Турист Алексей А (Aleks-predator)
Алексей А — был сегодня 12:01
...

Будва — Черногория Май 2024

Город Будва очаровал сразу же, даже еще, когда мы в него не въехали. Спускались на автомобиле по высоким горам, откуда открывался великолепный вид куда-то вниз и вдаль. Отсюда Будва казалась одновременно меньше, чем она есть, и при этом достаточно большой. Такой вот диссонанс.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Сам город насчитывает примерно 26 000 жителей по разным источникам. Однако в сезон, как говорят те, кто здесь давно живет, эта цифра стремится к 75 000 человек. И действительно, с приходом жарких месяцев людей в городе стало на порядок больше.

Будва существует уже 25 веков. Это очень древний город, который за свою историю видел множество цивилизаций и впитал в себя массу интересных особенностей от разных культур. Город имеет памятники истории Древней Греции и Древнего Рима. В средние века в Будве правили короли Дукли, сербские и зетские феодалы. Город входил в состав Светлейшей республики Венеция. В то время его называли Бу́дуа и относился он к Венецианской Албании. Поселение окружили неприступными стенами, которые служили защитой от турецких набегов. Жители города использовали венецианский язык вплоть до 19 века.

Город побывал в составе сначала Австрийской, а затем и Австро-Венгерской империи. Позже населенный пункт стал частью Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, следом — Югославии. Как курорт Будва начал свою историю в 1930-х годах, но пришла страшная война. Вторая мировая стала временем оккупации со стороны фашистской Италии. За несколько лет почти половина населения города погибло. После город развивается, как курорт, все больше привлекая туристов со всей Европы. А с 2006 году Будва в составе Черногории. Удивительная история небольшого города на побережье.

Гулять я отправился под вечер, когда жара спала. Тогда мне казалось, что жарко. В мае. Но еще не были прожиты июнь и июль с августом. Вот когда действительно жарковато. Итак, жара спала, солнечный день длинный. Самое время отправиться в Старый город.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Свою прогулку я начал с выхода на пляж и променад. Славянский пляж встречает прекрасными панорамными видами. В море еще мало купающихся, а прогулочная зона достаточно свободная. Версии, откуда взялось такое название у пляжа, разнятся. Некоторые связывают с тем, что в 1920-е проектировали набережную словенцы, поэтому пляж носит такое название. Другая версия говорит о том, что всему виной оккупация, и на этот пляж разрешалось ходить местным жителям, в то время, как на другие пляжи ходили оккупанты. Слышал и еще версию: Славянский пляж получил свое название благодаря туристам из стран Восточной Европы, особенно из бывшего Советского Союза, которые начали активно посещать Будву в середине 20 века. В то время туристический поток из славянских стран был особенно велик, и местные жители, заметив эту тенденцию, начали называть пляж «Славянским» в честь гостей из этих стран. Где искать правда, я на самом деле не знаю, но что услышал или прочитал, тем и поделился.

Отправляюсь направо, если стоять лицом к Адриатическому морю, чтобы добраться до выбранного на этот вечер места назначения.

Встречаются контрастирующие пейзажи.

Заметной становится река с трудновыговариваемым лично для меня названием Грджевица. Вообще в черногорском языке, как мне поведали, в два раза меньше гласных букв, чем в русском. Поэтому местная речь кажется порой рваной и среди понятных вроде бы слов пропадают привычные протяжные звуки. Река же здесь в месте впадения в море выглядит достаточно полноводной. Просто в верхней части города в канале, по которому речка течет на все лето люди машины ставят, потому что река попросту пересыхает, образуя шикарную парковку.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Вот так выглядит «река» вверху города с одного из мостов.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Сам пляж примерно полтора километра в длину, выводит прямо к Старому городу. Пляж сочетает песок и мелкую гальку, вода изумительно чистая, а живописные виды на горы создают атмосферу идеального отдыха. Здесь располагается множество кафе, ресторанов, а также можно выйти к Морскому порту Будвы.

Это живописная гавань, расположенная в непосредственной близости от старого города, которая считается одной из важных морских точек побережья Черногории. Порт окружен набережной с ресторанами, кафе и уютными барами, где можно насладиться видом на яхты и лодки, пришвартованные вдоль пирсов. Марина готова принять три сотни лодок разной величины. Даже те, что достигают семидесяти метров в длину.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Порт Будвы также является важным транспортным узлом и отправной точкой для морских экскурсий. Отсюда легко отправиться на прогулки к близлежащим островам, таким как остров Святого Николая, или в другие живописные уголки побережья. Проходя мимо, можно лицезреть массу объявлений о морских прогулках.

