Турист Владимир Городзейский (VladimirGorodzeyskiy)
Владимир Городзейский
был 1 сентября 22:22

Мы — друзья Пармы Часть 2. Каменный город, Усьвинские столбы, Кунгурская ледяная пещера

Пермь, Кунгур, Усьва, Губаха — Россия Июль 2024

Часть 2. Каменный город, р. Усьва, Усьвинские столбы, Чёртов палец, Кунгурская ледяная пещера

Прежде, чем стать Пермским краем край этот поменял несколько названий. Княжество «Пермь Великая", о котором я уже писал, после чердынского похода московской рати под командованием воеводы Федора Пестрого и подчинения Великому московскому княжеству существовать перестало. Позже появилась Пермская губерния с губернским городом Пермь. Название городу, собственно, дало название самой губернии. Уже при советской власти губерния стала областью, а край появился уже в современной России — 1 декабря 2005 года после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Пермяки, однако, любят называть эти земли Пармой. По одной из версий название это придумали манси — коренной народ, потомки древних вогулов. На русский это переводится как «холмы, поросшие лесом». Вариант этот мне нравится, хотя верен он или нет — пусть спорят учёные, так как есть на самом деле ещё две серьезных версии. О самом же названии «Парма» широко заговорили после книг об этих местах известного писателя Алексея Иванова. И фильм «Сердце Пармы» был поставлен по его книге с тем же названием. Странно, но в Италии есть город точно с таким же названием! В отличие Парижа в Челябинской области от Парижа французского, или Санкт-Петербургов в России и США, никакой связи в названиях Пармы нашей и итальянской не просматривается. Ну, а то, что наша Парма будет поинтересней, даже и говорить не приходится.

Мы — друзья Пармы Часть 2. Каменный город, Усьвинские столбы,  Кунгурская ледяная пещера

Каменный город — одно из самых удивительных мест, в которых нам довелось побывать. Знаете, когда хотят сказать о том, что-то совершенно неожиданно лучше другого, то говорят, что это самое другое «нервно курит в сторонке». Не очень мне нравится, но по сути верно. Я не буду говорить, что знаменитые Красноярские столбы «отдыхают» или «курят в сторонке» перед Каменным городом, но сомнения в безусловном их первенстве у меня появились. Да и не только у меня. Каменный город находится неподалёку от небольшого городка с необычным названием Губаха, промышленного, как, впрочем, все уральские города, возникавшие близ каких-нибудь месторождений.

Интересно, что туристической достопримечательностью Каменный город стал совсем недавно, уже в новом веке нового тысячелетия. Чёртово городище, как его называли местные жители, не было местом привлекательным. Больше того, считалось оно нехорошим, мистическим, а потому старались его обходить стороною. Оттого и название такое и легенды всякие пугающие и душу отнюдь не греющие. Перескажу вам одну из них.

Был на этом месте чудный город с цветущими улицами, красивыми домами и парками. Все люди были (перефразируя известную песенку) на лицо прекрасные и добрые внутри. Но недалеко от города жил злой колдун Ворогул, завидовавший жителям города. Зависть — чувство нехорошее! И вот однажды, сгорая от своей чёрной зависти, превратил он весь город в каменные утёсы, а жителей — в бабочек-боярышниц. С тех пор бабочки эти каждое лето прилетают в Чёртово Городище, чтобы снова обернуться людьми».

Кроме нашей группы ходили между каменных утесов какие-то барышни. Вот и думаю — а может быть это они?

Эх, ладно! Вот вам ещё одна легенда. Тоже печальная. И начало легенды такое же — и про город, и про его добрых жителей.

Правил этим городом царь. И была у него дочь-красавица. Но красы своей она не видела, потому как была слепа. И пошёл царь на сделку с колдуном. Тот обещал сделать дочь царя зрячей, но цену назначил страшную — город превратится в каменный вместе с его обитателями. Обрела дочь царя зрение и теперь ходит по Каменному городу и ищет своего отца и жителей.

А найти не может. И бродят по городу теперь только туристы и она — одна-одинёшенька. В общем, хорошо, что нашёл я эти легенды уже по возвращении. А то в каждой незнакомке искал бы бедную царевну. И ещё одна мысль возникла у меня в голове — вот не должен, не имеет права руководитель такого уровня (царь, вождь, президент) посылать народ свой на страдания, муки и смерть ради достижения своих личных целей, какими благородными они бы ему не казались.

