Турист Алена (vkusnoomeste)
Алена — была вчера 22:57
Про реальную историю поселка Мир и соседних деревень. Столбцовщина. Мой Минск. Города и посёлки.

Любча — Беларусь Август 2024

«В Любно или в Любчу? Сейчас — в Любчу. Там Нёман. Еще и с замком на берегу…»

Правда, в Любче я уже бывала. Первый раз лет «надцать» назад, из-за остатков «замкового романтизма». Затем лет девять назад (ёлки-палки…), за компанию с близкими.

А сейчас — во-первых, по косвенным причинам (бывает и такое), и, во-вторых, потому что замок помаленьку продолжает восстанавливаться…

Городской поселок Любча находится в Новогрудском районе Гродненской области. Насчет автобусного сообщения. Не берусь говорить за тех, кто приезжает в Любчу к маме, бабушке или на дачу. А вот для туристов, для гостей поселка, которые приезжают туда «на денек», стало труднее. Раньше пару раз в неделю ходил утренний прямой автобусик из Минска в Любчу. Сейчас же получилась какая-то окололюбчанская «кругосветка».

Для начала надо доехать до Новогрудка (райцентра). На «радоновский» автобус из Минска билетов за денек до поездки уже не было. Поэтому доехала на поезде до Городеи, а оттуда до Новогрудка на «палочке-выручалочке» — автобусе «Солигорск-Лида». Из Новогрудка в Любчу на пригородном автобусе приехала в 13 «с копейками». На остановке посмотрела расписание и поняла, что времени на «галопом по Любче» у меня до 16.14. Ну, ладно.

Сразу к замку или сначала туда-сюда? Замок на высоком берегу Нёмана — это такая штука, на которую времени много не бывает. А хотелось бы и к церкви Святого Ильи (все-таки одного из прадедов Ильей звали, даже если ни я, ни мама моя его никогда не видели), и на главную площадь… Решено, сначала туда-сюда! «Живым — живое», поэтому заскочила в магазин («Алесь»), который через дорогу от остановки.

Автобусная остановка располагается на улице 1 Мая, и на ней же (хорошо видна) местная средняя школа. Близко. И, как оказалось, с фотоинформационным «уловом». В школе есть историко-краеведческий «Народный музей Любчанского края». Разделов в нем хватает: «Природа», «Древность и Новое время», «Народный быт», «Литературный. Революционный», «Великая Отечественная война», «Сельское хозяйство», «История школы», «Живопись и скульптура».

Замок, Нёман, Любча

А еще перед школой стоит памятник партизанке Людмиле Сечко (1924–1944). Людмила Сечко родилась в деревне Черешля недалеко от Любчи. Весной 1942 года комсомолка Люда (или, как ее называли, Люся) организовала и возглавила подпольную организацию в родной деревне. Однажды в числе других молодых односельчан немцы отправили ее на работы в Германию. Но… Люся как-то на полном ходу спрыгнула с поезда и лесными тропами пришла к родителям. После побега из поезда оставаться дома было нельзя, и девушка ушла в партизанский отряд. У Люси был парень Виктор Бульбенко — тоже партизан. Они хотели после войны пожениться. Но в марте 1944 года оба погибли в бою. Люся похоронена в Черешле. …В Любчанской школе учится Никита — правнук ее младшей сестры.

Церковь Святого Ильи в Любче была построена в 1910–1914 годах.

