружен статуями государей Св. Людовика справа и Карла Великого слева. В центре полотно Жана Дюбуа «Святая Троица в момент снятия с Креста». Сверху лепные ангелы держат картуш с гербами Франции и Марии Медичи.
Королевская галерея, поддерживаемая мраморными колоннами, является работой Франческо Шибека де Карпи.
При Генрихе IV также построили новые монументальные куполообразные ворота Овального двора. Ворота Баптистерия украшены скульптурами крылатой победы с гербом короля и античными театральными масками.
Дальше пошли Людовики с XIII по XVI и каждый внёс посильный вклад в развитие шато. При Людовике XV построили Королевскую лестницу расположенную на месте бывших покоев мадам де Ментенон, Герцогини д’Этамп. Стены лестницы украшены эротическими сценами из жизни Александра Македонского, написанными между 1541 и 1544 годами Приматиччо.
19–20 мая 1717 г. в Фонтенбло гостил Петр Великий. Для него была организована охота на оленей и банкет. Официально визит имел большой успех, но в мемуарах, опубликованных позже членами делегации, выясняется, что Петру не понравился французский стиль охоты и что он находил замок слишком маленьким по сравнению с другими королевскими французскими резиденциями. Распорядок дня Фонтенбло также не пришелся ему по вкусу, он любил вставать рано, в отличие от французского двора.
А потом случилось страшное — народ взбунтовался. Людовик XVI и Мария-Антуанетта в последний раз посетили Фонтенбло в 1786 году, накануне Французской революции.
Революционеры, как водится, начали разорять поместье. Мебель продали на аукционе, а помещение отдали под военную школу.
Революция подняла на вершину власти новых лидеров. Пришло время Наполеона Бонапарта.
Наполеон охоту судя по всему не любил, либо у него не было на это времени. Так или иначе он посещал Фонтенбло не часто. Хотя для него там была устроена спальня в зелёных тонах и даже тронный зал.
Вот то небольшое синее креслице и есть императорский трон.
Зато какие роскошные потолки достались от Людовика XV.
Рядом с Тронным залом располагался Зал Совета, где французские короли, а затем императоры Наполеон I и Наполеон III встречались со своими ближайшими советниками. Первоначально это был кабинет Франциска I, он был украшен расписными деревянными панелями с иллюстрациями Приматиччо, изображающими добродетели и героев античности.
Наполеон провел последние дни своего правления в Фонтенбло. Здесь стоя на подковообразной лестнице во Дворе Белой Лошади 4 апреля 1814 года он отрёкся от престола.
Мы на лестнице тоже постояли, а потом отправились гулять по паркам. Ландшафтному дизайну короли уделяли внимания не меньше, чем дворцовым покоям.
Партер или «Большой сад» был создан при Франциске I.
Каскадный бассейн был построен в 1661–1662 годах. С 1866 года в центре установили бронзовую статую «Орёл, защищающий добычу».
Сад Дианы был разбит при Генрихе IV. Это был личный сад короля и королевы. Они могли наслаждаться видом из окон своих апартаментов. Фонтан в центре работы Томмазо Франчини украшен статуей Богини охоты Дианы скопированной с античной римской статуи Дианы Версальской, подаренной Папой Павлом IV королю.
Тогда же в дворцовый пруд запустили первых шестьдесят карпов, подаренных Генриху IV Карлом Лотарингским. В описаниях дворца 17 века рассказывается о гостях, кормивших карпов, некоторые из которых достигали огромных размеров.
Небольшой восьмиугольный павильон на острове в центре пруда, Павильон-де л’Этан, был пристроен во время правления Людовика XIV, затем перестроен при Наполеоне I и украшен его инициалами.
Прогулявшись по дорожкам королевского парка покинули поместье.
По уже знакомой аллее вышли в деревню, а там недалеко и железнодорожная станция.
В город вернулись не поздно. Вроде впечатлений хватило, однако хотелось продолжения банкета. Париж на то и Париж, огляделись по сторонам и отправились в ещё один королевский музей.
Теги:
Самостоятельные путешествия