Путь к Каменному городу (от шоссе чуть меньше полутора километров) идёт по деревянному настилу, который, честно говоря, надо было бы подновить. Подгнили досочки и гвозди их уже не держат. Сам Каменный город делится на две части — Малый и Большой. В каждом городе есть районы — вот и здесь тоже. Находится на вершине хребта Рудянский спой и, как пишут в умных книгах, представляет собой останцы песчаников, которым триста миллионов лет. Останцы, как я понимаю, это то, что осталось от скал при воздействии ветров и прочих погодных аномалий.

Почему именно здесь — порода, наверное, здесь такая, ветра на вершине хребта сильные, да и триста миллионов лет — тоже срок весьма приличный. Почему всё-таки город?

Так реально же есть схожесть с улицами, площадями, перекрёстками… А ещё некоторые скалы похожи на гигантских животных или птиц. Кроме Каменного города и Чёртова городища место это иногда называют «Черепахи» — схожесть с определенного ракурса (конечно, же подсказанного нашим замечательным гидом) просто удивительная.

Стрекочут камеры, трещат затворы фотоаппаратов… Нет, конечно! Всё сейчас делают наши телефоны, которые, однако, из-за безудержного использования (а как иначе!!!) быстро теряют свой заряд, а нам в этот день предстояло ещё одно удивительное путешествие — к Усьвинским столбам.

Усьвинские столбы — сравнительно недалеко от Каменного города, хотя это уже другой район — Чусовской. Итак, начнем с посёлка. Называется он, как бы вы думали (?) — правильно, Усьва. И стоит он на берегу реки, называется которая тоже Усьва! Соответственно столбы — тоже Усьвинские. Находятся они на правом берегу реки в пяти километрах вниз по течению. От поселка есть к ним тропа, и, говорят, вполне себе удобная, однако нам было приготовлено кое-что поинтереснее.

Близ железнодорожного моста через реку небольшая пристань с «припаркованными» небольшими катерами с водомётными моторами — ждут нас. Рассаживаемся по четыре-шесть человек и несёмся по реке на жуткой скорости. Мель такому катеру не помеха — семь-десять сантиметров воды его вполне устраивает. Скорость на порогах не снижается ни на грамм, водилы вальяжны, каждый камень, торчащий из воды им знаком и катера пролетают мимо валунов так близко, что кажется, вот-вот брюхо будет распорото от носа до кормы. Невольно даже ноги поджимаешь. Ан нет! Ни одного касания! Причаливаем. На берегу беседка, лавочки. Один за другим подходят остальные катера. Так куда же мы всё-таки идём?

Усьвинские столбы — это огромный скальный массив всё из тех же известняков. Высота его, где-то пишут 120 метров, а где-то 150. Мы не измеряли. А в длину вдоль правого берега Усьвы они тянутся на несколько километров. Скалы эти учеными изучались серьёзными, которые обнаружили на них всякие окаменелые моллюски, кораллы и раковины, что позволило говорить, что миллионов так двести-триста лет назад можно было поплескаться здесь в море-океане!

Все скалы уральские, как правило, поросшие лесом — ель, пихта, сосна, кедр, лиственница… У реки они обнажены — словно ножом гигантским срезаны.

Но в любой расщелинке притулилось деревце. Как оно там держится, за что прицепилось — непонятно. Но, как говорилось в фильме «Особенности национальной охоты» «жить захочешь — не так раскорячишься».

А теперь вперёд! На восхождение! Тропа — вполне себе ничего. Вначале — так вообще по деревянному настилу. Понятно, конечно, было, что это не навсегда. Однако, что так быстро она перейдёт в почти вертикаль (преувеличиваю, конечно!) не ожидали. Я не знаю, удалось бы наше мероприятие при дожде или сразу после него, но ведь даже зимой люди сюда вскарабкиваются!

И всё ради того, чтобы с высоты насладиться красотой извивающейся Усьвы. Наверное, это самая потрясающая картинка всего нашего путешествия! Да не одна, потому что пристреленных мест, с которых открываются виды на одну из самых красивых рек Урала, здесь несколько. И не забыть надо, конечно грот с нехитрым названием Столбовой, в котором, как установили учёные, была стоянка древнего, а точнее будет сказать первобытного человека времён палеолита.

Ну, и мы, конечно, всей нашей группой здесь тоже зафиксировались. Первобытными мы уже не будем, а вот древними тоже когда-то станем. А теперь апогей нашего восхождения.

С одной из площадок открывается вид на семидесятиметровую вертикальную скалу, стоящую отдельно от столбов. Всё в жизни, что выбивается из общего ряда, всегда привлекает внимание. А здесь не только привлекает, но и завораживает! Это так называемый Чёртов палец.

