Турист Марна Мах (Marna)
Марна Мах — была сегодня 7:42
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Кисловодск — Россия Август 2024

Стратовулкан Эльбрус видела издалека, когда отдыхала в санатории имени Кирова С.М. в Пятигорске. Его было хорошо видно и выходя утром на балкон, говорила: «С добрым утром, Эльбрус». Так продолжалось неделю, а потом его закрыли облака.

Видела Эльбрус на фотографиях и живописных работах. И вот собираюсь посмотреть его воочию.

Выезд из санатория ранний — 5.50, из нашего большого санатория «Джинал» одна такая любозательная (можно и другое слово подобрать).

Пока жду транспорт смотрю на Малое седло, которое на площадке перед санаторием виднеется. Хотелось бы туда пешочком сходить, но пока не случилось.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Транспорт пришел вовремя. Во главе нашей группы гид Светлана: всю дорогу с раннего утра до Эльбруса она говорила-говорила и говорила. Ее приятно было слушать, многочисленной информацией она владела виртуозно.

Когда ехали по Ставрополью, обозревали поля подсолнухов и кукурузы, так хотелось зайти в эти желтые поля, но мы спешим.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Все по времени, все четко. И как результат — нам не пришлось дого стоять у канатных дорог. Вот что значит опытный гид.

Позавтракать остановились в кафе «У сестер» — это уже Кабардино-Балкария.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Самый большой плюс кафе — быстрое обслуживание, несмотря на большое количество посетителей. А хычины были совсем не вкусные, очень не вкусные.

На противоположной стороне дороги монументальный памятник «Скорбящий горец».

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Местечко это называется Кенделен и во время войны оно в октябре 1942 года было захвачено немцами (освобождено в начале 1943 года). Памятник установлен в память кабардино-балкарцев, погибших во время войны.

В этом селе живет всего в пределах 7000 человек, а всего балкарцев во всем мире 125 тысяч.

Самый маленький народ на Кавказе помнит своих воинов. Монументальный памятник прост по форме, но очень трогателен.

Дальше едем по Баксанскому ущелью.

Красота гор завораживает.

Светлана рассказывает о Кабардино-Балкарии, о ее реках. Небольшая река Малка (приток Терека) впадает в Баксан, которая и дала название ущелью.

Проехали Малковский военизированный пост, некоторые машины останавливают и проверяют.

Но вот и Чегет. Короткий инструктаж от гида по поводу канатки, время сбора — все у Светланы было четко.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Единственное недоразумение случилось по вине санаторного распространителя экскурсий, который не предупредил о льготах на канатной дороге и как следствие — паспорт с собой не взяла, а могла бы прокатиться на Чегетской дороге бесплатно, а на Эльбрусской вполовину меньше, а не платить 3000 руб. После 70 лет — проезд на Чегетской канатке бесплатный, после 65 лет — льгота 50%. И у детей тоже скидки есть. На Эльбрусской канатной дороге бесплатный проезд после 75 лет, с 65 до 74 лет — 50 процентов скидка.

В переводе с балкарского Чегет означает «север» и ее называют младшим братом Эльбруса. Но снег на горе лежит дольше, чем на Эльбрусе и катаются горнолыжники здесь дольше. По сложности она сложнее и как следствие (статистика показывает) на ней больше происходит несчастных случаев.

Кстати, канатка на Чегете была первой в СССР и история ее началась в 1963 году.

Попасть на вершину горы можно не только на канатке, но и пешком: есть пешеходный маршрут от южного подножия к горному озеру Донгуз-Орун. С удовольствием прошлась бы. И опять кстати, среди проводников на Чегет есть долгожители.

На фотографии Кайсын Кулиев (1917–1985) — балкарский поэт, прозаик и журналист и Керим Отаров.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

А мы едем на канатке: сначала на двухкресельной, потом пересаживаемся на однокресельную, любуясь чегетскими зелеными красотами.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Для того, чтобы увидеть макушки Эльбруса нужно садится на правое кресло по ходу движения. Но Эльбрус заслоняли облака.

Внизу буйное цветение чегетского разнотравья.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

А вот и пеший странник (шел устало).

«Скалистые горы, где спят облака» — писал Р.Бернс. Горы Чегета зеленые, но на них, действительно, спят облака.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Налюбовавшись горами и облаками, пересаживаемся на однокресельную канатку.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

И дальше в путь (почти в рай).

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Где-то здесь на Чегете снимали фильм «Вертикаль» с В.Высоцким в главной роли. В 1962 году на Чегете открыли кафе «Ай», в котором бывали участники съемки. Здесь любил бывать Юрий Визбор и здесь, возможно, рождались его песни. А кафе это (в переводе на русский «Луна») существует и сейчас.

«Горы, накрахмаленные тщательно, гордо подпирают небеса» — это Юрий Визбор написал.

От Чегета до Эльбруса всего 10 км. Накатавшись по Чегетской дороге едем покорять Эльбрус.

«Мне говорили: «Чуден снежный!»

Мне говорили: «Он могуч

Двуглав и горд, и с небом смежный —

Он равен лету божьих туч!» — писала Евдокия Лопухина в 19 веке. Думаю, что ничего не изменилось.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

На Эльбрус едем в закрытых вагончиках на 8 человек. Небо затянуло тучами и начался дождь, который пока нам в ближайщие нескольких минут (минут 17) не страшен.

Пересадка на станции «Кругозор» (3000 метров) до станции «Мир» (3500 метров). Это часть дороги 1800 метров с перепадом высоты 500 метров, но перепад ничуть не страшен. В Белокурихе при подъеме на гору Церковку было круче.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

На станции «Мир» пришлось открыть зонтик, который предусмотрительно взяла с собой, на станцию «Гарабаши» (3847 метров) на открытой кресельной канатке уже не поехала. Но высота 3500 метров взята (в год 70-летия — моего).

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Время еще было, побродив по станции, зашла в Музей обороны Приэльбрусья — это самый высокогорный музей мира на высоте 3500 метров. Причем организован энтузиастами и на добровольной основе они проводят экскурсии. Музей достоин особого внимания: в феврале 1943 года группа советских винов-альпинистов совершила восхождение на Эльбрус и сбросила с его вершин фашисткие штандарты, установленные ранее, и водрузили флаг СССР.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

На обратной дороге вниз наблюдала небольшой скромный водопадик.

Внизу на поляне Азау много кафешек, а время обеденное. Обед состоялся вкусненький.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Для любителей шопинга на поляне Азау есть Ярмарочная площадь с множеством разных магазинчиков.

Для тех, кто решил остановиться здесь, построены отели, созданы экипировочные центры.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Среди гор все смотрится симпатично, но пешеходные дорожки не очень обустроены.

А рядом с постройками соседствуют ромашки и иван-чай.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

А наш дальнейший путь — на Поляну нарзанов, что находится между поселками Эльбрус и Терскол в верховьях Баксанского ущелья.

Из Кисловодска через Чегет на Эльбрус

Богатая нарзаном земля выталкивает его наружу. Источников много и по вкусу они разные (по чуть-чуть глотнули).

Пробежались галопом — это место (для меня) было ненужной добавкой. Если и приезжать сюда, то только самостоятельно и не спеша походить.

В Кисловодск приехали поздно вечером, довольные, наполненные впечатлениями о Чегете и Эльбрусе.

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.