Турист Александр Селифанов (Aleksandr_Selifanov)
Александр Селифанов
был сегодня 11:25

Терскол — Россия Июнь 2024

Пятигорск

После красот Домбая выбор пал на Приэльбрусье, но я не очень хорошо переношу долгие автопереезды, поэтому по дороге заехал переночевать в Пятигорск. Из прохлады и прям в +30. В общем попал прямиком в филиал ада. Куча людей, громкая музыка до глубокой ночи, гонщики на тазах. Просто жесть.

Хотел было написать отдельный отчетик о Пятигорске, но пока нет никакого желания.

Но утром удалось забраться на одну из смотровых и увидеть Эльбрус. А вид на этот вулкан именно из Пятигорска мне больше понравился, чем в Кисловодске. Жаль канатка на Машук не работала вообще, а на такси уже не заедешь. Только пораньше вставать и пешком.

Впервые в Приэльбрусье

А еще повезло с красивой радугой.

В общем нафиг эти города! Скорее в такси и обратно в горы. Ехать из Пятигорска в Чегет примерно 2,5 часа.

В хорошую погоду опять же можно любоваться Эльбрусом.

В самом же Баксанском ущелье, чем ближе к Эльбрусу, чем круче виды. Многие вершины еще в снегу. В этом фишка поездок в мае и июне. На фото ниже собственно горы Донгуз-Орун и Накра-тау, которые будут видны отовсюду в Чегете.

Приэльбрусье

Что меня сразу удивило так это горняшка, которую я почувствовал сразу при выходе из машины в Чегете. Здесь хоть и 2100, но я же долго был в Домбае. А этот поселок 1600 метров + много выходов и выездов на высоты до 3000 метров и выше. В общем очень странно. Первый день много прогуливался и пил воду. Это лучшая акклиматизация.

Впервые в Приэльбрусье

Конечно Чегет, Терскол это полный писец. Кроме основной дороги дальше практически по нулям. Всюду трубы, провода и конечно наши любимые курятники. Я еще при подъезде к отелю обалдел. Хотел написать долгую тираду о том, что я вообще думаю, но ну его нафиг. Больше позитива.

Отель

Мой выбор пал на «Чегет Стар». Это новый отель рядом с поляной Чегет. Тут конечно сильно потише и людей минимум, а виды на Донгуз-Орун шикарны. Но вот построили новый, неплохой отель, а почему нет дороги нормальной ни к нему, ни к отелю рядом?! Для Домбая, Приэльбрусья это риторический вопрос. Насыпали щебенки в лучшем случае и сойдет.

Еще удивительная вещь. Бронировал отель на их сайте с завтраком, а в итоге их там давно уже нет. В планах веранда и ресторан, но пока таких услуг просто нет. Гениально!!!

Впервые в Приэльбрусье

Коротко о плюсах и минусах отеля.

Плюсы:

— Расположение в двух минутах ходьбы от поляны Чегет с канаткой и едальнями. Плюс очень тихо и красивые виды на горы.

— В самом отеле тишина гробовая. Хотя постояльцы были.

— Номер начального уровня небольшой, но все хорошо, все на месте. Нет сетки от комаров, но даже мухи не летали. Поэтому в минус не занесу.

— Есть куллер с водой

Минусы:

— Нет завтраков. В отеле есть хорошая веранда, которую надо довести до ума + имеется помещение под ресторан или кафе. Виды прекрасные и так хочется вечером посидеть подальше от этого шалмана на поляне Чегет.

— отсутствие дороги на подъезде к отелю.

— Мегатормознутое смарт-тв. Делят первое место с отелем «Нижний» в Нижнем Новгороде.

В целом отель рекомендую.

Достопримечательности

Много раз проходил разными путями по местной экотропе от Чегета до Терскола. Особенно красиво вдоль реки. Можно посидеть и полюбоваться красотами. В ясную погоду можно увидеть одну из вершин Эльбруса, а может и две. Лес с потрясающим воздухом. Прям благодать. Но мост через реку Баксан это нечто. Его просто смыло и восстановили его через одно место. Это конечно лучше, чем ничего. Жаль фото удалил.

Впервые в Приэльбрусье

Экотропа идет до Поляны Азау и вниз минимум до Нарзанов. Жаль было очень мало времени. В следующий раз обязательно прогуляюсь.

Где удобнее останавливаться? В целом большой разницы между Чегетом и Терсколом нет. Из первого ближе канатка, меньше движняка автомобильного и людского., а из второго два наипопулярнейших маршрута: водопады Девичьи Косы и Терскол. И разница в примерно 30 минут ходьбы в один конец будет решать. А так смотрите, где лучше именно для вас отели. В Терсколе и его окрестностях много отдельных под сдачу деревянных домиков.