Он красив и неприступен. Но неприступен не для всех. Альпинисты Чёртов палец любят. Хорошие альпинисты. Чёртов палец привлекателен и для кинематографистов. Здесь проходили съемки известных фильмов «Географ глобус пропил», «Время первых», «Одна». Рассказали нам и про ещё одну съёмку. Красавица-альпинистка, покорив Чёртов палец, переоделась на его плоской вершине в ярко красное длинное платье и позировала на фоне заходящего за реку солнца, а её платье развевалось на ветру вместе с её распущенными волосами. Я просто отчетливо представил себе эту фантастическую картину! Переспросил нашего гида и он подтвердил: девушка была блондинкой!

Назад мы шли тем же маршрутом, что и поднимались. Спуск был отнюдь не проще восхождения. Помните, как отец Федор с «Двенадцати стульев» с украденной колбасой буквально залетел на гору, а самостоятельно спуститься уже не мог. Так что я ещё раз мысленно поблагодарил, не помню кого, что мы обошлись в этот день без дождей — иначе костей можно было б не собрать. Между тем, катера-водомёты ожидали нас внизу. Прежде чем возвратиться к месту старта нас прокатили вниз по течению мимо громады Усьвинских столбов и, конечно, остановившись напротив Чёртова пальца, полюбовались им уже снизу.

Голова полна впечатлений, которые надо постараться как-то правильно уложить, не забыть… Ещё и почитать хочется — что-то недослышал, недосмотрел, а что-то недорассказали… Но, как оказалось, это ещё не всё, и наш гид вне программы решил проехаться с нами по местам кинематографической славы — показать нам места съёмок самого кассового фильма 2022 года — «Сердце Пармы», которым пермяки гордятся и о котором мы слышали не один раз на дню. Естественно, что он снимался в Пермском крае, а конкретно в окрестностях посёлка Усьва.

Декорации к фильму — деревянные крепостные стены, с башнями, воротами не разобраны и издали смотрятся как настоящий древний город. Вот сюда мы подъехали и поближе.

И храм здесь, и дом княжеский… На стенах предупреждения для туристов — дескать, смотреть смотрите, но помнить следует, что это всего лишь декорации, строились не навечно и когда-нибудь кого-нибудь могут и придавить, но мы не отвечаем — предупредили.

И всё-таки, на мой взгляд, впечатляют и смотрятся по-настоящему декорации именно издали, и лучше всего с длиннющего и высокого подвесного моста через речку Косьву, впадающую уже в знакомую нам красавицу-Усьву. А глядя на крепость средневекового русского города, впору вспомнить слова автора книги «Сердце Пармы» Алексея Иванова: «Если каждый свой дом защитит, вся держава неприступной будет».

Замечательный насыщенный день завершался организованным нами самими же вечером памяти Владимира Высоцкого, ушедшего в этот день, страшно сказать, сорок четыре года назад. А утром переезд в ещё одно интересное место и город, в котором это место находится. Это город Кунгур, а интересное место — Кунгурская ледяная пещера, в которой в пионерском возрасте мне уже доводилось бывать.

КУНГУР

Старинный город на Урале

Здесь есть, что, право, посмотреть.

Здесь в полный рост стоит медведь,

И мы не зря здесь побывали.

Вот павильон «Напитки- Воды»,

Тюрьма на улице Свободы —

Какой придумал балагур?

Но это, граждане, Кунгур.

Никольский храм красив и строен.

Наш гид слегка обеспокоен,

Что кто-то может опоздать —

Тогда пещеры не видать.

А это главное, ребята!

Наверно, было б странновато

Такое чудо пропустить!

Но все случилось — Чуду быть!

И вот в пещере. Хлад собачий!

Но братцы, это же удача,

Увидеть мир во всей красе —

Подземный! Гроты и озера…

Замерзли, правда, очень скоро,

Зато запомним это все!

Одна беда — экскурсовод

Набрал как будто каши в рот.

Хотя беды большой уж нет,

Нам будет в помощь интернет.

У экскурсовода и в самом деле с дикцией беда, однако, через час мы уже привыкли не только к холоду, но и к его произношению и что-то стали уже понимать.

Чтобы предать на бумаге красоту вообще, а в данном случае красоту пещеры, надо быть настоящим мастером художественного слова. Вот Гоголь Николай Васильевич, наверно бы смог. А я несколько слов о фактах.

Гора, под которой находится пещера длинной в восемь километров, называется Ледяная. Возможно, и пещера оттого зовётся ледяной, хотя льда в ней совсем немного. Наверное, июль в этом смысле непоказателен. Однако, не ради же этого сюда едут со всей страны. Пещера эта карстовая и уникальна сама собой. Это умное словечко «карстовая» говорит о том, что возникновение пустот получается из-за растворения, выщелачивания горных пород и вымывания их водой. Вот и получились за десять тысяч лет уникальные гроты, большие и маленькие, соединенные переходами, иногда такими низкими, что береги голову.