Приближение к Старому городу знаменует величественный огромный колокол, что установлен у одной из стен. Сфотографировать его один без людей рядом было чертовски тяжело, но я справился.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Перед взором предстает Старый город. Весь он окружен крепостными стенами, которые были возведены в 15 веке венецианцами для защиты от турецких набегов. Исторические улочки города вымощены камнем и пронизаны духом средневековья, а сам город полон узких проходов, скрытых двориков и живописных площадей. Прогуливаясь здесь, можно поймать себя на мысли, что ты заблудился, а затем неожиданно оказаться вообще в том месте, которое и не представлял увидеть, ориентируясь на внутренний компас.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Здесь можно найти старинные церкви, а также башни и бастионы крепостных стен, которые когда-то защищали Будву. Старый город является не только историческим центром, но и важным культурным местом — здесь часто проходят концерты, выставки и другие мероприятия, которые подчеркивают уникальность этого места.

Собор Святого Иоанна Крестителя особенно запоминается благодаря своей высокой башне. Сооружение — один из важнейших исторических и религиозных памятников города. Его строительство началось в 7 веке, а современные черты собор приобрел после многочисленных перестроек, особенно во времена венецианского правления. Здание выделяется романско-готической архитектурой и высоко поднимающейся колокольней, которая доминирует над Старым городом. Колокольня стала своеобразным символом Будвы.

Прямо здесь же, буквально в десятке метров располагается массивная Церковь Святой Троицы. Это один из самых узнаваемых храмов в Старом городе, построенный в 1804 году. Церковь выполнена в стиле православной архитектуры с элементами византийского влияния, что заметно выделяет ее на фоне других церквей города. Фасад украшен характерным мозаичным образом Святой Троицы над входом. Кстати это копия работы Андрея Рублева «Троица».

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Я удивлен, но по соседству очередная церковь. Такой плотной застройки религиозных строений я не встречал. На этот раз это Церковь Санта-Мария ин Пунта — одно из старейших зданий Будвы, датируемое 9 веком. Эта небольшая церковь, расположенная на выступе у моря (отсюда и название «ин Пунта»), была основана бенедиктинскими монахами и служила важным религиозным центром в Средние века. В архитектурном плане здание выполнено в романском стиле, с простыми и строгими линиями, характерными для того времени. Хотя церковь сравнительно небольшая, она имеет важное историческое значение, отражая древнюю христианскую традицию на Адриатическом побережье.

Сегодня Санта-Мария ин Пунта используется не только как религиозное сооружение, но и как культурный центр. В ее стенах часто проходят выставки и музыкальные мероприятия, что делает сооружение популярным местом среди местных жителей и туристов. Несмотря на свою древность, церковь сохранилась в хорошем состоянии и остается одной из ключевых достопримечательностей Будвы, привлекая любителей истории, архитектуры и искусства.

Рядом полуразрушенные стены Старого города.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

По соседству расположены интересные археологические находки. Это римские термы -один из значимых памятников прошлого, свидетельствующий о присутствии римлян на побережье Черногории. Остатки терм были обнаружены при раскопках и представляют собой часть комплекса, где римляне принимали водные процедуры, сочетавшие в себе элементы отдыха и общения. Сохранились фрагменты мозаичных полов и системы подогрева воды, что позволяет представить, как была организована жизнь в древней Будве. Римские бани — важная часть исторического наследия города и обязательная точка для тех, кто интересуется древней историей региона.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Очень впечатлили массивные стены Цитадели. Это мощное укрепление, расположенное в южной части Старого города, с которого открываются панорамные виды на Адриатическое море и окружающие острова. Построенная в Средние века, цитадель служила защитой города от пиратов и врагов, и ее массивные каменные стены до сих пор сохраняют отпечатки исторических событий.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Сегодня Цитадель — это не только исторический памятник, но и одно из лучших мест для любования морем и закатами, как мне поведали. Входной билет стоит 5 евро, что дает доступ к осмотру всей крепости и музея. Но если вы решили не заходить, не расстраивайтесь: даже прогулка вокруг Цитадели и по Старому городу оставит незабываемые впечатления благодаря потрясающим видам и уникальной атмосфере древности.

Недалеко от Цитадели можно выйти на своеобразную смотровую площадку, откуда открываются поистине шикарные виды на город, горы, море и остров Святого Николая. Сам остров издалека впечатляет. Его еще называют «Гавайи», в основном молодежь. Также местные жители дали ему прозвище «Ракушка» из-за сходства с таковыми. Однако, по рассказам местных, реальность не всегда соответствует ожиданиям. Несмотря на привлекательный внешний вид издалека, инфраструктура на острове практически не развита: здесь нет удобств, достойных кафе или пляжных сервисов. Многие отмечают, что на острове часто грязно, и делать там, по сути, нечего, кроме прогулок по диким тропам и купания в отдаленных местах. Сам я там не был и пока не решил, стоит ли туда отправляться, но стоит учесть эти отзывы при планировании поездки.