Замок, Нёман, Любча

Главная площадь поселка — площадь Солобутина. Нетривиально и даже загадочно. Оказывается, Василий Тарасович Солобутин (р. 1894) в свое время был депутатом Верховного Совета БССР. В Любче он до Великой Отечественной войны работал заведующим земельного отдела Любчанского райисполкома (тогда был Любчанский район), а в июле 1944 был назначен председателем райисполкома. …Кстати, про 1944. На площади на здании почты есть мемориальная доска с целым рассказом: «6 июля 1944 года в местечке Любча партизанская бригада им. Дзержинского Барановичской области в течении шести часов сдерживала яростные атаки отступающих частей противника. Враг потерял свыше 300 чел. убитыми. Израсходовав боеприпасы, партизаны отошли. 8 июля частями 69-го стрелкового корпуса советской армии совместно с партизанами был освобожден районный центр Любча." Пусть вас не смущает фраза «сдерживала атаки отступающих частей противника». По сути, так и было. Красная армия наступала (хоть и была еще далековато от Любчи). Немцы отступали, если в глобальном смысле. При этом локально окололюбчанские партизаны еще до подхода частей Красной армии заняли Любчу, которая, с высоким берегом Нёмана, была важной позицией. И получается, что глобально отступающие немцы… локально атаковали эти любчанские места.

Есть на площади и памятник в честь партизан и красноармейцев.

Замок, Нёман, Любча

…А теперь — к повседневному и прикольному. Вблизи площади, на улочке Юбилейной (дом 3) действует дом культуры. Сбоку около этого ДК под фонариками стоит… волк в штанишках в горошек и приглашает: «Ты это, заходи, щас спою!» И правда, сходите. Даже если и не в сам ДК. Там еще рядом какая-то старинная хозпостройка…

Тем временем на площади ясный денек приглашал продолжить фотопрогулку по посёлку.

Всё, иду-иду к замку!

Но в этот раз «сначала» сходила на мост через Нёман — было интересно посмотреть, как замковый берег выглядит чуть издалека. Так нашелся небольшой местный пляжик.

Замок, Нёман, Любча

И, само собой, вид на замковый берег.

А вот и замок! Строительство Любчанского замка было начато в 1581 году по инициативе магната Яна Кишки. Сейчас замок местами восстанавливается, а местами отстраивается заново по инициативе выходца из Любчи Ивана Печинского и созданного им фонда «Любчанский замок». Волонтеры трудятся. Чем-то помогает сельсовет. Кстати, каждый, при желании, может чем-нибудь помочь. …Вот, смотрю, уже северная стена появилась перед примыкающими к брамной (въездной) башне постройками. Тянется в направлении Нёмана.

Замок, Нёман, Любча

«Забегая вперед», чтобы было понятнее, покажу вид изнутри, то есть замковый двор.

Самое же заметное изменение — то, что там, куда дошла отстроенная стена, на берегу Немана появилась северная башня. Круто, конечно.

Замок, Нёман, Любча

Захожу в замковый дворик и сразу «по диагонали» иду на своё любимое из тамошних мест — на бережок рядом с живописной излучиной Нёмана. Но, оказавшись там, сначала покажу вид оттуда на новенькую северную башню. И, как видно… на фундамент будущей стены, которая когда-нибудь, наверное, скроет вид на речку.

А жаль, если будущая стена и еще одна запланированная башня (в углу уже есть ее фундамент) заслонят вот этот нёманский пейзаж:

Замок, Нёман, Любча

Теперь осталось показать фундамент еще одной будущей стены и южную башню.

Вот такие реальные и запланированные очертания.

Выходим из замка?

Замок, Нёман, Любча

Назад шла в том числе через школьный двор (оказывается, есть и такой путь к замку или от замка, если надо побыстрее). …На остановку до прихода автобуса я успела. По сравнению с некоторыми замковыми строениями, новостройка у остановки выглядит позитивнее.

Автобус из Любчи в Новогрудок пришел позже 17.00, поэтому на «Лида-Солигорск» я не попадала. Пришлось ехать не до Городеи, а на автобусе «Новогрудок-Барановичи».

-Раз ты уж в Новогрудке, купи хлеб.

— Куплю. Если успею найти…

Нашла. И не только новогрудский десертный хлеб. Еще в Новогрудке повстречалась брынза из любчанского сырцеха. По теме.

Замок, Нёман, Любча

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.