Есть здесь и подземные озёра и даже живая елка, неосыпающаяся из-за уникального микроклимата. Гроты имеют свои названия — Великан, Бриллиановый, гроты Романтиков, Географов…

Их тут больше семидесяти! Пещера постоянно под пристальным вниманием учёных, обвешена всевозможными датчиками. В целях безопасности в некоторых местах искусственно сложены подпирающие столбы. А для туристов, для их удобства выложены бетонные дорожки, сделаны ступеньки, навешены перила. Пещера освещается и в нужное время в нужных местах неуловимое движение руки экскурсовода и… начинается лазерное шоу.

Посмотрел в Интернете: 20 самых интересных пещер мира, 50 самых необычных пещер мира, 10 самых красивых…, 10 самых удивительных… ТОП-20 самых невероятных… Интересно, что во всех этих списках присутствует Кунгурская ледяная пещера! В общем, как говорил в «Золотом телёнке» Михал Самуэльевич Паниковсккий, вы сами поезжайте и посмотрите!

А раз уж приехали посмотреть пещеру, то не откажите себе в удовольствии и прогуляйтесь по городу. Кунгур старше всех основных городов Урала, но остался небольшим, хотя и стоял, как поётся в известной песне, на перекрестке семи дорог. Это не символично! В месте пересечения этих семи дорог на набережной Сылвы есть даже композиция, которая называется «Пуп Земли».

Видел я ещё один Пуп Земли — мраморная чаша в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Так считает весь христианский мир. Но всё это вещи, в общем-то, символические. Вот если для меня главным местом на Земле является мой дом, то для меня это и есть Пуп Земли. Однако кунгуряки (именно так называются жители Кунгура, а женщины — кунгурячки?) считают так, как они считают. Место это стало популярным, все тут желания загадывают.

Рядом ещё один памятник — первопроходцам России. Вот это вполне обосновано, так как многие известные люди прошли этим путём, в том числе и Ермак со своей дружиной. Этим путем по улице Гоголя, когда она ещё была Острожной, звеня кандалами, шли в Сибирь приговорённые к каторге. Декабристам, писателям Достоевскому, Чернышевскому, Радищеву — тоже знаком этот путь. Ну, а мы без принуждения прогулялись по Гоголя-Острожной и много чего ещё интересного узнали. Увидев памятник купцу Губкину, узнали, почему Кунгур в XIX веке стал чайной столицей России.

Казалось бы, где Индия, Китай, (Краснодар, наконец!), и где Кунгур! Оказывается, заслуга в этом целиком купца Алексея Губкина. Рассчитались с купцом за его кожевенные изделия, не деньгами, а чаем. Оказалось, чаем торговать гораздо выгоднее. Он не просто торговал, но сам выращивал чай, купив в Китае несколько плантаций! Именно Губкин придумал упаковывать чай в красивые чайные коробки. И понеслась торговля по всей России. Но даже переехав в Москву, Кунгур Губкин не забыл и добрых дел сделал немало. Вот и кунгуряки его не забыли.

Ещё один кунгурский купец Дубинин не только красивую колокольню для города построил, но и в том же стиле шикарное здание для современной городской думы! Построил то на самом деле дом для себя, но сейчас в нём нынешняя городская дума.

Путешествие наше, однако, близилось к концу. Улетали мы из Перми — главного города Пермского края, название которого родилось раньше самого города. В прошлом году Пермь всего лишь разменяла четвертую сотню — ей сегодня 301 год. Она молода, красива, здесь живет более половины жителей всего Пермского края, который по своим размерам больше, например, Австрии и Чехии вместе взятых.

На набережной Камы интересный арт-объект со смыслом — огромные красные буквы «СЧАСТЬЕ НЕ ЗА ГОРАМИ». И хотя создавался он вообще-то не для Перми, постепенно стал популярен среди жителей, туристов, кинематографистов, рекламщиков… Вместе с медведем, символом края, «Счастье не за горами» на магните, подарено было каждому из нас нашими организаторами, которые стали нашими друзьями, а мы — друзьями Пармы. Вот идёшь к холодильнику — а там «СЧАСТЬЕ НЕ ЗА ГОРАМИ»! Но я уверен, что каждый из моих спутников согласится со словами знаменитого писателя и путешественника Джека Лондона: «Я не дерево, рождённое, чтобы всегда стоять на одном месте и не знать, что находится за ближайшей горой».

Часть 1. Столица княжества "Пермь Великая" - древняя Чердынь, сплав по реке Березовой здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_42394

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.