Впервые в Приэльбрусье

По еде и продуктовым магазинам большой разницы нет. Магазины везде маленькие и так себе по ассортименту. В Терсколе есть банкомат Сбербанка. Он реально может пригодиться, т. к. на Кавказе принимают наличку и переводы.

Из едален Чегета выделю лишь одну, которая мне безумно понравилась с первого прихода. Это «Эдельвейс». Безумно вкусно, недорого, обалденные виды из больших панорамных окон, но внутри параллельно ведутся отделочные работы. Я за всю свою жизнь подобного не припомню. Но опущу этот момент. Понравилось все: бефстроганов, люля-кебаб, шорпа, цезарь и просто бомбезная шаурма. За ней готов приехать отдельно))) Еще из минусов это туалет. Там полная антисанитария. Надеюсь к следующему моему приезду ремонт закончат. Место настоятельно рекомендую и успехов владелице.

Еще пару раз ходил в кафе напротив — «Минги Тау» (одно из названий Эльбруса). Они открываются в 8 утра, а то и раньше, поэтому ходил туда завтракать. Вкусно, душевно и недорого. Что там по мангалу не могу сказать. Только завтракал кашей, сырниками и блинчиками.

Канатка на гору Чегет

Еще первый день в целях акклиматизации все-таки решил уже к закрытию канатки забраться хотя бы на первую станцию. Потом забирался уже на самый вверх следующим утром.

Принимают к оплате карту. Канатка открытая и виды после леса просто сумасшедшие.

Впервые в Приэльбрусье

Страха было немеренно в первую минуту. Там просто в сторону Эльбруса реально пропасть фиг пойми на сколько метров. Но страх быстро прошел и сменился на лютый восторг!!! Советские открытые канатки это прям моя любовь и уровень эмоций тут в разы выше новых закрытых.

Конечно самого главного я не увидел, но Донгуз-Орун и Накра-тау тоже хороши.

Впервые в Приэльбрусье

На первой станции рекомендую обязательно посетить историческое кафе «Ай». Заодно и за меня зайдите. Забыл про него))) Виды вокруг прекрасные. А вот погода была изменчива. В дни моего пребывания примерно до обеда солнце и облака, а потом дожди, местами ливни.

Впервые в Приэльбрусье

Можно посидеть за столиками и подкрепиться.

Я еще попал на цветение любимых рододендронов. Их там тьма. На Домбае они к моему приезду отцвели. Народ массово спускался к ним по склонам для фото.

Впервые в Приэльбрусье

Также есть очень популярные качели. Правда я их видел работающими только в первый подъем.

Что еще? С этого года пограничники двинули приграничную зону и теперь много где можно прогуляться без разрешения от ФСБ. В данном случае это путь к озеру Донгуз-Орун кель. Маршрут легкий. Занимает примерно 1 час в один конец. В июне из тяжелых преград только широкие ручьи, которые без потерь перейти сложновато. Одевайте высокие трекинговые ботинки. Иначе практически нереально не зачерпнуть. Я же поднимался выше тропы и прыгал, как тур, через ручьи. Там они уже.

Впервые в Приэльбрусье

Само озеро неплохо выглядит сверху, но вот спускаться к нему нет смысла. Я глянул фото у туристов по дороге и в пасмурную погоду точно риск того не стоил. Да и в ясную там делать нефиг. В целом маршрут однозначно рекомендую, но я хотел тогда спуститься вниз в поселок от озера. Там есть удобная тропа.

На верхней же станции в ясную погоду просто шикарный вид на Эльбрус. Отличные фото можно сделать!!! Но мои две попытки оказались неудачными.

Вот такой максимум, что я увидел.

Впервые в Приэльбрусье

На 3000 метрах было достаточно тепло. Есть кафе, где можно подкрепиться. Подавляющее число людей здесь и останавливаются, но некоторые идут на саму вершину горы.

Именно с Чегета пока, пожалуй, самый красивый вид на Эльбрус. Виден огромный масштаб вулкана. Даже на фоне Главного Кавказского хребта он кажется гигантским. Отдельная тема это туалеты в горах Кавказа. Мне безумно нравится их снимать на фоне гор. Думаю побольше наснимать и опубликовать альбомчик)))

И напоследок вид с Чегета на водопад «Девичьи косы», к которому я еще схожу чуть позже. Прекрасно виден маршрут.