Продолжил прогулку, пытаясь ориентироваться по картам и своей геолокации, чтобы найти очередное известное место. На этот раз это был Городской музей Будвы. Небольшой культурный центр расположен, как мне показалось, прямо в самом сердце Старого города. Музей хранит обширную коллекцию артефактов, которые рассказывают об истории региона с доисторических времен до наших дней. Место легко заметить благодаря яркой красной вывеске прямо на стене, а также соответствующей табличке поблизости.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Среди уютных улиц можно найти массу мест и инсталляций, которые позволят насладиться видами этого места.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Также благодаря красной вывеске наткнулся на Мемориальный дом Стефана Митрова Любиши. Это дом-музей, посвященный жизни и творчеству известного черногорского писателя и политического деятеля 19 века. Любиша, уроженец Будвы, прославился своими произведениями, отражающими жизнь и обычаи балканских народов, был общественно-политическим деятелем. В доме сохранены личные вещи писателя, редкие рукописи и документы, рассказывающие об его литературной и общественной деятельности. Мемориальный дом стал важным культурным центром Будвы, привлекая внимание не только поклонников литературы, но и всех, кто интересуется историей Черногории.

Очередной памятник архитектуры — Дом Чекрдековича, что расположился рядом с маленькой площадью. Этот хорошо сохранившийся дом, построенный в 17 веке, демонстрирует традиционный черногорский стиль с каменными стенами, деревянными ставнями и замысловатой резьбой.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Заметна Площадь поэтов. Место является частой точкой сбора музыкальных исполнителей, литераторов и прочих причастных к творчеству людей. А в центре стоит разрушенный алтарь.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Наконец, я, кажется, закончил обходить улицы Старого города, побывав на некоторых по несколько раз в поисках очередной достопримечательности. Впереди был выход на пляж.

За аркой встречает теплый песок и легкий бриз. Пляж носит интересное название Ричардова глава. Пляж сам по себе небольшой, но очень живописный. Получил свое название в честь актера Ричарда Видмарка, снимавшегося здесь в 1960-х годах. Этот галечный пляж популярен среди туристов благодаря своему удобному расположению и чистейшей морской воде. С пляжа открываются потрясающие виды на стены Старого города и Цитадель, создавая уникальную атмосферу, где история и природа сливаются воедино.

Я же достаточно быстро прохожу мимо, потому что сумерки заметно настигают, а хочется еще увидеть пару мест до того, как стемнеет.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Дальше мой путь лежал через незабываемую узкую рукотворную дорогу между шумным морем и раскатистыми скалами. Последние буквально нависают над людьми, пока проходишь мимо них. Красивое зрелище.

Добрался я и до одной из самых известных достопримечательностей города. Это памятник «Танцовщица» (или «Балерина»), один из самых узнаваемых символов города, расположенный на скале у начала тропы, ведущей к пляжу Могрен. Эта элегантная бронзовая скульптура изображает девушку в изящной танцевальной позе и гармонично вписывается в пейзаж, создавая атмосферу легкости и какой-то романтики. Существует несколько легенд, связанных с памятником: одна из них рассказывает о девушке, ожидавшей своего возлюбленного моряка, что добавляет статуе символического значения. Памятник стал популярным местом для фотографирования.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Памятник был создан скульптором Градимиром Алексичем. Первоначально задумывался как символ красоты и свободы. Статуя быстро стала одной из главных достопримечательностей города. Легенда о девушке, ожидающей возлюбленного моряка, придала памятнику романтический ореол, а его изящная форма гармонично слилась с природой Будвы, вызывая восхищение туристов и местных жителей.

Интересно, что из-за своего расположения на скале, памятник не раз подвергался воздействию природных стихий. Бывали случаи, когда сильные шторма и высокие волны смывали «Танцовщицу» в море. Однако ее всегда удавалось достать обратно с помощью спасательных служб, и скульптура каждый раз возвращалась на свое место. Забавная заметка.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Есть тут и небольшая станция для любителей прокатиться по волнам. Правда, если бы ее не было, кадр получился бы более аутентичный.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

И, наконец, я добрался до пляжа Могрен. Пляж очень симпатичный и достаточно тихий благодаря своей удаленности от центра города. Он состоит из двух частей, соединенных коротким туннелем в скале, и окружен крутыми утесами, которые создают ощущение уединенности. Пляж покрыт мелкой галькой, а вода здесь кристально чистая и бирюзовая, что делает его идеальным для купания.

Первое изучение Будвы: ярко и тепло

Вечер вступал в свои права. А я был доволен, что сумел увидеть все самые известные достопримечательности в Старом городе. Прогулка получилась, скажем так, ознакомительной. Чтобы действительно прочувствовать город, нужно побывать в музеях, попасть в Цитадель, но первый шаг был сделан. Остальное, думаю, позже.

Цикл материалов "Изучаем Черногорию"

1. Первое знакомство с Черногорией — Тиват в мае
  2. Отличная плескавица в Тивате
  3. Первое изучение Будвы: ярко и тепло

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.