Впервые в Приэльбрусье

В общем конечно рекомендую канатку и прогулки, но без шикарного вида на Эльбрус прям грустновато. И без него стоит забраться, но имэций будет поменьше. Двухглавого гиганта во всей красе пока не видел только отсюда и с перевала Гумбаши. Два раза и в молоко. Пока не судьба.

Водопад «Девичьи косы»

И-за плохого прогноза погоды после 12 выходить на маршрут пришлось часов в 6 утра. Точно уже не помню))) И обязательно берите с собой трекинговые палки. Они очень сильно облегчат вам путь наверх. Он хоть и не крутой, но очень долгий. По прохладе шлось прекрасно.

Впервые в Приэльбрусье

Я сразу не стал ничего накидывать на себя. Я же жирный, поэтому вспотею моментально. Взял с собой литр воды и небольшой перекус, который не пригодился.

Впервые в Приэльбрусье

КПП национального парка прошел без оплаты. Сотрудники в такую рань отдыхают еще. Виды были прекрасными, народу почти никого. Но встретил парочку бегунов))) Я уже точно не вспомню сколько по времени шел к водопаду, но точно пару часов. По дороге наверх старался делать минимум остановок. Хотел сделать работу, а потом уже по погоде кайфовать на обратном пути.

В общем задолбался, но дошел. И это того стоит однозначно. Я был реально впечатлен красотой места. Водопад полноводный, удобный подход, но опасный. Камни могут упасть. Виды вокруг шикарные. Вот тут я уже разглядел всю округу.

Впервые в Приэльбрусье

Не помню сколько я протусовался там. Народ уже шел просто валом. И в основном походники, альпинисты. Путь обратно прошел замечательно. Шел я неспеша, но солнышко припекало очень сильно. Не позавидуешь тем, кто только шел наверх. В зоне леса можно и на лавочке посидеть, встречал белочек. Виды шикарны в сторону Донгуз-Оруна, Когутаев. Ледник Семерка особенно шикарно выглядит. В общем не маршрут, а сплошной кайф.

Впервые в Приэльбрусье

Однозначно рекомендую, но с палками и в солнечную погоду выходить как можно раньше.

Канатка на Эльбрус

Специально мониторил прогноз погоды. И вот именно в день уезда получилось по-настоящему ясное небо в районе 9–10 утра. Мне хотелось и на Чегет, и на Эльбрус одновременно, но решил наконец-то увидеть эту шикарную панораму на Главный Кавказский хребет. Времени до отъезда было не так много. В 12:30 меня должен был забрать уже знакомый таксист Олег.

В общем вперед и побыстрее.

На такси доехал до канатки. Таксисты стоят в отведенном месте в самом Чегете. Я договорился с одним из них еще с вечера. Цена 400р в один конец. Билет на канатку купил электронный на сайте. Так и быстрее, и чуть дешевле. Распечатывать ничего не надо.

На высоте около 4 тыс метров был в 2018 году на смотровой Маттерхорн Paradise, а потом в горной хижине у подножия горы Менх на высоте примерно 3650.

Со мной поднимался горный отряд военных на учения. В целом они и я рекомендуем действовать по такой схеме: на каждой остановке минимум 30 минут ходить и дышать воздухом. Это неплохая акклиматизация для будущего подъема. А то на 3850 многим становится плохо, а некоторым очень плохо. Нужно плавно подниматься, а не сразу с 2300 на 3850.

Впервые в Приэльбрусье

Сама канатка современная, внутри кабинок душновато, стекла замызганные. Снимать не получится.

Чуть не забыл про историческую канатку со знаменитой красной кабиной. Она тоже в строю и очень фотогенична.

Впервые в Приэльбрусье

Кстати без остановок на прогулки и перекусы подъем на самый верх занимает всего 30 минут.

На первой остановке виды так себе. Это типа разминка. Я познакомился с одной семьей и мы в целом держались вместе до верхней станции. А вот уже со станции Мир 3500 виды пошли прям топовые. Показалась Ушба, Шхельда и прочие вершины выше 4 тыс метров.

Впервые в Приэльбрусье

На Мире и потом выше на Гарабаши полно мест для фото и прогулок.

Вы удивитесь, но сам поселок Чегет или Терскол окружают далеко не горы выше 4 тыс метров. Эльбрус мы не берем. А так все ниже 4000. Только Донгуз-Орун и Накра-тау выше.

Впервые в Приэльбрусье

В мой подъем было тепло и не ветренно. Прям кайф. Можно загорать. Две вершины Эльбруса во всей красе, но отсюда так себе вид на них. А вот масштаб ледников внушает уважение, восхищение и страх.

Конечно чем выше, тем круче виды и горы Кавказа становятся все более бескрайними.

Лучшая ли это панорама в моей жизни? В тройку точно войдет. Тут еще на 3850 уже стали облака закрывать вершины и виды поубавились. Да и времени не было насладиться. А так хотелось соблюсти мою традицию и попить чайку с десертом. В общем домбайская панорама мне больше понравилась, но надо непременно еще раз посетить Приэльбрусье. Желательно золотой осенью.

Озеро Гижгит, перевал Актопрак

Конечно Терсколом, Чегетом и поляной Азау список достопримечательностей не заканчивается. Есть много соседних ущельев, а есть не менее красивые места подальше. Я пока рекомендую прокатиться на экскурсию или самим на машине к озеру Гижгит, через перевал Актопрак и дальше по Чегемскому ущелью к городу мертвых. Места красивые и именно отсюда не так утомительна дорога. Я же брал единую экскурсию из Кисловодска и это писец. Но не будем о плохом.

Гижгит прям очень понравилось. Виды шикарны и с берега, и с верхних смотровых. На верхние смотровые дорога убитая и нужны УАЗики.

Впервые в Приэльбрусье

Вода фирменного ледникового цвета. Жаль, что солнце очень сильно светило и грело. Нет ярких красок. И еще очень жаль, что не увидел во всей красе гору Науджидза (2956 метров). Или очередные «Тещины зубы». Ее спрятали облака.

Далее обязательно прокатитесь через перевал Актопрак. Идеально в ясную погоду, т. к. тогда вы увидите красивые панорамы высоких гор с ледниками. Но и в облачную виды вполне себе.

Дорога нормальная и можно проехать практически на всем. Плюс она короткая. Максимальная высота 2 тыс метров с копейками. На всем пути будет возвышаться подобно доломитам гора Лха 2774.

Впервые в Приэльбрусье

Из достопримечательстей вот такое природное образование. Стоять там стремновато))) А вот в жару облиться водичкой из горного ручья было очень кстати. Как заново родился.

Далее набежали не просто облака, а тучи. После жары внизу это было спасением. Но все равно красиво. Дорога плавно идет вверх.

Мне очень тяжело показать вам по фото и видео масштаб. Но поверьте это оромные пространства и такого едва ли увидишь в тех же Альпах.

Впервые в Приэльбрусье

К сожалению, наверху мало что видно. Иногда облака расходились и появлялись просветы в сторону высоких гор. Кстати там много местных. Видели пару компаний, готовящих шашлыки. Люди культурно отдыхают. Кто-то просто катается на своих Приорах и Грантах.

Дождик сбавил обороты. Мы же попили вкусного горного чая от гида, покайфрвали от видов и в путь.

Без проблем съехали в Чегемское ущелье и все-таки решились хотя бы проехаться в сторону Эльтюбю. Изначально я не хотел туда ехать, но гид Андрей обещал красивые виды гор. Да и уже было не жарко.

В город Мертвых мы приехали прям в самый ливень. Толком не погуляешь. Но из окна машины понравились окружающие горы. Мистическое место, куда приезжали и приезжают свидетели НЛО и прочей мистики. Сами могилы на кладбище местном мне неинтересны. Пускай усопшие покоятся с миром и не нужно там бродить.

Впервые в Приэльбрусье

Хочется еще раз приехать в это место. Тем более дальше есть очень красивый водопад. Спасибо Андрею, что настоял на поездке. Однозначно рекомендую.

Итоги

Что в сухом остатке? Я практически в восторге от всего кроме жары. В горах еще было терпимо и комфортно, а вот в Кисловодске и Пятигорске просто ад. Природно конечно сильные впечатления. Фото и видео и близко не показывают красоту и масштаб. Что лучше? На данный момент мое сердце в Домбае, но в Приэльбрусье я слишком мало увидел. Нужно сходить в соседние ущелья. Надеюсь уже в октябре я снова приеду в Домбай и продолжу его изучение, а Приэльбрусье в планах на следующий октябрь.

И теперь вновь я задам себе вопрос: «Швейцарские Альпы или наш Кавказ?» Вновь абсолютно уверенно говорю: «Швейцария». Такой красоты я пока больше нигде не видел. Тем более я видел маленький кусочек швейцарских Альп. Возможно после посещения других уголков Кавказа оно и изменится. Время покажет.

Спасибо за внимание!

Цикл материалов "Кавказ 2024"

1. Домбай в начале июня. Вступление
  2. Домбай в начале июня. Достопримечательности
  3. Впервые в Приэльбрусье

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.